Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие
СОДЕРЖАНИЕ
Вместо предисловия
Лекция 1. Что такое журналистика?
Лекция 2. Краткий экскурс в историю журналистики
Лекция 3. Общественные функции СМИ
Лекция 4. Роды, виды и жанры журналистики
Лекция 5. Содержание и форма журналистских произведений
Лекция 6. Журналистские профессии
Лекция 7. Организация работы в печати, на радио и телевидении
Лекция 8. Правовые и этические нормы работы журналиста
Лекция 9. Экологическая тематика в СМИ
Вместо послесловия. Что читать будущему журналисту
Вместо предисловия
Дорогие друзья!
Вы выбрали самую лучшую профессию на свете. Без преувеличения, ни один другой вид человеческой деятельности не предоставляет таких возможностей для самореализации, удовлетворения естественного любопытства, потребности в познании мира и человека как части этого мира. Ни одна другая профессия не даст вам возможности познакомиться с таким количеством людей, побывать в стольких местах, отдаленных друг от друга тысячами километров, часовыми поясами, климатическими зонами, государственными границами.
Кто первым сообщает о событиях в “горячих точках”, об экстремальных ситуациях, к которым можно отнести стихийные бедствия и общественные катаклизмы? Перед кем широко распахиваются двери в кабинеты сильных мира сего, в залы государственных и общественных форумов, на концерты и спектакли, в мастерские художников и студии писателей? Кому раскрывают душу у таежных костров, в салоне авиалайнера и кабине боевого вертолета, на великосветском приеме и ночной тусовке “андеграунда”?
Конечно, есть и такая редкая профессия, как путешественник. И землепроходец побывает в таких уголках мира, где до сих пор не ступала нога человека. Но в экспедицию вместе с ним, скорее всего, отправится журналист. А если и не отправится, то первым, кто встретит возвратившихся из дальних странствий путешественников, кто расскажет об их приключениях массовой аудитории, конечно, будет журналист.
Оружие журналиста – слово. А лучше сказать – инструмент. Этим инструментом владеют хорошие писатели. Отметим при этом, что многие известные писатели пришли в литературу из журналистики. Однако писатель на основе глубокого изучения и постижения реальной действительности создает, по преимуществу, мир вымышленный, в котором действуют придуманные герои и персонажи; писатель моделирует события и факты. Журналист же рассказывает только о том, что случилось, произошло; он изучает, постигает и отражает реальную действительность. Правда жизни – не вымышленная, но подлинная, – факт, как таковой, событие во всей его полноте и точности отображения – вот чем живет журналистика.
Однако как луна светит отраженным светом солнца, так и мы, журналисты, в своих статьях и заметках, репортажах и очерках, фельетонах и фильмах рассказываем о том, что сделали другие: о победах полководцев и солдат, достижениях изобретателей и фермеров, рекордах спортсменов, открытиях первопроходцев космоса, сыгранных ролях и написанных картинах. Образно говоря, мы отражаем свет земных и небесных звезд. Бывает, рассказываем о скандалах и происшествиях, преступлениях и человеческой подлости, загубленной природе и жестоком обращении с животными.
И все же журналиста нельзя назвать пассивным, сторонним наблюдателем чужой жизни. Когда солдаты поднимаются в атаку, строча из автоматов, тележурналист бежит рядом с видеокамерой в руках. Широко известны кадры, снятые в одной из мятежных стран: камера “смотрит” на убийцу, направившего дуло винтовки на кинооператора, зафиксировавшего на пленке собственную гибель; журналист был уже мертв, а выпавшая из его рук камера продолжала работать. И как знамя из рук павшего воина, это “оружие” журналиста было поднято другим. На место погибшего в строй становятся новые энтузиасты прекрасной, хоть и опасной подчас профессии.
Вместе с ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС были журналисты. После землетрясения на руинах армянского города Спитак рядом с родственниками погребенных заживо оказались журналисты. В Буденновской больнице террористы Шамиля Басаева целились в милиционеров и журналистов. Когда на Васильевском спуске у самого Кремля террорист-одиночка захватил заложников, рядом с омоновцами трудился будущий журналист Женя Константинов. А выпускники журфака Олег Сафиулин и Аркадий Мамонтов долгие месяцы чеченской войны провели в Грозном, передавая фронтовые репортажи: один в программу “Вести” Российского телевидения, другой – для программу “Сегодня” НТВ.
Утверждают, что профессия журналиста по смертности следует сразу же за летчиком-испытателем. Если это правда, думается, что дело не в том, сколько нашего брата полегло на различных “локальных” войнах, и не в том, что взрывное устройство злоумышленника может настигнуть совсем юного Диму Холодова, а пуля наемного киллера – талантливого Влада Листьева на вершине блистательной карьеры. Наверное, чтобы интересно рассказать об интересном человеке, автору надо полюбить своего героя, а, стало быть, подарить ему хотя бы крохотную частичку собственного сердца... Одному герою частицу, другому, третьему... А сердце-то у нас большое только в метафорическом смысле...
Да, профессия журналиста иногда опасна и всегда неспокойна, нелегка. Но она же – журналистская доля – одаривает сполна радостью полнокровного бытия, счастьем замечательных встреч, причастностью ко всему важному, что происходит в мире. Профессия журналиста относится к числу наиболее престижных. На Западе уже давно, а в России с недавних пор профессия журналиста стала одной из наиболее высокооплачиваемых. Разумеется, это тоже немаловажный факт.
Но не только в долларах, рублях и тенге оценивается наш труд. Все, что мы узнаем в этом мире, – богатство, которое всегда с нами. Разноголосица международных пресс-центров, удивительное ощущение того, что в любой точке земли ты – дома (хотя из каждой командировки с таким ностальгическим чувством возвращаешься в свою страну, в свой город, в свою квартиру, чтобы уже через неделю заскучать по новому заданию), вечный непокой, вечная погоня за новостью, сенсацией, за славой, наконец, – это наша профессия. И еще: бессонные ночи, распутица осенних дорог, мучительный поиск единственно верного слова, горечь ошибок, непризнание, обиды домашних за невнимание – скорее кажущееся (такова профессия! ), чем настоящее, – все это тоже жизнь журналиста.
Бывает: бестемица – писать не о чем и не хочется (“исписался! ”); “затирают” на службе – не дают таких же захватывающих заданий, не посылают в столь же заманчивые командировки как коллегу; хандра, сплин, лень – “полоса”... Но это проходит! Если ты настоящий профессионал, ты умеешь справиться и с объективными трудностями, и с настроением, и с “полосой”. Однажды утром просыпаешься с удивительно свежей и ясной головой, полный энергии и планов; идеи так и фонтанируют – одна лучше другой. И уже везет во всем: тебе улыбаются коллеги и начальство, твои материалы нарасхват, на “летучках” их захваливают и помещают на “доску лучших” (и где-то на горизонте маячит журналистская премия), и дома терпимо относятся к твоим вечным отъездам и спешке, потому что понимают: от таких командировок отказываться грех; и тобой гордятся друзья и близкие...
Ах, какая это удивительная и замечательная профессия – журналист! Ах, какая она трудная и капризная – журналистская доля!
Говорят: журналистами не становятся – журналистами рождаются. Конечно, самое главное для нас – талант. Или хотя бы способности. Но, как гласит чешская пословица, “чего с горы не дано, того в аптеке не купишь”. Если же папа с мамой, природа, Бог – называйте, как хотите, – были щедры к нам и наделили способностями или талантом, это только полдела. Не нами сказано: талант – алмаз, бриллиантом он станет только после огранки и шлифовки, требующих времени и труда. А стало быть, друзья, будь вы семи пядей во лбу и пусть вам на роду написано стать журналистами, надо учиться! Надо много и упорно учиться. Надо развивать свой кругозор, пополнять эрудицию, осваивать все богатства человеческой культуры, но прежде всего – учиться профессиональному мастерству!
У вас в руках учебное пособие “Введение в журналистику”. Названием все сказано: посредством этого курса вас вводят в профессию. Воспринимайте учебу как увлекательную экскурсию в мир журналистики. Впрочем, не думайте, что на этой экскурсии вы сможете бездумно любоваться экзотикой избранной специальности и, раскрыв рот, восторженно слушать специфические журналистские байки, чем-то похожие на охотничьи. Нет!
Вам предстоит научиться учиться (и это не тавтология! ) профессиональному мастерству, освоить профессиональный язык, узнать особенности поиска, создания, хранения и распространения информации. Вам предстоит понять, какое мощное идеологическое оружие вы берете в руки. Как сказал известный американский журналист, чтобы “влиять на жизнь общества, не обязательно быть избранным президентом”. И действительно, у американской телеаудитории журналисты Уолтер Кронкайт, Питер Дженнингс, Дэн Разер пользовались ничуть не меньшим авторитетом, чем президенты Джимми Картер или Рональд Рейган. Да и у нас телекомментатора Евгения Киселева эксперты включают в сотню наиболее влиятельных политиков, оказывающих заметное воздействие на общественную жизнь России.
Глобальные проблемы человечества в XXI веке – сохранение мира на земле и сохранение среды обитания, проблемы политические и экологические. Вот почему эколого-политологическая направленность – может быть, самая перспективная в современной журналистике.
Таким образом, введение в журналистику – первая научная дисциплина специализации, с которой будущие журналисты начинают знакомство с избранной профессией.
Специфика набора студентов в МНЭПУ (собеседование вместо жесткого творческого конкурса с критическим анализом публикаций абитуриентов) приводит к тому, что некоторые первокурсники весьма поверхностно, а подчас и превратно представляют себе журналистскую деятельность. Поэтому учебный курс “Введение в журналистику” ставит перед собой ряд принципиальных задач:
а) популярно ознакомить с различными средствами массовой информации (пресса, радио, телевидение, информационные агентства) и журналистскими профессиями (корреспондент, редактор, обозреватель, комментатор, сценарист, шоумен и др.);
б) дать первичное представление о методологии и методике изучения журналистики, раскрыть понятийный аппарат, показать практический смысл теории журналистики;
в) познакомить с различными видами журналистской деятельности и жанрами журналистских произведений;
г) рассказать об исторических корнях, создании и развитии журналистики как рода человеческой деятельности, средства отражения общественной жизни и формирования общественного сознания;
д) познакомить с основами современного законодательства в области СМИ и этическими нормами журналистской профессии;
и, наконец,
е) объяснить специфику и особую важность эколого-политологической направленности в журналистской работе, перспективы широкого использования публикаций экологической тематики во всех средствах массовой информации.
МНЭПУ предлагает своим выпускникам несколько более конкретный (скажем, по сравнению с МГУ) и прагматичный учебный план (по крайней мере, на уровне подготовки бакалавров). Еще раз напомним – со специфическим эколого-политологическим уклоном, что значительно актуализирует, делает чрезвычайно важным изучение методологических основ профессии при помощи курса “Введение в журналистику”, от которого во многом будет зависеть и отношение студентов к избранной профессии, и эффективность обучения.
Предлагаемое учебное пособие– принципиально новое по содержательному наполнению (что касается перечня изучаемых тем, то он соответствует программе, утвержденной Минвузом), дышащее современным духом демократизма и свободы СМИ, – призвано способствовать улучшению учебного процесса на факультете журналистики МНЭПУ. Безусловно, это учебное пособие столь же успешно можно использовать в любом высшем учебном заведении, где будущие журналисты осваивают азы избранной профессии. Думается, и практические журналисты найдут на этих страницах немало полезного.
Популярное: