Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Малые формы классицизма: Ларошфуко, Мари де Лафайет, Паскаль, Лабрюйер.



Жан Лабрюйер (1645—1696) происходил из небогатых горожан, занимался юридической деятельностью и служил у принца Конде в качестве воспитателя. Его «Характеры, или Нравы этого века» — одно из крупнейших произведений французского классицизма XVII столетия — были опубликованы в 1688 г. «Характеры» Лабрюйера первоначально были задуманы как приложение к переводу на французский язык книги древнегреческого писателя Теофраста того же названия. Приложение это должно было присоединить к наблюдениям Теофраста наблюдения Лабрюйера над нравами современников. Но с каждым последующим изданием книги (при жизни автора их вышло девять) приложение расширялось, увеличивалось в объеме и постепенно из дополнения стало главным. В последнем прижизненном издании «Характеров» Лабрюйера само сочинение Теофраста стало по существу дополнением.

По жанру «Характеры» во многом продолжают традиции Монтеня и Ларошфуко. Это книга очерков, афоризмов, фрагментов, размышлений. Для «Характеров» показательна связь с некоторыми из заветов Мольера, их создатель занимает особое место среди других представителей классицизма.

Основное в «Характерах» — это размышления о духовном складе человека, о «настрое» его ума и сердца. При этом Лабрюйер считает, что характер не строится на какой-либо одной психологической черте (например, скупости или самовлюбленности). Лабрюйера раздражает в маниакальном, однокачественном характере обедненность его содержания, неспособность вобрать в себя всю многогранность человека.

Писатель часто выводит приобретенные человеком свойства не из его внутреннего мира и даже не из влияния на него других людей, а из воздействия социальной среды в целом. Характер он связывает с образом жизни. Так, манеры и поступки человека, получившего видную должность, определяются, в представлении писателя, саном. А человек, от природы веселый и щедрый, под влиянием обстоятельств становится у Лабрюйера угрюмым, скупым, угодливым, черствым. Входя в противоречие с теоретическими канонами классицизма, Лабрюйер возражает против трактовки человеческого характера как чего-то неизменного. Он уверен, что люди на протяжении своей жизни становятся непохожими на самих себя. Некогда благочестивые, умные и образованные с годами перестают быть таковыми, и, напротив, те, кто начинал с погони за наслаждениями, обретают мудрость и умеренность. Вследствие признания принципа развития характера, его изменяемости особую роль у Лабрюйера играют качества «приобретенные». Возрастает их значимость по сравнению с врожденными чертами.

Лабрюйер не имеет дело с человеком вообще. Следуя за Мольером, в первую очередь он уделяет огромное внимание принадлежности человека к определенному социальному слою. В связи с этим очень существенна для него тема богатства и бедности, имущественных контрастов, теснейшим образом соприкасающаяся с темой сословной иерархии и юридического неравенства.

Лабрюйер рассказывает о крестьянах, которые «избавляют других от необходимости пахать, сеять, снимать урожай и этим самым вполне заслуживают право не остаться без хлеба» и которые все же обречены на нищету, тяжкий труд и полуголодное существование, низведены до положения «диких животных», живущих в «логове». Он говорит и о вельможах, утопающих в роскоши, проводящих дни и ночи в предосудительных забавах, никому не желающих добра, таящих под личиной учтивости развращенность и злобу.

Сословное неравенство в феодальном обществе закрепляется для Лабрюйера неравенством имущественным, связанным с возрастанием в обществе роли буржуазии и значения денег. Богатство же, в свою очередь, поддерживает сословные привилегии и типичную для феодального общества иерархию верхов и низов.

Просвещение, его философская и художественная природа.

Эпо́ ха Просвеще́ ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.

Искусство эпохи Просвещения, пронизанное идеями величия Разума, поисками Свободы и Счастья, ставит перед собой задачу привнести в действительность эти идеи, зажечь ими, убедить в них. Поэтому главное место в нем занимает литература, ее герои воплощают в себе пытливый ум, способность противостоять невежеству и самым невероятным испытаниям, они наделены горячим сердцем, справедливостью и другими добродетелями. Эти черты присуще не только положительным персонажам романов.

Основной литературный жанр эпохи Просвещения - роман. Успех романа, особенно значительный в Англии, был подготовлен успехом просветительской публицистики. Писатели-просветители прекрасно сознавали, насколько несовершенно современное общество и порочен человек, и все же надеялись, хотя бы на то, что подобно Робинзону Крузо из романа Даниэля Дефо (ок.1660-1731) человечество, полагаясь на свой разум и трудолюбие, взойдет на вершины цивилизации, где его ожидает счастье.

Развертывая в своих книгах положительную программу, просветители широко представляли и то, как живет человек, обманывая и обманываясь. Для просветителей литература была средством перевоспитания общества и человека во имя будущего, философия воспринималась как «наука о счастье», и на краткий век Просвещения они соединялись.

Жизнь и творчество Дефо

Родился в Лондоне в между 1659 и 1661 в семье торговца сальными свечами пресвитерианина и диссентера Джеймса Фо. Позже - около 1703 Даниель переменил фамилию на Дефо. В детстве Дефо пережил чуму и Большой пожар в Лондоне. В его районе уцелел только его дом и два соседних, а в 13 у Дефо умерла мать. В 1681 начал сочинять религиозные стихи, но вскоре решил пойти по иному пути и занялся коммерческой деятельностью. Некоторое время торговал в Испании, много ездил по Западной Европе. Продавал чулки, вино, товары из шерсти, но из-за амбиций был постоянно в долгах. В 1684 Дефо женился на Мэри Таффли, которая родила ему восьмерых детей, выжило из них 6. Жена принесла приданое в 3700 фунтов стерлингов, и некоторое время он мог считаться сравнительно состоятельным человеком. Затем он участвовал в восстании Монмута, однако был прощен, в 1689 участвовал в Славной Революции. В 1692 был арестован за долг в 700 фунтов, всего тогда он был должен 17 тысяч фунтов стерлингов. Ему удалось доказать свою невиновность, возможно нечестным образом. Несколько лет он путешествовал, в 1695 вернулся в Англию, стал называться Дефо и открыл фабрику по производству стеклянных бутылок.
Сатира, советы и журналистская деятельность поссорили Дефо с тори, сторонниками церкви, судьями. В конечном счете, по приговору, оглашенному в июле 1703, он должен был трижды выстоять у позорного столба, заплатить огромный штраф и найти поручителей в своем примерном поведении в течение семи лет, причем до исполнения приговора ему надлежало оставаться в тюрьме. Считается, что выставление Дефо у позорного столба превратилось в демонстрацию восторженной поддержки, однако существуют обоснованные сомнения, что история с позорным столбом существовала. В любом случае репутация его пострадала и процветавшее дело по производству черепицы за время, пока хозяин находился в тюрьме, пришло в совершенное расстройство. Он мог бы остаться в заключении до конца дней, если бы не вмешательство спикера палаты общин Р.Харли, знавшего цену Дефо-журналисту. В ноябре 1703 Харли добился освобождения Дефо, а затем устроил его на государственную службу.
В 1719, не прекращая активной журналистской работы, Дефо начинает заниматься прозой. Умер Дефо в Лондоне 26 апреля 1731, скрываясь от кредиторов.


Поделиться:



Популярное:

  1. I курса очно-заочной (вечерней) формы обучения
  2. I.Поставьте предложения в вопросительную и отрицательную формы.
  3. II. Реформы «четырех модернизаций» и их результаты
  4. III Перепишите следующие предложения, содержащие разные формы сравнения и переведите их на русский язык.
  5. III. Реформы Фредерика де Клерка
  6. IV. Реформы «белой революции»
  7. V. Перепишите следующие предложения, определите в них видовременные формы глаголов и укажите их инфинитив, переведите предложения на русский язык (см. образец выполнения 3).
  8. X. ТЫ-/ВЫ-ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ. ДРУГИЕ ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ В КОММУНИКАЦИИ
  9. Абсолютная монархия в России (признаки, особенности, идеалогия, условия возникновения, реформы Петра первого)
  10. Адаптивная способность человека: врожденная и приобретенная формы адаптации.
  11. Административно-финансовые реформы.
  12. Административные, судебные и аграрные реформы 60-90х годов.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь