Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Происхождение и ранняя история славянСтр 1 из 9Следующая ⇒
Глава I. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Происхождение и ранняя история славян
Вопрос о происхождении славян. Поиск исторических корней русского и других славянских народов ведется совместными усилиями историков, археологов, лингвистов, антропологов, этнографов. Еще Нестор, составитель «Повести временных лет», в ХII в. задался вопросом «откуда есть пошла Русская земля». Но и сегодня, в начале ХХI в., эта проблема остается одной из самых сложных и дискуссионных. Наиболее спорным является определение времени формирования славянской общности и территории ее появления (прародины). Славяне – этническая группа в составе индо-европейской языковой семьи, которая сложилась на части территории Евразии около V – IV тысячелетия до н. э. Очень рано из нее выделились индо-иранские языки, армянский, греческий, гораздо позднее – германские и романские, еще позднее – славянские. С того времени, когда это произошло, и начинается история славянского этноса. Наука определяет это время лишь предположительно: одни удревняют его до середины II тысячелетия до н. э. (Б.А. Рыбаков), другие отодвигают на целое тысячелетие позднее (В.В. Седов). Прародина славян, судя по данным лингвистики, – часть территории Европы, расположенная вдали от моря и степи, среди лесов, болот, рек и озер. Ее искали в Подунавье («дунайская теория»), в районе Карпат («прикарпатская теория»), к югу от Балтийского моря («прибалтийская теория»). Сегодня среди отечественных исследователей распространены в основном три гипотезы. Одни помещают прародину славян на западе («висло-одерская теория»), другие – на востоке (район Поднепровья), а третьи – на территории, объединяющей эти земли (от Одера-Вислы до Днепра). Условно исследователей этого вопроса можно разделить на «автохтонистов» и «миграционистов». Первые считают славян коренным (автохтонным) населением Восточной Европы. Вторые, размещая прародину славян на западе, полагают, что на Русскую равнину они пришли в результате позднейших миграций, ассимилировав коренное дославянское население (иранские, балтийские, финно-угорские племена). Славяне до середины I тысячелетия н. э. По новейшим археологическим данным, формирование славянского этноса началось примерно с середины I тысячелетия до н. э. в междуречье Вислы и Одера. Археологи узнают славян по особому погребальному ритуалу: умерших сжигали, а прах накрывали колоколовидными сосудами. В дальнейшем, с началом Великого переселения народов, славяне расселяются в южном и юго-восточном направлениях и сталкиваются с римлянами. От них дошли до нас первые письменные свидетельства о славянах (I – II вв. н. э.). Плиний Старший, Клавдий Птолемей, Корнелий Тацит называли их венедами. Расселяясь, славяне со временем разделились на три ветви: южную, западную и восточную. На территории Русской равнины славяне появились, видимо, к VI в. «Повесть временных лет» сохранила рассказ о приходе славян на Днепр с Дуная, через Карпаты, где в VI столетии существовал сильный союз дулебов, воевавших с кочевниками аварами. В современной литературе есть мнение, что был и другой поток славянской колонизации. Он шел в V в. через Прибалтику в район озера Ильмень. Так сложились два территориальных массива восточных славян, разделенных некоторое время поясом балтских племен. Быт славян середины I тысячелетия н. э. описан византийскими авторами, наблюдавшими их во время походов на Византию (Прокопий Кесарийский, Псевдо-Маврикий, Феофилакт Симокатта и др.). Славяне жили тогда патриархальным родовым строем – «в народоправстве». Объединялись в 100 – 200 племен. Небольшие поселки, разбросанные редкими островками среди обширных лесов, по берегам «неудобопроходимых рек, болот и озер», обносились валами и частоколом от диких зверей и не всегда дружелюбных соседей. Жилища – полуземлянки площадью 10 – 20 кв. метров – топились по-черному. Тяжелая жизнь в пустынном лесном, болотистом краю приучила к труду и лишениям. Византийцев поражала необыкновенная выносливость славянских воинов, которые «легко переносят жар, холод, наготу, недостаток в пище». Будучи «очень высокого роста и огромной силы», они умело устраивали засады, «внезапные атаки, хитрости и днем и ночью», могли прятаться от врага под водой, дыша часами через выдолбленные внутри камыши.
Образование древнерусского государства
Формирование государственности у восточных славян. С разложением родоплеменного строя усложнялась жизнь общества, из него выделялись полярные группы, росло неравенство родов и племен, их военная активность. Поэтому прежний механизм регулирования общественных отношений становился недостаточным. Образованию государства способствовали также начавшееся формирование древнерусской народности, необходимость контроля над путем «из варяг в греки» и географический фактор. Как отмечал С.М. Соловьев, однообразие природных условий Русской равнины предопределило однообразие занятий, обычаев, нравов, верований населявших ее племен, «и равнина, как бы ни была обширна, как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятна обширность Русской государственной области, однообразие частей и крепкая связь между ними». На образование государства повлиял и внешний фактор: деятельность варягов и необходимость обороны от кочевников. Образование государства – это не единовременный акт, а длительный процесс. Поэтому любая дата, обозначающая переход к государственным формам, является условной. У славян такой датой принято считать 882 г., когда новгородский князь Олег, захватив Киев, объединил под своей властью большинство племен, проживавших вдоль пути «из варяг в греки». Однако истоки государственности появились у славян задолго до этого события. Еще в VI – VIII вв. славянские племена начинают объединяться в племенные союзы. Фактически летописные поляне, древляне, кривичи и т. п. были уже не племенами, а племенными союзами (летопись называет их племенными княжениями). Каждый из них занимал территорию, где вполне могло уместиться какое-нибудь европейское государство. Но это были еще не государства, а предгосударственные формы общественной организации переходного характера, подготовившие образование государства. В VIII – IХ вв. племенные союзы объединяются в «суперсоюзы» – более крупные догосударственные объединения уже на территориальной, а не племенной основе. Полагают, что один из таких суперсоюзов сложился вокруг Киева («Куявия», «Нижняя Русь»). Другой появился в районе Новгорода («Верхняя Русь», или «Славия»). В земле вятичей («Артания») и вокруг Полоцка возникли аналогичные «союзы союзов». Государство образовалось путем их объединения под властью киевских князей. Сначала Олег соединил северный (Новгородский) и южный (Киевский) центры. В дальнейшем Святослав подчинил вятичей, а Владимир – Полоцк. Однако основными все-таки были северный и южный центры формирования государственности. Историки давно спорят, где государственность зародилась раньше – на севере или на юге Руси. Установлению истины мешает состояние источников. Самый ранний древнерусский памятник – «Повесть временных лет», составленная лишь в ХII в. Неудивительно, что события трехсотлетней давности она описывает в виде легенд, переплетая правду и вымысел. Источники же иностранного происхождения содержат лишь косвенные и приблизительные данные. Длительные споры норманистов и антинорманистов, которые имели под собой не только научную, но и политическую подоплеку, сильно осложнили изучение предыстории Киевской Руси. Мы можем лишь схематично представить основные события IХ в. В Среднем Поднепровье давно существовало мощное объединение, ядром которого была земля полян, а центром – Киев. Известно, что около VIII – IХ вв. часть здешних племен попала под власть хазар и платила им дань. В тот же период на севере Руси складывается полиэтническое объединение, включавшее в себя ильменских словен, кривичей, а также неславянские народы (чудь, меря, весь). Местная знать нанимала на службу скандинавские военные дружины. Платой за службу, охрану судов была дань. В 862 г. между варягами и местным населением произошел конфликт: «изгнали варяг за море и не дали им дани и начали сами собой владеть». Началась усобица, и затем одна из соперничавших славянских группировок пригласила на княжение варяжского конунга. Сведения летописи об этих событиях получили название «варяжской легенды». Согласно ей новгородцы позвали княжить трех братьев – Рюрика, Синеуса и Трувора. После смерти братьев Рюрик стал править единолично в Новгороде. Его власть, однако, признали не все. Никоновская летопись упоминает о восстании против Рюрика во главе с Вадимом Храбрым в 864 г. Историки не раз обращали внимание на легендарный характер летописных сведений. Однако ясно, что правление варяжского конунга в северо-западных землях – исторический факт. Рюрик, вероятно, был историческим лицом, хотя, впрочем, в литературе приведено немало доводов и в пользу его легендарности. Зато его мифические братья Синеус и Трувор – вымысел летописца, неверно истолковавшего слова «свой род» (Синеус) и «верная дружина» (Трувор). В правление Рюрика началось соперничество Новгорода с Киевом. Два дружинника Рюрика – Аскольд и Дир, – отправившись в поход на Царьград, по пути захватили Киев и остались в нем княжить. Они перестали повиноваться Рюрику и принимали к себе недовольных из Новгорода. В 879 г. после смерти Рюрика власть в Новгороде перешла к одному из его воевод (или родственнику) – Олегу, так как сын Рюрика Игорь был слишком мал. Олега можно считать первым достоверно известным государственным деятелем Древней Руси. С его именем связано объединение Севера и Юга под властью Киева в 882 г. Для похода, которому суждено было стать историческим, Олег собрал много варягов, чуди, словен, мерю. Подчинив племена вдоль пути «из варяг в греки», Олег направился к Киеву. Не желая сражения, северный князь прибег к хитрости. Он заявил, что идет в Константинополь, а дружину спрятал в ладьях. Выманив Аскольда и Дира из города, он приказал их убить. Олег сделал Киев столицей своего государства – «матерью городов русских». На то были свои причины. Если север давал военную силу, то Киев, располагаясь на южной оконечности пути «из варяг в греки» рядом с ответвлениями на Волгу и Дон, занимал исключительно выгодное экономическое и политическое положение. Затем Олег начал присоединять и другие восточнославянские территории. Ему покорились древляне, потом северяне и радимичи, платившие дань хазарам. Можно предположить, что присоединение этих племен привело к столкновению с Хазарией. Подчинение племен сопровождалось строительством крепостей и назначением в новые земли наместников и воевод. Таким образом, при Олеге формируется ядро территории древнерусского государства путем насильственного присоединения славянских племенных союзов к Киеву и обложения их данью. Формирование продолжится при следующих князьях и завершится при Владимире.
Варяги и Русь. Норманнская теория. В исторической науке с середины ХVIII в. существует иная точка зрения о возникновении государственности восточных славян, получившая название «норманнская теория». Ее создателями считаются немецкие историки Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер, работавшие в середине ХVIII в. в Петербургской академии наук. На основе летописного сказания о призвании Рюрика в Новгород они сделали вывод, что славянские племена были диким народом, не способным создать свое государство. Посему государство основал «народ, отличный от славян», – их завоеватели норманны (варяги). Одновременно возник антинорманизм, основоположниками которого были М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев. Его сторонники отрицали какую-либо роль скандинавов в создании государства и пытались доказать нескандинавское происхождение летописных варягов – от франков, хазар или западнославянских племен. Так возник пресловутый «варяжский вопрос», ставший объектом не только академических споров. Историки-монархисты и славянофилы использовали легенду о варягах-князьях для противопоставления России Западу. В Европе, по их мнению, государства создавались завоеванием, а у нас – мирным призванием. Это означало, по их мнению, что в России нет исторических условий для противостояния народа и власти. В то же время некоторые зарубежные историки-норманисты использовали летописное предание для утверждений о неполноценности славян. Это оскорбляло национальные чувства и побуждало отечественных историков к полному отрицанию присутствия варягов на Руси. По сути борьба норманнизма и антинорманнизма была противостоянием двух монархических концепций. Вопрос о происхождении государства был смешан с вопросом о происхождении династии. Сегодняшняя наука давно осмыслила сущность государства как института, возникающего на определенной стадии общественного развития. В том, что первые русские князья – Аскольд, Дир, Рюрик, Олег, Игорь (кроме полулегендарного Кия) – носили варяжские имена, нет ничего необычного. Например, в Англии с 1066 г. не было ни одного английского по происхождению правящего дома. Приглашение иноземных правителей в период формирования государства в качестве третьей силы могло сгладить остроту противоборства местной знати. Основав династию, варяги впоследствии влились в формирующийся класс русского боярства, усилив в нем военно-дружинное начало. Они служили дипломатами, воеводами, дружинниками. В какой-то мере их влияние сказалось на системе извлечения прибавочного продукта (походы за данью), предопределив слабую роль земельных пожалований в начальный период Киевской Руси. Может быть, без варяжского беспокойного воинственного элемента, заинтересованного в контроле над путем «из варяг в греки», объединение севера и юга произошло бы позднее.
Общественный строй
Государственное устройство. Государство Русь, объединив восточнославянские племена и часть неславянских народов, превратилось вскоре в крупнейшее государство Европы. Во главе его стоял великий киевский князь, опиравшийся на многочисленную и хорошо вооруженную дружину. Старшие дружинники («бояре», «княжьи мужи») служили советниками князя, воеводами, наместниками, послами. Младшие («гридни», «отроки», «детские») были привилегированной частью войска. Они выполняли отдельные поручения, обслуживали дворцовое хозяйство, участвовали в управлении. Старая племенная знать («старцы градские», «нарочитая чадь») вскоре слилась с верхушкой дружины. В политическом строе Руси было много патриархального. Киевский князь господствовал над славянами прежде всего как глава самого сильного племени – полян, собирая дань-полюдье с подвластных племен. В городах для решения наиболее важных вопросов собиралось вече. В нем участвовали все свободные жители. В сельской местности аналогичную роль играла община-вервь. В отдельных землях сначала правили племенные князья, вроде древлянского Мала, ставшие вассалами Киева. Затем, со времен Святослава, киевские князя начинают заменять их воеводами, а в наиболее важные центры сажают своих сыновей. Киевское государство не было внутренне прочным и впоследствии легко распалось на уделы. Общественные отношения. В общественных отношениях Руси переплетались элементы разных укладов – патриархального, рабовладельческого, феодального. Но феодальный постепенно доминировал и накладывал отпечаток на все остальные. Если на территории бывшей Западной Европы процесс создания феодализма осуществлялся в форме синтеза разлагавшихся рабовладельческих (позднеантичных) и первобытнообщинных (германских, варварских) отношений, приведших к возникновению качественно нового строя, то восточные славяне перешли к феодализму непосредственно от первобытнообщинного строя. Хотя восточные славяне знали рабскую форму труда, у них, как и у многих других народов, развитие пошло по пути генезиса феодального, а не рабовладельческого способа производства, для возникновения которого здесь не было необходимых условий. В недрах восточнославянского общества произошло глубокое социальное и имущественное расслоение, создавшее предпосылки формирования феодальных отношений и государственности. Господствующей формой феодальной собственности была государственная, а основным видом эксплуатации – взимание дани. Древнерусские князья захватывали общинные земли, оставляя их во владение своим наследникам и передавая дружине в качестве платы за службу, поощрения, во временное пользование. В Древнерусском государстве сложилось крупное княжеское, боярское и церковное землевладение. Наряду с лично свободными крестьянами-общинниками и горожанами существовали обширные группы зависимого и полузависимого населения – смерды, закупы, рядовичи, челядь и холопы. Большинство населения составляли лично свободные крестьяне-общинники («люди»). Их зависимость от князей ограничивалась выплатой полюдья. Это был основной источник доходов князя и дружины вплоть до середины ХI в., когда появляются вотчины и бывшие дружинники «оседают» на землю. Вотчина («отчина») – хозяйство, принадлежащее владельцу на правах полной наследственной собственности. Они возникали чаще всего путем княжеских земельных пожалований. Общинники, жившие на этих землях, оказываются теперь под покровительством владельца. Разными путями они превращаются в зависимых работников. Особенно тяжелым было положение тех, кто потерял свое хозяйство или, взяв в долг, обязался работать на господина («закупы», «рядовичи»). К зависимым относились также «пленники» (отрабатывали выкуп), «наймиты» (нанимались за плату), «прощеники» (за работу им прощались долги или преступления). Самыми беcправными были «холопы» (рабы). В ХI – ХII вв. их стали «сажать» на землю для работы в вотчинах. Однако они отличались от античных рабов, так как имели некоторые права: могли, например, давать показания в суде при отсутствии других свидетелей и т. п. Хотя города на Руси возникли раньше, чем в ряде стран Европы, развивались они медленнее, чем на Западе. В Х – начале ХI вв. на Руси было около 30 крупных городов, а к середине XIII в. – уже 62. Особенно выделялись Киев, Новгород, Суздаль, Ростов, Полоцк, Любеч и др. Они богатели на ремесле, внутренней и междугородной торговле. В Новгород, где не хватало своего хлеба, везли зерно, на юг – рыбу, соль. В окрестные страны отправляли воск, пушнину, лен, кольчуги, кожаные изделия, а оттуда доставляли дорогие ткани, оружие, драгоценности, вина, коней. Самые крупные города превращались в административные, политические, религиозные, культурные центры.
Объединение русских земель Образование единого Российского государства (вторая половина XV – первая треть ХVI в.)
Завершение государственного объединения великорусских земель при Иване III и Василии III. Иван III Васильевич (1462 – 1505) вступил на престол 22 лет от роду. Осторожный, расчетливый, он мечтал покорить последние удельные княжества, возвратить земли, захваченные Литвой. Дальновидный и искусный политик, он не стяжал полководческой славы, зато вошел в историю создателем Московского государства, первым «государем всея Руси». В 60 – 70-е гг. XV в. под военным нажимом в состав Московского княжества вошли Ростовское и Ярославское княжества. Следующим шагом стало присоединение Новгорода. Новгородские бояре во главе со вдовой посадника Марфой Борецкой собрались перейти под власть Литвы. Ответом Москвы стал поход Ивана на Новгород в 1471 г. и разгром новгородских войск на р. Шелони. Новгородцы заплатили за свою «проступку» грандиозную сумму в 15 тыс. руб., а новгородские владения признали «отчиной» великого князя. Окончательное подчинение Новгорода произошло в 1478 г. Вечевой колокол увезли в Москву, посадничество ликвидировали, а управлять здесь стали московские наместники. Впоследствии земли местных бояр были конфискованы, розданы московским служилым людям, а новгородских землевладельцев выселили в центр страны. В 1480 г. было наконец свергнуто ордынское иго. Дань Иван перестал платить с 1476 г. Правитель Большой Орды хан Ахмед повел войско к Москве и остановился около Калуги, неподалеку от впадения в Оку реки Угры. Иван долго пребывал в нерешительности. Он даже отправил семью и казну на Белоозеро. Наконец было принято решение не пускать Ахмеда к Москве. В октябре 1480 г. при попытке перейти Угру он был дважды отброшен московской ратью. Литовский князь Казимир все не шел, а приближавшаяся зима грозила бескормицей. Ахмед повернул назад в Орду, фактически признав свое поражение, и вскоре погиб. Иван мог теперь вновь обратиться к делу расширения государства. В 1485 г. он присоединил Тверь. Тверской князь, преданный своими боярами, бежал в Литву. Московское княжество превратилось в общерусское, а московский князь стал называться «государем всея Руси». Теперь Иван III начал борьбу с Литвой за западнорусские земли. К Руси перешли территории по Десне и Сожу, верховья Днепра и Западной Двины. Василий III (1505 – 1533) продолжал отцовскую политику. В 1510 г. была ликвидирована самостоятельность Псковской республики. В 1514 г. после войны с Литвой к России отошел Смоленск. В 1521 г. присоединено Рязанское княжество, давно находившееся в зависимости от Москвы. Так в основном завершилось объединение русских земель. Образовалась самая крупная в Европе держава, которая с конца XV в. стала называться Россией.
Политический строй Российского государства. С завершением политического объединения стала оформляться новая система государственного управления. Прежде всего началось становление самодержавия. Титул Ивана III «государь» означал власть самодержавную. Внешне возросшую силу великого князя подчеркивал новый придворный церемониал, отличавшийся особой пышностью. Появились и особые символы власти: скипетр, держава, «шапка Мономаха» и заимствованный из Византии герб в виде двуглавого орла. Возвышению власти Ивана III содействовала и его женитьба вторым браком на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Престолом он стал распоряжаться как своей собственностью. Сначала объявил наследником внука Дмитрия, потом сына Василия, наложив на внука опалу. Свое решение Иван III мотивировал просто: «Кому хочу – тому даю княжение». Государь управлял страной с помощью постоянно действующего совета – Боярской думы. Ее члены назначались на основе местничества. Дума в присутствии князя решала вопросы внутренней и внешней политики. Она была совещательным органом и не ограничивала власть государя. Иначе теперь складывались отношения с боярством. Из вассалов они превратились в подданных. В состав боярства наряду со старыми московскими боярскими фамилиями влились правители независимых прежде княжеств. Центральное управление до середины ХVI в. было представлено двумя ведомствами: «Дворец», во главе с дворецким, управлял личными (дворцовыми) землями великого князя; «Казна», во главе с казначеем, была государственной канцелярией, хранила деньги и драгоценности и заведовала внешней политикой. Стали создаваться приказы (первое упоминание о которых встречается в документах 1512 г.), руководившие военными, судебными и другими делами. Местное управление сохраняло много пережитков удельного времени. Страна делилась на уезды, совпадавшие с территорией бывших княжеств. Уезды делились на волости и станы. Немногочисленные удельные князья имели полную власть в своих уделах. Иван III не разрешал жениться своим братьям, а когда они умерли бездетными, забрал их уделы. К концу его жизни сохранились лишь уделы племянника и младших сыновей Ивана. Во главе уездов ставились наместники, а во главе стана или волости – волостели. Все они получали управляемые территории в кормление (сбор в свою пользу части налогов и судебных пошлин). В 1497 г. был принят великокняжеский Судебник, установивший единые правовые нормы на всей территории государства. Статья 57 Судебника ограничила крестьянские переходы к другому феодалу лишь одним сроком в году при условии уплаты «пожилого»: неделя до и после осеннего Юрьева дня – 26 ноября. Размер пожилого доходил до 1 рубля, на который в те времена можно было купить, к примеру, рабочего коня. Ограничение крестьянских переходов было началом закрепощения крестьян в России. Вместо прежних дружин в это время создается единое московское войско. Его основу составляли дворяне-помещики. По требованию великого князя они должны были являться на службу с вооруженными людьми из своих крестьян или холопов – «конно, людно и оружно». Особые отношения складывались у великокняжеской власти с церковью, которая имела свою систему управления и суда, огромные земельные богатства. Великий князь стремился установить контроль над церковью и отобрать ее владения. Для этого Иван III использовал внутрицерковную борьбу нестяжателей и иосифлян. Нестяжатели во главе с Нилом Сорским говорили о недопустимости для церкви обладания богатствами, землями, крестьянами. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким выступали за богатую, сильную церковь и умножение ее земельных владений. На церковном соборе 1503 г. победу одержали иосифляне. Иван III, симпатизировавший поначалу нестяжателям, был вынужден встать на сторону иосифлянского большинства. В условиях борьбы с княжеско-боярской оппозицией поддержка церкви была для великого князя очень важна.
Реформы Ивана Грозного
Избранная рада. Восстание в Москве показало необходимость перемен. Глинских постигла опала. Иван IV ищет новые пути управления государством, собирает вокруг себя советников. Постепенно складывается круг людей, самых близких по взглядам и наиболее преданных царю. Фактически сформировалось неофициальное правительство, которое позже князь Андрей Курбский назовет на польский манер «Избранной радой». Негласным руководителем этого правительства был выходец из мелких костромских вотчинников Алексей Адашев, ставший любимцем царя благодаря своим способностям и исключительной преданности. В Избранную раду входили также и представители других слоев общества: аристократы – князья Дмитрий Курлятев и Курбский; представитель высшей бюрократии, посольский дьяк Иван Висковатый; протопоп Благовещенского собора Кремля, духовник царя Сильвестр. Избранная рада обсуждала планы государственных реформ и внешней политики, а затем и руководила их проведением. Идеологами намечавшихся реформ в стране были митрополит Макарий и Сильвестр. Макарий обосновал и пропагандировал идею самодержавной власти в России, которая должна утвердиться в мире как совершенное «православное царство». Сильвестр всю свою деятельность подчинил идее прославления монарха и утверждения его власти. Он оказывал сильное воздействие на сознание царя в плане самосовершенствования, покаяния и смирения, развил в нем сильное религиозное чувство.
Земские соборы. В начале 1549 г. в Москве было созвано совещание, на котором присутствовали Боярская дума в полном составе, Освященный (церковный) собор во главе с митрополитом Макарием, высшие должностные лица, воеводы и дворяне. На этом совещании, получившем в литературе название «собор примирения», царь объявил о намерении положить конец бесправию, которое «чинилось» от бояр и дворцовых чинов. В ответ бояре «били челом о прощении», обещали служить царю «в правду». Обсуждалась также программа проведения государственных реформ. Так появился новый орган власти, известный позже под названием «Земский собор». Это был эпизодически созываемый высший законодательный и исполнительный орган власти, в который выбирались представители основных сословий России (крупные светские и церковные вотчинники, прежде всего – бояре; служилые землевладельцы-дворяне; купцы и зажиточное посадское население городов; в отдельных случаях даже государственные крестьяне и казаки). В течение примерно ста лет существования Земских соборов (середина ХVI – середина XVII в.) политический строй России представлял собой сословно-представительную монархию. В отличие от западноевропейских парламентов, в которых буржуазия стремилась ограничить власть монархов, русские Земские соборы нужны были царям для того, чтобы поддерживать их власть. Опираясь на соборы, монархи могли успешно лавировать между боярством и дворянством, постепенно ограничивать права крупных феодалов и расширять права дворян, на которых в первую очередь и опирался Иван IV, реформируя государство.
Судебник 1550 г. По решению «собора примирения» был подготовлен и принят в 1550 г. новый русский сборник законов – Судебник – взамен старого Судебника 1497 г. В Судебнике 1550 г. была обновлена примерно треть статей. В нем полностью сохранилась статья об ограничении перехода крестьян от одного феодала к другому неделей до Юрьева дня осеннего (24 ноября) и неделей после, но плата за переход («пожилое») увеличивалась. Ограничивалась власть наместников, отменялись податные льготы монастырей.
Приказы. Создавалась система центральных правительственных учреждений – приказов. Первые из них появились еще в конце XV в. и назывались сначала избами. В середине ХVI в. один за другим были организованы приказы: Челобитенный (специально для приема на имя царя дворянских челобитных с жалобами на бояр, казначеев и дворецких), Посольский (ведал организацией дипломатической службы), Ямской (дорожная служба), Разрядный (ведал личным составом и службой поместного дворянского войска), Поместный (обеспечение дворян землей), приказ Казанского дворца (управление территорией покоренного Казанского ханства) и другие. К концу ХVI в. было уже более двадцати приказов. Для многих из них характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, а также соединение функционального принципа управления с территориальным. Организация приказной системы управления стала важным элементом процесса формирования единого русского государства с сильной центральной властью.
Реформа местного управления. Серьезные изменения произошли и в системе местного управления, которое к середине ХVI в. возглавляли наместники (гражданские администраторы) и воеводы (военные руководители). Основным доходом наместников было не государственное жалованье, а так называемое «кормление» за счет жителей подведомственной территории, а также отчисления от различных пошлин (судебных, торговых и др.). Наместническое управление в период раздробленности соответствовало интересам великих князей, так как противодействовало власти местных удельных князей. Но по мере ликвидации удельных княжеств наместничество становилось невыгодным для Москвы. Поэтому, как уже отмечалось выше, в 1530-х годах в России начали учреждать губные органы, которым переходили судебные полномочия наместников. В 1549 г. появился царский указ, освобождавший во всех городах дворян от юрисдикции наместников. А в 1555 – 1556 гг. правительство во многих местах страны отменяет кормление наместников и самих наместников заменяет органами земского самоуправления, выбиравшимися из среды посадского населения и зажиточных крестьян. Это были старосты и «излюбленные головы», которые с помощью своих канцелярий (земских изб) и помощников (выборных целовальников и «лучших людей») судили население по делам второстепенной важности и собирали подати, поступавшие ранее на содержание наместников. Теперь же они отправлялись в царскую казну и шли в основном на обеспечение дворянской армии. Губные и земские учреждения были представительными органами дворянства, верхов посада и зажиточных государственных (черносошных) крестьян. В тех местах, где не было земских органов самоуправления, вместо наместников назначались воеводы, которые получали не только военные, но и административно-судебные полномочия.
Военная реформа. К числу важнейших реформ относилось упорядочение военной службы и перестройка армии. В 1550 г. началось создание постоянного войска – 3000 стрельцов, вооруженных огнестрельным оружием (пищалями) и бердышом, мечом или саблей. Стрелецкое войско делилось на полки («приказы»). В них могли записаться любые свободные люди. За службу стрельцы получали денежное и хлебное жалование; жили отдельными слободами, в некоторых местах наделялись землей, могли заниматься ремеслом и торговлей. Стрельцы имели одинаковое обмундирование, они были вооружены и обучены. К концу ХVI в. стрелецкое войско выросло до 25 тысяч человек. Одновременно с организацией стрелецкого войска в 1550 г. правительство приступило к массовому наделению землей дворян. Намечалось «испоместить» в Московском уезде 1070 дворян из провинции. Эта «избранная тысяча» должна была войти в состав царского двора и стать ядром дворянского ополчения. Принятое в 1556 г. «Уложение о службе» строго регламентировало воинскую службу дворян. Она начиналась с 15 лет и передавалась по наследству. Каждый служилый человек помимо личного участия должен был выставить одного конного воина в полном вооружении. За каждого выставленного воина господин получал небольшое вознаграждение, а за недоданного платил штраф. За службу дворянин получал денежное жалование и землю. Так были созданы условия для роста поместного ополчения (конницы) и укрепления экономического положения дворянства.
Стоглав. Реформы середины века затронули и русскую православную церковь. К тому времени она не была строго унифицированной организацией. Существовали различия в составе святых, которым поклонялись в разных местах страны, не было строгого порядка в исполнении церковных обрядов. Среди иерархов церкви не прекращался спор между сторонниками богатой и сильной церкви («иосифляне») и нищенствующей церкви в духе первых христиан («нестяжатели»). Государство, с одной стороны, было заинтересовано в сильной церковной организации, но с другой – хотело бы сократить количество церковно-монастырских земель, чтобы увеличить земельный фонд дворян. В 1551 г. состоялся церковный собор, созванный по инициативе царя и митрополита Макария. Итоговый документ собора («приговор») состоял из ста глав и поэтому получил название Стоглавого, или Стоглава. На основе Стоглава церковь провела унификацию религиозных обрядов и иконописи. Был принят единый перечень всех святых русской церкви, а их жизнеописания (жития) опубликованы в 12 томах книги «Великие четьи минеи». По вопросу о церковном землевладении победу одержали иосифляне. Но впредь церковь могла приобретать и продавать свою землю только с разрешения царя. По решению собора церковь должна была вернуть прежним владельцам земли, полученные от них после 1533 г. В целом на соборе был достигнут определенный компромисс между царской властью и церковью.
Опричнина
Опричная политика Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-07; Просмотров: 1685; Нарушение авторского права страницы