Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
УСПЕХОВ ВАМ В ПОСТИЖЕНИИ ИНТЕРЕСНОГО МИРАСтр 1 из 6Следующая ⇒
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ…………………………………………………………… 4
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ………………………………………………………..…5
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПИСКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ………………………………………8
ХРЕСТОМАТИИ И АНТОЛОГИИ....................................................................... 10
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ………………...11
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТАМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СПИСКА, НЕ ВКЛЮЧЕННЫМ В ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ………………………...19
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА..........................................................................26
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»………………………………………..27
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ/СОЧИНЕНИЙ…………………………………………….29
ВАРИАНТЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (для отделения журналистики).........30
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (для заочников)……………………………...31
БИБЛИОГРАФИЯ ПО КУРСУ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17-18 ВЕКОВ………………………………………………………………………34
КЛЮЧИ К «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РАЗМИНКЕ»...........................................38
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ И К ЗАЧЕТУ………………………………………...40
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Таблица студенческих мнений……………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ......................................................................................................42 Донн.......................................................................................................... Гонгора..................................................................................................... Немецкие поэты 17 века (Опиц, Флеминг, Грифиус).......................... Басни Лафонтена..................................................................................... Афоризмы, фрагменты французских авторов 17 века......................... Высказывания о «Фаусте» Гете.............................................................. Высказывания о «Разбойниках» Шиллера............................................
ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ Уважаемые студенты! Данные методические рекомендации должны помочь вам сориентироваться в том весьма обширном и сложном материале, который вам предстоит освоить. Ознакомьтесь со всеми его разделами. В них предложен максимальный вариант заданий, объем которых зависит от формы обучения студента (дневной или заочной) и его специализации. Для заочников в различных разделах брошюры имеются особые указания. Познакомьтесь с содержанием курса. Количество тем, рассчитанных на самостоятельное изучение, и практических занятий зависит от учебного плана, и их тематика определяется преподавателем. Пособие включает вопросы и задания к практическим занятиям, а также - к произведениям, остающимся за пределами аудиторной работы, т.е. фактически эти вопросы и задания охватывают весь «обязательный список». Преподаватель рассчитывает на ваше творческое отношение к чтению произведений: он полагает, что вы попытаетесь извлечь ответы на поставленные здесь вопросы не из учебников и критической литературы, а, прежде всего, – из самих художественных текстов. Обратите внимание на один из разделов брошюры, в котором вы найдете приблизительную схему анализа художественного текста. Для более глубокого изучения теоретического и историко-литературного материала вам рекомендуются различные учебные пособия и филологические труды. Они помогут вам не только при подготовке к экзамену и к зачету, но и в процессе написания контрольных работ (это касается заочников), реферата или сценария творческого занятия, а впоследствии – курсового и дипломного сочинений. Рекомендуем вам вести читательский дневник, в котором будет отражена ваша аналитическая работа с произведениями писателей 17 и 18 веков. Это индивидуальная творческая деятельность студента, и ее формы могут быть любыми. Этот дневник станет вашей «домашней заготовкой». Темы контрольных работ и рефератов/сочинений, как и требования к написанию этих видов работ, включены в разделы данного пособия. Для студентов дневного отделения написание реферата/сочинения может стать одним из аспектов зачетной или экзаменационной проверки. В одном из разделов студенты отделения журналистики смогут найти темы творческого занятия. «Журналисты» имеют право избрать творческий вариант заключительного занятия, и, при условии добросовестного и активного отношения к занятиям в течение семестра, могут заменить им традиционную форму сдачи зачета. Однако при этом необходимо учесть все основные его «параметры». В качестве самопроверки предлагаем вам «интеллектуальную разминку», ключ к которой вы обнаружите в этой книжечке. Однако не спешите отыскивать его сразу, – лучше попытайтесь самостоятельно найти ответы на поставленные здесь вопросы, а затем подсчитайте честно заработанные вами баллы, чтобы понять, готовы ли вы к завершающей курс обучения беседе с преподавателем, т.е. к экзамену или зачету. Вопросы к экзамену и зачету даны на последних страницах брошюры. А вместо Заключения преподаватель предлагает вам «таблицу студенческих мнений». Скопируйте ее в ваш дневник и обязательно заполните. Приложение содержит отдельные стихотворения поэтов XVII века, а также афоризмы и фрагменты из книг Ларошфуко, Лабрюйера, Паскаля. Отбор произведений в данном случае обусловлен тем, что они не так часто переиздавались.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ*
* Для заочников и для отделения журналистики особые сведения даются в скобках курсивом. К студентам дневного отделения (кроме журналистов) эти сведения не относятся.
ЛОПЕ ДЕ ВЕГА. Фуэнте Овехуна. Собака на сене. (Одно из произведений).
КАЛЬДЕРОН. Стойкий принц.
ФЛЕМИНГ. Стихи (2-3 по выбору).
ОПИЦ. Стихи (2-3 по выбору).
ГРИФИУС. Стихи (2-3 по выбору).
ГРИММЕЛЬСГАУЗЕН. Симплициссимус (фрагменты по хрестоматии).
ДОНН. Стихи (2-3 по выбору).
МИЛЬТОН. Потерянный рай (фрагменты по хрестоматии).
КОРНЕЛЬ. Сид.
РАСИН. Андромаха.
ЛАРОШФУКО. Максимы (3-4 афоризма по выбору).
ПАСКАЛЬ. Мысли (3-4 фрагмента по выбору).
ЛАФОНТЕН. Басни (1-2 по выбору).
МОЛЬЕР. Тартюф. Дон Жуан. Мещанин во дворянстве.
ДЕФО. Робинзон Крузо.
СВИФТ. Путешествия Гулливера.
СТЕРН. Сентиментальное путешествие (фрагменты по хрестоматии).
ФИЛДИНГ. История Тома Джонса, найдёныша (1-9 книги полностью, а также: книги 12, 13, 17, 18). (Книги: 3, 4, 5, 6, 8, 12, 13, 17, 18). БЕРНС. Стихи (5-6 по выбору). ВОЛЬТЕР. Кандид.
ДИДРО. Монахиня.
РУССО. Юлия, или Новая Элоиза (фрагменты по хрестоматии).
БОМАРШЕ. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро. (Одно из произведений – по выбору).
ЛЕССИНГ. Эмилия Галотти (факультативно)
ГЁТЕ. Страдания юного Вертера. Фауст (из «Фауста» - часть 1-я полностью, а также - акт 5 части 2-й). Стихи штюрмерского периода (1-2). Лесной царь. Ночная песнь странника.
ШИЛЛЕР. Разбойники. Коварство и любовь. (Одна из драм). Баллады: Кубок. Ивиковы журавли. Перчатка.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ТЕКСТОВ (факультативный)
ЛОПЕ ДЕ ВЕГА. Учитель танцев.
КАЛЬДЕРОН. Дама-невидимка.
КЕВЕДО. История жизни пройдохи по имени Пабло.
ГОНГОРА. Стихи.
КОРНЕЛЬ. Родогуна.
РАСИН. Федра.
ЛАБРЮЙЕР. Характеры.
МОЛЬЕР. Мизантроп. Скупой.
БУАЛО. Поэтическое искусство.
ДЕФО. Роксана.
РИЧАРДСОН. Памела.
ШЕРИДАН. Школа злословия.
ГРЕЙ. Стихи.
МОНТЕСКЬЕ. Персидские письма.
ВОЛЬТЕР. Магомет. Орлеанская девственница.
ЛАКЛО. Опасные связи.
ПРЕВО. Манон Леско.
ГОЛЬДОНИ. Слуга двух господ.
ГОЦЦИ. Король-олень.
ЛЕССИНГ. Натан мудрый.
ШИЛЛЕР. Мария Стюарт. ХРЕСТОМАТИИ, АНТОЛОГИИ, СБОРНИКИ В этих книгах вы сможете найти лирические стихотворения, афоризмы, басни авторов 17-18 веков, фрагменты из художественных произведений Гриммельсгаузена, Мильтона, Стерна, Руссо, а также – из эстетических манифестов и публицистических трудов авторов двух литературных эпох. *Примечание: Предполагается, что по хрестоматии могут быть прочитаны только те тексты, которые даны в обязательном списке с соответствующей оговоркой.
Западноевропейская литература XVII века: Хрестоматия. /Сост. Пуришев Б.И. – М., 2002
Зарубежная литература 17-18 веков. Хрестоматия. / Сост. Артамонов С.Д. – М.: 1982.
Зарубежная литература 18 века. Хрестоматия. / Под ред. Пуришева Б.И. – В 2-х т.т. – М.: 1988.
Зарубежная литература эпохи классицизма и Просвещения. – Книга для чтения в 9-м классе. / Сост. Бабинский М.Б. – М.: 1994.
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Эстетические учения XVII-XVIII веков. – Т.2 – М.: 1964.
Литературные манифесты западноевропейских классицистов. - М.: 1980.
Европейская поэзия ХУ11 века. – М.: 1977 (серия БВЛ).
Колесо фортуны: Из европейской поэзии 17 века. - М.: 1989.
Английская лирика первой половины 17 века. - М.: 1989.
Английская поэзия в русских переводах. - М.: 1981.
Слово скорби и утешения. Немецкая поэзия времен тридцатилетней войны. – М., 1963.
Из немецкой поэзии. Век Х-век ХХ. М.: 1979.
Немецкая поэзия в переводах В.А. Жуковского. – М.: 2000.
Ларошфуко. Максимы. Паскаль. Мысли. Лабрюйер. Характеры. – М., 1974 (БВЛ).
Англия в памфлете. - М.: 1988.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1 ДРАМЫ ЛОПЕ ДЕ ВЕГА И КАЛЬДЕРОНА: РЕНЕССАНСНЫЙ И БАРОЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЧЕЛОВЕКА («Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега и «Стойкий принц» Кальдерона). Вопросы по обоим произведениям. 1 Чем принципиально отличается концепция личности Лопе де Вега от кальдеронов ской? В чем вы видите родство их позиций? 2 Можно ли оба авторских подхода к проблемам человека определить как гуманистические? 3 Кто из драматургов ближе вам по духу и почему?
Примечание: Произведения Лопе де Вега и Кальдерона вы можете найти в изданиях, включающих драмы каждого из двух авторов, а также в книге: Испанский театр. - М.: 1969 (БВЛ).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2 Пьер Корнель. Сид. 1. Какой психологический конфликт переживают Родриго и Химена? Легко ли подчиняются они необходимости исполнить семейный долг и умеют ли владеть своими чувствами? 2. Какую роль играет в трагедии инфанта? 3. В чем суть конфликта графа Гормаса и дона Дьего? 4. Как соотносятся в произведении долг семейный и долг государственный? Можно ли говорить о существовании конфликта между любовью и государственным долгом в этом произведении Корнеля? 5. Охарактеризуйте корнелевского героя, как вы его понимаете.
Жан Расин. Андромаха.
1 Можно ли говорить о том, что Пирр, Гермиона и Орест переживают внутренний конфликт? Если да, то какой именно? 2. Почему любовь оказывается разрушительным феноменом в этом произведении? 3. Чем отличается типичный расиновский герой от героя Корнеля? 4. Могли бы вы назвать Андромаху «корнелевской» героиней?
Вопросы по обоим произведениям.
1. Как вы думаете, отличаются ли Корнель и Расин друг от друга в своем понимании роли разумного начала в жизни человека? 2. Какая из двух трагедий представляется вам более интересной? Актуальны ли сегодня проблемы, затронутые французскими классицистами 17 века? ___________________________________________________________________________ 3. Лабрюйер сравнил Корнеля и Расина в одном из своих фрагментов. Согласны ли вы с его мнением? (См. раздел «Приложение» Методических рекомендаций). ___________________________________________________________________________
Примечание: Произведения Корнеля и Расина вы можете найти в изданиях, включающих драмы каждого из двух авторов, а также в книге: Театр французского классицизма. - М.: 1970 (БВЛ).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3 ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА МОЛЬЕРА: ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5. ПОВЕСТИ ВОЛЬТЕРА «КАНДИД».
1. Что роднит это произведение с романом-памфлетом Свифта? Чем эти произведения отличаются друг от друга по жанровым особенностям и проблематике? Какие темы и проблемы рассматривает в своей повести Вольтер?
2 Что такое пародия и в чем проявляется пародийный характер повести Вольтера? (Сравните ее с типичными приключенческими, любовными романами).
3 Какую роль играет в произведении Кандид и почему автор избирает именно такой тип героя для своей истории? (Что означает слово candid в латинском языке? )
4 Что представляет собой Панглос? Чьи идеи пародирует Вольтер в книге? Каким образом он высмеивает Панглоса, к каким художественным приемам прибегает при этом? Почему, как вы думаете, Вольтер отвергает панглосовский тип оптимизма?
5 Панглосу в повести противопоставлен мизантроп Мартен. Что не устраивает автора в его жизненной позиции и философской концепции?
6 Вольтер в различных ситуациях демонстрирует обилие жестокости и зла в существующем мире. Имеют ли созданные им зарисовки фантастический характер? Почему автор отправляет своего героя в различные страны Старого и Нового Света? Какое место занимают в повести природные стихии? Какую роль играет в произведении страна Эльдорадо?
7. К какому итогу приводит Вольтер своих героев? В чём преимущество жизненной позиции старого турка перед философскими сентенциями Панглоса и Мартена?
8 Финал какого произведения (свифтовского или вольтеровского) нравится вам больше? Какие идеи Свифта и Вольтера представляются вам актуальными сегодня?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 6 – 7. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕКСТАМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СПИСКА, XVII ВЕК.
Джон Донн. 1. Джон Донн писал о том, что в его жизни и творчестве «непостоянство постоянным стало». В чем именно это проявилось? 2. Каковы основные темы поэзии Донна? 3. Джон Донн посвятил немало своих стихотворений любви. В его песнях и сонетах это чувство предстает в различных аспектах: то в откровенно эротическом, то в романтически платоническом, то в ренессансном (воспевающем гармонию души и тела) ключе. В некоторых своих произведениях поэт высказывается о взаимоотношениях мужчины и женщины с иронией, даже с цинизмом, в других - «канонизирует» любовь как самое высокое состояние души. Какие стихи Донна о любви читали вы? 4. Как соотносятся в его поэзии ренессансные и барочные тенденции? Какие произведения прочитали вы – ренессансные или барочные? В каких поэтических циклах Донна нашли отражение религиозные мотивы? 5. В чьих переводах прочитали вы стихи Донна? 6. Для студентов, знающих английский язык. Сравните два перевода одного из сонетов Донна на русский язык. Какой из них вам представляется более удачным? (См. раздел «Приложение» Методических рекомендаций) Стихи, рекомендуемы к прочтению (по выбору): Шторм. Штиль. С добрым утром. К восходящему солнцу. Канонизация. Предостережение. Из «Священных сонетов». Источники: Европейская поэзия XVII века. (Серия БВЛ). – М., 1970. Английская лирика первой половины 17 века. - М.: 1989. Отдельные издания стихотворений Дж. Донна См. также Приложение к данному пособию.
Джон Мильтон. 1. В поэме “Потерянный рай” Мильтон использует библейский материал. Какой именно? 2. Мильтон осуждает в поэме восстание Сатаны против Бога, грехопадение человека, хотя его центральные герои (Сатана, Адам, Ева) обладают обаянием. Почему, как вы думаете, поэт выступает в этом произведении как противник бунта: как это связано с его политической деятельностью? В какой период английской жизни 17 века была написана поэма? Найдите в тексте строки, в которых отражена позиция автора. 3. В чьем переводе прочитали вы отрывки из поэмы? Источники: Текст поэмы – в любом издании. Зарубежная литература 17-18 веков. Хрестоматия. / Сост. Артамонов С.Д. – М.: 1982.
Лафонтен. Басни. 1. Является ли басня единственным жанром, в котором работал Лафонтен? 2. Какие пороки высмеивал французский поэт в своих баснях? 3. В каком плане Лафонтен является последователем Эзопа и, одновременно, автором своего времени? 4. Какие басни Крылова через Лафонтена восходят к Эзопу? 5. Для студентов, знающих французский язык. Сравните басню Лафонтена «Ворон и Лис» с басней Крылова «Ворона и лисица». Что нового вносит русский баснописец в традиционный сюжет? Можно ли считать его произведение переводом французского текста? Источники: Басни Лафонтена – в любом издании. См. также Приложение к данному пособию. XVIII ВЕК. Поэзия Роберта Бернса. Шотландский поэт Роберт Бернс во многом перекликался с поэтами-сентименталистами (Греем, Юнгом и другими), но в основном был оригинальным автором. С поэтами-сентименталистами его роднит глубокий интерес к чувствительному человеку и его переживаниям, любовь к природе и, прежде всего, - к деревне, отрицательное отношение к обществу, порабощающему личность. В то же время в стихах Бернса нет мистических кладбищенских мотивов, характерных для поэзии Грея и Юнга. Вопрос о социальной несправедливости поднимается в них более определенно и резко. Важное место занимает в его поэзии тема свободы, как индивидуальной, так и общенациональной. Образ человека из народа у Бернса лишен того чисто литературного и несколько искусственного флёра, который мы наблюдаем у некоторых сентименталистов: его поэзия выходит за пределы сентиментализма и связана с реалистическим художественным методом. Что в судьбе поэта предопределило его особый путь? 1.Распределите прочитанные вами стихи Бернса по темам и проанализируйте их. 2.В чьем переводе прочитали вы стихи Бернса? 3.Какое место занимает в творчестве Бернса тема его родины – Шотландии? Дени Дидро. Монахиня. 1. Что в судьбе Дидро и его друзей послужило толчком к написанию произведения о монастырях? 2. Почему, как вы думаете, именно Сюзанна взбунтовалась против монастырской системы жизни? 6. Является ли судьба Сюзанны единственным подтверждением мысли Дидро о том, что монашеский образ жизни калечит человека и, прежде всего, женщину? Как вы полагаете, является ли роман Дидро чисто атеистическим или он осуждает только религиозный фанатизм и догматизм? 7. Произведение французского просветителя рассматривает, среди прочих, проблему свободы личности. Обрела ли Сюзанна независимость в конце романа? Затрагивает ли Дидро вопрос о месте монастырей в обществе?
Баллады Шиллера и Гёте. (Шиллер. Кубок. Перчатка. Ивиковы журавли. Гёте. Лесной царь.) 1. Что такое баллада как особый жанр? Как проявляется драматизм ситуации в каждом из стихотворений? В какой из баллад больше внимания уделено внутреннему миру героя? 2. Что объединяет баллады Шиллера с его драмами в плане авторской этической позиции? 3. Кто из наших великих поэтов переводил эти баллады Гете и Шиллера на русский язык? Иоганн-Вольфганг Гёте. «Страдания юного Вертера». 1. Вы познакомились с несколькими романами в письмах. Эпистолярные жанры были популярны в 18 веке. Как вы думаете, почему? В чем вы видите своеобразие данного произведения в сравнении с «Монахиней», с «Юлией»? (Насколько откровенен герой каждого из произведений? К кому обращены его записки? В какой степени они отражают его внутренний мир? ) 2. Что делает этот роман типично сентименталистским произведением, а Вертера типичным героем сентименталистского произведения? 3. Почему, как вы думаете, Пушкин назвал Вертера «мучеником мятежным»? Является ли любовь к Лотте единственной причиной его самоубийства? Какое место занимает в романе служба Вертера в министерстве? 4. Гёте любил Вертера, но не все читатели воспринимали его так же: например, Герцен охарактеризовал его как «пустого малого». Что привлекало автора романа в этом молодом человеке? 5. Почему, как вы полагаете, и Лессинг и Шиллер и Гете завершали свои произведения трагической гибелью своих привлекательных героев? 6. Что, как вы думаете, объединяет этот роман Гёте с его лирикой штюрмерского периода, например, со стихотворением «Свидание и разлука»? ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! Предлагаем вам 40 контрольных вопросов. Примечание: Если вы дали неполный ответ, например, ответили на 1, 2, 3 вопроса из 4-х, то, соответственно, насчитываете себе 1, 2, 3 балла (это касается только тех пунктов, в которых содержится более одного вопроса и за которые дается более одного балла). Ответы на вопросы и количество полученных баллов вы узнаете, заглянув в один из разделов брошюры. 1. Кто из поэтов 17 века побывал в России и написал стихи о Москве и Волге-реке? 2. У кого из авторов 17 века и в каких произведениях мы встречаем апелляцию к вопросу «По ком звонит колокол»? Кто из писателей 20 века цитирует одного из этих авторов и в каком романе? 3. В каких произведениях драматургов 17 века используется исторический материал 15 века? Какие события лежат в основе этих произведений? 4. Чей гений Пушкин назвал величавым? В каком произведении? 5. Кто из писателей 20 века написал книгу о Жане Расине? 6. Кто из французов 17 века считал, что «величие человека в его способности мыслить»? 7. Кому принадлежит высказывание: «Наши добродетели – это чаще всего искусно переряженные пороки»? 8. Кто такие: а) Жан – Батист Поклен б) Франсуа Мари Аруэ в) Пьер – Огюстен Карон г) Марсийак? 9. Какой русский писатель написал два произведения о французском драматурге 17 века? Что это за произведения? 10. Кому из авторов 17 века принадлежат стихотворные трактаты: а) «Новое искусство сочинять комедии в наше время», б) «Поэтическое искусство»? 11. Каково происхождение слова «садизм»? 12. Кто был инициатором и создателем первой многотомной научной энциклопедии? 13. В каком произведении 18 века лошади оказываются добрее и мудрее людей? 14. Описал ли Дефо дальнейшие приключения Робинзона Крузо после того, как его герой вернулся на родину после долгих лет жизни на необитаемом острове? 15. С каким персонажем известной шекспировской трагедии ассоциируется герой романа Стерна «Сентиментальное путешествие»? 16. Какой город становится в 18 веке одним из культурных центров Германии? С кем из великих немецких поэтов связана его слава? 17. В каких произведениях 18 века, очень разных по духу, получают отражение события Столетней войны и образ великой героини Франции Жаны д’Арк? Что это за произведения? В каком жанре они написаны? Кто их написал? 18. В какой стране и в каком веке происходят события, представленные в драме Шиллера «Вильгельм Телль»? 19. В какой стране родился образ Дон Жуана? Каково его первоначальное имя? Кто до Мольера написал о нем пьесу и как она называется? 20. Драмы какого автора Толстой считал «поэтической раной Европы», т.е. безнравственными? В творчестве какого драматурга Толстой видел один из образцов «высшего, вытекающего из любви к Богу и ближнему» искусства? 21. Представителей какого литературного движения 18 века называли штюрмерами? Каково происхождение этого слова? 22. Кого из героев Мольера возвели в мамамуши, и как эта церемония связана с интересами Людовика ХIV? 23. Кто из французских драматургов обратился к истории Испании? К какому периоду? Кто послужил прототипом героя произведения? 24. Какой материал хотел первоначально положить в основу своей трагедии «Эмилия Галотти» Лессинг? 25. Почему Руссо назвал героиню своего романа Юлию «Новой Элоизой»? 26. Как переводится на русский язык «Симплиций Симплициссимус» - латинское имя героя романа Гриммельсгаузена? 27. В центре внимания поэмы Мильтона «Потерянный рай» – Сатана. А кто является центральным «героем» его «Возвращённого рая»? 28. В какой стране расположены горы, в которых Бёрнс оставил свое сердце? 29. В стихотворении Бернса «Джон Ячменное зерно» воспевается стойкость, мужество, оптимизм простого народа, но, если рассмотреть произведение не как метафору, а как конкретное описание определенного процесса, то что это за процесс? 30. Кому из героев английской литературы 18 века пришлось совершить путешествие из Сомерсетшира в Лондон, пережить массу злоключений и узнать, наконец, каков его социальный статус? 31. Как мы называем высказывание, в котором мысль выражена в лаконичной, отточенной форме, которое отличается выразительностью и неожиданностью суждения? 32. Кто из английских писателей 18 века умер в Лиссабоне за год до того землетрясения, которое описано в «Кандиде» Вольтера? 33. Существовало ли продолжение у «Севильского цирюльника» и «Женитьбы Фигаро»? 34. Чей облик увидел Фауст в зеркале «Кухни ведьм»? Появляется ли этот персонаж позднее в трагедии Гете? Если да, то в каких именно сценах? 35. Какая деталь дамского туалета стала названием одного из поэтических произведений 18 века? Назовите автора произведения. 36. Немецкий поэт 18-19 в.в. написал балладу. Русский поэт 19 в. перевел ее на русский язык. Русская поэтесса 20 в. прокомментировала этот перевод. Назовите этих авторов и балладу, о которой идет речь. 37. Какое стихотворение Гете приписывают иногда Лермонтову, переведшему это стихотворение на русский язык? 38. Какой из романов 18 века написан в форме записок молодой девушки, отстаивающей свое право на свободу? 39. В каком произведении, какого автора жена троянского героя Гектора сталкивается с сыном убийцы своего мужа? Кто он? 40. В каком произведении нашли отражение события, имевшие место в жизни автора, но, к счастью, не повлекшие за собой трагических последствий, в отличие от героя романа? . 41. Кто создал оперы по мотивам следующих произведений 18 века? а) «Севильский цирюльник» Бомарше б) «Женитьба Фигаро» Бомарше в) «Манон Леско» Прево г) «Фауст» Гете 42. Кто из авторов 18 века призывал нас «возделывать наш сад»? Устами каких своих персонажей? 43. Кто разработал темы и мотивы басен Эзопа в 17 веке? 44. Какое литературное направление 18 века создало культ чувствительного человека? 45. Кто из немецких просветителей создал концепцию эстетического воспитания человека? Кто из русских классиков воспринял от этого автора мысль о том, что «красота спасет мир»?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ / СОЧИНЕНИЙ
Основные требования к написанию и оформлению Рефератов/сочинений 1. В сочинении должна быть отражена ваша собственная позиция по отношению к рассматриваемой проблеме. Сочинение – творческий, индивидуальный вид работы. Оно может быть написано в любой форме. Тем не менее, в нем должно получить отражение хорошее знание и глубокое понимание рассматриваемых вами произведений. 2. Реферат может представлять собой совокупность кратких переложений ряда литературоведческих работ по избранной проблеме, но различные концепции должны быть творчески осмыслены студентом. В реферате обязательны общие выводы, обобщения, являющиеся итогом сопоставления этих учтенных вами литературоведческих позиций. 3. И в той и в другой работе необходимы цитаты их анализируемых вами художественных произведений. 4. Обе работы должны быть проблемными, организованными вокруг определенного логического стержня. 5. И сочинение, и реферат должны содержать оглавление и библиографический список. ВАРИАНТЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (для студентов отделения журналистики) 1. Презентация книги 17-18 веков, имеющей актуальное значение. 2. Пресс-конференция по одному из произведений 17-18 веков, имеющих актуальное содержание. 3. Обсуждение проблематики произведения 17-18 веков на научной конференции. 4. Воображаемое интервью с автором 17-18 веков об актуальных проблемах наших дней. 5. Дискуссия журналистов о степени актуальности произведений прошлого. 6. Воображаемый спор героев произведений 17-18 веков (на любую тему). 7. Воображаемый разговор героев произведений 17-18 веков о событиях и проблемах нашего времени (путешествие на «машине времени»). 8. Вечные проблемы (любовь, семья, взаимоотношения людей и пр.) в произведениях 17-18 веков и день сегодняшний. (Радио или телепрограмма). 9. Нужна ли нам классика? (Дебаты на материале литературы 17-! 8 веков). 10. Обсуждение газетного (телевизионного) материала на заседании редколлегии по вопросу включения в него цитат из произведений 17-18 веков (тематика материала определяется студентами). 11. Радио или телепортрет одного из авторов 17-18 веков. (Программа «Портрет зарубежного классика»). 12. Другие виды занятия (по предложению студентов). Основные требования к проведению творческого занятия 1. Предполагается, что занятие готовится самостоятельно студентами, а преподаватель на этом занятии выступает в роли зрителя и жюри. 2. В ходе занятия студенты должны показать хорошее знание текстов произведений, глубокое понимание их проблематики. Обязательным аспектом занятия должна стать дискуссия. 3. На занятии следует продемонстрировать профессиональные (журналистские) навыки и умения. Классические произведения должны получить актуальное звучание в ходе дискуссии. 4. Необходимо сдать сценарий занятия, оформленный в соответствии с определенным стандартом, преподавателю (см. сценарии, написанные студентами прежних лет, на кафедре русской литературы XX – XXI веков и истории зарубежной литературы). ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (для заочников) (Выберите одну из тем и сообщите о своём выборе преподавателю. Каждая тема рассчитана на одного студента). Век 1. Интерпретация исторического материала в драмах Лопе де Вега и Кальдерона («Фуэнте Овехуна» и «Стойкий принц»). 2. Тема любви в драмах Лопе де Вега и Кальдерона: ренессансная и барочная концепция (драмы по выбору). 3. Концепция чести и человеческого достоинства в драмах Лопе де Вега и Кальдерона: сопоставительный анализ (драмы по выбору). 4. Женские образы в драмах Лопе де Вега и Кальдерона: сопоставительный анализ (драмы по выбору). 5. Особенности психологического конфликта в комедии Лопе де Вега «Собака на сене». 6. Особенности психологического конфликта в произведении Корнеля «Сид» (Родриго, Химена, инфанта). 7. Инфанта и Гермиона в драмах Корнеля и Расина («Сид» и «Андромпха»): психология личности. 8. Конфликт дона Дьего и графа Гормаса в контексте политической проблематики драмы Корнеля «Сид». 9. Тип героя в трагедии Расина «Андромаха» (Пирр, Орест). 10. Драма Корнеля «Сид и трагедия Расина «Андромаха» как классицистские произведения. 11. Психология лицемера и лицемерия в комедии Мольера «Тартюф». 12. «Тартюф» и «Дон Жуан» Мольера в контексте нормативов классицизма: к проблеме художественного метода. 13. Своеобразие мольеровского Дон Жуана в контексте литературной традиции. 14. Роль слуг в комедиях Мольера (2-3 произведения по выбору). 15. Журден как комедийный характер в пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве». 16. Отцы и дети в комедиях Мольера: особенности конфликта (2-3 произведения по выбору). 17. Проблема изобличения порока и особенности финалов в комедиях Мольера (2-3 произведения по выбору). 18. Проблематика басен Лафонтена (по отдельным произведениям). 19. Человек и общество в книгах Ларошфуко «Максимы» и Паскаля «Мысли» (по отдельным афоризмам и фрагментам). 20. Основные темы и мотивы немецкой поэзии 17 века: ренессансные и барочные тенденции (по отдельным произведениям Опица, Флеминга, Грифиуса). 21. Основные темы и мотивы лирики Джона Донна: ренессансные и барочные тенденции (по отдельным произведениям). Век 22. Тип героя в романе Дефо «Робинзон Крузо». 23. Проблема воспитания и совершенствования личности в романе Дефо «Робинзон Крузо». 24. Историко-социальное содержание книги Дефо «Робинзон Крузо». 25. Роль Гулливера в произведении Свифта. 26. Роль бесед Гулливера с королем великанов и предводителем лошадей в произведении Свифта. 27. Роль гротеска в произведении Свифта «Путешествия Гулливера». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы