Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психологического использования техники «волшебных красок» при создании мандалы



Эта техника носит терапевтический характер по мно­гим причинам.



Во-первых, следуя классификации художественных материалов (по Л. Штейнхард), данные краски можно отнести к трехмерным художественным материалам, так как при нанесении красок на картон возникает рельеф­ность, вызывающая ощущение объемного образа, кото­рый можно не только созерцать, но и потрогать. К тому же эти краски являются экологически чистыми, потому что в их основе мука, соль, вода, растительное масло.

Во-вторых, при смешивании всех перечисленных выше компонентов получается тесто. Оно, как глина и пластилин, являясь трехмерным материалом, воспри­нимается почти как живое существо и вызывает у чело­века желание непосредственно с ним взаимодейство­вать. Человек погружает в тесто пальцы, словно прика­саясь при этом к телу. Мягкость и пластичность мате­риала ассоциируются с интимностью контакта, телесны­ми ощущениями и независимостью. Это взаимодействие безусловно может вызывать сексуальные переживания, возможно отвращение, брезгливость, страх, а с другой стороны — чувство удовольствия от работы с теплым эластичным материалом.

В-третьих, гуашь, используемая для создания «волшеб­ных красок», — это продукт промышленного производ­ства, двухмерный, пластичный, предполагающий исполь­зование кистей и непосредственную работу руками. Он активизирует фантазию, позволяет закрашивать повер­хности и создавать более плотные среды. Гуашь требу­ет более глубокого эмоционального погружения в рабо­ту, чем, например, фломастеры или карандаши.

Учитывая все характеристики составляющих «волшеб­ных красок», можно предположить, что работа с ними не только доставит удовольствие, но и позволит приоб­рести новый сенсорный опыт или вспомнить хорошо забытое чувство маленького открывателя мира, кото­рый не боится новых ощущений.

Создание мандалы с помощью мозаики

Эта техника рекомендуется для работы с детьми, ко­торым трудно дается самовыражение с помощью худо­жественного материала, которые предпочитают точ­ность и лаконичность в работе, «экономны» в выраже­нии чувств.

Мозаичные элементы можно изготовить самосто­ятельно (из картона, дерева) или купить в магазине под­ходящую плоскостную мозаику с различными геомет­рическими формами, различных цветов. Когда дети вырастают, часто остаются некомплекты детских моза­ик, которые могут быть также использованы в данной работе.

Подобные мандалы легко разобрать и построить за­ново. Над мозаичными элементами как над художе­ственным материалом ребенок обладает большим кон­тролем, чем над текучими красками. Возможность кон­тролировать процесс повысит у ребенка уверенность в себе и в своих силах.

Создание мандалы в зеркальной плоскости

Работа в этой технике расширит творческие возмож­ности и обогатит новыми впечатлениями начинающих


создателей мандал. Возникающие в процессе работы эффекты будут подобны эффекту калейдоскопа. Для этого понадобится конструкция из зеркал такого вида как показано на фото 1. При желании ее можно изгото­вить самостоятельно.

Для работы также понадобятся различные неболь­шие предметы, вызывающие эмоциональный отклик у ребенка и выбранные им самим. Это могут быть деко­ративные цветные стеклышки, ракушки, кристаллы, ве­точки, пуговицы, камешки, различный бросовый мате­риал и мелкий природный материал. Ребенок или взрослый могут собрать его самостоятельно, следуя индивидуальному эстетическому восприятию. Рассмат­ривая свои творения, можно обсудить ассоциации и впечатления, которые вызывают мандалы у своих со­здателей.

Создание мандалы с помощью трафаретов

Данная техника подходит для работы с детьми до­школьного возраста, детьми, имеющими особенности психофизического развития, или с детьми и взрослы­ми, желающими просто развить фантазию и воображе­ние.

Фото 2

Работа с трафаретами (фото 2) обеспечит создающим мандалу определенный контроль над художественны­ми материалами и приспособлениями, что благотворно скажется на эмоциональном состоянии людей тревож­ных, расторможенных, импульсивных и позволит раз­вить у них саморегуляцию.


 
 

Изготовить трафареты можно из фанеры или соот­ветствующего твердого плоского материала (фото 3).

Фото 3

Получившиеся рисунки посредством трафаретов мож­но разрисовать, выбирая предпочитаемые цвета, струк­турируя их, тем самым приводя в порядок собственные мысли и чувства на символическом уровне.

Упражнение «Куски пирога»

Упражнение предназначено для групповой работы с детьми дошкольного и школьного возраста.

Цель: развитие невербальных навыков общения, групповой сплоченности; развитие толерантности по от­ношению к аутсайдерам в группе; развитие фантазии, воображения.

Материалы; большой лист бумаги в виде круга, ко­торый может быть разрезан на сектора по количеству рисующих; разнообразные художественные материалы: «волшебные краски», гуашь, пастель, акварель, каран­даши.

ХОД РАБОТЫ

Каждому участнику процесса создания групповой мандалы выдается один сектор круга для дальнейшего создания на нем рисунка. Каждый рисует то, что хочет, не договариваясь с другими об общей теме. Из разри­сованных секторов, если они были разрезаны, выкла­дывается круг и демонстрируется группе. Участники могут высказаться по поводу своих чувств и впечатле­ний, возникших в процессе работы.

Психотерапевтические возможности метода: сам символ круга, используемый в работе, играет объе­диняющую и поддерживающую роль для группы, а его деление на сектора обеспечивает незыблемость гра­ниц для тревожных, неуверенных в себе участников. Это позволяет ощутить безопасность при работе или вы­ступает ограничителем пространства для слишком ак­тивных ребят, стремящихся постоянно нарушать лич­ностное пространство других. О сплоченности и сла­женности группы можно будет судить по таким пара-


метрам, как похожий выбор колористики отдельных сек­торов, схожесть в теме нарисованного, гармоничный подбор в раскладе секторов круга. Не вписывающиеся в общую гармонию сектора круга могут свидетельство­вать о противопоставлении их авторами себя группе, об ощущении себя аутсайдерами в группе, а тематика рисунков и комментарии их авторов подскажут причи­ны сложившейся ситуации и, возможно, пути выхода из нее.

Медитации на песке

Цель: развитие способности к сосредоточению; сен­сорная стимуляция; накопление кинестетического опы­та; эмоциональная гармонизация и релаксация.

Необходимые материалы: поднос с песком; раз­личные формочки, лопаточки, трафареты из плотного плоского материала с уже готовыми формами мандал; различные предметы, оставляющие интересные следы на песке; кувшин с водой; предметы для украшения мандалы (камешки, ракушки, бусины, монеты, пугови­цы, косточки, семена и др.).

Данные игры могут быть интересны как один из ва­риантов работы в рамках песочной терапии. Примени­мы для работы как с ребенком, так и с взрослым. Как и любые другие игры с песком, эти игры также обла­дают психопрофилактической ценностью. Созданные на песке и из песка, мандалы могут получиться рель­ефными, чему способствует свойство влажного песка. Создающий мандалу на песке рисует в песочном под­носе круг и затем украшает его различными предме­тами. Из влажного песка можно вылепить различные элементы круга, а затем приступить к их декорирова­нию.

Естественно, работа над созданием песочной ман­далы будет лучше протекать под соответствующую му­зыку. Если у специалиста имеется возможность орга­низовать рабочее пространство одновременно для не­скольких участников, то можно провести групповой се­анс создания мандал.

Создающим мандалы можно рассказать о тибетских монахах, об их ритуале создания мандал из различного песка, что придаст всей работе колорит некой священ­ной общности.

Создание мандалы

с использованием природного

и бросового материала

Действия напоминают игры с мозаикой. Понадобятся круги разных размеров из плотного упаковочного кар­тона, клей ПВА и различный бросовый материал: ка­мешки, ракушки, бусины, монеты, пуговицы, косточки, семена, бисер и др. Детям очень нравится подобная работа. Клей ПВА следует наносить густым слоем на поверхность картона, затем выкладывать узор из мел­ких предметов. При высыхании клей становится про­зрачным, поэтому эстетика работы не нарушается. Это следует объяснить тревожным детям, так как неэстети­ческий вид работы может расстроить их и лишить же­лания продолжить дальше. Следует отметить, что дан­ная работа под силу детям с особенностями психофи-





 


Фото 4


зического развития. На фото 4 представлены мандалы, выполненные детьми, имеющими множественные на­рушения в развитии.

Создание мандалы из соли

Соль предварительно окрашивается в разные цве­та акварелью, а затем высыпается на картон, смазан­ный клеем ПВА, или на чистый картон. Эта техника также напоминает ритуальное создание мандал из песка тибетскими монахами. Она требует высокого сосредоточения, тишины, четкости в концентрации и моторной силы движений, особенной регуляции ды­хания, что полезно для детей активных, у которых имеются проблемы с саморегуляцией и самоконтро­лем.

Любой из этих сеансов создания мандалы можно за­кончить медитацией под музыку. Если работа прово­дится в группе, мандалы всех участников стоит помес­тить в определенное место для всеобщего обозрения, чтобы все могли увидеть рисунки других участников группы, посмотреть, как разнообразны внутренние миры других, чем отличаются они друг от друга.


«Медитировать — значит познавать свою сущность. Наше «я», обращаясь к цвету и форме, создает зри­тельные образы, связанные с нашим внутренним ми­ром. Мы сосредотачиваемся на игре с линией, цветом и формой и не только получаем удовлетворение от про­цесса творчества, но и занимаемся своего рода меди­тацией. Новые непривычные возможности игры с ма­лым числом элементов упорядочивают мысли, выстра­ивают их в ровный ряд, помогают работе интуиции, ак­тивизируют фантазию и воображение. Почти неизбеж­ное очарование цвета и форм приводит к определен­ному выводу: формы узоры рисунка отображают глу­бинные структуры внутреннего мира человека. А мы сами придаем им точное значение».

Если ребенку его работа не нравится, необходимо помочь ему осознать, что в данный момент его твор­ческое самовыражение важнее, чем эстетика работы. Осознание ребенком того, что в следующий раз он мо­жет создать другую мандалу, что сам процесс созда­ния мандалы — просто увлекательная игра, будет спо­собствовать появлению уверенности в себе, обретению спокойствия и согласия с миром и с самим собой, воз­никновению желания снова поиграть с «волшебным» кругом, который преображает и вдохновляет.


ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1968.

2. Базыма Б.А. Психология цвета. Теория и практика. — СПб.: Речь, 2005.

3. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М.: Эксмо-пресс, 2001.

4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и спе­
циалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006.

5. Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» — СПб.: Речь, 2002.

6. Копытин А.И. Основы арт-терапии. — СПб.: Лань, 1996. — С. 256.

7. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. — СПб.: Питер, 2000. — С. 444.

8. Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. — М.: Институт психотерапии, 2004.

9. Серов Н.В. Лечение цветом. — СПб.: Речь, 2005.

 

10. Трейсидер Джек. Словарь символов. — М., 2001.

11. Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. — Германия, Равенсбург, 2004.

12. Энциклопедия. Словарь символов. — М., 2003.

13. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. — СПб.: Питер, 2001. (Серия «Практикум по психотера­
пии»).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь