Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Создание художественной рамки для фотографии



Выбор или создание рамки для фотографии может быть важ­ной частью арт-терапевтической помощи жертвам насилия.

Клиент — как ребенок, так и взрослый — может пользоваться при этом широким набором материалов и изобразительных средств и проявлять творческое начало. Иногда выбор и созда­ние рамки происходит по инициативе самих участников арт-терапевтических занятий. В некоторых случаях, зная о психо­терапевтическом значении рамки, специалист может предла­гать им изготовить рамку для конкретной фотографии в каче­стве самостоятельного творческого задания. Ниже рассматри­ваются некоторые функции рамки, имеющие большое значе­ние для достижения психотерапевтических эффектов при ра­боте с жертвами насилия. Рамка — это конечно же средство работы с самим визуальным образом, его художественного оформления. Она помогает усилить эффект зрительного вос­приятия фотографии. Однако основное внимание мы уделим обсуждению ее психологических функций.

В некоторых случаях рамка позволяет разрешить или за­вершить психологически сложную ситуацию, способствует разрешению внутреннего конфликта. Создание рамки в опре­деленной степени обеспечивает проработку психологическо­го материала — осознание тех чувств и отношений, с которы­ми фотография связана. Рамка также может служить компен­сации, то есть позволяет восполнить, добавить то, что отсут­ствует на снимке и в той ситуации, которую он передает. По­этому имевшиеся ранее при восприятии фотографии чувства напряжения и незавершенности могут смениться чувством удовлетворения.

В некоторых случаях рамка представляет собой рисунок или коллаж, напоминая технику «графической разработки», ког­да человека специально просят поместить фотографию или вырезанный из нее фрагмент, например, его изображение, на чистый лист бумаги, а затем создать для фотографического образа новую среду, разрисовывая лист бумаги вокруг сним­ка. Такой прием позволяет не только завершить или изменить ситуацию, но и привнести в фотографический образ новый смысл, то есть обеспечить рефрейминг.

Важна также защитная функция рамки. Она дает ощущение безопасности, являясь визуальным контейнером, охраняющим то, что в нее помещено — определенный психологически значимый материал, чувства, представления, ценности, опыт авто­ра. Если передаваемые фотографией чувства и представления автора сложны и противоречивы, потребность в использовании рамки в ее защитной, контейнирующей функции будет особен­но высока. Следует учесть, что своеобразной рамкой, контей­нером подчас является фотоальбом, а также та физическая сре­да с определенными границами, в которую помещается фото­графия. Иногда рамка также помогает дистанцироваться от сложной ситуации или поменять ракурс ее восприятия.

Рамка, конечно же, связана с предъявлением фотографи­ческого образа, практикой экспонирования, размещением художественных фотографий в пространстве - галерейном, домашнем и т. д. Она подчеркивает художественные достоин­ства образа, его выразительность. При этом она часто бывает связана с проявлением механизма сублимации, обеспечивая трансформацию, «облагораживание» психологически значи­мого материала, его эстетизацию.

За счет сублимирующей, эстетизирующей функции рам­ка способна придавать ценность визуальному образу и сто­ящей за ней внутренней реальности автора. Это подчас по­могает повысить его самооценку и придает ценность его опы­ту, даже если он был сложен или травматичен. Можно тем самым помочь автору признать свой опыт в качестве внут­реннего ресурса. Несомненно, рамка подчеркивает особен­ности «я»-концепции автора, его отношение к себе самому. Ее создание иногда также помогает в какой-то степени изме­нить это отношение.

Очень важно, что рамка нередко способствует осознанию психологического значения образа, иногда — обнаружению скры­того, латентного смысла. Это особенно ярко может проявлять­ся в том случае, если фотографический образ символичен. Та­ким образом, рамке присуща и смыслообразующая функция.

Нельзя не отметить способность рамки иногда подчерки­вать авторство фотоработы, отнесенность снимка к опреде­ленному лицу — ее хозяину. Она усиливает ощущение соб­ственности, обладания и тем опытом, который она выражает. За счет помещения фотографии в раму может происходить акт «присвоения» опыта, осознание его связи с самим собой, принятия на себя ответственности за определенные пережива­ния и представления. Иногда такое присвоение опыта, подчер­кивание своего обладания кем-либо или чем-либо осуществ­ляется путем помещения в раму того снимка (и соответствен­но того, что он передает), который человек сам не создавал.

Большое значение при создании или выборе рамки может иметь материал, из которого она изготовлена. Материал и цвет рамки могут рассматриваться как средства символического вы­ражения чувств и представлений. Материалы могут быть самы­ми разными — керамика, гипс, стекло, металл, картон, пласт­масса, ткань, дерево и другие природные материалы. Иногда со­здание своими руками рамы из выбранного автором материа­ла, даже если это требует значительного времени, очень важно.

Иногда рама может создаваться в техниках коллажа или ассамбляжа, то есть составляется из плоских или объемных деталей, готовых предметов — таких, как бобы, семена, кам­ни, листья, цветы, песок, монеты или купюры, наклейки и т. д. Таким образом, создание рамки может быть особой, чрез­вычайно интересной областью художественной практики, связанной с использованием фотографий в работе с жертва­ми насилия.

Примером фоторамки, созданной девушкой, перенесшей сексуальное насилие, может быть следующая работа (рис. 14). Фоторамка создана той же самой клиенткой, коллаж которой был представлен выше. Работа по созданию фоторамки прово­дилась на одном из занятий, вскоре после работы с техникой фотоколлажа. Обращает на себя внимание композиционное сходство обеих работ и наличие в ним общих символических элементов. Так, например, фоторамка имеет округлую форму, и напоминает столь же круглую крону дерева на фотоколлаже. И рамка, и крона заключают в себе внутреннее пространство, создавая для него толстые, двойные границы, имеющие внеш­ний и внутренний контур. И то и другое служит символичес­ким контейнером, защищающим то, что находится внутри. Потребность в таком символическом контейнере может отра­жать хрупкое «я» клиентки, возможно также — хрупкий теле­сный образ «я» и в то же время потребность в психологичес­кой интеграции и сохранении внутренней стабильности.

На фотоколлаже внутреннее пространство крута включает еще одно изображение дерева, которое клиентка прокоммен­тировала как отражение своей мечты, возможность самореа­лизации, то, к чему она стремится. Внутрь фоторамки клиент­ка планировала поместить свой фотопортрет, возможно тот, который ей еще предстоит создать. Она сказала, что этот фо­топортрет должен отражать ее «приход к самой себе, состоя­ние целостности и гармонии с миром», и что это станет воз­можным благодаря ее занятиям в будущем любимым делом — творческой деятельностью, возможно, работой психолога с детьми из детских домов, в том числе перенесшими насилие. Можно признать, что помимо контейнирования сложных пе­реживаний и защиты границ «я» клиентки, создание рамки выполняло смыслообразующую функцию, помогало ей осоз­нать свои потребности и жизненные цели.

Рис. 14. Рамка-контейнер, созданная участницей арт-терапевтического тренинга,


Поделиться:



Популярное:

  1. I.4. СЕМЬЯ И ШКОЛА : ОТСУТСТВИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
  2. II. Ассистивные устройства, созданные для лиц с нарушениями зрения
  3. II. Порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  4. III. Защита статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  5. III. Перечень вопросов для проведения проверки знаний кандидатов на получение свидетельства коммерческого пилота с внесением квалификационной отметки о виде воздушного судна - самолет
  6. Qt-1 - сглаженный объем продаж для периода t-1.
  7. V Методика выполнения описана для позиции Учителя, так как Ученик находится в позиции наблюдателя и выполняет команды Учителя.
  8. V. Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда для работников
  9. VII. Перечень вопросов для проведения проверки знаний кандидатов на получение свидетельства линейного пилота с внесением квалификационной отметки о виде воздушного судна - вертолет
  10. VIII. Какую массу бихромата калия надо взять для приготовления 2 л 0,02 н. раствора, если он предназначен для изучения окислительных свойств этого вещества в кислой среде.
  11. XI. Вход для сопровождающих и зрителей
  12. XXXV. ДЛЯ ЧЕГО БЫЛА НАПИСАНА ЭТА КНИГА?


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь