Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности рационального познания



- опора на результаты чувственного отражения

- абстрактность и обобщенность возникающих образов

- воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений

 

Интуиция – (лат. интуитио – «пристально смотрю») – способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств (Р.Декарт)

 

познание - процесс целенаправленного получения знаний и представлений об окружающей действительности практика – чувственно – предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей 1)практика –движущая сила познания 2) практика – сфера приложения знания 3) практика -критерий проверки истинности знания опыт (= эмпирия) – мера навыков и умений

 

Вопрос 3. Истина. Концепции истины.

- результат процесса познания ---> знания

- истина - знание, соот­ветствующее действительности =>

Аристотель - истина – знание, в котором содержится верное суждение о конкретной действительности
Платон - истина – соответствие знаний вечным и неизменным идеям (идеи = истинная реальность)
материалисты - истина – соответствие полученных знаний объективному реальному миру

 

Характеристики истины

1. адекватность информации относительно объекта познания

2. истина – свойство знания

3. истина исторична

4. истина – условная единица

 

Критерии истинности знания

1. ясность и отчетливость мыслимого (Р.Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц)

2. уверенность в достоверности

3. принцип прагматизма

4. интеллектуальный энергетический императив (В. Оствальд)

 

2-ва вида истины:

объективная (по содер­жанию) субъективная(по форме)
- независима от познающего ее субъек­та - вне сознания истины не существует
- Аристотель - «познание истинно, когда оно соответствует существующим вне сознания вещам и их связям» - Кант ---> выявил про­блему противоречивости «истины»: признаками объективности истины являются - всеобщность и необхо­димость, но сама истина субъективна (поскольку является формой де­ятельности субъекта)  
Вывод: 1)истина долгое время рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигается полное знание предме­та, 2). Гегель показал, что истина — не застывшая система, а процесс все большего совпадения предмета с отражающим его понятием (истина предполагает и изменение самого предмета в процессе по­знания)

2-ва вида истины:

относительная абсолютная
- неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания - относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине - знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания ПР: истины факта, «вечные истины», физические констан­ты и т. п.  
Вывод: понятия относительной и абсолютной истины связаны с понима­нием познания как процесса, происходящего во времени и в опреде­ленных исторических условиях

 

Соотношение истины и заблуждения в теории познания

- истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности

- (! ) истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует => всегда связана с конкретными условиями и относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятель­ствам =>

- для достоверности человеку нужно знание объективно-истинное и доказанное

- заблуждение – это содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное; в ходе развития науки они опровергаются

ПР: источники заблуждения => социальные, психологические, гносеологические (погрешности, переход от чувственного уровня познания к рациональному, приложение чужого опыта к себе и т.д.)

- ложь – это преднамеренное искажение действительности, имеющее целью ввести кого – то в обман

 

В современной философии выделяются три концепции истины

1) концепция соответствия - истинными являют­ся высказывания, соответствующие действительности

2) когерентная концепция - выска­зывания должны быть непротиворечивыми и доказательными

3) прагматическая концепция - истинность и лож­ность суждений проверяются на практике

Вывод: эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими

- в философской категории «практика», понимаемой как «критерий истины», выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания =>

- практика — это целенаправленная предметная деятельность по преоб­разованию действительности.

Вопрос 4. Диалектика. Категории диалектики.

способы познания

диалектика- способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии метафизика- способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития
- создает ди­намическую, развивающуюся картину мира, все составные части взаимообусловлены, взаимосвязаны - создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части не зависят друг от дру­га и могут рассматриваться изолированно
- расцвет диалектики ХIХ-ХХ вв. - расцвет метафизики ХVII-ХVIII вв.
-диалектический метод ---> обществознание - метафизический метод ---> анализ, систематизация предметов и явлений - метафизическая ме­тодология ---> закон механического движения

понятие «диалектика» в истории философии

антич­ность Сократ -«диалектика» (от греч. диалектике искусство вести спор, ученую беседу) - способ ведения ученой дискуссии, при котором достижение истины происходит пу­тем столкновения противоположных мнений
Аристо­тель -«диалектика» - наука о вероятных мнениях (= «первая философия» или «мудрость»)
средне веко вье   - «диалектикой» называли формальную логику
новое время Гегель - «диалектика» - всеобщий ме­тод познания, который рассматривает все предметы и явления как раз­вивающиеся и взаимосвязанные («тождество бытия и мышления»)
маркси зм - «диалектика» - носитель развития ----> материя
Вывод: метафизика и диалектика являются всеобщими (универсальными) методами познания

понятие «метафизика» в истории философии

антич­ ность Аристо тель - термин «метафизика» (от греч. мета - после, физика - физика) I в. до н. э.- греческий философ Андроник Родосский, упорядочивая сочинения Аристотеля, объединил в одно целое его труды «о первых родах сущего» (философская проблема­тика) => поместил их вслед за физическими трактатами философа под одним наименованием «Метафизика» => - термин «метафизика» стал синонимом слова «философия» (до середины XIX в.)
средне веко вье   - термин «метафизика» стал синонимом слова «философия» (до середины XIX в.)
новое время   - с XVIII в. естествознание стало противопоставлять­ся философии (в методологии) => за термином «метафизика» закрепилось значение «умозри­тельного, отвлеченного от конкретности, внеопытного знания»
Гегель - в начале XIX в. создал диалектическое учение => метафизи­ка приобрела значение «старой, или додиалектической, философии»
маркси зм - «метафизику» - стали называть «антидиалектическим методом познания»
Вывод: термин «метафизика»имеет 2-ва значения: 1) тип философии, изучающий сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, 2) метод, рассматривающий предметы и явления как статичные (внутренне неизменные) и изолированные друг от друга

 

Принципы диалектики

1. принцип всеоб­щей связи - является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем; под связью понимается зависимость между явления­ми, отражение взаимообусловленности их существования и развития (связи «внутреннего» и «внешнего»)

- связи без взаимодействия не существует => в силу универ­сальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех струк­турных уровней бытия => материальное единство мира

- взаимодействие - процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого

- взаимо­действие носит объективный, универсальный и активный характер

2. принцип развития мира - необратимое, определенно направленное и закономерное измене­ние материальных и идеальных объектов, приводящее к возникнове­нию нового качества

- результат применения принципа всеобщей связи и взаимодействия; в мире нет ничего завершенного, все находится в процессе становления и изменения

- (? ) что является источником раз­вития => 2-ве точки зрения: 1) метафизическая (источник развития - внешнее воздействие), 2) диалектиче­ская (источник развития - борьба противоположных сил и тенденций, т. е. противо­речие)

- противоречие - взаимодействие противоположных сторон предме­тов и явлений

противоречие как философская проблема

1-ая точка зрения: диалектические противоречия свойственны природе, обществу, и мышлению человека (ПР: древнекитайские мыслители понимали мир как борьбу двух первоначал «Инь» и «Ян»)

2 -ая точка зрения: существует только противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия (ПР: логические противоречия были отмечены уже в античной философии - запории Зенoнa)

3. тождества (единства) – диалектики, логики, теории познания (=> выражает единство законов развития). Принцип тождества отражает и то, что носит тотальный характер: охватывает природу, человека, общество)

4. восхождение от абстрактного к конкретному – сосредотачивает в себе возможность познания законов и категорий диалектики; организует процесс познания.

- абстрактное – отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных

- конкретное – объективная действительность

5. единство логического и исторического – способствует пониманию того, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании

Законы диалектики

1. единства и борьбы противоположностей – каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности, которые находятся в единстве и взаимодействии, в борьбе между собой

2. переход количественных изменений в качественные

3. закон отрицания отрицания – всякая развивающаяся система проходит ряд связанных между собой этапов, и каждый последующий несет в себе некоторые черты исходной стадии

философские кате­гории

категории - всеобщие понятия, отражающие наиболее существен­ные взаимосвязи между развивающимися явлениями

ПР: впервые учение о категориях было изложено в трактате Аристотеля «Категории» ---> «наиболее общие понятия о мире»;

Кант ---> «категории — это априорные (т. е. доопытные) формы рассудка, которые характеризуют структуру мышления объекта познания»;

Гегель ---> теория «диалектического материализ­ма» ---> категории - результат обобщения социального опыта и развития познания

экзистенциализм ---> новая трактовка категорий, связанная с проблематикой человеческо­го существования и сущности человека

позитивизм и неопозитивизм ---> анализ не категорий, а терминов языка

 

категории диалектики –

выражают основные свойства существующих в мире объектов

Проблема категорий является одной из центральных философских проблем, поскольку теснейшим образом связана с темой сознания. Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.

Сущность/явление

- сущность - внутреннее, недоступное чувствам содержание (= смысл) предмета

- явление - обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам; внешние свойства предме­та, которые человек познает опытным путем через органы чувств: зре­ние, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с по­мощью разума

Вывод: сущность и явление всегда взаимосвязаны

Содержание/форма

- содержание - то, из чего состоит предмет (или явление); оно изменчиво, подвижно

- фор­ма - порядок, в котором сосуществуют составные части предмета (или явления), спо­соб внешнего выражения содержания; форма удерживает содержание в устойчивом равновесии

Вывод: в предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой; на оп­ределенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тор­мозила его развитие, и приобретает новую. В современной науке кате­гория «форма» близка к категории «структура».

 

Система/элемент/структура

- система (от греч.- составленное из частей, соединенное) - упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов

- элемент (от лат. - первоначальное вещество) - неделимая в пределах данной системы ее составная часть (если хотя бы один эле­мент системы отсутствует, это будет уже другая система) => количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи характеризуют структуру системы

- структура (от лат.- строение) - совокупность связей между элементами сис­темы. Элементы составляют содержание системы, а структура — ее форму.

Вывод: категории (отображают свойства объективного мира, и ступени познания) ---> единичное, особенное и всеобщее.

Вначале объект предстает перед познающим его субъек­том как нечто единичное.


Поделиться:



Популярное:

  1. A. особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства
  2. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  3. I. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  4. I. Особенности постановки цели труда.
  5. I. Особенности учета в строительстве
  6. II Проблемы рационального питания
  7. II. Особенности технологии баз и банков данных.
  8. II. Перепишите следующие предложения и переведите их, обращая внимание на особенности перевода на русский язык определений, выраженных именем существительным (см. образец выполнения 2).
  9. XIX. Особенности приёма и обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в ОО ВПО «ГИИЯ»
  10. Абсолютная монархия в России (признаки, особенности, идеалогия, условия возникновения, реформы Петра первого)
  11. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ, СУБЪЕКТЫ, ПОЛНОМОЧИЯ.
  12. Аналитическая платформа «Контур Стандарт» как инструмент реализации ROLAP-технологии: основные возможности, особенности и технология анализа информации


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь