Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мир появляется в поле зрения
Читая Библию с самого начала, мы обнаруживаем, что там не говорится ни о чем другом, кроме как об Израиле – книга за книгой, словно Бог является только Богом евреев и Его интересы ограничены этой крошечной землей и маленькой нацией. Но как только мы открываем Новый Завет, границы исчезают и весь мир появляется в поле зрения. Действительно, Иисус говорил о Своем собственном служении: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мат. 15: 24). Но Он все-таки исцелил девушку, которая не принадлежала к Израилю, но была хананеянкой. Он говорил о том же Назарете относительно вдовы, которой помог Илия (Лук. 4: 25-27; 3 Цар 17: 8-24). Его выступления против расовой дискриминации приводили общество в ярость, но позднее Он пошел в землю Ханаанскую. После того, как Христос воскрес из мертвых, ученики довольно долго сохраняли еврейское мировоззрение и полагали, что их новая вера принадлежит только Израилю. Они даже спрашивали Господа за час или около того прежде, чем Он был вознесен на небо: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? » Иисус ответил: «Не ваше дело знать... но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями... и даже до края земли» (Деян. 1: 6-8). Когда на них сошел Святой Дух, они заговорили языками людей из многих разных стран, выявляя этнические интересы Святого Духа. То, что Бог сделал в Вавилоне, рассеяв людей и смешав их языки, Он исправил в день Пятидесятницы, когда объединил их, используя разные языки.
Секрет Царства
Евангелие, которое проповедовали ученики, когда они вышли в мир, было евангелие Царства Божьего – благая весть о том, что Царство приблизилось. Но они проповедовали его в новых понятиях, которыми не пользовался Иоанн Креститель, и только иногда пользовался Сам Иисус. Их Евангелие Царства провозглашалось языком распятого Христа. Это не было другим Евангелием, но оно содержало восхитительный новый факт – жизненно важный факт о Царстве – Крест. Когда Иисус говорил об этом раньше, Петр даже пытался упрекать Христа (Мат. 16: 22). То, что вначале казалось вопиющим для учеников, было, как они позднее осознали, самой важной тайной Царства, самопожертвованием царя Царства. Царство установилось в титанической битве и победе Христа. Его Кровь обозначает установление Царства. Голгофа – источник искупляющего движения Бога, «атомный двигатель» Евангелия и всех даров Духа. Для тех, кто входит в подлинное харизматическое общение, мы должны заметить, что современные деятели религии заняты тем, что строят обходные пути вокруг Голгофы. Евангелие Библии карикатурно изображается, как «Евангелие запекшейся крови» – словно кого-то в нашем мире может вытошнить от крови! Дороги, обходящие Голгофу, уверенно ведут в никуда. Нет окольного пути. Царство Божье имеет свои пропускные пункты и контроль на границе – и это Крест. Но, побывав на Голгофе, человек живет второсортной жизнью, словно нелегальный иммигрант. Паспорт и выездная виза – это раскаяние и вера во Христа Иисуса. Затем мы можем войти со всеми правами граждан, «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2: 19). «Заветы обетования» – наши. Мы – не нищие, просящие славных святых послать нам хоть какую-то помощь. Нам не нужно собирать их кости, надеясь, что частичка их святости и благодати перепадет и нам и останется у нас. Верующие – не собиратели костей. Если мы станем делать то, что делали апостолы, мы получим то, что имели апостолы, от того же самого Отца, тем же Духом, на той же основе благодати. Дары даются нам свободно. Есть дешевые подражания: религиозные нововведения, «духовные вибрации», духовные силы, исцеляющие солнечные лучи и доброта со светом, которые, вообще говоря, идут ниоткуда, Во многих странах наша работа беспокоит тех, у кого свои собственные претензии на силу, защиту и исцеление. Я припоминаю, как особенно сильная ведьма была привезена из Америки, чтобы при помощи заклинаний разрушить то, что я проповедовал. Но у меня были доспехи Божьи, когда она пыталась начать духовную атаку против меня. Ее попытка была тщетной против искупленного кровью дитя Бога. Но Святой Дух ждет на Кресте; и те, кто склоняется перед этим алтарем, только там получают Его безграничные благословения. На Голгофе есть дары, много превосходящие все результаты мантр, методов «Новой Эры» и оккультизма. Это – «немощные и бедные элементы», как пишет Павел в Послании к Галатам 4: 8-11. Теперь мы увидим, как велики и насколько реальны Его дары.
Глава 5
ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ДАРОВ
Цель написания этой книги состоит не в том, чтобы заинтриговать читателей, но чтобы подчеркнуть, что дары должны играть важную роль во всемирной евангелизации. Они – орудия для битвы, а не игрушки для забавы. Поскольку эта книга для тех, кто хочет практического знания, будет полезно обратиться к некоторым фактам. Есть доказательства связи между проповедью Евангелия миру и дарами Пятидесятницы – верными знамениями времен, если мы не поглощены приобретением знания о пророческих знамениях и апокалиптическими теориями. Одним из таких доказательств является все увеличивающаяся пропасть между тенденциями злобного безбожия, с одной стороны, и подлинно христианской жизнью со все возрастающим действием Святого Духа во всем мире, с другой стороны. Обзор «Американских Ассамблей бога», опубликованный в 1989 году (смотри: Маргарет Полома. Ассамблеи Бога на распутье) открывает, что шесть из десяти их членов в разное время пережили чудесное исцеление; три из четырех членов говорят на новых языках, восемьдесят три процента из них – регулярно. Вот еще один важный факт: те, кто говорят на языках, были самыми активными в проповеди святости. В два раза больше людей получали спасение там, где пастор особо подчеркивает опыт Пятидесятницы. Всемирное харизматическое и пятидесятническое движение иллюстрирует это еще лучше. От маленькой группы первых «говорителей на языках», сидевших на досках, положенных на бочки с гвоздями, в заброшенном районе Лос-Анджелеса в 1901 году, началось пробуждение. Оно превысило весь предшествующий количественный рост церкви и, видимо, будет охватывать 620 миллионов верующих к 2000 году. Главным образом благодаря дарам, число евангельских христиан с более чем полутора миллионами христианских работников увеличивается в три раза быстрее, чем население мира. Это – самый быстрый рост веры в мире. С самого начала Церковь выглядела обреченной, мертворожденной. Чтобы нести Свое послание народам, у Иисуса было всего несколько обыкновенных людей из Галилеи. Никто из них не проявлял никакого блеска или личных качеств, необходимых для успеха. В сущности, они показали весь спектр человеческих неудач. Они были так не готовы к успеху, как только могут быть не готовы люди. Еврейские лидеры считали их невежественными и необразованными. Чтобы встречаться со многими выдающимися интеллектуалами того времени или просто поколебать полуграмотные массы, эти скромные рыбаки и изгнанники из Галилеи не имели ни капельки образовательного или психологического опыта. Их послание выглядело весьма непривлекательным. В нем не было элементов интеллектуальной мудрости, политических обещаний или немедленной социальной выгоды. И самое худшее, что в центре оно имело лидера из невзрачного, захудалого городишки из Галилеи, который закончил жизнь, будучи распятым, как обычный преступник. Невозможное задание? Вопреки всем ожиданиям это стало «выполненным заданием». Как? Они двигались с новым секретом. Сам Бог работал с ними, сопровождая их проповедь знамениями и чудесами. Больше того, Он снабдил их простые слова убежденностью и направлял их в сердца слушателей так же сильно и верно, как Он направил камень Давида в голову Голиафа. Не личная харизма, но харизма Божьего Духа окутывала их. Их «секрет» – Святой Дух. Давайте отсюда и начнем. Если христианство должно развиваться, то это Божественный путь. Христос знал, что мир будет расширяться. Сейчас на земле живет в 60 раз больше людей, чем когда Он был здесь. Он ожидал, что весь мир услышит Его тихие слова, сказанные так давно в неприметной Римской провинции, но не методами обычной пропаганды, а Его силой. Поскольку мир колеблется между духовной жизнью и смертью, то наибольшее внимание надо уделить всему, что может обезопасить судьбы других людей. И то, о чем будет говориться дальше, – это чрезвычайно важные принципы. Они могут быть даже усилены повторным упоминанием в последующих главах. 1. Как Иисуса искушали в пустыне использовать Божественные силы не по назначению, так, скорее всего, будут искушать и других. Искушение вырастает из гордыни, которая портит наши искренние мотивы по отношению к дарам силы и ведет к чрезмерно помпезному поведению и эгоистическим проявлениям. Иисуса искушали броситься вниз с башни храма. Одну вещь нам нужно хорошо усвоить: сверхъестественное не всегда сенсационно. Мы можем вызывать восхищение своими дарами, но наша работа состоит в том, чтобы люди взирали на Иисуса. Когда Павлу и Варнаве захотели поклоняться в Листре, они пришли в ужас и побежали к людям, уверяя тех, что они не боги. Иисус сказал, что это поколение ищет знамения (Мат. 8: 12). Всегда были те, кто искал сенсации. Мы можем воспользоваться ситуацией и использовать дары Бога для нашей собственной выгоды. Волхв Симон хотел получить дар Снятого Духа, чтобы поддержать свой престиж (Деян. 8: 9, 19). Оза умер за то, что самонадеянно положил руку на ковчег завета (1 Пар. 13: 10). Если кто-то скажет: «Я хотел бы иметь дар исцеления» или какой-то иной дар, то правомочен встречный вопрос: «Для чего«». Очень важен мотив. 2. Дары Духа не даются для утверждения чьих-то методов и теологии. Они действуют верой в Бога, а не верой в какую-то особую теорию, Они не являются принадлежностью какой-либо доктрины, кроме доктрины искупления. Снятой Дух имеет целью прославить распятого Христа. Всегда можно найти свидетельства, что эта или та форма привела к успеху, но эти свидетельства не могут доказать того, что они, по идее, должны были бы доказать. Божья милость «больше, чем может вместить наш ум». Есть только один секрет – вера. «И сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Иоан. 5: 4). Новые техники и весьма рекламируемые методы, как может показаться, приносят результаты, но на самом деле это не так. Бог отделяет техники и методы от веры и отвечает только на веру. Если в Новом Завете исцеления и чудеса чему-либо вообще приписываются, они неизменно приписываются вере. В противном случае – это высшее деяние Бога. «Вера твоя спасла тебя; иди с миром», – сказал Иисус женщине с кровотечением (Лук. 8: 48). Ее «метод» едва ли мог бы быть более простым и «детским». Ищущим исцеления можно помочь, обучив их, но существенная часть чуда все же неизменно проста – «детская» вера в Иисуса. И это – все, о чем заботится Бог, не важно, какие идеи и нововведения могут быть в нашем запутавшемся разуме. 3. Дары приходят, когда для них открывается возможность. Они выдаются рабочим, когда те приходят на работу. Подобно современным технологиям, дело Божье нуждается в социальном оборудовании, но оно находится «на рабочем месте». Бог не дает его нам, чтобы мы могли при случае использовать его когда-нибудь и где-нибудь. Нужда в даре исцеления возникает, когда нами движет сострадание к тем, кто страдает. И вот тогда-то и действует дар. Иисусом двигало сострадание. Слово, использованное в греческом оригинале, «спланкнизомай», означает: «чье-либо глубоко внутреннее чувство любви и привязанности». Когда тобой движет сострадание, тебе придется утирать слезы на виду у людей, опечаленных и подавленных несчастьем и болезнью; ты почувствуешь желание кричать в знак протеста против их состояния. Двигайся вперед – и Бог будет давать тебе все, что нужно. 4. Дары не приходят из вторых рук. Это – прерогатива одного Духа – наделять дарами. Многие предполагали давать дары другим верующим, но обычно это приводило к разочарованию – чудесные силы не следовали за этим. Мы не слышали о каком-либо выдающемся служении, полученном при помощи таких попыток передачи даров. Мне нравится давать некоторое наставление на собраниях, проводимых, чтобы учить о дарах. Учение о дарах хорошо, но попытки получить дары только через учение о том, как нужно что-либо делать, не будут более успешными, чем получение музыкального или артистического дарования путем умственного обучения. Но там, где вера и истинное желание живут в наших сердцах, настоящий дар может быть дан Святым Духом в любое время. Это может случиться, когда люди с готовностью слушают разъяснения о «харизмах». Но это происходит по воле Святого Духа, не по человеческой воле. Будь уверен, что хотя Дух полностью игнорирует претенциозные «дарования», исходящие от человеческой воли, Он не игнорирует истинную открытость и молитву. Мы можем смиренно молиться один за другого, чтобы быть снаряженными для служения. Павел сам просил молиться, чтобы он мог смело отверзать свои уста, поскольку дверь возможности для проповеди Евангелия была открыта (1 Кор. 16: 9; Еф. 6: 19; Кол. 4: 3). Из этих стихов нужно понять, что когда появлялась возможность, Павел искал у всех молитвенной поддержки. Видимо, мы должны потратить несколько минут на изучение тех мест из Писания, которые предлагаются, как основа для даров. Вначале мы упомянем тот факт, что ни один стих в Писании не дает инструкций или предписаний для практики. В лучшем случае есть не более, чем неясные предположения. Апостол Павел писал в Послании к Римлянам 1: 11: «Я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное [харизма] к утверждению вашему». Что же это за «харизма»? Он говорит нам: «то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею» (ст. 12). «Этот стих неприменим, – говорит Зигфрид Шатцманн, – ибо он имеет не тот же самый технический смысл слова дар, как в Первом послании к Коринфянам, 12-я глава». Это слово следует рассмотреть в контексте. Многие «харизмы» (дары), упомянутые Павлом, не являются чудотворящими дарами для верующих. Вместе с тем, вся христианская вера состоит из «харизм», от спасения до освящения. Впрочем, вполне ясно, что Павел в Послании к Римлянам 1: 11 думает не о наделении кого-либо «даром», ибо он обращается ко всем верующим в Риме. Он не прошел весь этот путь до Рима, чтобы наделить мужчину или женщину даром мудрости или различия духов, но, как он говорит, чтобы обустроить всю церковь. Другие стихи – это: Первое послание к Тимофею 4: 14 и Второе послание к Тимофею 1: 6. Павел говорит Тимофею «не нерадеть» и «возгревать» дарование (харизма), данное ему через возложение рук Павла и старейшин. Такой же ли это дар, как и в Первом послании к Коринфянам 12: 8-10? Если так, то как мог он «возгревать его»? Фактически, нам говорится, что это было за дарование, а именно: дух «не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим 1: 7). Дар старейшин был дан для его общего служения, как молодого христианского работника. 5. Бог дает все, что нам нужно, когда мы слушаемся Его призыва к служению. Когда Тимофей был направлен на трудное задание, Павел молился за него и возлагал на него руки вместе с другими старейшинами, и Бог благословил Тимофея на служение, и это нормальная процедура. Точно такая же ситуация описывается в книге Деяний 13: 1-3. Они возложили руки на Павла и Варнаву, чтобы «отделить» их для той работы, на которую Бог уже призвал их. Это не было попыткой передать дары, но возложение рук было больше чем ритуалом; это определяло нужду в силе от Бога. Трудно предположить, что кто-либо выбрал бы один дар из девяти, перечисленных в Первом послании к Коринфянам, 12-я глава для молодого приятеля, оставляемого в одиночестве в языческом мире с маленькой группой верующих, словно бы это был подарок, который можно унести. Я не могу представить, какой дар они бы выбрали для той большой задачи, которая предстояла Тимофею; разве что общее пасторское дарование. Другое место из Писания, в котором говорится о даровании, это Четвертая книга Царств 2: 9, где Елисей просил Илию дать ему двойное помазание его духа. Илия сказал, что это трудно, но обещал, что будет так, если Елисей увидит Илию, когда Бог заберет его. Здесь нужно отметить несколько вещей. Бог уже призвал Елисея занять место Илии. Он был его духовным наследником. Вот что имеется в виду, когда Елисей попросил «двойного помазания его духа». Это не означало двойную силу, хотя он сотворил в два раза больше чудес, чем Илия. «Двойная доля» – это была часть наследства старшего сына, по сравнению с другими сыновьями. Илия был духовным отцом Елисея. Илия получил указание от Бога помазать Елисея, но не сделал этого. Поскольку это было указанием Духа, возникла необходимость в особом даровании, так как Илия не помазал его, как сделал Моисей со своими старейшинами, руководствуясь Божественным повелением. Илия не возложил рук на Елисея. Дары Духа Божьего пришли к Елисею после того, как Илия ушел на небо, когда он поднял одежду Илии, упавшую на землю. Бог показал, что Он независим от Илии. Когда призвание Божье уже обитало в душе человека, как было в случае с Елисеем (3 Цар. 19: 16), и когда Илия был взят от Елисея, Бог позволил тому же одеянию (милоти) упасть на другие плечи. Это от Бога, когда такие люди служат вместе. Это происходило затем снова и снова. Это – главные места из Писания, используемые для передачи даров (как оригинально практиковалось движением «Последний дождь» в 40-е и 50-е годы). Пытаться направить Святой Дух кажется для меня равносильным распространению христианских прав вплоть до границы, где они посягают на суверенную власть Бога. Места Нового Завета, определяющие положение дел относительно духовных даров – Первое послание к Коринфянам, 12-14 главы говорят нам, чтобы мы ревновали о дарах, особенно о даре пророчества; но нигде не говорится, что дары могут быть переданы одним человеком другому, как мы могли бы ожидать. Вместо этого ударение делается, чтобы люди «ревновали о дарах» (1 Кор. 14: 1), «искали» их (ст. 12) и «молились» о них (ст. 13); но нигде не говорится, чтобы кто-то принял дар по молитве другого. А в Первом послании к Коринфянам 12: 11 утверждается, что Дух разделяет каждому особо, как Ему угодно. Святой Дух не ожидает, чтобы Церковь взяла на себя инициативу, кому давать дары. Господь не раздает дары тем, кого она назначит. Если Церковь должна выбирать, то схема Нового Завета должна быть для людей, уже полных веры и Святого Духа (Деян. 6: 3, 5). Очевидно, Бог не использует неподходящих людей, например, воинов в качестве нянь, или музыкантов для чистки кирпичей, но у Него есть Свои идеи о том, что делать в жизни того или иного человека. Он не ждет результатов церковных выборов. Церковные лидеры должны различать дарования прихожан, данные им Богом, и поддерживать их, давая им то место, для которого они готовы. Слишком часто на деле возникает ревность к дарам других и вместо того, чтобы дать им возможность, их игнорируют и оставляют на другой работе. К великой чести лидеров в Антиохии, там не было ревности; они отпустили Павла, которому предстояло идти по всему миру, неся Евангелие. Библия никогда не называет природные способности «харизмами». Искусство, музыка, поэзия, деловая сообразительность, лингвистика, физическая красота и интеллектуальная проницательность – это все то «имущество», которое может быть предложено Богу. Наши способности могут, действительно, возрасти на Божьем служении, но они все же остаются способностями, а не «харизмами». Истинные «харизмы» – это дары Духа, даваемые даже тем, кто был обделен с рождения. К сожалению, слишком многие церкви и движения «оказывают лицеприятие» (Иуд. 16) людям, если те хорошо выглядят, говорят по-английски с хорошим произношением, и, как сказано в Послании Иакова 2: 2, носят золотое кольцо и дорогие одежды. Когда Самуил был послан, чтобы помазать нового царя, он смотрел с восхищением на впечатляющий вид и личные качества всех сынов Иессея, исключая Давида, хрупкого подростка, пасшего овец. Его голова не была правильной формы для короны, а руки – подходящими для скипетра, только для пастушьего посоха. Все же этот красивый лицом подросток был, как сказал Бог, Ему по сердцу (1 Цар. 13: 14). Мы открываем наши дары лучше всего в работе. И в совете: «найди свой дар и используй его», есть мудрость, ибо прятать способности – значит пренебрегать ими. Лень может быть замаскирована под смирение. Притча о талантах не признает такого извинения. Неиспользованные возможности должны быть открыты и возвращены обратно. Писание, однако, дает еще лучший совет тем, кто думает, что у него нет никаких дарований. Павел говорил: «Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Фил. 4: 13). Поиск дара также может быть извинением для ничегонеделания. Многие говорят: «у меня нет дара». Но те, кому истинно даровано, даже не имея природных способностей, готовы подняться и идти. Солдаты, братья Давида, насмехались над ним, говоря, что он – ничто на поле боя: пастушество – вот его удел. Но его вера и помазание преодолели неопытность и все недостатки. Бог учит человека сражаться, если тот начинает сражаться. За принципом из Писания мы обратимся к Первой книге Царств 10: 6, 7: «И найдет на тебя Дух Господень и ты... соделаешься иным человеком...делай, что может рука твоя; ибо с тобою Бог». Как заметил автор книги Екклесиаста 9: 7: «Бог благоволит к делам твоим». Дары – это функция Божественной любви, и лучше всего они проявляются у смиряющих себя верующих. Главы 12 и 14 из Первого послания к Коринфянам вращаются вокруг центрального послания любви в главе 13. Богословы скажут, что ключевые слова Послания к Коринфянам – это «слово» и «деяние» («логос» и «эргон»), но на самом деле ключевое слово этого послания – «любовь». Любовь Павла касается каждого слова и каждого деяния в Послании. Критически настроенные богословы часто пытались показать, будто то, что рекомендовал Павел в этой главе, было его собственными оценками любви. Возможно, что и так, а почему нет? Он должен был служить примером, и он был им. Дары не для совершенных, несмотря на то, что было сказано ранее. А кто есть идеальный христианин? Жизнь – это продолжающаяся демонстрация наших бестолковых попыток достичь совершенства. Но дары – это «харизмы» благоволение благодати, а не сертификаты достижений. Книга Чисел, где показано падение Израиля – это, видимо, первая библейская лекция на эту тему. Они все пали, включая лучшую тройку – Моисея, Аарона, Мариамь, и даже сынов Аарона. Вернемся к странному эпизоду с Валаамом в Книге Чисел 22: 24. Когда он пытался проклясть Израиля, то не смог. Он понял почему, когда Бог позволил ему взглянуть на Израиля, как Он смотрел. Он провозгласил: «Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастия в Израиле» (Чис. 23: 21). Нужно ли платить за дары? Если бы нужно было, это были бы не дары, но покупки. Тем не менее, может возникнуть необходимость «платить цену» при их использовании в служении Богу, Те, кто не готов рисковать своим досугом, комфортом, репутацией, а может, и многим другим, могут быть мало использованы Богом – даже если Он изольет Свои могучие дары на них. Полный набор инструментов может быть чудным подарком для плотника, но он будет бесполезен без пота у него на лбу. Дары требуют посвящения. Как сказано в послании к Римлянам 12: 7: «Имеешь ли служение, пребывай в служении», Его жизнь отдана вместе с нашими. Дары для тех, кто дает. Чтобы получить, давай! Какие дары самые лучшие? Я думаю, мы должны спросить, является ли дар языков наименьшим. Можно ли от него отмахнуться или даже «замести его под ковер», словно он не имеет особого значения» Дело в том, что если Бог считает подходящим давать его, то для нас презирать его было бы невежеством. Настоящая ценность всякого дара – это намерение Дарителя, а не то, что мы, возможно, считаем практической полезностью. Золото имеет небольшое практическое использование, но оно является стандартом при описании сокровищ. Действительно, пришла пора заново перевести часто цитируемый стих из Первого послания к Коринфянам 12: 31: «Ревнуйте о дарах больших». Слово «ревнуйте» означает буквально следующее: «сильно желайте» или «сильно ищите». Можно предположить, что это можно понять в двух смыслах – или что люди уже ищут, или что их побуждают искать. В оригинальном греческом тексте это тоже может быть понято двояко – то есть или как активный индикатив (делание чего-либо постоянно), или императив (повеление). Но мы знаем из Первого послания к Коринфянам 14: 12, что Павел не говорит им искать лучших даров, ибо он знает, что «они ревнуют о дарах духовных». Он не стал бы говорить им делать то, что они уже делают. Стих находится в индикативной форме – они искали лучших даров. Фактически, этого бы не было, если бы они все их имели. «Если все тело глаз, то где слух» (1 Кор. 12: 17). Павел, очевидно, беспокоился о том, что люди понимали под лучшими дарами. Нам сказано ревновать о дарах (1 Кор. 14: 1), конечно, но не искать «лучших» даров. Это другое дело. То, что фактически сказано, должно быть составлено вместе так: «Вы ревнуете о лучших дарах, а я все же покажу вам путь превосходный» (Греческое слово «мейзона» означает «лучший»). Затем Павел использует то же слово для обозначения превосходнейшего: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных...» (1 Кор. 13: 13; 14: 1). Значение каждого дара зависит от ситуации. Разводной гаечный ключ менее полезен в саду, чем газонокосилка. Сила исцеления не имеет ценности среди молодых и здоровых, а различение духов, вероятно, имело бы цену. Некоторые предполагали, что Павел называет дары в порядке убывания ценности. Но они не могли доказать Писанием это утверждение. Фактически, дары, которые идут первыми в оригинальном списке, вообще не названы в следующем списке в той же самой главе. Он особенно побуждает Коринфян искать дара пророчества, но оно идет шестым в следующем списке даров. Никогда не упоминаются все дары, но лишь некоторые из тех, которые были упомянуты в другом месте. Это предполагает, что есть иные неограниченные возможности во Святом Духе. Не упоминается, например, ни изгнание бесов, ни обличение грешников. Идея, что мы должны иметь предшествующий библейский пример для каждого проявления, – сама по себе не является библейским принципом. Такая идея нигде не упоминается; в противном случае, в чем польза от различения духов? Есть огромная масса сверхъестественных явлений, и Бог не ограничивает себя прошлыми прецедентами. Позволь мне пояснить. Странные вещи происходили во время классических пробуждений, которых не найти в Новом Завете. Они никогда не подвергались сомнению. Напротив, они обычно рассматривались как сильные свидетельства Божьей силы. К тому же само по себе классическое пробуждение не имеет параллелей в Писании. Святой Дух никогда не ограничивал Себя. Мы не должны полагать, что те пробуждения – это тот путь, по которому Бог будет всегда действовать. Он никогда не действует в противоречии с Библией, конечно. Например, в Библии есть только минимальное число примеров, когда верующие были «сражены Духом», как некоторые называют это, но в течение веков это рассматривалось как деяние Божье. Естественно, подобно истории с египетскими волхвами и Моисеем, то что делает Бог, может быть симулировано и подделано, но это не умаляет достоинства того, что подлинно. Наставление Павла в Первом послании к Коринфянам относительно даров не должно приниматься как закон с горы Синай. Например, в стихах 14: 27 и 14: 29 говорится: «Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй... И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают». Эти повеления рассматривались как закон. Пасторы строго запрещали четвертое высказывание и объявляли, что это «не от Бога», но «по плоти». Церкви раскалывались из-за публичного унижения искреннего прихожанина, бывшего четвертым из выступавших. Представься, например, что мы прервали собрание на этом и через 5 минут начнем второе собрание, тогда выступления этого «четвертого» стало бы законным, а это уже чистый формализм! Вред, нанесенный немилосердным управлением, много больше, чем любой вред от четвертого высказывания. Если все учение Павла принимается сердцем, то подобное законничество невозможно. Все его наставления, касающиеся даров или чего-либо еще, должны рассматриваться как основа благодати. Конечно, мы должны принимать все моральные законы Библии с крайней серьезностью. Но дары – это другое дело. Они происходят из жизни в Духе – живой, сильной, проявляющей себя активно. Запирать в ящик живую силу Духа вместе с жизненными правилами – это лишено смысла и несовместимо со свободной энергией Духа. Павел сталкивался с огромной бестолковостью христиан, которые только что ушли от язычества и имели мало опыта и плохо знали Писание, которое могло бы наставлять их. Как можем мы сегодня быть ведомыми Духом, если хлыст закона щелкает позади нас? «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3: 17). Эти принципы будут рассмотрены снова по мере нашего дальнейшего подробного рассмотрения.
Глава 6 СЛОВА СЛÓ ВА
Каждая тема должна иметь свои особые слова, жаргон или ключевые выражения, чтобы избегать повторения и неразберихи. Я знаю, что люди хотят простого Евангелия, но «возрастать в благодати и познании Господа нашего и спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 3: 18), ничего не уча, невозможно. Иисус сказал: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоан. 15: 7). Есть два важных условия для молитвы: пребывание во Христе и пребывание Его слов в нас. Здесь важно понять библейский смысл этого и других библейских слов. Библия определяет правила изучения Библии. И мы теперь подробней рассмотрим эту истину. Мы должны начать с выражения, часто повторяемого в этой книге: «духовный». Описание человека как «очень духовного» говорит о нем много. Некоторые христиане называли сами себя духовными, но они не имели в виду того, что имеем в виду мы или что имел в виду Павел. Павел имел сомнения относительно них, как он показывает в Первом послании к Коринфянам 14: 37: «если кто почитает себя... духовным...» Эти духовные люди, возможно, имели отношение к мистическим религиям. Многие претендовали на секретные и эзотерические знания или прошли обряд посвящения. Они были духовными в языческом или оккультном смысле. Павел дал слову «духовный» христианское значение: человек, наполненный Святым Духом, ходящий в послушании и праведности, а не в гордыне и похотях плоти. Он говорит об истинной и ложной духовности в Первом послании к Коринфянам 12: 1-7. Одним из тестов является то, что та истинная духовность производит что-либо для «общего блага» (ст. 7, «Новый международный перевод») или, как это дается в переводе короля Джеймса, – «к тому же для выгоды каждому человеку». И этот принцип применим ко всем дарам.
Духовные дары
Это была идея Павла – говорить о духовных дарах. Коринфяне не спрашивали Павла о них, поскольку они полагали, что знают о них все, что нужно. Но это не доставляло Павлу радости. Он говорит (1 Кор. 12: 1): «Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных». То есть он полагал, что они в этом несведущи. Он продолжает в Первом послании к Коринфянам 14: 38: «А кто не разумеет, пусть не разумеет», имея в виду, что если они все еще думают, что все это знают, и не принимают исправления своих идей, то они останутся невеждами. Они были «уведены прочь» своим прошлым знанием, которое было подобным, но относилось к «безгласным идолам» (12: 2). Греки были известны ученостью, но то, что относится к Святому Духу, отлично от этого. Университетская степень в социальных науках или физике не делает человека мудрым в делах Божьих. Обретение духовного знания подобно принятию огня в свою душу, а не просто накоплению холодных фактов в голове. Это – наша главная тема, так что мы подробнее остановимся на том, что называется духовными дарами. Во-первых, мы должны понимать, что глава 12 в действительности говорит о Церкви. Учение о духовных дарах здесь побочно. Коринфяне писали, прося о помощи, и Павел имел дело с несколькими вещами, которые волновали их. Печально, но некоторые вещи, которые должны были бы заботить их, не беспокоили их. Они позволяли возникать фракциям, которые разделяли общину в Коринфе, и для Павла это была очень тревожная ситуация. Но они также неправильно использовали дары. Павел же выявляет эти вещи и соединяет обе проблемы вместе. И результат – это то действительно чудесное изложение, которое он оставил нам. Наш перевод использует понятие «духовные дары» (1 Кор. 12: 1). Оригинальное же греческое слово не имеет ничего общего с «даром». Оно звучит как «пневматика» (от «пневма» – дух). Это слово используется 26 раз в Новом Завете. Это особое слово переводится как «духовные дары» только 10 раз, но чаще как «духовные люди», «духовный закон», «пища», «камень», «тело», «песни», «дом» и т. д. В Послании к Римлянам 1: 11 Павел хотел передать Римлянам «пневматикон», означающее «нечто духовное», «выгода». Подходящий греческий эквивалент слова «дар» фактически не используется в Первом послании к Коринфянам 12: 14, исключая два случайных употребления. Коринфяне любили слово «пневматика» – это было их слово. Но Павел придумал особое слово, которое предпочитал он – «харизма». Опять он избегает обычного слова «дар» (дорон) и выбирает слово «харизма», которое так хорошо известно сегодня. Оно означает «благосклонность». Удивительно, что Павел не использует прямое слово «дар», но позднее мы увидим почему. Павел был апостолом благодати «харис» и «харизма». Он ввел это слово в христианский словарь. Оно относится к группе слов типа «хаиро» – «радоваться» и «хара» – «радость». Есть некоторые чудесные тексты, использующие слово «харизма». Во Втором послании к Коринфянам 9: 14 мы читаем: «за преизбыточествующую в вас благодать [харис] Божию». Так и есть, мы отмечены «изобилием благодати» от Бога. Павел использует слово «дар» (дарон) только для прямого подарка, который дается и который можно хранить. Например, стих 15 продолжает: «Благодарения Богу за неизреченный дар (дарон) Его! » Этим прямым даром был Сын Божий, Иисус, и Он наш навсегда. В Евангелии от Иоанна 3: 16 мы имеем тот же вид даяния: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал [докео] Сына Своего единородного». Иисус – это Божий дар (дарон) нам. Благодать – это «харис». Это означает благодатное отношение Бога. Ветхий Завет говорит о том, что Бог поворачивает к нам Свое лицо, показывая нам свет Своей доброжелательности. И это именно то, что означает благодать – доброе отношение, а не сила, мощь или сущность. Многие века теологи говорили так, словно благодать может быть измерена. Позднее стали думать о благодати как о странной силе («изумительная благодать»), которая сходит на людей непредсказуемым образом. Они путали благодать со Святым Духом. Даже сейчас многие верят, что есть святые, которые скопили большое количество благодати своими достоинствами – достаточно для них самих и для других – своего рода духовное сокровище. Другие верят, что благодать обретается через таинства в Церкви, где люди могут собрать благодать на свой духовный счет. Но абстрактное качество не может быть накоплено. Однако чудесно то, что хотя благодать Божья говорит о Его отношении к нам, она не описывается абстрактно в Писании. Она всегда имеет конкретную форму. Благодать – в Его делах и дарах. Это – единственный путь познания Его благодати – через практическую демонстрацию ее. Итак, слово «благодать» должно было означать нечто осязаемое, хорошее и реальное. Величайшей «харис» является Иисус Христос, «дар неописуемый». Он – это благодать персонифицированная, воплощенная в теле. Отличное использование «харис» встречается в Послании к Ефесянам 4: 7. Мы читаем, что нам «дана благодать», где оба слова для «даяния» и «благодать» используются вместе (едоте харис). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы