Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.



1. В концепциях каких мыслителей XVIII века выражалась самокритика философии Просвещения?

Если философы-просветители усматривали основу общественного развития в прогрессе разума, то Ж..-Ж. Руссо, высказал мысль о том, что развитие наук и искусств лишь углубляет социальные противоречия в обществе. Д. Дидро во Франции и представители движения «Бури и натиска» в Германии сомневались в обоснованности распространения рационалистической методологии на область художественного творчества. Еще раньше Г. В. Лейбниц сомневался по поводу того, что с помощью законов механики можно объяснить все природные процессы. Д.Юм подверг критике принципы причинности и субстанциональности в естествознании. А.Р.Ж. Тюрго сомневался в правильности идеи о том, что рационалистические принципы устройства общества являются основой его прогресса. С его точки зрения основой прогресса является не разум, а социальные противоречия и борьба интересов различных социальных групп.

Во второй половине XVIII в. рядом мыслителей пересматриваются основоположения популярных идей философии Просвещения.

2. Какую роль философская мысль Просвещения сыграла в идейной подготовке великих социальных и научных революций конца XVIII – первой половины XIX вв.?

Кульминационным пунктом революционного развития была Великая французская революция. Политические программы основных партий французской революции были построены на концепциях, разработанных социально-философской мыслью французского Просвещения, критиковавшей легитимность социальных институтов старого порядка.

Если социальные революции, ликвидировав остатки феодальных отношений в странах Западной Европы, подготовили социальный базис техногенного общества, то научная революция превратила науку в главную производительную силу и сделала техногенное развитие общества необратимым. Промышленный переворот в Англии (конец XVIII в.) и во всей Европе (первая половина XIX в.) явился своеобразным экономическим плодом первой научной революции, закончившийся созданием механистической картины мира И. Ньютона. Новые открытия в науке, сделанные на основе экспериментально-математической методологии естествознания, выработанной просветительской мыслью, выходили за рамки механической картины мира и превращали различные области научного познания в самостоятельные научные дисциплины.

Великие социальные революции конца XVIII – первой половины XIX в. – война за независимость США 1776г., Великая французская революция 1789г., наполеоновские войны, политические революции в Испании и Польше, борьба за независимость народов Латинской Америки, Всеевропейская революция 1848г.

Они прошли под социально-политическими лозунгами эпохи Просвещения: суверенитет народа, разделение властей, установление законодательной власти, ответственной перед народом, идеи прав человека: свободы, равенства, братства; право народа на революцию.

3. Как в процессе развертывания этих революций проявились противоречия Просвещения как великого проекта модерна? В чем заключались эти противоречия?

Основной причиной недостатков и противоречий просветительской мысли XVIII в. явился ее догматизм, вытекающий из сенсуализма и рационализма XVII в., на которых она базировалась.

В это же время выявились существенные недостатки эмпирико-экспериментальной методологии естествознания, выработанной И. Ньютоном и Д. Локком и развитой в философии Просвещения:

С помощью эмпиризма нельзя обосновать принципы причинности и субстанциональности (Д. Юм). Ставится под вопрос возможность общезначимого и непротиворечивого научного познания.

Открытия в области химии (Бойль, Пристли, Лавуазье, фон Либих), биологии (Линней, Бюффон, Ламарк), геологии (Геттон, Лайель), физики (Гальвани, Вольт, Ампер, Фарадей) противоречили механической картине мира.

Концепции Просвещения:

-Идея Просвещения о мирном характере возможных социальных изменений сменилась идеей борьбы за сословные и классовые интересы.

-Воплощение в действительность идеалов просветительской мысли порождало глубокие социальные противоречия. Так, воплощение в жизнь политической свободы при ограниченности социально-производственных ресурсов приводит к прогрессирующему социальному неравенству. Попытка обеспечить равенство всех членов общества ведет к отрицанию свободы. Космополитические притязания превращаются в национализм и военные захваты.

-Просветительский разум явился идеологическим выражением и оправданием определенных классовых интересов.

4. Почему именно немецкая классическая философия конца XVIII – начала XIX вв. явилась процессом переосмысления итогов социальных и научных революций?

Переосмысление итогов и последствий социальных и научной революций было вызвано следующими обстоятельствами:

-Немецкая просветительская мысль в XVIII в. развивалась под влиянием Г.В. Лейбница и его ученика Х. Вольфа. Лейбниц являлся критиком сенсуалистического эмпиризма Д. Локка и механической картины мира И. Ньютона, поэтому немецкая интеллектуальная общественность была настроена критически по отношению к концепциям Просвещения, составляющим основу естественно-правовой парадигмы.

-Немецкая философская мысль получила шанс открыть новые перспективы развития знания, потому что Англия и Франция были вовлечены в события Великой французской революции и промышленного переворота в Англии.

5. В каком направлении развивались идеи И. Канта его непосредственными учениками и последователями (Фихте, Шеллингом, Гегелем)?

Под влиянием Д. Юма и Ж.-Ж. Руссо немецкий мыслитель И. Кант анализирует основания просветительского разума. Кант совершает переворот в философии, обратившись к изучению познавательных способностей субъекта и пытаясь найти общезначимость научного знания в познавательной деятельности субъекта, а не в объекте познания. Кант противопоставляет субъект и объект.

Его ученик Фихте из субъекта познания выводит формы познавательной деятельности и все содержание знания. Субъект превращается в абсолютное начало всего существующего.

В философской системе Шеллинга субъект утрачивает связь с индивидуальным сознанием и превращается в абсолютное мировое начало. Природу он рассматривает как процесс развития явлений от низших состояний к высшим, от неорганических форм к сознанию. Единство субъекта и объекта (природа) может быть постигнуто с помощью искусства.

Гегель считает, что природа постигается путем понятийного познания, поскольку в понятии уже содержится единство субъекта и объекта. Гегель строит систему саморазвития понятий, которая является основой познания природы, исторического развития общества, саморазвития духовной жизни человека.

Переосмысление итогов и последствий социальных и научной революций выполнили представители немецкой классической философии.

И. Кант является родоначальником немецкой классической философии.

6.Почему немецкая классическая философия сыграла ключевую роль в формировании основных идей культурно-исторической парадигмы социального знания и концепций эволюционизма в естествознании?

Проведенное Кантом различие между теоретическим и практическим разумом поставило проблемы соотношения естественно-природного и социально-культурного в развитии общества и отличия методологии естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин.

Акцент на субъекте познания, рассмотрение познания как деятельности субъекта поставили вопрос об истории как закономерном процессе развития человечества и методе исследования во всех социально-гуманитарных науках.

Обобщение открытий второй глобальной научной революции привело к рассмотрению природы как саморазвивающейся органической системе, что опередило реально достигнутые результаты естественнонаучных дисциплин и повлияло на формирование эволюционных учений.

Таким образом, представители немецкой классической философии заложили фундамент культурно-исторической парадигмы социального знания и концепций эволюционизма в естествознании.

7. В чем заключались причины широкого распространения идей культурно-исторической парадигмы? Какую роль в доминировании культурно-исторической парадигмы сыграли представители основных идеологических направлений Европы первой половины XIX века?

Великую французскую революцию и ее идеи отвергали консерваторы (Местр, Шатобриан, Бональд), считая, что история общества свидетельствует о необходимости традиционных социальных институтов, сдерживающих асоциальные склонности людей.

Либералы сочетали идеи об ответственности правительства перед народом и правах человека с идеями о новом историческом этапе развития общества, в котором плодами промышленного переворота должно воспользоваться большинство людей.

С точки зрения социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) революция является порождением исторического развития человечества, а радикальные изменения социальных институтов закономерны и оправданы. Они рассматривают рост промышленного производства как необходимое условие социальных преобразований и социального прогресса общества, мысля в духе иной парадигмы социального знания – культурно-исторической.

Великая французская революция выявила противоречия и привела к пересмотру рационалистической методологии и основных постулатов естественно-правовой парадигмы социального знания.

8. Каковы основные противоречия немецкой классической философии?

Немецкая классическая философия считает свои идеалистические системы завершением и подведением итогов духовного развития человечества.

Немецкая классическая философия усматривает движущую силу развития общества в развитии абсолютного разума, тем самым мистифицируя исторический процесс.

Немецкая классическая философия рассматривает историю как следствие развития логических понятий абсолютного разума, философию – как подведение итогов этого логического развития.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Какой заголовок подходит к данному тексту?
  2. Cочетания кнопок при наборе текста
  3. I. Какое из данных утверждений выражает основную идею текста?
  4. IDEF1X - методология моделирования данных, основанная на семантике, т.е. на трактовке данных в контексте их взаимосвязи с другими данными.
  5. II. Выпишите из текста предложения, подтверждающие следующие высказывания.
  6. II.Соответствуют ли данные утверждения содержанию текста? Выпишите номера соответствующих утверждений.
  7. IV. Определите основную идею текста.
  8. VI. Прочтите и устно переведите весь текст. Перепишите и письменно переведите 4, 5, 6, 7 абзацы.
  9. VIII. ФАКТОР АДРЕСАТА. АДРЕСАТ КАК СОАВТОР И КАК ИНТЕРПРЕТАТОР ТЕКСТА
  10. Авторский текст // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Мн., 2004.– С. 182-186, 209–216.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1044; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь