Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Авторский текст // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Мн., 2004.– С. 182-186, 209–216.



1.Каковы социокультурные предпосылки становления и развития древнегреческой философии?

Завоевание Греции дарийцами в XII веке; разрушены прежние связи с государствами Востока, исчезла письменность. Греция начала свою историю по- новому. Культурный упадок, синтез духовной традиции Греции плюс варварское мировоззрение. Греция - прерваны пути культурного и торгового обмена со всеми древними цивилизациями Востока. => человек сознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Начало духовной борьбы: каждый пытался убедить другого в своих идеях и опыте. => беспокойство и движение граничащее с духовным хаосом.

Возникновение и развитие древнегреческого полиса – Греция превратилась в перевалочный пункт торгового обмена между древними цивилизациями Средиземноморья (Древний Египет, Вавилония) и варварскими народами Западной Европы. Состязательность внутри полиса приводит к выделению различных философских школ.

Человеческое существование становится предметом размышления, появились философы. Борьба мнений, убеждений – движущий импульс развития древнегреческой философии и науки.

2.Почему философию досократиков можно считать космоцентрической?

Досократический период развития философии происходит дальнейшее становление и развитие рационализма (зачатки в поэмах Гомера). Гераклит, Пифагор и другие пытаются вывести законы жизни полиса; построение умозрительной картины мира, проблема его происхождения из некоего начала.

Натурфилософия досократовского периода – философия социума (то есть – полиса).

Поиск вечных космических законов, которые лежали бы и в основе социальной жизни полиса. Пытаются понять закономерности, которые управляя упорядоченным целым, космосом, управляют человеческим обществом как частью этого космического целого.

А. Ф. Лосев в работе «Двенадцать тезисов об античной культуре» обобщает основные итоги развития античной культуры, которая в его пред-ставлении проявляется в качестве огромного внеличностного, космологизма.

С точки зрения эстетики античности космос есть наилучшее, совершеннейшее произведение искусства. Сам термин «космос» указывает на лад, строй, порядок, красоту. Космос есть тело абсолютное и абсолютизированное. Оно само для себя определяет свои законы.

На первом плане стоит «логос». «Логос» — это и слово, и мысль. Слово «логос» лишь в христианстве стало означать личность. «Логос» — понятие логическое и в то же время натурфилософское, обозначающее нечто материальное, связанное с воздухом, огнем, с землей, со стихиями, которые признавались в античном мире. Второй термин — «идея», или «эйдос» (сравните латинское «видео» — «вижу»). «Идея» начинается с видимого, чувственного, а когда доходит до видимого в мысли, то там тоже видимость на первом плане. Это не абстрактная логическая категория. А в античности эта категория восходит к космосу. И когда Платон утверждает, что его идеи существуют в небесном мире, то это значит, что он не может представить свою идею вне вещи, она есть то, что воспринимается либо чувственным, либо умственным взором.

Период расцвета общества.

Космоцентрическую парадигму можно рассматривать как систему самопонимания традиционно-аграрного общества, вторящего в своем функционировании ритмам и циклам живой природы.

3.Каковы социокультурные предпосылки появления школы софистов? В чем заключаются особенности мышления софистов?

Предпосылки появления школы софистов:

В V в. до н.э. на смену полит.власти аристократии и тирании пришла власть демократии. Развитие созданных ею новых выборных учреждений -

нар.собрания и суда, игравшего б. роль в борьбе партий и классов своб.населения, породило потребность в подготовке людей, влад. Искусством судебного и полит красноречия, умеющих убеждать. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой обл. людей становились учителями риторики, политзнаний. Однако нерасчлененность тогдашнего знания и б. роль, кот. приобрела в то время фил., привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили не только полит.и юр. мудрости, но связывали ее с общими вопросами

фил.и мировоззрения. Их стали называть " софистами" т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах стремился к доказ. предвзятой, иной раз заведомо ложной, точки зрения. Такая хар. опиралась на то, что нов.учителя ф. стали доводить до крайности мысль об относительности всякого знания.

-критика со стороны досократиков натурфилософских концепций друг друга;

- школа софистов (на базе полисной демократии):

а) впервые выдвинули идею договорного происхождения государства, если права, естественного равенства людей и неотчуждаемых прав человека.

б) учили граждан отстаивать свои интересы и убеждения с помощью логических и риторических приёмов.

в) не считали себя обладателями истины и отвергали притязания на абсолютную истину со стороны кого- либо другого.

Заслуги:

- критически оценивали развитие общественного сознания (соответствует традиционно-аграрному обществу).

- право на существование имеют только обоснованные с точки зрения логики идеи и принципы.

Отличие от досократников: законы общества могут быть познаны и установлены не через измышления о едином Космосе, а в процессе демократической дискуссии, основанной на чётком разуме.

Мера всех вещей человек, три момента: 1) их релятивизм и субъективизм в понимании блага, добродетели, справедливости; 2) вводят человека в бытие как главное действующее лицо; 3) процесс познания наполняют экзистенциальным смыслом и обосновывают экз. характер истины.

Главными предметами исследований софистов в качестве учителей публичной жизни становятся диалектика, риторика, политика и этика. В целом можно сказать, что сферой их интересов было то, что сами они называли «обычаями» и что мы в настоящее время называем «культурой». Первые ученые искали знания ради знания, софисты подчинили исследовательскую деятельность конкретным целям. Они приблизили науку к практическим потребностям и видели ее задачу в их удовлетворении.

О его учении известно только по сообщениямучеников: Ксилофонт, Платон, Аристофан, а так же Аристотеля. Для негохарактерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своихсобеседников и мастерское расчленение вопроса, составляет предметобсуждения. Выступал против Софистов.В этике Сократа отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, кот.зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее.Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание. Счастье человека - когда его душа полна добродетелями.

Сократические школы: мегарская, лидоэритрийская, киническая, киренская.Человек рассматривается как существо природное, социальное игосударственное. Тот, кто не способен вступать в общение или, считаясебя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемент государства, становясь либо животным, либо божеством. Отлич признаки чел - его социальность и разумность. Чел. есть единство души и тела. Добродетельная жизнь человека имеет проявление в деятельности, это единственная возможность самореализацииличности. Иначе добрые качества вообще не могут быть замечены.Признает приоритет социального целого над индивидуумом. При этомвыступает за экономический индивидуализм(частная собственность) иэтический индивидуализм (следует любить больше всех самого себя), чтоне исключает идей самопожертвования. Разумный эгоизм.

В эпоху поздней античности вся эллинистическая философия весьма явственно выразила кризисную ситуацию античного сознания. Особенно показательным в этом плане был скептицизм, антидогматическая заостренность которого рельефно оттеняла догматизм всей остальной античной философии этой эпохи. Одно из наглядных проявлений ее догматичности приверженность носителей той или иной философской традиции концептуальному ядру соответствующего учения на протяжении столетий без существенного творческого его обогащения. Это характерно для стоицизма и эпикуреизма. Да и скептицизм, по сути, есть гот же догматизм, но в форме радикального отрицания, которое составляет смысл всего его философствования. А поскольку любое положительное философское утверждение оценивалось скептиками как догматическое и не заслуживающее принятия, их позиция была тотальным отрицанием всего положительного содержания античной философии и тем самым в определенной мере подготовкой почвы для появления качественно иной философской традиции.

Основателем эпикуреизма является Эпикур (342—270 до н. э.). Эпикур — представитель античного атомизма. Принимая исходные положения Демокрита, он стремился доказать, что причинная необходимость всех явлений, как на том настаивал Демокрит, не отрицает возможности человеческой свободы.

4.Какова роль Сократа в античной философии? В чем заключается сущность его учения?

Демократия привела к социальной дифференциации, доминированию одних социальных групп над другими, => недовольство такой системой истина софистов.

Сократ подверг критике традиции официального культа античного полиса, с богами общаются исключительно через обряды и высших посредников – жрецов. Выступает против натурфилософии, эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познавательное значение органов чувств. Главная задача познания - познать самого себя.(самопознание). Познание природы невозможно (агностицизм), возможно познание души, а добродетели соответствуют взрослению души.

Сократ анализировал рациональную обоснованность социально – этических норм, норм регулирующих отношения между людьми. Его рационализм посвящён обоснованию фундаментальных и вечных понятий, их нельзя вывести заново разумом, т. е. они присущи человеческой душе от рождения.

Идея по Сократу: постижение истины посредством некоего иррационального мистического озарения. Дискуссия, спор по Сократу: средство достижения истины. По его мнению, управлять государством

должны люди не богатые и знатные, а знающие, умелые и лучшие.

Философия по Сократу - учение о том, как следует жить. Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна

сущ. единая общая и высшая цель, кот.подчин. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо. Определения обобщаются через индукцию. Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой хорошо поставленные вопросы изобличают собеседника в противоречии. Тогда устраняется мнимое знание, а беспокойство ума направляется на поиски подлинной истины. Искусство спора – методвопросов, " ирония".

5.Почему философские концепции Платона и Аристотеля можно считать идейным источником теоцентрической парадигмы социального знания?

Платон (ученик Сократа), а позже Аристотель (ученик Платона) определяли не критерии истинности знания, а определение самой сущности знания. Платон: – истинное бытие (умопостигается миром духовных сущностей) и мир материальных вещей (умопостигается с помощью чувств).

Метод познания - диалектика. Два пути - восхождение по обобщению понятий вплоть до высших родов и нисхождение от общего к частному, это касается только идей, но не чувственных единичных вещей.

Бытие, движ., покой, тождество и изменение - могут мыслится только таким способом, что каждый из них иесть и не есть, и равен самому себе и не равен., и тождественен себе и переходит в иное. Так бытие поскольку оно рассматр само по себе - едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же поскольку оно рассм. по отнош к иному, содержит в себе различие, изменчиво, подвижно. Поэтому бытие содержит в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. Противоречия есть необходимое условие дляпобуждению души к мышлению. Искусство побуждать к размышлению посредством выявления противоречий, таящихся в повседневных мнениях, есть, по П., искусство диалектики.

В космогоническом учении утверждает, что последними эл-тами всех вещей явл. неделимые треугольники или геометрические бестелесные атомы.

Космология - в центре земля, вокруг планеты и звезды, которые движутся благодаря их собственным душам.

Аристотель - критика Пифагора теории " идей", Логика. Учение А. - объективный идеализм. Оно сложилось в резкой критике учения Пифагора об идеях.

Раскритиковав взгляды своего учителя, Аристотель предложил собственное учение, представляющее собой как бы переворачивание учения Платона: первичны не идеи, а реальные единичные вещи — сущности, которые обуславливаются четырьмя видами причин. При этом допускается и наличие внешней причины мира — так называемого «перводвигателя». Раскрытию сути его подхода к миру посвящены сочинения «Метафизика» и «Физика», отрывки из которых приводятся ниже.

Логика по Аристотеля - наука о доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания. Связи мыслей является по А. отражениями объект.существующих связей. Одним из важнейших принципов явл. учение о целесообр. в природе. Этот принцип распростран. на все бытие и даже на бога. Эта целесообр. является внутренней и бессознательной целес. природы. Примеры целесообр. видел в росте организмов.

6.Каковы социокультурные предпосылки эллинистического этапа развития античной философии? В чем особенности философских учений основных школ эллинистической философии (стоиков, скептиков, эпикурейцев)?

Завоевания А.Македонского, образование крупных эллинистических держав, возникновение Римской империи, => появление христианства.

Крах полисной системы:

а) расширение мировоззренческого кругозора человека античной культуры;

б) создание нового типа античной цивилизации, не замыкающейся границами отдельного полиса;

в) грек и римлянин – граждане мира;

г) другие народы – не варвары, а соседи, иногда – братья.

Смена проблематики: как должно быть устроено государство, что бы соответствовать космической гармонии – раньше, теперь – как надо жить человеку в мире, полном опасностей угрожающих частному индивиду со стороны централизованного бюрократического государства. Проблема выживаемости частного лица в условиях тотального социального подавления частной морали, частного поведения.

Эпикурейцы: Человек - первичен, общество – вторично => высшее удовольствие для индивида - невмешательство в общественную жизнь. Гл. задача ф. - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика м.б. построена только при условии если будет определено место, кот.человек занимает в мире. Поэтому этика должна опирается на физику, а физике должно предшествовать разработке теории познания.

Материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущаем истинно. Ошибки возникают от неправ. оценки того, что мы ощущаем. На основе ощущ. Возможны заключения о предметах и их причинах. Восприятие - единств.критерий истинности, оно есть крит. и для заключений о таких вещах, кот. непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в лог. противоречии с данными восприятиями.

Стоики: Основателем ее был Зенон из Китиона, семит, родившийся на острове Крит. Философия не столько теория (Досократики – Аристотель), сколько жизненная мудрость, учили человека сохранять самообладание в трудных ситуациях. В связи с распространением космологии,

математики, развитием техники. Главная задача философии - в этике (это плоды науки). Знание - средство приобретения мудрости и умения жить сообразно природе. Счастье - в свободе от страстей, в равнодушии. Все предопределяется судьбой. В понимании природы - материалисты. Отличали истину (воистину существуют только тела) и истинное -бестелесно и не существует. Создали логику высказываний, в отличие от логики предикатов.

Скептики: поворот притязаний науки на истину, её приравнивание к суеверию знания. Основателями скептицизма являлись Пиррон Элидский и Секст Эмпирик. Греческое слово скепсис соединяет в себе три смысла — это и рассмотрение, и сомнение, и воздержание от суждений. Скептики всегда видели и поныне видят свою цель в опровержении догм всех философских школ.

Древний грек, осваивая окружающее пытается найти закономерности бытия сущего, чтобы не только выжить, но и процветать в новых условиях.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Какой заголовок подходит к данному тексту?
  2. Cочетания кнопок при наборе текста
  3. I. Какое из данных утверждений выражает основную идею текста?
  4. IDEF1X - методология моделирования данных, основанная на семантике, т.е. на трактовке данных в контексте их взаимосвязи с другими данными.
  5. II. Выпишите из текста предложения, подтверждающие следующие высказывания.
  6. II.Соответствуют ли данные утверждения содержанию текста? Выпишите номера соответствующих утверждений.
  7. IV. Определите основную идею текста.
  8. VI. Прочтите и устно переведите весь текст. Перепишите и письменно переведите 4, 5, 6, 7 абзацы.
  9. VIII. ФАКТОР АДРЕСАТА. АДРЕСАТ КАК СОАВТОР И КАК ИНТЕРПРЕТАТОР ТЕКСТА
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь