Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОГРАФИИ В РАБОТЕ С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ
Некоторые варианты применения фотографии с целью диагностики и преодоления опыта перенесенного насилия могут быть связаны с использованием готовых снимков, другие — с их созданием в ходе занятий или между занятиями. И в том, и в другом случае работа может протекать относительно спонтанно и предполагать неограниченную свободу действий, либо требовать более четкой постановки задач и использования конкретных техник, игр и упражнений. Так, при обсуждении готовых снимков участники группы могут фокусировать внимание лишь на определенных аспектах опыта, например, на положительном опыте клиента. Аналогично, при создании фотографий в ходе занятий клиент или участники группы могут самостоятельно выбирать для себя тему и любые объекты для съемки. Кроме того, ведущий группы может предлагать им ту или иную тему. Варианты использования фотографии могут также варьироваться в зависимости от того, какими еще формами творческой деятельности клиента или участников группы она дополняется. Так, изготовление снимков может сочетаться с созданием фотоколлажа или ассамбляжа, плаката или иллюстрированной фотографиями «книжки» и в этом случае будет предполагать изобразительную деятельность. Также фотография может сочетаться с сочинением историй или «сценариев», что будет связано с литературным творчеством. Фотографирование может дополняться применением техник телесно-ориентированной и танце-двигательной терапии, когда, например, съемка производится во время движения участников группы: это дает им возможность увидеть и осознать особенности своей телесной экспрессии. И наконец — фотография может применяться в сочетании с элементами драма-терапевтического подхода и предполагать ролевое перевоплощение, построение и проговаривание монологов и обращений к некоторым людям, которые представлены на фотографии, а также построение диалогов. В некоторых случаях может быть использована техника драматизации связанных с фотографией ситуаций с использованием костюмов и грима. Некоторые варианты работы с фотографиями с жертвами насилия могут включать использование техник визуально-нарративного подхода, сочетающего, например, создание клиентом фотодневника в сочетании с повествованием. Использование фотографий, так или иначе ассоциирующихся с травматичным опытом, может быть психологически рискованным с клиентами — жертвами насилия. Травматичный опыт подвергается вытеснению, и его актуализация при просмотре таких фотографий может причинить клиенту новые страдания. На определенном этапе психотерапии работа с такими фотографиями может в то же время быть весьма плодотворной. Большое значение может при этом иметь то, что снимок как статичный визуальный образ более психологически безопасен для клиента, нежели динамические визуальные образы (спонтанные наплывы которых в виде образных воспоминаний о пережитом клиенты с ПТСР часто испытывают), а также то, что клиент при просмотре фотографий имеет возможность контроля над изображенной ситуацией. Определенные манипуляции с фотографиями, в том числе деструктивного характера, либо их дополнение новыми элементами за счет дорисовывания или создания фотоколлажа, способны смягчать остроту переживаний и обеспечить дистанцирование от психотравмирующей ситуации. Холл и Ллойд (Hall и Lloyd, 1989) использовали фотографию в работе с жертвами сексуального насилия. Взрослым клиентам, пережившим насилие в детстве и продолжающим испытывать чувство вины по поводу случившегося с ними в прошлом, давалась возможность сравнить и проанализировать свои детские фотографии и фотографии родственника, совершившего над ними насилие. Клиенты могли благодаря работе с фотографией убедиться в том, что их обвинения самих себя в «соблазнении» насильника и недостаточном отпоре ему беспочвенны. Осознание собственной невиновности в случившемся иногда пробуждает в клиенте направленное на воображаемого насильника сильное чувство гнева. Никогда ранее не переживавшие и не выражавшие такое чувство люди могут дать ему выход во время психотерапии. Описаны случаи, когда, переживая такое чувство, клиент уничтожал фотографию насильника (Berman, 1993). Подобные катарсические приемы, имеющие сходство с психодрамой, в определенных случаях обеспечивают освобождение клиента от негативного опыта прошлого. На определенном этапе психотерапии в целях выведения жертв сексуального насилия из состояния психического регресса и их переориентации на взрослые роли Холл и Ллойд (1989) предъявляют клиентам фотографии с их изображением в разных ситуациях взрослой жизни, либо фотографии их детей. Использование фотографии в работе с жертвами насилия отражено также в главе 6. Фотоколлаж и ассамбляж Берман (Bermanr 1993) описывает опыт успешного применения фотоколлажа при работе с клиенткой, перенесшей в детстве сексуальное насилие. Создание клиенткой серии из большого числа коллажей на основе собственных фотографий позволило ей глубоко проработать опыт прошлого и найти конструктивное выражение связанным с ним сложным чувствам. Для создания фотоколлажей могут быть использованы как личные фотографии участников занятий, так и разнообразная полиграфическая продукция (иллюстрированные фотографиями журналы, газеты, наборы и альбомы художественной фотографии и др.). Использование личных фотографий или их копий может, с одной стороны, актуализировать чувства и представления, связанные с восприятием автором самого себя й, с другой стороны, предоставляет ему богатые возможности для эксперимента с разными гранями «я» и контекстами, поскольку он может по-разному сочетать элементы фотоколлажа, передавая как реальные, так и воображаемые ситуации. Если при создании фотоколлажей используются образы, взятые из полиграфической продукции (фотографии людей, животных, неодушевленных предметов), то осознанно или неосознанно идентифицируясь с ними, автор переносит на них свои чувства и потребности, что способствует глубокому самораскрытию и выражению актуального для автора психологического материала. Поскольку автору фотоколлажа самому ничего рисовать не надо, он может легко преодолеть неуверенность в своих художественных способностях, что способствует вовлечению в изобразительное творчество. Это может иметь большое значение, например, когда тревога и страх оценки у участников занятий повышены. Вышеперечисленные особенности фотоколлажа придают этой технике выраженный игровой характер. Работая в технике фотоколлажа, люди могут за относительно ограниченное время (20 — 30 минут) создавать чрезвычайно насыщенные разным визуальным материалом комплексные образы, передающие их представления и чувства. Во многих случаях фотоколлаж представляет своего рода «визуальное размышление» автора о жизни, отражает его картину мира, отношение к себе и другим людям, культуре, разным социальным институтам, природе, своему прошлому, настоящему и будущему. Коллаж также нередко включает определенную повествовательную основу, отражающую тот или иной актуальный или скрытый «жизненный сценарий» автора, процесс зарождения и развития определенных отношений, либо формирования и разрешения проблемной ситуации. Благодаря этому, можно предложить автору создать на основе фотоколлажа историю или сказку с участием реальных или фантастических персонажей. Фотоколлаж отражает не только особенности эмоционального состояния и самовосприятия автора и его актуальные потребности и отношения, но и его мыслительные процессы. При создании фотоколлажа, как и при использовании тестов Сильвер и других изобразительных техник, проявляются такие базовые познавательные навыки, как способность выбирать, комбинировать и создавать связное повествование. Поэтому его можно использовать в качестве инструмента оценки и развития познавательных способностей, что может иметь большое значение при работе с детьми. Одним из признаков «зрелости» познавательных процессов выступает общий уровень интеграции изображения, то есть визуальной (внешней) и содержательной (внутренней) взаимосвязи между его элементами. В некоторых случаях при использовании фотоколлажа с жертвами насилия из-за актуализации сильных переживаний может отмечаться временное нарушение познавательных процессов, отражающееся в хаотичном характере работы или деструктивных манипуляциях с материалом. В иных случаях, несмотря на кажущуюся хаотичность изображения, отчасти связанную с обилием визуального материала, в процессе обсуждения фотоколлажа удается определить и даже развить авторскую концепцию картины, чему способствует создание повествований. Очень ценным свойством фотоколлажа является то, что допуская и стимулируя визуальные преобразования и создание самых разных комбинаций изобразительных элементов, он вызывает у многих людей чувство свободы и своей способности преодолевать сложившиеся стереотипы и преобразовывать реальность. Во многих случаях при создании фотоколлажа повышается активность воображения, благодаря чему образ приобретает фантастический, сказочный, мистический характер. Большое значение при работе в технике фотоколлажа имеет то, какая полиграфическая продукция имеется в распоряжении участников занятий. Чаще всего это богато иллюстрированные, так называемые «глянцевые» журналы, хотя также могут быть использованы издания с черно-белыми фотографиями, альбомы или наборы художественной фотографии, создаваемые или подбираемые ведущим. Можно признать, что относительно бедный выбор визуального материала будет ограничивать участников занятий и не позволит им в достаточной степени актуализировать и проявить свои чувства. Очень важно предоставить в распоряжение участников занятий максимально широкий набор различных образов. На фотографиях должны быть изображены люди, разные животные и объекты. Фотографии людей должны, например, включать изображении представителей разных социальных слоев и профессий, возрастов и национальностей, и при этом люди по возможности должны быть представлены в разных эмоциональных состояниях и за разными занятиями. Ценным свойством фотоколлажа также является то, что он позволяет изучать и расширять социальный и культурный опыт людей, выявлять их отношение к различным культурным феноменам и явлениям социальной жизни. Используя, например, издания, отражающие современную «культуру потребления» и «мир гламура», участники занятий могут осознать проявления маркетингового манипулирования и фетишизации объектов, а также социальные стереотипы и подмену аутентичных отношений искусственными, «сконструированными» отношениями. Такие эффекты фотоколлажа могут быть проявлены, однако, лишь при соответствующем построении процесса обсуждения образов и с учетом состава аудитории и ее запросов. Приведенный ниже фотоколлаж создан 10-летним мальчиком, некоторые время посещавшим психотерапевта в связи с тикозным расстройством. В процессе беседы с мальчиком и его матерью установлено, что он неоднократно подвергался избиениям со стороны отца. На фоне возрастания школьных нагрузок и в связи с необходимостью адаптации при переходе в пятый класс гимназии, проявления насилия со стороны отца провоцировали появление у мальчика подергиваний лицевых мышц. Кроме того, сам мальчик обнаруживал склонность к насилию, неоднократно избивал свою старшую сестру, которая на полтора года старше его. С начала пятого класса он начал посещать секцию восточных единоборств. В ходе арт-психотерапии были проведены коррекционные беседы с участием родителей мальчика. Он также участвовал в индивидуальных арт-терапевтических занятиях, в результате чего тики исчезли и эмоциональный фон стабилизировался. Проявления брутальной агрессии с его стороны в адрес сестры нивелировались. Коллаж отражает его интересы и увлечения, а также некоторые особенности самовосприятия, в частности, активную жизненную позицию, маскулинность. Тематика и эмоциональная нагрузка коллажа имеют в целом благоприятный характер и отражают положительные эффекты арт-психотерапии. Тема для работы была свободная, мальчик смотрел журналы и, долго не задумываясь, выбирал все, что ему понравилось. После этого он расположил «наиболее ценное» на листе бумаги. Комментируя фотоколлаж, он признал, что образы отражают его любимые занятия или то, чем он хотел бы заниматься (кататься с гор на лыжах, заниматься скалолазанием, водить автомобиль, когда вырастет), а также то, что он хотел бы иметь (много денег, дорогие часы, парфюмерию, дорогие мобильный телефон и ноутбук). Фотоколлаж включает несколько мужских образов, в том числе фотографию забирающегося на гору скалолаза и средневекового арабского воина на коне и со знаменем. При некоторой хаотичности расположения отдельных элементов и отсутствии центрального объединяющего образа, фотоколлаж тем не менее отражает формирующуюся и уже отчасти осознаваемую мальчиком жизненную позицию.
Рис. 12. Фотоколлаж, созданный 11-летним мальчиком, отражающий особенности его самовосприятия, интересы и увлечения Большое сходство с фотоколлажом имеет ассамбляж с использованием фотографий. Ассамбляжи могут представлять собой расположенную на определенной плоскости, например, на листе бумаги, группу предметов — разнообразных природных (камни, семена, ракушки и т. д.) и техногенных объектов. Некоторые из таких предметов могут являться личными вещами клиента или участников группы, другие же могут быть найдены ими на улице или входить в оснащение арт-терапевтического кабинета. Наряду с этими предметами участники арт-терапевтических занятий могут использовать фотографические образы. Одно из существенных преимуществ художественной практики, связанной с созданием ассамбляжей, заключается в том, что большинство предметов и образов при этом используются в готовом виде. Создание авторской продукции возможно главным образом за счет отбора и расстановки объектов и готовых образов, а также наделения их определенных, подчас совершенно новым смыслом (рефрейминг), аналогично тому, как это происходит при создании фотоколлажа. В некоторых случаях предметы и фотографии могут использоваться в сочетании с графикой, живописью и лепкой. Так, например, участники занятий могут создать рисунок, выполняющий роль своеобразного «подноса», на котором затем располагаются различные предметы и фотографии. Создание композиций такого рода, как и при работе в технике фотоколлажа, может протекать как индивидуально, так и в парах и группах. Использование предметов в сочетании с фотографиями обеспечивает возможность перемещения предметов и образов в пределах композиции, что позволяет находить для них новые значения, драматизировать композицию разыгрывая взаимодействия между персонажами, ассоциирующимися с предметами и фотографиями. Масштабы композиций определяются размерами предметов и фотографий. Ассамбляжи с использованием фотографий могут иметь тематическую основу. В своей арт-терапевтической работе, мы, например, иногда предлагаем участникам арт-терапевти-ческих занятий создать ассамбляжи, отражающие их представление о себе и своих ролях, разнообразных ресурсах и системе отношений. Все это может иметь большую ценность в работе с жертвами насилия. Примером фотоколлажа, созданного в ходе арт-психотерапии девушкой — жертвой сексуального насилия, может являться следующая работа (рис. 13). Клиентка, 20 лет, Ирина (имя изменено) создала фотоколлаж во время прохождения короткого арт-терапевтического тренинга, включавшего всего четыре занятия. В качестве основных мотивов своего участия в тренинге девушка назвала желание познакомиться с арт-терапией и тем самым лучше определиться со своей будущей профессией, а также поработать со своими проблемами, используя новые для себя формы психотерапевтической практики. У Ирины отмечаются колебания настроения, тревожно-ажитированные состояния, а также ночные страхи. Ранее она неоднократно работала со своими проблемами, проходя аналитическую и трансперсональную психотерапию. Из анамнеза девушки известно, что в детстве она неоднократно являлась жертвой сексуального насилия и домогательств со стороны отца. Однако ее мать, зная об этом, не решалась разорвать отношения с ним. Чтобы обезопасить девочку, она отдала ее бабушке, у которой она жила начиная с шестилетнего возраста. Став подростком, Ирина имела опыт ранних сексуальных, в том числе лесбийских, отношений. В ходе тренинга она себя характеризовала как бисексуалку. Уже на втором занятии, комментируя свою изобразительную продукцию, она проявила значительную открытость, откровенно рассказала о разных, в том числе интимных моментах своей биографии и проблемах. Ирина занималась в музыкальной школе, имела успехи. Увлекалась рисованием и любит рисовать в свободное время. Считает, что творческие занятия помогают ей стабилизировать свое эмоциональное состояние, разобраться в себе. С подросткового возраста активно знакомится с психологической литературой. Отчасти благодаря этому у нее сформировалась готовность работать с психотерапевтом. Ирина считает, что этому также способствует ее общение с другом (с которым она живет уже более года), мужчиной старше ее по возрасту, имеющим психологическое образование.
Рис. 13. Фотоколлаж участницы арт-терапевтического тренинга (20 лет), неоднократно подвергавшейся в детстве сексуальному насилию Ирина признала, что работа с психотерапевтами помогла ей достичь большей эмоциональной стабильности. Судя по ее поведению и художественной продукции, созданной в ходе арт-терапевтического тренинга, травматичный опыт, связанный с перенесенным сексуальным насилием, уже в значительной степени был ею проработан, хотя, как она сама признала в конце тренинга, арт-терапия дала ей дополнительные возможности и позволила по-новому взглянуть на себя и осознать свои ресурсы. Фотоколлаж Ирины имеет яркий, символический характер. Примечательно, что в ходе занятия она проявила большую увлеченность работой. Ей даже не хватило времени занятия, и она попросила ведущего дать ей возможность завершить работу дома. Придя на следующее занятие, она сказала, что посвятила ей более двух часов. Просматривала журналы, тщательно выбирала образы. Поскольку группа включала всего пять человек, у Ирины была возможность подробно его прокомментировать. Хотя, создавая коллаж, психологическую нагрузку образов Ирина не осознавала, но во время его обсуждения она неоднократно делала ссылки на свои отношения и историю жизни, благодаря чему признала, что фотоколлаж является символическим изображением ее жизненного пути. Можно отметить высоко интегрированный и в то же время мистический, трансперсональный характер изображения. Имеется целый ряд человеческих фигур, изображенных целиком и в движении — как мужских, так и женских. По внешней границе коллажа также расположены лица мужчин и женщин. Их взоры обращены на центральный элемент изображения — дерево. Примечательно, что по внешней границе кроны дерева расположены глаза и губы, которые Ирина ассоциировала со способностью видеть и чувствовать, «вбирать в себя» разнообразный опыт, контактировать с окружающим миром. Хотя восприятие фотоколлажа Ириной в целом позитивно, можно признать наличие в нем визуальных индикаторов сексуального насилия — глаз (см. рис. 13). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы