Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЖЕРТВАМ НАСИЛИЯСтр 1 из 16Следующая ⇒
Москва ББК 88.5 УДК 159.9 К 65 Копытин А.И. и др. К 65 АРТ-ТЕРАПИЯ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ /Сост. А. И. Копытин. - М: Психотерапия, 2009. - 144 с: ил. Учебное пособие посвящено методу арт-терапии, который используется применительно к сложным случаям психотерапевтической практики, в частности при работе с людьми, пострадавшими от всевозможных форм насилия: от физических травм в детстве до сексуального насилия. В качестве инструментов арт-терапевтической диагностики и коррекции опыта перенесенного насилия у детей и подростков автор использовал рисуночный тест Сильвер, тест «Нарисуй историю» и технику стимульного рисования. На конкретных клинических примерах показано использование различных методик арт-терапии: рисование пальцами, рисование на зеркале, на кукле, создание коллажей, фотографий и др. Книга будет полезна студентам-психологам, психологам-консультантам и психотерапевтам, работающим с последствиями насилия у детей и взрослых и с синдромом посттравматического стрессового расстройства. ISBN 978-5-903182-52-7 © Копытин А. И 2008 © Издательство «Психотерапия», 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ...............................................4 ГЛАВА 1. Методы арт-терапевтической помощи жертвам насилия (Копытин А.)..........................8 ГЛАВА 2. Отражение опыта перенесенного насилия в организованной и спонтанной изобразительной деятельности. Графические признаки перенесенного насилия у детей и взрослых (Копытин А.)................19 ГЛАВА 3. Тесты Сильвер как инструмент арт-терапевтической диагностики и коррекции: опыта перенесенного насилия у детей и подростков (Копытин А Свистовская Е.)...........................33 ГЛАВА 4. Использование фотографии в работе с жертвами насилия (Копытин А.).......................60 ГЛАВА 5. Отражение и преодоление опыта насилия в процессе индивидуальной арт-терапии, проводимой в доме ребенка: описание случая (Сучкова Н.)...........................80 ГЛАВА 6. Случай лечения нервной анорексии у перенесшего насилие подростка средствами арт-терапии (Свистовская Е.)...............л, 95 ГЛАВА 7. Лечебно-коррекционные механизмы и факторы проработки травматичного опыта в процессе арт-терапевтической работы с жертвами насилия (Копытин А.)......................109 ГЛАВА 8. Насилие в современном искусстве и арт-терапевтической экспрессии: некоторые параллели (Копытин А.)....................125 ЛИТЕРАТУРА...........................................137 ВВЕДЕНИЕ Развитие арт-терапии в нашей стране и за рубежом в последние годы сопровождается исследованием ее терапевтического потенциала применительно к разным патологическим состояниям и категориям клиентов. Значительный интерес у специалистов вызывают возможности применения арт-терапии в качестве ведущего или вспомогательного метода лечебно-коррекционных воздействий в отношении лиц, пострадавших от насилия. Данная категория лиц может включать как взрослых, так и детей, перенесших однократную или многократную психическую травму, связанную с насилием. Хотя в настоящем издании основное внимание уделяется применению арт-терапии к детям, пострадавшими от сексуального, физического или морального насилия, в нем также обсуждаются возможности оказания арт-терапевтической помощи перенесшим насилие взрослым. Психологические последствия насилия стали предметом особого интереса специалистов в области психического здоровья сравнительно недавно. Благодаря проведенным исследованиям стали очевидны масштабы деструктивного воздействия насилия на психическое здоровье населения. Более пристальному изучению подверглись психические нарушения, развивающиеся вследствие перенесенного насилия (входящие в группу различных нозологических форм под общим названием «Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации», включая и посттравматическое стрессовое расстройство) и вызванные им защитно-приспособительные реакции (психологические защиты и копинг-поведение). Насилие может проявляться в межличностных отношениях, в отношениях субъекта с разными социальными институтами, а также в отношениях между разными сообществами. Оно может проявляться в семье, и при этом его жертвами часто становятся женщины и дети. Такие проявления именуются домашним насилием, связанным, в том числе, с физическими актами агрессии мужчины против женщины, с которой он состоит в интимных отношениях. Подобные проявления также могут включать различные формы жестокого обращения с ребенком — сексуальное, физическое и эмоциональное насилие, а также отсутствие родительской заботы. Насилие над ребенком может приводить как к кратковременным, так и хроническим нарушениям в эмоциональной, познавательной и поведенческой сферах. У подвергавшихся насилию детей часто формируется низкая самооценка, ухудшается эмоциональная и поведенческая саморегуляция, отмечаются нарушения пищевого поведения и школьной адаптации, симптомы посттравматического стрессового расстройства или депрессии. Вызванные насилием нарушения развития могут в дальнейшем вызвать также сексуальные проблемы и расстройства личности, приводить к криминальному и антисоциальному поведению. Во многих случаях эти нарушения сохраняются на протяжении длительного времени, вызывая состояния психосоциальной дезадаптации у взрослых. Нередко одним из последствий насилия в детстве выступают диссоциативное расстройство и так называемое расстройство множественной личности. В последние годы предметом особого внимания также стали психологические последствия организованного насилия, заключающегося в целенаправленном и систематическом применении террора и жестокости для контроля над отдельными индивидами, группами или сообществами. Организованное насилие может осуществляться как государственными, так и негосударственными структурами или группами населения. Оно может проявляться в причинении боли или травмы, убийстве, унижении, устрашении, а в некоторых случаях и в уничтожении целой группы людей, этнического сообщества или представителей политической оппозиции. Так, разные правительства могут для осуществления насилия использовать вооруженные силы, полицию и политические организации. Оппозиционные группы и террористические организации, чтобы получить власть или достичь иных целей, также могут проявлять насилие, устрашать гражданское население, вызывать социальные беспорядки. В настоящее время активно развиваются методы психологической помощи жертвам насилия. Некоторые из этих методов характеризуются системной, междисциплинарной направленностью и учитывают сложную, комплексную природу насилия и его представленность на разных уровнях социальной организации общества. С учетом этого, помимо клинических и психологических данных, при разработке и реализации некоторых из этих методов принимается во внимание широкий набор различных социальных и культурных факторов пато- и саногенеза и привлекаются социальные и культурологические теории. Работающие в рамках такого подхода специалисты, помимо решения диагностических и лечебно-коррекционных задач, нередко создают условия для повышения уровня общественного сознания граждан и роста их социальной и культурной активности. Очевидно, что проблема насилия может рассматриваться на разных уровнях, включая: • личностный, связанный с выявлением и коррекцией эмоциональных, познавательных и поведенческих нарушений, вызванных перенесенной травмой; • межличностный, связанный с диагностикой и коррекцией нарушенных отношений личности или нескольких людей, например, членов семьи или коллектива; • общинный, связанный с развитием местных сообществ и гармонизацией отношений между их представителями; • социокультурный и социополитический, связанный с развитием социальных институтов и общественного сознания представителей разных социальных групп. Включаясь в разные виды организованной совместной деятельности, представители этих групп могут работать над изменением системы общественных отношений таким образом, чтобы минимизировать проявления тех или иных форм насилия и защитить от него себя и других граждан. Имеющиеся в литературе данные указывают на значительный потенциал арт-терапии в оказании помощи пострадавшим от насилия детям, подросткам и взрослым. При этом нередко подчеркиваются те особенности арт-терапии, которые делают ее избранным методом применительно к данной категории клиентов. Предполагая невербальный характер выражения травматичного материала, арт-терапия делает ситуацию работы с ним более безопасной для клиента. Большое значение имеет и то, что художественная экспрессия доступна как взрослым, так и детям; способна затрагивать опыт, связанный с разными стадиями психического развития, в том числе весьма ранними. Это может обеспечивать выражение травматичных переживаний, связанных с довербальным опытом клиента или при отсутствии развитых речевых навыков. Поскольку сексуальное насилие является сложным предметом для обсуждения, а его жертвы во избежание разглашения обстоятельств преступления нередко вынуждены молчать, арт-терапевтический подход является для них более приемлемой формой работы со специалистом. Даже не раскрывая психо-травмирующих обстоятельств, пострадавшие от насилия могут благодаря работе с изобразительными материалами получать разнообразные положительные эффекты. В последние годы возрастает также интерес специалистов к определению графических индикаторов перенесенного насилия, что может иметь большое значение как для диагностики вызванных им нарушений психической деятельности, так и в экспертной работе, связанной с проведением расследований случаев насилия. Авторы книги делятся опытом применения арт-терапии с пострадавшими от насилия детьми, подростками и взрослыми. Данный опыт на сегодняшний день пока весьма ограничен и нуждается в дальнейших практических исследованиях, которые могли бы показать терапевтическую эффективность метода, а также надежность и валидность тестов, основанных на использовании графических индикаторов насилия. Глава 1 Глава 2 Клиновидные формы Треугольные, угловатые формы, как правило, символизируют действие или движение. Они могут быть единичными или множественными, накладываться друг на друга, пересекать все пространство рисунка, либо располагаться параллельно друг другу. Пересекающиеся линии также могут передавать растерянность и создавать кластеры клиновидных элементов. «Клиновидные формы могут выражать поведенческие реакции, связанные с посттравматическими эффектами, в частности, реакции, связанные с переживанием угрозы. Такие формы нередко изображаются в красном или черном цветах. Красный цвет может накладываться на черный, выражая гнев, который стремится подавить переживание угрозы. Такие формы также могут выражать чувства страха, раздражения, растерянности и конфликта. Авторы рисунков с изображением клиновидных форм, комментируя свою продукцию, нередко связывают эти формы с травматичным опытом ПТСР» (Spring, 1988, 1993, 2007). Изображения глаз В рисунках часто встречаются стилизованные, искаженные изображения глаз. Они нередко дополняются изображением слез, как правило, синего цвета, а также бровей клиновидной формы. Изображения глаз могут быть единичными, либо составлять группы или быть рассеянными по всему пространству рисунка (Spring, 2007). Эти изображения обычно не накладываются друг на друга, но могут накладываться на другие формы. Такие изображения указывают на эмоциональные реакции на травматичные события, переживание чувства вины, которые могут быть осознанными или не осознанными. Такие изображения также могут символизировать переживание греховности и наказания, религиозные представления, созерцание и наблюдение, а также восприятие себя в качестве объекта наблюдения, печаль и скорбь (Webbick, 1978). Жертвы насилия часто признают связь таких изображений с переживанием эмоциональных последствий травмы (Spring, 1988, 1993).
Глава 3 Задание на воображение Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изображенными на них персонажами (людьми, животными) или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название или сочините историю. Расскажите, что происходит и что может произойти через некоторое время.
Рис. 1. Продолжение (вариант А) 37
Рис. 2. Рисуночный тест Сильвер. Стимульные рисунки, вариант Б
Задание на воображение Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изображенными на них персонажами (людьми, животными) или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые новые дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название или сочините историю. Расскажите, что происходит и что может произойти через некоторое время. Рис. 2. Продолжение (вариант Б) 39
Рис. 3. Тест «Нарисуй историю». Стимульные рисунки, вариант А
Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изображенными на них персонажами или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название и запишите историю на строчках ниже рисунка. Рис. 3. Продолжение (вариант А) 41
Рис. 4. Тест «Нарисуй историю». Стинульные рисунки, вариант Б
Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изображенными на них персонажами или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название и запишите историю на строчках ниже рисунка. Рис. 4. Продолжение (вариант Б) Помимо арт-терапевтов, РТС и тест «Нарисуй историю» могут применяться психологами и другими специалистами вобласти психического здоровья. При выполнении задания на воображение РТС и теста «Нарисуй историю» испытуемых просят выбрать два из 13 или 15 стимульных рисунков с изображением людей, животных и неодушевленных предметов и придумать, что происходит с изображенными персонажами и предметами. Затем нужно нарисовать то, что придумано. При этом можно вносить изменения в стимульные образы, рисовать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, испытуемый должен дать своему рисунку название и написать историю. Если он не умеет рисовать, то специалист записывает историю с его слов. Оба теста включают два набора стимульных изображений — вариант А и вариант Б. Вариант Б может использоваться при повторном тестировании
Оценка эмоционального состояния связана с использованием двух шкал — шкалы эмоционального содержания рисунка и шкалы оценки образа «Я». При использовании первой шкалы рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием (изображения одиноких, печальных, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством, мертвых или находящихся в смертельной опасности персонажей, изображение деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни) оцениваются в 1 балл; с умеренно отрицательным содержанием (изображения одиноких, испуганных, злящихся, неудовлетворенных или несчастных персонажей, рисунки, отражающие напряженные или неприятные отношения между персонажами) — в 2 балла; с нейтральным содержанием (изображения с противоречивым, неопределенным или неясным эмоциональным содержанием) — в 3 балла; с умеренно положительным содержанием (одинокие персонажи, изображенные счастливыми, но пассивными, испытывающими удовольствие, а также кем-либо спасаемые, изображение дружественных или приятных отношений) — в 4 балла; с выраженным положительным содержанием (изображение успешных, счастливых или достигающих своих целей персонажей, отношений любви и заботы) — в 5 баллов. В соответствии с критериями шкалы оценки образа «Я» рисунки также делятся на пять категорий с соответствующими баллами от 1 до 5. Для того чтобы оценить образ «я» испытуемого; необходимо понять, с каким из изображенных на его рисунке персонажей он идентифицируется. Иногда это бывает достаточно очевидно, иногда испытуемому необходимо задать проясняющие вопросы, например, «Какой из изображенных на твоем рисунке персонажей тебе ближе? » или «На место какого персонажа ты бы себя поставил? ». В таблице 1 приведены критерии оценки рисунков согласно шкале эмоционального содержания, а в таблице 2 — критерии оценки рисунков согласно шкале образа «я». Таблица 1. Критерии оценки рисунков согласно шкале эмоционального содержания
1 балл Рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием, например: а) изображение одиноких, печальных, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством или находящихся в смертельной опасности персонажей; б) изображение деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни. 2 балла Рисунки с умеренно отрицательным эмоциональным содержанием, например: а) изображение фрустрированных, испуганных, страшных или несчастных персонажей; б) изображение напряженных или враждебных отношений между персонажами. 3 балла Рисунки с нейтральным эмоциональным содержанием, например: а) изображение таких персонажей или отношений, которые имеют как положительные, так и отрицательные характеристики или амбивалентное содержание; б) изображение персонажей или отношений с противоречивым и неясным смыслом; в) изображение персонажей или отношений без определенного эмоционального содержания. Балла Рисунки с умеренно положительным эмоциональным содержанием: а) изображение счастливых, но пассивных персонажей; | б) изображение дружественных отношений между персонажами. Баллов I Рисунки с выраженным положительным содержанием, например: а) изображение счастливых или успешных и предпринимающих активные действия персонажей; б) изображение отношений любви или заботы. Таблица 2. Критерии оценки рисунков /" согласно шкале образа «я» Балл Болезненные фантазии: испытуемый идентифицируется с грустным, беспомощным, одиноким, пытающимся покончить жизнь самоубийством, мертвым или находящимся в смертельной опасности персонажем. Балла Неприятные фантазии: испытуемый идентифицируется с испуганным фрустрированным, несчастным или страшным персонажем. Балла Противоречивые или амбивалентные фантазии: испытуемый идентифицируется с переживающим противоречивые чувства или равнодушным персонажем, либо образ «я» не просматривается или неясен, а также если испытуемый идентифицируется с рассказчиком. Балла Приятные фантазии: испытуемый идентифицируется со счастливым, но пассивным персонажем или тем, кого спасают. Баллов Фантазии, связанные с исполнением желаний: испытуемый идентифицируется с активным, достигающим своей цели и удовлетворенным персонажем, в том числе с тем, кто совершает деструктивные действия, нападает и достигает своей цели, а также с тем, кого любят. Поскольку объем наблюдений связанных с использованием РТС с перенесшими насилие детьми и подростками пока сравнительно невелик, приводимые ниже результаты исследования имеют предварительный характер. В то же время, исходя из уже имеющегося материала, можно говорить о некоторых значимых, на наш взгляд, тенденциях в визуально-графических реакциях жертв насилия.
Таблица 3. Характеристика различных категорий рисунков, в зависимости от их эмоционального содержания и тематики
Таблица 4. Соотношение рисунков с разным эмоциональным содержанием и тематикой в группе детей и подростков, являющихся жертвами насилия
Как следует из таблицы 4, наиболее часто в группе детей и подростков, являющихся жертвами насилия, создавались рисунки следующих категорий: с изображением мертвых или находящихся в смертельной опасности персонажей (34, 3%); с изображением агрессии или деструкции (14, 3%); рисунки с изображением одиноких или беспомощных персонажей (8, 6%), с изображением сцен самоубийства (8, 6%), а также с изображением враждебности или угрозы (8, 6%). Некоторые категории тематик — в основном, с положительной эмоциональной нагрузкой — не проявлялись вовсе. В качестве наиболее показательных рисунков можно было бы привести следующие. Автором первого рисунка (рис. 5) является девочка 10 лет, находящаяся на воспитании в детском доме; ее родители лишены родительских прав. Для девочки характерны депрессивные реакции. Она пережила сексуальное насилие и в настоящее время проходит реабилитацию. Рис. 5. Рисунок девочки 10 лет, перенесшей сексуальное насилие. Ее рисунок дополняется следующим рассказом: «Был весенний день; девочка играла и увидела собаку. Потом собака укусила ее, и она горько заплакала. Девочка тяжело переживала эту травму». По шкале эмоционального содержания данный рисунок можно оценить в 1 балл (изображение деструктивного взаимодействия); по шкале оценки образа «я» — также в 1 балл (идентификация с одиноким, беспомощным персонажем). Автор другого рисунка (рис. 6) — мальчик 11 лет. Он также находится на воспитании в детском доме, был подвергнут сексуальному насилию и, так же как вышеназванная девочка, участвует в специализированной реабилитационной программе, проводимой амбулаторно. К своему рисунку он придумал следующий рассказ: «Пошел мужчина гулять, и вдруг собака его покусала. У мужчины было много крови и его отвезли в больницу». Оценки этого рисунка по шкалам эмоционального содержания и оценки образа «я» аналогичны предыдущему. Рис. 6. Рисунок мальчика 11 лет, перенесшего сексуальное насилие. Данные рисунки указывают на высокую вероятность депрессии. Наличие симптомов депрессии у этих детей было подтверждено клиническим обследованием у психиатра. Мы обратили внимание на то, что на многих рисунках с изображением одинокого и беспомощного, а также находящегося в смертельной опасности персонажа (оцененных по обеим шкалам в 1 балл), этот персонаж подвергался нападению со стороны животного. Возможно, что пережитый ребенком опыт насилия, совершенного родителем, в силу действия защитных механизмов перерабатывается таким образом, что ребенок замещает в своих фантазиях родительскую фигуру образом животного. Примером рисунка с иной — самодеструктивной тематикой является работа мальчика 11 лет, многократно подвергавшегося сексуальному насилию.; Под его рисунком (рис. 7) он написал: «Однажды один мальчик засунул себе в голову нож, и его похоронили в гробу». Оценка по шкале эмоционального содержания 1 балл, по шкале образа «я» — также 1 балл. Изображен одинокий, пытающийся покончить жизнь самоубийством персонаж, с которым идентифицируется автор рисунка. На данном рисунке, в отличие от предыдущих, отсутствует изображение какого-либо иного персонажа, который мог бы выступать источником неприятных переживаний и провоцировать другой персонаж к самоубийству. Возможно, что это является следствием механизма диссоциации и вытеснения из сознания связи между травмой и ее обстоятельствами. Рисунки некоторых детей свидетельствовали о проявлении как элементов гипотимии (образы, несущие угрозу и вызывающие неприятные чувства), так и раздражения, причем аффекты раздражения и гнева в изобразительной продукции нередко имели завуалированное выражение, как, например, на приводимом ниже рисунке (рис. 8). Его автором является мальчик 9-летнего возраста, неоднократно подвергавшийся в семье физическому насилию. В момент обследования отмечено сниженное настроение. Родители находятся в ситуации развода. У мальчика имеется психосоматическое заболевание (тяжелая форма ангины, перешедшая в затяжной бронхит). Подпись под рисунком 8: «Однажды в стране чудес на солнечном вулкане случилось чудо. Он начал извергаться ножами, и рядом росли из ножей деревья». Оценка по шкале эмоционального содержания 1 балл, по шкале образа «я» — 2 балла. Изображены деструктивные объекты — вулкан, ножи. По всей видимости, автор рисунка идентифицируется с вулканом.
Рис. 7. Рисунок мальчика 11 лет, многократно подвергавшегося сексуальному насилию. Рис. 8. Рисунок мальчика 9 лет с психосоматическим заболеванием. Примерами рисунков с деструктивной тематикой могут служить приведенные ниже изображения. Первый рисунок создан делинквентным мальчиком 9 лет, многократно подвергавшимся физическому насилию. Рис. 9. Рисунок делинквентного мальчика 9 лет, многократно подвергавшегося физическому насилию. Подпись под его рисунком (рис. 9) гласит: «Бежала мышка. Змея увидела ее и съела. Она была довольна». Оценка по шкале эмоционального содержания 1 балл, по шкале образа «я» — 5 баллов. Изображены деструктивные отношения, один из персонажей, хищная змея, с которой идентифицируется автор (мальчик 9 лет) испытывает удовлетворение, съев другой персонаж. Подпись под рисунком 10: «В горах самый большой вулкан начал кипятиться, он стал выбрасывать большие камни, выливать лаву, и все погибло. Ему было «все равно»». Рис. 10. Рисунок, созданный делинквентным подростком (14 лет) — жертвой физического и сексуального насилия. Оценка по шкале эмоционального содержания 1 балл, по шкале образа «я» — 3 балла. По всей видимости, автор рисунка (мальчик 14 лет) идентифицируется с вулканом. Рис. 11. Рисунок делинквентного подростка (13 лет), систематически подвергавшегося избиениям в родительской семье. На рисунке 11 под рисунком подпись: «Девочка пошла в лес за грибами, и вдруг ее укусила змея. Она разозлилась из-за того, что девочка ее потревожила». Оценка по шкале эмоционального содержания 1 балл, по шкале образа «я» — 2 балла. Изображены деструктивные отношения. По всей видимости, автор рисунка идентифицируется со змеей (так как более 90% испытуемых идентифицируются с персонажами своего пола). Таким образом, в нашем исследовании, наряду с изображением одиноких и несчастных, находящихся в смертельной опасности персонажей, было немало рисунков (14, 3%) с проявлением агрессии и деструкции. На одних из них изображались разрушительные природные процессы (например, извержение вулкана) или способные вызвать разрушение объекты (ножи), на других — хищные животные, нападающие на своих жертв. Лишь в отдельных случаях разрушительные действия на рисунке совершались людьми. Это позволяет констатировать наличие связи между перенесенным насилием и агрессивными тенденциями у многих испытуемых. Связь между перенесенным насилием и агрессивностью отмечается целым рядом авторов. Некоторые из них пишут о так называемой заместительной (викарной) травматизации, проявляющейся в склонности жертв насилия самим его совершать в отношении других людей или живых существ. Данный феномен, проявляющийся в нашем исследовании в создании рисунков с изображением деструктивных сцен, когда автор идентифицируется с агрессором, может быть отчасти связан с действием защитного механизма замещения. Возможно, что создавая рисунки такого рода жертвы насилия пытаются «расправиться» с агрессором. Однако сцена насилия не воспроизводится на рисунке буквально, и изображение насильника обычно отсутствует. Его место занимают другие персонажи или предметы. Среди пяти детей и подростков, чьи рисунки имели деструктивную тематику, было трое мальчиков и две девочки. При этом рисунки мальчиков указывали на активную агрессию, а рисунки девочек — на реактивную (Silver, 2005). Подгруппа активных агрессоров, по данным Р. Сильвер (2005), включает детей и подростков, чьи рисунки отражают фантазии, связанные с физическим ущербом окружающим. Эти испытуемые идентифицируются с теми, кто проявляет жестокость в отношении жертв, но переживает при этом чувство удовлетворения. Таким образом, такие рисунки оцениваются в 1 балл по шкале эмоционального содержания и в 5 баллов по шкале образа «я». Активные агрессоры отличаются инициативой, экспансивностью, стремясь утвердиться среди сверстников и завоевать определенные привилегии. У реактивных агрессоров агрессивные действия, как правило, провоцируются действиями других и направлены на защиту своих интересов. Нередко реактивная агрессия проявляется импульсивно и сопровождается неконтролируемым аффектом гнева. Защитная реакция у реактивных агрессоров часто непропорциональна интенсивности провоцирующего действия. По данным Р. Сильвер, рисунки реактивных агрессоров, как и активных, иногда оценивались по шкале образа «я» в 5 баллов. В анамнезе у них нередко отмечается перенесенное насилие или потеря родителя. Следует признать, что агрессивное поведение у детей и подростков, в том числе у тех из них, кто подвергался или подвергается насилию, может быть иногда связано с механизмами копинга, то есть таким поведением, которое направлено на успешное преодоление стрессовой, несущей угрозу физическому, психическому или социальному благополучию ситуации. Большое значение в определении границ патологической и адаптивной (здоровой) агрессивности, связанной с механизмами копинга, имеет культурный контекст ее проявления, в том числе, тендерные нормы. », По данным разных исследователей (Сильвер, Копытин, 2001; Kopytin, 2000; Kopytin, Sventsitskaya, Svistovskaya, 2005; Silver, 1993, 1996), в рисунках мальчиков и юношей, а также взрослых мужчин деструктивные, связанные с насилием сцены проявляются значительно чаще, чем в рисунках девочек. Проведенные в США и Российской Федерации исследования с использованием тестов Сильвер показали, что такие сцены встречаются в рисунках лиц мужского пола в 4 — 6 раз чаще, чем в рисунках лиц женского пола. Как считает американский исследователь Коннор (Connor, 2002), культура поддерживает агрессивность мальчиков, поскольку рассматривается как признак мужественности, в то время как девочки вынуждены подавлять свою агрессивность, поскольку родители, учителя и социум в целом как правило считают ее недопустимой для женщин. Кроме того, в литературе неоднократно отмечалось, что агрессивность мальчиков, как правило, имеет открытое, физическое проявление, в то время как для девочек характерна скрытая или косвенная агрессия. В то же время, по данным Р. Сильвер (Silver, 2007), в рисунках мальчиков и девочек нередко проявляется косвенная агрессия. Это обычно связано с тем, что разрушительные действия в рисунках и тех, и других чаще связаны с изображением природных процессов или объектов, а агрессивные персонажи, с которыми авторы рисунков могут идентифицироваться, изображаются реже. Это совпадает с результатами наших исследований. Проведенное нами исследование позволяет констатировать патологический характер многих рисунков детей и подростков, являющихся жертвами насилия. Такой характер рисунков обусловлен проявлением в них депрессивных и агрессивных реакций на полученную травму и указывает на выраженную психологическую и социальную дезадаптацию, что подтверждается клиническими данными. В то же время многие рисунки жертв насилия в нашем исследовании могут отражать проявление защитно-приспособительных реакций, направленных на преодоление психической травмы. В таком ключе могут рассматриваться, в частности, рисунки с деструктивной тематикой, в особенности те из них, которые оценены в 5 баллов по шкале образа «я». В некоторых случаях, отреагируя негативные, связанные с полученной психической травмой чувства в фантазиях и изобразительной деятельности, жертвы насилия тем самым могли достичь эмоциональной стабилизации. Их реальное поведение при этом вовсе не обязательно имеет разрушительный характер. Существуют, по-видимому, и такие дети и подростки, являющиеся жертвами насилия, для которых характерны деструктивные проявления не только в фантазиях и изобразительной деятельности, но и в реальности. Это требует дифференцированного подхода к планированию и проведению программ коррек-ционной и профилактической направленности, с учетом различий между детьми и подростками с разными типами реакций на полученную травму. Таким образом, тесты Сильвер могут быть использованы для диагностики различных состояний, связанных с психологическим Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1476; Нарушение авторского права страницы