Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Русь в конце IХ – середине ХI в.



 

Русь при первых князьях. Утвердившись на киевском престоле и проведя на нем около 30 лет (882 – 912), князь Олег оставил заметный след в ранней истории Руси. Освободив от хазарской зависимости славянские племена, Олег стремился укрепить безопасность своей страны и строил крепости на границе степи.

В 907 г. он совершает свой знаменитый поход на Византию. Большая славяно-варяжская рать шла к Константинополю морем и сушей. Когда прибыла флотилия Олега, греки замкнули гавань цепью. Тогда, по преданию, руссы поставили ладьи на колеса и, подняв паруса, двинулись к стенам Царьграда. Греки, спасая город, предложили Олегу дань. Перед возвращением на Русь князь повесил на воротах Царьграда свой щит. Видимо, после этого он получил прозвище «вещего» (мудрого). В 911 г. с Византией был подписан очень выгодный для Руси торговый договор. Византия разрешала русским купцам беспошлинно торговать в Константинополе, обещала содержать их во время пребывания в городе и снабжать на обратную дорогу.

Князь Игорь (сын Рюрика по летописи) не имел талантов своего предшественника. Да и государство переживало нелегкие времена: восстали древляне, к границам подошли печенеги, с которыми на время удалось заключить мир.

Игорь совершил поход в 941 г. – на Константинополь. Однако войско Игоря было встречено поразившим воинов «греческим огнем». Греки направляли на русские корабли горящую смесь, и это «страшное чудо» сожгло ладьи. Когда в 944 г. Игорь пришел вновь, греки не стали искушать судьбу и запросили мира. Новый договор с Византией оказался менее выгодным, чем прежний, так как отменялось право беспошлинной торговли в Константинополе.

Древляне не участвовали в этом походе, и Игорь решил наказать их сбором большой дани. Эта попытка закончилась трагически, древляне во главе с князем Малом восстали, убили Игоря и вновь отложились от Киева.

Править Русью в период малолетства Игорева сына Святослава стала его мать – княгиня Ольга (945 – 964), – единственная женщина на древне­русском престоле. По легенде, древлянский князь Мал посватался к Ольге и прислал к ней знатных послов. Первое посольство Ольга приказала закопать живьем, второе – запереть в бане и сжечь заживо, а третье по ее приказу перебила дружина после тризны на месте гибели Игоря. На следующий год княгиня хитростью захватила древлянскую столицу Искоростень. Потребовав от жителей дань по три воробья и три голубя с «дыма», Ольга приказала выпустить птиц на волю, привязав к ним зажженные кусочки серы. Птицы полетели на родные крыши, и деревянный город сгорел. Этот летописный рассказ отражает факт окончательного покорения древлянской земли и свидетельствует о патриархальности то­гдашнего общества, где кровная месть считалась священной обязанностью.

Вслед за этим Ольга «полюдье» заменила «повозом», т. е. провела реформу взимания дани, установив время, размер («уроки») и место («погосты») ее сбора, что стало началом организованной системы налогообложения.

Ольга укрепила отношения с Византией. В 957 г. она побывала в Константинополе во главе пышного, многолюдного посоль­ст­ва и была с почетом встречена императорской четой. По-видимому, тогда княгиня приняла православную веру. Впоследствии церковь причислила Ольгу к лику святых.

Со вступлением в великокняжеские права Святослава (964 – 972) активи­зировалась внешняя политика Руси. Он остался в памяти потомков князем-воином, талантливым и неутомимым полководцем.

Большую часть своего правления Святослав провел за пределами Киева. В 964 – 966 гг. он подчинил вятичей, разгромил Волжскую Булгарию, Хазарский каганат и союзные ему племена ясов и косогов (осетин и черкесов), овладел Тмутараканью на Таманском полуострове. Хазария вскоре прекратила существование. Однако с падением хазарского заслона хозяевами южнорусских степей стали печенеги – враги не менее опасные.

Победив восточных соседей, Святослав обратил взор на Запад. Византия через посла Калокира предложила Святославу завоевать для нее Дунайскую Болгарию, своего взбунтовавшегося вассала. В 967 – 968 гг. киевская рать овладела значительной частью Болгарии. Однако оставшийся без защиты Киев чуть не захватили печенеги. Святославу пришлось вернуться. Перед уходом в Болгарию он, похоронив мать, «посадил» своего старшего сына Ярополка в Киеве, среднего – Олега – отправил в древлянскую землю, а несовершеннолетнего Владимира с его дядей Добрыней – в Новгород.

Новый император Византии Иоанн Цимисхий, обеспокоенный успехами Святослава, решил изгнать его из Болгарии. Начался второй этап войны, когда Святославу пришлось воевать с прекрасно вооруженной и обученной византийской армией (970 – 971). После ряда сражений Святослав вынужден был пойти на заключение мира. Он обязывался уйти из Болгарии, а Иоанн Цимисхий – беспрепятственно пропустить русских на Днепр. Печенеги в 972 г. устроили дружине Святослава засаду у дне­провских порогов. Из черепа убитого русского князя печенежский хан Куря, по преданию, приказал сделать чашу, которая, в соответствии с языческим поверьем, могла передать ему силу и отвагу поверженного врага.

 

Правление Владимира Святославича. Принятие христианства После смерти Святослава началась усобица между его юными сыновьями. Владимир бежал к варягам, став на два года князем-изгоем, а потом во главе большой рати двинулся к Киеву. По пути он овладел Полоцком, где убил княжившего там варяга Рогволода, а дочь его Рогнеду, выданную за Ярополка и ждавшую от него ребенка, насильно взял себе в жены. Ярополк бежал из Киева, а потом на переговорах с Владимиром был убит варягами, а Владимир с 980 по 1015 г. стал единственным правителем Руси.

Матерью Владимира была наложница Святослава Малуша – ключница княгини Ольги. Он проявил себя крупным государственным деятелем. Недаром Владимир, проведший бурную и далеко не безгрешную жизнь, в былинах назывался князем «Красное солнышко», а церковью был объявлен святым.

Совершив в 981 – 993 гг. походы на ятвагов, радимичей, вятичей и хорватов, Владимир завершает формирование территории государства. В сфере влияния Руси оказываются Северное Причерноморье, Крым, Приазовье. Владимир ликвидировал власть местных «светлых князей», направив в наиболее важные центры своих сыновей. Стремясь оградить Русь от набегов печенегов, Владимир построил крепости на днепровском левобережье.

При Владимире впервые в практику международных связей Руси вошли династические браки. Женившись на византийской принцессе Анне, а впоследствии – на внучке императора Оттона I, Владимир просватал за своих сыновей дочерей польского и шведского королей.

Владимир попытался заменить племенные верования единой общегосударственной религией, сплотив языческие культы в пантеон богов во главе с Перуном. Однако язычество уже не устраивало княжескую власть, и Владимир повернул к принципиально новой религии – единобожию.

Соседние государства уже исповедовали монотеистические религии: Европа – христианство, Хазария – иудаизм, Волжская Булгария – ислам, но самые тесные связи у Руси были с Византией. К тому же христианство стало проникать на Русь задолго до Владимира. По-видимому, христианство принял в свое время князь Аскольд вместе с частью дружины, а при Игоре в Киеве стояла церковь святого Ильи. После крещения Ольги христианизация пошла быстрее, но кардинальный поворот к новой религии связан с именем Владимира.

Византийский император Василий II попросил у Владимира помощи против мятежного полководца Варды Фоки. Князь-язычник согласился помочь, если за него выдадут царевну, и в свою очередь обещал креститься. Однако империя не торопилась выполнять договор, и Владимиру пришлось овладеть Корсунем (Херсонесом). Там в 988 г. принял князь православную веру. Вернувшись домой, он приказал уничтожить языческих идолов и крестить киевлян в Днепре. Затем пришла очередь новгородцев и жителей других городов.

Новая религия приживалась непросто и поначалу встретила сопро­тивление населения, особенно на окраинах. Еще долго она переплеталась с привычными народу языческими верованиями. Они соединялись с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия, которую называют «языческим христианством».

Крещение способствовало ликвидации племенной разобщенности, укрепляло княжескую власть и международный авторитет Руси. Более тесными стали культурные связи с Византией. Каменное зодчество, иконопись возникли на Руси благодаря христианству. Христианская церковь стала оказывать всестороннее влияние на русскую жизнь, способствовала распространению грамотности, книжного дела, летописания. Запрет жертвоприношений и ритуальных убийств, многоженства, проповедь крепкой семьи способствовали смягчению нравов. В то же время борьба церкви против «латинства», особенно после окончательного раскола византийской и римской церквей в 1054 г., способствовала изоляции Руси от некоторых духовных процессов, протекавших на Западе.

Правление Ярослава Мудрого. В 1015 г. после смерти Владимира началась усобица между его сыновьями. Ее начал старший в роду – приемный сын Святополк (его отцом был Ярополок, а матерью – Рогнеда). Убив братьев Бориса, Глеба и Святослава, Святополк утвердился в Киеве, получив прозвище «Окаянного». Следующий за ним по старшинству 28-летний Ярослав, сидевший в Новгороде, вступил в борьбу за престол. Усобица, длившаяся несколько лет, завершились победой Ярослава. Святополк бежал за границу и умер в пути. Ярослав же, сумевший пробиться к отцовскому престолу, сохранял его почти 35 лет (1019 – 1054), оттеснив от управления остальных братьев.

Правление Ярослава считается временем расцвета Киевской Руси, ее наивысшего могущества. В 1036 г. он разгромил печенегов, и они перестали нападать на Русь. На правом берегу Днепра была возведена новая линия укреплений по реке Рось. Ярослав совершил несколько походов против ятвагов, ляхов, а в землях прибалтийской чуди построил крепость Юрьев.

Члены русского княжеского дома породнились со многими коро­левскими домами Европы. Сам Ярослав женился на дочери шведского короля Инигерде, дочь Анастасию выдал за венгерского короля, Елизавету – за датского короля, Анну – за французского Генриха I. Сын Ярослава Владимир был женат на сестре польского короля, а Всеволод – на дочери византийского императора Марии.

В 1016 г., готовясь к походу на Святополка, Ярослав ввел в Новгороде первый на Руси писаный свод законов – «Русскую правду», – который стал потом действовать во всем государстве. Он устанавливал порядок и законность, ограничивал кровную месть – пережиток родового общества. Вместе с тем «Русская правда» отразила и развивающееся социальное неравенство: наряду со свободными людьми в ней говорится и о зависимом населении – челяди и холопах.

При Ярославе укрепилась церковь, которая сделала первый шаг к независимости от Константинополя. Вместо назначаемого из Византии митрополита Ярослав выдвинул русского священника Иллариона, который был избран на этот пост собранием русских епископов в 1051 г. При нем по стране развернулось грандиозное по тем временам строительство: закладывались новые города, возводились церкви. В 1037 г. в Киеве был заложен собор Святой Софии, где потом князь был похоронен. Открывались школы, создавались первые библиотеки. Ярослав, по отзывам современников, отличался большой набож­ностью, знанием церковных сочинений, за что и был прозван «Мудрым».

Умирая, Ярослав распределил управление Русью между пятью сыновьями. Трое старших получили наиболее важные уделы: Изяслав – Киев и Новгород, Святославу досталась Черниговская и Муромо-Рязанская земли, Всеволоду – Переяславль и Суздаль. Ярослав завещал сыновьям жить в согласии и во всем слушаться старшего Изяслава.

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. CB250N супер мечта стала любимым с Великобритании учащийся всадниками конце семидесятых
  2. IV. Первое путешествие в Древнюю Русь
  3. Анализ финансовой устойчивости ОАО «НОВОСИБИРСКИЙ ЗАВОД ХИМКОНЦЕНТРАТОВ»
  4. Б. Концептуальные механизмы поддержания универсума
  5. Б. Концептуальные механизмы поддержания универсума.
  6. Базовые концепции и гипотезы финансового менеджмента
  7. Беларусь в войне 1812 г. Положение населения Беларуси подчас войны. Оккупационный режим. Битва на р. Березина. Итоги войны для Беларуси
  8. БЕЛАРУСЬ И БАШКОРТОСТАН: СВЯЗИ КРЕПНУТ
  9. Бернс Р. Я-концепция и индивидуальное развитие // Райгородский Д.Я. Ребенок. От рождения до подросткового возраста. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2011. – С. 343-372.
  10. Биосфера как естественно - историческая система. Современные концепции биосферы: биохимическая, биогеноценологическая, термодинамическая, геофизическая, кибернетическая.
  11. Бог сконцентрировал меня на Иисусе
  12. Бюджетная система Республики Беларусь.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-07; Просмотров: 1354; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь