Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Виды социальных норм и механизмы их регулирования



Социальные нормы могут иметь разнообразные формы и содержание. Нормы мо­гут быть формализованы - записаны в виде законов, правил, инструкций. Но гораздо ча­ще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. Различные виды норм тесно взаимосвяза­ны.

По сфере регулируемых отношений выделяют следующие основные группы соци­альных норм: духовно-нравственные, морально-этические, правовые, политические, ор­ганизационно-профессиональные.

Носителями нравственных (духовных) норм выступают сами люди, а также такие социальные институты, как семья, религиозные конфессии, общественные организации. Духовно-нравственные нормы существуют в различных формах. Это прежде всего об­щечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной куль­туре и научной мысли. Также это народные традиции и обычаи, международные конвен­ции и декларации.

Мы можем рассмотреть социально-психологические механизмы действия нравст­венных норм на примере христианства. Человек приобщается к христианским ценностям через Образы - Бога, его сына, святых. Притчи, жизнеописания Христа и святых - дос­тойные образцы для подражания верующих людей.

Другими важными способами воспитания нравственных чувств христианина явля­ются понятия греха и добродетели. Идея греховности (беззакония) человека и необходи­мости противостоять ей для спасения души и человечества - все это становится темой для размышлений и художественного творчества уже в Средневековье. Знаменитое по­лотно нидерландского художника Босха (XV в.), изображающее семь смертных грехов в сегментах всевидящего Божьего ока, не потеряло актуальности и по сей день. Эти смертные грехи - чревоугодие, алчность, лень, зависть, гнев, гордыня, похоть. Христианство признает греховными и другие действия, например, такие, как клятвопреступление, осу­ждение ближнего, гадание и колдовство, пристрастие к курению, пьянство, принятие на себя чужих грехов.

Добродетель, напротив, определяется верой и следованием Божьим законам. Биб­лейские заповеди не только раскрывают Божьи законы, но и являются прямыми предпи­саниями для поведения христиан. Поздний вариант Ветхозаветного декалога содержит 10 заповедей, ставших основой нравственного сознания миллионов людей. Эти заповеди: поклоняйся одному Богу; не сотвори себе кумира; не произноси имени Бога напрасно; соблюдай день субботний; почитай отца и мать; не убивай; не прелюбодействуй; не кра­ди; не произноси ложного свидетельства; не желай жены ближнего своего, ни дома его, ни поля [2, Исход, Гл. 20]. В Нагорной проповеди Иисус, обращаясь к ветхозаветным за­поведям, наставляет людей ради их спасения: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и го­нящих вас... Будьте совершенны, как совершенен отец ваш Небесный» [2, Евангелие от Матфея, Гл. 5].

Библейские заповеди стали частью культуры человеческих взаимоотношений в широком смысле. Следует заметить, что современные представления о духовности чело­века выходят за рамки религиозного сознания, хотя и не исключают последнего. Духов­ность в целом скорее связывается со способностью человека жить в соответствии с об­щечеловеческими ценностями: осмысленности существования; любви к себе и ближне­му; оказания помощи людям; сотрудничества, созидания, самореализации в деятельно­сти; содействия прогрессу.

В ряде случаев нравственные нормы сливаются в единое образование с этическими нормами. Морально-этические нормы представляют собой ожидания-предписания опре­деленной социальной группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов. Но­сителями морально-этических норм являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководители. Нормы данного вида обычно текстуально не закреплены. Хотя бывают и исключения, например русский Домострой. Этические нормы могут быть пря­мым следствием нравственных ценностей, но могут и противоречить им, что имеет ме­сто, например, в случаях корпоративной этики или законов асоциальных групп.

Групповые нормы нередко порождают стереотипы и предрассудки, например расо­вые или этнические. В случае стереотипов мышления представления человека могут быть устаревшими, застывшими или узкими. Стереотипы могут играть положительную роль, например способствуя экономичности мышления. Но гораздо чаще они препятст­вуют поведению, адекватному конкретной ситуации. Предрассудки и вовсе являются следствием искаженного восприятия, что существенно усугубляется присутствием вы­раженного аффективного компонента.

Правовые нормы, будучи разновидностью социальных норм, безусловно, более конкретны. Они закреплены в основных документах государства (конституция, уголов­ный кодекс, гражданский кодекс). Данные нормы регулируются всей государственной системой (законотворческие институты, правительство, правоохранительные органы). Противоправное поведение, по сути, направлено на дестабилизацию порядка - основы социальной жизни, а не только на ущемление интересов отдельного пострадавшего чело­века. Поэтому данный вид отклоняющегося поведения сегодня рассматривается как один из наиболее опасных для общества.

Политические нормы сформулированы в международных документах и межгосу­дарственных соглашениях и регулируют отношения между странами (народами).

Организационно-профессиональные нормы регулируются должностными инструк­циями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.

Как отмечалось выше, в настоящее время можно говорить о появлении нового вида социальной нормы - индивидуальной. Индивидуальная норма, связанная с признанием ценности каждой личности, начинает играть все большую роль в жизни общества, что проявляется в гуманизации общественного сознания в целом.

Сегодня в ряде культур права личности, ее самоценность уравнены с обществен­ными интересами.

Для психологии особенно важен вопрос о механизмах воздействия социальных норм на личность. Будучи социальными феноменами, социальные нормы интериоризи-руются во внутренний мир личности в течение всей жизни. Особенно интенсивно это происходит на ранних этапах развития ребенка в семье. В рамках глубинной психологии специально выделяется такая индивидуальная подструктура, как супер-Эго, содержащая множество внутренних предписаний, требований и ограничений.

В соответствии с общими психологическими представлениями нормы присутству­ют в индивидуальном сознании в форме социально-психологических установок. Уста­новка как «готовность, предрасположенность субъекта воспринимать или действовать определенным образом» [13, с. 419] имеет различные формы. Термин «социальная уста­новка» («аттитюд» - в английском звучании) был введен У. Томасом и Ф. Знанецки в 20-е гг. прошлого столетия. Позднее М. Смит конкретизировал структуру аттитюда, выде­лив три известных компонента:

> когнитивный (представление, знание об объекте или явлении);

> аффективный (эмоционально-оценочное отношение к объекту);

> конативный или поведенческий (готовность личности реализовать определенное по­ведение по отношению к объекту) [16].

Социальные установки переживаются человеком как личное отношение к чему-либо, как значение объекта (явления) для данной личности - его личностный смысл. Ус­тановки отражают связь между объектом и его оценкой. Тем самым они формируют го­товность человека к определенному виду социального поведения.

В диспозиционной концепции регуляции социального поведения В.А. Ядова [24] выделяются 4 уровня диспозиций (социальных установок): о простейшие ситуативные поведенческие установки;

о социальные установки, действующие на уровне малых групп и в привычных ситуа­циях;

о диспозиции, в которых фиксируется общая направленность интересов личности от­носительно конкретной сферы социальной активности;

о система высших ценностных ориентации личности, регулирующих целостность ее социального поведения и деятельности.

На личностном уровне образуется субъективная иерархия социальных установок в соответствии с психологической значимостью объектов для конкретного человека. Лич­ностный смысл может не совпадать с социальным значением. Например, для одного че­ловека смыслом жизни и высшей ценностью является создание семьи и воспитание де­тей, а для другого главное - карьера. По концепции В. А. Ядова, такие диспозиции по критерию общественной значимости объектов относятся ко второму и третьему уровням, а по субъективным личностным критериям они оказываются высшими по своему значе­нию для индивида [24].

В силу различий в ценностях люди существенно отличаются по мотивам и стилям поведения. Например, ценности могут быть ориентированы на выживание, следовательно, усилия людей будут направлены на обеспечение физической и материальной безо­пасности. Другим ориентиром в жизни человека может быть общественное мнение, что соответственно порождает стремление принадлежать к группе, подражать или добивать­ся успеха. Наконец, возможна ориентация на свои внутренние потребности, которая бу­дет стимулировать активность в одной из следующих форм: поиск своих отличий от дру­гих людей, экспериментирование, увлечения, творчество, заинтересованность проблема­ми общества и служение ему.

Таким образом, социальные нормы создают установки личности, которые, в свою очередь, формируют диспозиционное поведение.

Мы дали общую характеристику социальных норм. Напомним, что под отклоняю­щимся понимают поведение, отклоняющееся не от всякой социальной нормы, а только от наиболее важной, невыполнение которой действительно угрожает благополучию че­ловека или общества. Поэтому поведение конкретного человека зачастую трудно оце­нить с точки зрения его нормативности. Следует также заметить, что хотя социальные нормы и отражают интересы большинства людей, но в ряде случаев они могут использо­ваться в узких интересах отдельных групп (например, через СМИ), что само по себе от­ражает внутреннее противоречие между объективной природой социальной нормы и ее субъективностью.

Социальные отклонения

Термин «девиантное поведение» используется не только для обозначения действий конкретного человека, но и для описания определенных социальных явлений. Если в первом случае речь идет об «отклоняющемся поведении личности», то во втором - о «социальном отклонении». Данные термины нередко отождествляются, что вызывает не­обходимость их разграничения.

Социальные отклонения - это нарушения социальных норм, которые характеризу­ются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью [17]. Имеются в виду такие негативные массовые социальные явления, как пьянство, преступность, бю­рократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм и др.

Следует заметить, что между двумя полюсами - «социально-одобряемые явления» и «социальные отклонения» - лежит широкий круг явлений, нерегулируемых социаль­ными нормами. Это могут быть как позитивные процессы (например, творчество), так и явления с возможными негативными последствиями (например, массовое курение). В то же время разнообразие отклонений превышает разнообразие норм.

Вопрос о последствиях социальных отклонений неоднозначен. Объективный вред явления и его субъективная оценка в ряде случаев не совпадают. Например, высказыва­ется мнение, что преступления без жертвы вообще следует декриминализировать, т. е. исключить из уголовного права. Особенно трудно оценить степень ущерба от «погра­ничных» форм асоциального поведения и легких форм зависимого поведения, например проституции, сексуальных аддикций, употребления легких наркотиков. В каждом обще­стве есть сторонники как легализации данных явлений, так и их запрета.

Социальные отклонения имеют следующие признаки: историческая детерминиро­ванность, негативные последствия для общества, относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени. Социальные отклонения характеризуются направлен­ностью и содержанием. Общество противопоставляет социальным отклонениям органи­зованные способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции.

В ряде случаев социальные отклонения носят преходящий характер. Примеры пре­ходящих социальных отклонений: вещевая спекуляция, брак по расчету, диссидентство.

Параллельно с этим изменяются меры общественного воздействия в отношении социальных отклонений. Так, по законам дореволюционной России предусматривались и религиозно-нравственные, и правовые санкции против пьянства, наркомании, само­убийств. В случае самоубийства запрещался традиционный церковный обряд погребе­ния, усопшего не хоронили на общем кладбище, его волеизъявление (завещание) призна­валось юридически недействительным, в случае же неудачной попытки самоубийства суициденту грозило тюремное заключение.

В настоящее же время отношение общества к поведению его членов становится все более и более либеральным. Одним из подтверждений радикальных перемен является отмена смертной казни в некоторых государствах.

Социальные отклонения количественно и качественно характеризуются уровнем, структурой и динамикой.

Уровень (коэффициент) отклонения определяется как количество официально за­регистрированных проявлений данного отклонения относительно численности населения (чаще на 100 тыс. человек). Он существенно различается в различных странах и в разные годы, поскольку зависит от совокупности факторов: социально-экономического, полити­ческого, нравственного и т. п. Например, в 1998 г. коэффициент преступности в России (без учета латентной преступности, которая по подсчетам специалистов в 4 раза превы­шает уровень официально зарегистрированной) составил 1756 преступлений. Для срав­нения, во всем бывшем Советском Союзе: в 1978 г. - 503; в 1985 г. - 700; в 1990 г. - 968 - с последующим постоянным ростом [9].

Структура отклонения отражает соотношение отдельных подвидов внутри явления. Так, в 1998 г. в структуре преступности в Российской Федерации корыстные преступле­ния составили 65 % от общего числа зарегистрированных случаев, насильственные - 23 %, прочие - 12 %. Уровень латентной преступности по отдельным видам выглядит сле­дующим образом: по убийствам - 2: 1 (т. е. на каждые 2 преступления только одно реги­стрируется официально), по изнасилованиям - 6: 1, по кражам - 73: 1, по вымогательству (рэкет) - более 17000: 1 [9]. Иными словами, преступления зачастую остаются полностью безнаказанными.

Динамика отклонения - это показатель изменения уровня и структуры всего мас­сива изучаемого явления за определенное время. По мнению специалистов, в России в настоящее время наблюдаются следующие тенденции. Увеличилась доля тяжких и особо тяжких преступлений. Резко усилилась корыстная мотивация противоправного поведе­ния. Растет подростковая преступность. Продолжается сращивание организованной пре­ступности с легальным предпринимательством и с государственным аппаратом.

Наряду с уровнем и динамикой социальных отклонений широко обсуждается во­прос об их функциях. Например, организованная преступность может обеспечивать не­законным путем объективные потребности, не удовлетворяемые в должной мере офици­альными социальными институтами. В целом функциями социальных отклонений могут быть: интеграция группы; формирование морального кодекса общества; выражение со­циального протеста и выход агрессивных тенденций; бегство; сигнал о неизбежных со­циальных изменениях; способ самоидентификации и самореализации и др.

Несмотря на определенное сходство, социальные отклонения отличаются от от­клоняющегося поведения личности. В первом случае имеет место социальный феномен, а во втором - психологический. Отметим, что некоторые социальные отклонения одно­временно являются и отклоняющимся поведением личности: алкоголизм, самоубийство, преступное деяние и т.п. Другие социальные отклонения выступают в качестве только социального феномена - геноцид, коррупция, бюрократизм.

Таким образом, девиантное поведение выступает и как индивидуальный акт, и как элемент социального бытия.

 

Контрольные вопросы и задания

Что такое социальная норма? Каковы ее свойства и способы образования?

Каковы механизмы воздействия социальных норм на поведение конкретного чело­века?

Перечислите виды социальных норм.

Дайте определение и приведите конкретные примеры нормального поведения лич­ности в основных сферах жизнедеятельности: межличностные отношения и семья, сексу­альные отношения, правовые отношения, здоровье.

В чем различие между понятиями «отклоняющееся поведение» и «социальные от­клонения»?

Приведите современные примеры негативных, нейтральных и пози-. тивных соци­альных отклонений.

 

Рекомендуемая литература

1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - M.J 1978.

2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. - СПб., ] 1998.

3. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1988.

4. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. -М., 1964.

5. Гилинский Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. - СПб., 1993.

6. Динамика ценностей реформируемой России: Сб. статей. - М., 1995.

7. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. -М., 2001.

8. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. - 2-е изд. - М., 1997.

9. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирова­ния.-М., 1998.

10. Личко А.И., Битенский B.C. Подростковая наркология. -Л., 1991.

11. И. Ольков С.Г. Общественные болезни. - Тюмень, 1996.

12. Психологические механизмы регуляции социального поведения. / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. -М., 1979.

13. Психология: Словарь. / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1990.

14. Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия культовых травм // Журнал практического психолога. Спец. вып. - М., 2000. - № 1-2.

15. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. - М., 1994.

16. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н.Дружинина. -М., 1999.

17. Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М., 1989.

18. Франки В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

19. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.

20. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990.

21. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1989.

22. Юнг К. Психологические типы. - М., 1996.

23. Энциклопедический философский словарь. / Под ред. Е. В. Губского. - М., 1996.

24. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -Л., 1979.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь