Успехи в труде как основа чувства собственной значимости
В профессиональной ориентации одним из важных факторов самоопределения является " престижность выбираемой профессии" (см. Климов, 1990). Все больше появляется теорий элитарности (социальной стратификации), где акцент делается на отношение к профессиональной деятельности, например, теория Дональда Дж. Треймана, где положение человека определяет престиж его профессии или теория У. Ллойда Уорнера, где принадлежность человека к тем или иным классам зависит от его знатности и рода занятий (см. Фролова, 1995. С. 13-16). В последнее время психологи все больше говорят о новой интегративной науке акмеологии (от древнегреч. " акме" - вершина), связанной с высшими достижениями профессионального и жизненного развития. При этом, как отмечает Е.А. Климов, достижение вершины профессионального развития " не есть статичная ступень - " дошел", " уселся" на нее, " достиг" - это " реальности функциональные", это не " окаменелости", а процессы; все время должна происходить деятельность по поддержанию, коррекции, оптимизации достигнутого состояния" (Климов, 1995. С. 6, 25). Сразу же возникает проблема выделения критериев наивысших профессиональных достижений (критериев " акме" ). В этой связи А.А. Бодалев отмечает: " Признание или непризнание выдающихся достижений человека большинством людей, будь они даже специалистами в той области, в которой проявил себя этот человек, еще не означает, что он достиг или не достиг вершины в своем развитии… Показателем достигнутого уровня акме является все-таки практика: насколько свершенное человеком действительно работает или будет работать на социальный и технический прогресс... на преумножение ценностей жизни и культуры..., на более глубокое постижение законов развития природы, общества и человека" (Бодалев, 1995. С. 119). В психологическом плане интересно как раз то, насколько сам человек осознает, ощущает, переживает и чувствует свою социальную значимость (значимость своего труда для окружающих или даже для культуры в целом). Идея " чувства сопричастности человека с обществом" лежит в основе преодоления чувства собственной неполноценности (например, в индивидуальной психологии А. Адлера).
- Как уже не раз отмечалось, элитарность неоднозначна и противоречива. Чтобы лучше понять принципиальную разницу между подлинной элитарностью, связанной с высшими проявлениями человеческого духа и мнимой элитарностью, больше ориентированной эгоистически, полезно рассмотреть эволюцию взглядов А. Адлера по проблеме развития у людей чувства собственной значимости. Условно можно выделить три основных периода в творчестве Альфреда Адлера (см. Дрейкурс-Фергюсон, 1995):
- Предполагалось, что органическая неполноценность не оказывает прямого воздействия на поведение (одни люди обращают неполноценность в компенсирующие ее достижения, другие - становятся слабыми и пассивными).
- Все меньше внимания обращалось на органическую неполноценность и больше - на чувство неполноценности. Предполагалось, что субъективное чувство не зависит от состояния органов тела (где чувство - это система взглядов и установок, а не только эмоции и ощущения). Больший акцент - на стремление человека к преодолению чувства неполноценности. Главная движущая сила человека - стремление к власти, к превосходству; " отрицательные" чувства могут быть преодолены в результате стремления к приобретению " положительных" качеств...
- Все меньшее значение придавалось стремлению личности к превосходству (" вертикально ориентированный процесс" ), и все большее стремлению к содействию и равенству с другими (" горизонтально ориентированный процесс" ). Главная движущая сила - стремление быть принятым в обществе людей, найти себе место в нем и содействовать благополучию других. " Если человек не удовлетворен своим положением среди других людей и не может внести вклад в общее дело, он будет преодолевать чувство неполноценности стремлением к превосходству и исходить при этом из своих ошибочных представлений", - отмечает Е. Дрейкурс-Фергюсон, известный представитель неоадлерианства, последовательница А. Адлера (Там же. С. 8).
" Индивидуальная психология" А. Адлера указывает на то, что личность является неделимым целым. " Жизненный стиль" - это единство личности, обеспечивающее такую целостность. Личность состоит из антагонистичных частей, но при этом личность (по А.Адлеру) - это часть общества. Главное, в чем нуждается любой человек, - это потребность чувствовать себя принятым, найти свое место среди людей: "...каждый человек стремится стать значительным; но люди ошибаются, если они не понимают, что эта значительность может быть достигнута лишь благодаря их вкладу в жизнь других" (Там же. С. 12- 13). А. Адлер вводит понятие " чувство сопричастности с обществом", " чувство для общества". Это чувство включает и сознание, и эмоции, и отношение к обществу, его благополучию. Это чувство зарождается еще в детстве и требует постоянной заботы со стороны психологов и воспитателей, иначе целостной личности не получится. " Мировоззрение и цели формируются у ребенка намного легче, чем у взрослого, поэтому детство - идеальное время для развития социальной заинтересованности....Цель адлерианской психотерапии состоит в том, чтобы помочь ребенку углубить чувство социальной заинтересованности" (Там же. С. 16). Адлерианцы пытаются понять " личную логику" каждого человека и определить его индивидуальное восприятие и интерпретацию мира и себя в этом мире. Интерпретация воспринимаемых событий называется " апперцепцией", которая происходит на разных уровнях, в том числе и в межличностных отношениях (Там же. С. 26). Данные рассуждения интересны в контексте рассмотрения проблемы так называемой ранней (детской) профконсультации. Е.Дрейкурс-Фергюсон пишет: "...индивид в детстве создает, составляет план, задает направление своей жизни - как к ней приспособиться, вырасти и решать жизненные проблемы... Ребенок уже в раннем детстве имеет простые планы и собственные цели... В дальнейшем оценки ребенком непосредственных обстоятельств начинают интегрироваться во " взгляд на жизнь". Вначале это " черновой вариант", но путем проб и ошибок он оформляется в связную концептуальную схему. Таким образом, в возрасте 5-6 лет ребенок уже имеет жизненный стиль, который является способом его отношения к миру, поскольку содержит основную " Я-концепцию", жизненные задачи, мировоззрение и модели поведения в ситуациях. Жизненный стиль остается относительно постоянным в течение всей жизни. Если учителя, психологи-консультанты и родители понимают логику развития ребенка и помогают ему обрести разнообразный позитивный жизненный опыт, тогда ребенок и после шести лет будет способен изменять и совершенствовать свой жизненный стиль. Но когда ребенок не имеет подобного опыта и разнообразных альтернатив во время учебы в младших классах, он скорее всего усвоит жесткую систему взглядов и соответствующее мировоззрение" (Там же. С. 27-29). Жизненный стиль как ядро личности обеспечивает единство, индивидуальность, связность и устойчивость психического функционирования. Отдаленная жизненная цель, " Я-концепция" и мировоззрение личности намечают план, по которому выстраивается " здание" его жизни (Там же. С. 29). К сожалению, у немалой части людей еще с детства начинает формироваться иное представление о " выдающихся достижениях" в труде и соответственно иное представление о собственной значимости. Например, восхищение у многих обывателей, а соответственно и у воспитываемых ими детей, вызывают люди, сумевшие построить " карьеру" даже в том случае, если ничего полезного для окружающих (и для общества в целом) они не сделали. Нередко такое восхищение вызывают даже предприимчивые негодяи или удачливые преступники, которые на уровне обыденного сознания также часто воспринимаются как " люди успеха". Само понимание " успеха" (тесно связанное с представлением об элитарном) неоднозначно. Такая неоднозначность проявляется не только в этическом плане (что имеет общественную ценность, а что нет), но и в самом процессе профессионального самоопределения. Например, на ранних этапах развития субъекта труда многое определяется тем, насколько воспитатели и родители сумеют сформировать у ребенка позитивное отношение к честному и творческому труду. Для абитуриента успех нередко связан с поступлением в престижное (в его понимании) учебное заведение. Для студента на первый план выходит " успешная учеба", но также и учебно-профессиональные контакты с наиболее авторитетными и опять же " престижными" преподавателями. При этом и абитуриент, и студент уже начинают понимать, что кроме реальных успехов, связанных с усвоением и демонстрацией своих знаний, существует еще и " успех", связанный с выстраиванием престижных и " выгодных" для дальнейшей карьеры межличностных отношений. Условно построение таких взаимоотношений можно назвать вхождением в " социально-профессиональную тусовку", которая не только предоставляет своим " признанным" членам особые возможности для будущей профессионализации, но и является важным условием для развития чувства собственной значимости (для элитарного самоощущения). Все это позволяет лучше понять действительную психологическую сущность так называемого " элитного образования". Как известно, формально элитное образование предназначено для тех, кто сумел проявить " выдающиеся способности" (хотя выявить эти " выдающиеся способности" с помощью современных тестов очень непросто).. Но фактически в привилегированные школы попадают не только ради получения более качественных знаний (хотя можно обозначить и проблему действительно " лучших" преподавателей), и не только потому, что за учащимися там лучше присмотр. Главным образом, в элитную школу стремятся потому, что в ней в основном учатся дети преуспевающих родителей (представителей элиты), и уже сами дети начинают устанавливать неформальные отношения между собой, что, несомненно, пригодится и при построении в будущем более успешной (элитарно-ориентированной) карьеры. Еще в большей степени понимание необходимости приобщения к социально-профессиональной " тусовке" приходит на этапе профессиональной адаптации и в ходе дальнейшего развития профессионала. " Специалист в тусовке" имеет особые преимущества по сравнению с обычным специалистом. Правда, принадлежность к таким " тусовкам" часто препятствует подлинной творческой самореализации, поскольку работник вынужден постоянно оглядываться на ценности своей профессиональной группы и учитывать так называемое общественное мнение. В целом у каждого работника есть выбор критериев самоуважения и профессионального самоощущения: либо это ориентация на ценность самого труда, либо это ориентация на мнение своих коллег по работе, т.е. социально-профессиональной " тусовки". Либо работник, может и хочет самостоятельно определять, что достойно и что не достойно его усилий, проявляя и в этом свое творчество, либо он идет на поводу у общественного мнения. Проблема такого выбора сильно обостряется в условиях так называемой " рыночной" экономики, когда, по словам Э. Фромма, фактически обесценивается ценность самого труда и на первый план выходит ценность продажи себя на " рынке личностей". В результате такая личность теряет свою целостность и становится " отчужденной" (от своего труда) " рыночной личностью" (Фромм, 1992).
Популярное:
|