Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Игры для развития воображения



Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции — познавательную и аффективную.

Основная задача познавательного воображения — воссоздание объективной реальности, «достраивание» целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения ребенок может творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, «достраивать» целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего «Я». Она проявляется, во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций: малыш как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, ребенок создает воображаемую ситуацию, в которой он чувствует себя сильным, смелым, всемогущим.

Своего апогея аффективное воображение достигает к 4-м годам. В 4-5 лет число необузданных фантазий, детских страхов снижается. Доминирующее значение начинает приобретать познавательное воображение при рисовании, конструировании, разыгрывании различных игровых сюжетов.

В 4-5 лет основной фазой в развитии ребенка является следование образцам. Как ранее одно-двухлетний ребенок при осваивании какого-либо движения мог многократно его повторять и постепенно овладевал правильными движениями, так и теперь малыш воспроизводит одни и те же сюжеты, склонен многократно рисовать шаблонные графические схемы.

В воображение малыша начинает включаться процесс планирования. Если раньше фантазии ребенка были неуправляемы, он не мог предсказать, что получится, и лишь потом объяснял результат своей деятельности, то теперь, в 4-5 лет, ребенок в состоянии разделить свою деятельность на этапы: он может спланировать один шаг своих действий, выполнить его, оценить результат, а затем приступить к следующему этапу.

Ребенок в 4-5 лет уже имеет значительный жизненный опыт, знания об окружающем мире, и он учитывает законы этого мира в своей деятельности. В результате рациональных действий фантазии малыша становятся более «приземленными», реально отражающими разные стороны жизни ребенка.

Следует внимательно относиться к фантазиям малыша, фиксировать результаты его творчества. Записи сохранят пережитые счастливые мгновения «открытий» и вызовут приятные воспоминания.

Волшебные очки

Цель: развитие воображения; овладение понятием времени.

Материал: оправа очков без стекол или самодельная маска из бумаги.

Ход игры

Ведущий рассказывает про времена года, как они влияют на природу, животных, людей. Затем говорит: «Вот волшебные очки, они показывают будущее. Через 3 месяца, когда наступит весна, мы посмотрим через них и что мы увидим?..» {Лето). И т.д.

Волшебные кляксы

Цель: развитие воображения; овладение различными формами

предметов.

Материал: заготавливаются макеты цветных клякс различной формы. Ход игры

Ведущий показывает кляксы и просит сказать, сколько предметов ребенок видит в кляксе и какие. Дети по очереди отвечают. Побеждает тот, кто назвал увиденные предметы последним.

Ведущему лучше записывать ответы, чтобы дети не повторялись.

Сундучок со сказкой

Цель: развитие фантазии, связной речи, творческого мышления.

Материал: 8-10 различных фигурок, коробочка.

Ход игры

Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумывать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2-3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ.

Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история и чтобы ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

Волшебная труба

Цель: освоение ребенком противоположных качеств предметов;

развитие познавательной функции; воображения.

Материал: журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку. Ход игры

Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть через нее на предмет, то он поменяет свои свойства на противоположные. Ведущий просит малыша посмотреть через трубу на предметы и рассказать, как они изменились.

Помоги колобку

Цель: развитие познавательного воображения, творческого мышления, памяти, речи; определение последовательности событий.

Материал: карточки с сюжетом из сказки «Колобок» (изготавливаются из двух книжек-малышек — по карточке на каждый сюжет).

Ход игры

Ведущий напоминает ребенку сказку про Колобка, показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка.

Если ребенок справился, предложите ему рассказать сказку в обратном порядке, как будто пленка прокрутилась назад. Если есть возможность, покажите на видеомагнитофоне, что это значит.

Поиграем в репку

Цель:

развитие речи и воображения; обучение символическому проигрыванию сюжета; цветовое обозначение героев сказки; усвоение понятий больше — меньше, последовательности событий.

Материал: кружки: желтый (репка), зеленый (бабка), коричневый (дед), красный (внучка), черный (Жучка), белый (кошка), серый (мышка).

Ход игры

Ведущий рассказывает сказку-путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечает ошибки и в результате пересказывает «Репку».

Вначале можно разрешать пользоваться картинками-подсказками. Когда ребенок ответил, попросите его придумать какую-нибудь сказку с этими новыми персонажами. Дети, успешно справившиеся с заданием, придумывают истории из двух-трех предложений, замечают почти все ошибки.

Помоги колобку

Цель: воспитание добрых чувств, развитие воображения, творческого мышления, связной речи.

Материал: сказка «Колобок», карточки, изготовленные из двух книжек-малышек, разноцветные кружки: желтый (Колобок), серый (волк), белый (заяц), коричневый (медведь), оранжевый (лиса).

Ход игры

Ведущий просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки. Попросите малышей придумать, как можно спасти Колобка. Пусть дети придумают, что будет с Колобком, если он спасется от лисы, с кем он будет дружить, где будет его дом. Эти и другие наводящие вопросы помогут малышу придумать интересную историю.

Поиграем в театр

Цель: обучение ребенка драматизации текстов, умению выразительно отражать образ героя.

Материал: текст сказки «Колобок», кружки разных цветов, обозначающие героев сказки: желтый (Колобок), зеленый (бабушка), оранжевый (лиса), белый (заяц), коричневый (медведь), вырезанный из бумаги домик, атрибуты костюмов (шапочки, маски) для персонажей, занавес или ширма.

Ход игры

Желательно, чтобы в эту игру играли все члены семьи: чем больше участников, тем лучше. Ведущий предлагает поиграть в сказку «Колобок». Ребенок, опираясь на атрибуты сказки или самостоятельно, вспоминает, кто действовал в сказке, и находит каждому герою соответствующий ему кружок.

Затем ребенок распределяет роли среди членов семьи и вручает каждому соответствующий кружок (кто-то из членов семьи будет исполнять по несколько ролей, ребенку поручают роль Колобка).

Затем вместе с ребенком размечают пространство игровой площадки: договариваются, где будет домик бабушки и дедушки, где Колобок будет встречаться с другими героями сказки.

Перед игрой ведущий просит ребенка подсказать, как должны будут играть роли все участники, чтобы быть похожими на персонажей сказки. Подскажите ребенку, что это могут быть особые движения (неуклюжий большой медведь), высокий или низкий голос, суетливая, или размеренная, или неуклюжая походка.

Герои занимают свои места и начинают разыгрывать сказку.

Ваш ребенок хорошо справляется с игрой, если в 4-5 лет он легко размечает игровую площадку, может описать 2-3-х героев. Если у ребенка не все получается, разыграйте другие сказки из нашей книги («Репка», «Маша и три медведя», «Волк и семеро козлят»), повторите «Колобок» через 1-2 недели.

Старая сказка на новый лад

Цель: развитие речи, воображения, творческого мышления, освоение понятий больше — меньше — еще меньше.

Материал: сказка «Три медведя», кружочки, обозначающие медведей (коричневые разных размеров), красный кружок (девочка).

Ход игры

Ведущий вспоминает с ребенком сказку, используя картинки.

Попросите ребенка придумать «сказку наоборот»: медведи заблудились и попали к девочке. Что они стали бы делать, как повели себя? Ведущий предлагает с помощью кружочков разыграть новую сказку.

Социальные навыки

К 3-м годам, при успешном преодолении «кризиса третьего года жизни», ребенок начинает осознавать себя как личность. Он отделяет себя от взрослого и как бы снова открывает мир людей, свое место в этом мире как самостоятельной личности.

Ребенок целеустремленно старается реализовать свои замыслы, ищет поддержку и одобрение взрослых. У него появляется чувство собственного достоинства, гордость за свои достижения.

Постигая социальный мир, ребенок с готовностью «впитывает» поведение взрослых. Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость — основные характерные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника в этот период.

Малыш еще не имеет прочно закрепленных представлений, недостаточно разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому легко верит всему, следует наглядному примеру.

Новые впечатления в этом возрасте оставляют яркий эмоциональный след, влияют на бессознательное поведение уже взрослых людей. Эмоциональные переживания детства именно в этом возрасте оказывают ключевое влияние на восприятие жизни, чувство Родины и формирование морально-этических норм.

Роль родителей в приобретении социальных навыков в этом возрасте трудно переоценить. Малыш охотно и энергично повторяет за эмоционально значимым для него человеком образцы жестов, манер, слов. Используйте эту особенность возраста в играх, направленных на умение взаимодействовать с другими людьми.

Следует учесть, что у детей трех-пяти лет подражание может быть как примитивным, напоминающим механическое копирование, так и точным, ярким.

К концу четвертого года жизни ребенок способен приобрести такие нравственно-волевые качества личности, как способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели, помогать другим, соблюдать очередность, правила игры.

В присутствии взрослых ведет себя в соответствии с принятыми нормами Играет в простые игры с другими детьми Знает свои имя, фамилию, возраст Начинает осознавать, что не похож на других людей Начинается сюжетно-ролевая игра с проигрыванием Соблюдает очередность, если напоминают об этом Играет в одиночку по собственной инициативе 15 минут 3 года

Играет с 2-3-мя детьми, часто взаимодействует с ними (15 минут) Устойчиво выполняет 3 правила поведения в группе В присутствии взрослых ведет себя в соответствии с правилами Знает имя и отчество воспитателей Ждет или откладывает исполнение желания на 5 минут 3, 5 года

Играет в простые настольные игры Разрешает конфликты со сверстниками, пользуясь приемами убеждения и обсуждения Имеет представление о труде взрослых, с которыми сталкивается (дворник, шофер, врач), о некоторых трудовых действиях этих людей (врач лечит, повар готовит) Имеет представление о праздниках (Новый год, день рождения, мамин день) 4 года


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников.
  2. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  3. I.1. Основные предпосылки и механизмы развития речевой деятельности
  4. I.4. СЕМЬЯ И ШКОЛА : ОТСУТСТВИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
  5. II. Ассистивные устройства, созданные для лиц с нарушениями зрения
  6. II. БЛОК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  7. II. Неравномерность мирового экономического развития.
  8. II. Оценить степень развития мускулатуры, жира и костяка методом соматоскопии.
  9. II. Порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  10. III. Защита статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  11. III. Перечень вопросов для проведения проверки знаний кандидатов на получение свидетельства коммерческого пилота с внесением квалификационной отметки о виде воздушного судна - самолет
  12. IV. Классификация по скорости развития


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь