Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема – Основы философского понимания мира.



Тема – Основы философского понимания мира.

Философское учение о познании (гносеология).

Учебные цели – ознакомить учащихся с разделом философии, изучающим проблемы человеческого познания, дать основные понятия философской гносеологии, ориентироваться в современных научных теориях о познании мира.

Цели модуля – получить представление о формировании современной философской картины мира.

Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных научных теориях о познании мира.

 

Вопросы учебного занятия

1. Гносеология. Принципы познаваемости мира.

2. Эмпиризм и рационализм как принципы истолкования основных позиций мира в истории философии.

3. Истина. Концепции истины.

4. Диалектика. Категории диалектики.

5. Детерминизм и индетерминизм.

 

Литература

Основная

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2007.

3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.

Дополнительная

1. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. — М., 2009.

2. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия: Справочник студен­тa. - M., 1999.

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.

4. Никифоров А. Л. Природа философии. — М., 2001.

5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М., 2003.

6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2010

7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998.

8. Современный философский словарь. — М., 2010

9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995.

10. Пригожим И., Стенерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог чело­века c природой. — M., 1986.

11. Степин В.С, Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М., 2006.

12. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов - CII6., 2003.

 

Вопрос 1. Гносеология. Принципы познаваемости мира.

- познание - деятельность, направленная на получение знаний

- гносеология (греч. гносис – познание) – теория познания - раздел философского знания, посвященный проблемам познания мира

ПР: «знание» - результат; «познание» - процесс; семантика термина «сознание» - предполагает «сопутствующее», «сопровождающее» знание

- гносеология ---> поиск ответов на вопросы: «Насколько познаваем мир? », «Как человек познает мир? », «Каково соотношение истины и заблуждений? », «Что может являться критерием истинности знания? », «Как подтвердить верность наших представлений? »

Вывод: => комплекс этих проблем занимает II-е по важнос­ти место вструктуре философского знания после проблем онтологии

- гносеология ---> пробле­мы изучения: видов, ступеней, форм познания, отношений между объек­том и субъектом познания, проблема истины, проблемы соотношения познания и практики; границ познания (насколько познаваем мир, т. е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно)

основные направления вопроса о познаваемости мира

гностицизм «гносеологический опти­мизм» агностицизм (от греч. а - отрицательная приставка и гнозис — знание) «гносеологический пессимизм»
- мир познаваем исчерпывающе и безусловно - мир не познаваем ПР: И. Кант «вещь в себе» => то, как этот предмет представляется человеку - «явление» например, человек воспринимает листву деревьев в зеленом цвете («явление»), в то время как на самом деле ей свойствен­но лишь отражать лучи той длины, которая при воздействии на чело­веческий глаз дает ощущение зелени.

 

Вопрос 2. Эмпиризм и рационализм как принципы

Истолкования основных позиций мира в истории философии.

- познание как процесс - направлен на получение знаний, вклю­чает в себя компоненты: субъект и объект познания, уровни и сту­пени познания, истину как цель познания

- объект познания - то, на что направлено познание (то, что познается)

- субъект познания -конкретный носитель познавательной деятельности (отдельные люди, группы людей, общество в целом) =>

ПР: (! ) заслуга немецкого идеализма (Кант - «трансцен­дентальный субъект», Гегель - «объектив­ный дух») ---> понимание того, что субъектом познания является не отдельный человек, а общество в целом => социальная (об­щественная) природа познания

Маркс ---> социальная природа познания: «бытие определяет созна­ние» => способ осознания мира человеком зависит от форм его социальной и экономической жизни

 

(? ) вопрос об источниках научного знания

эмпиризм рационализм
- направление в теории познания, признающее источни­ком познания в первую очередь чувственный опыт - это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей
- источник знаний ---> чувства, данные которых разум лишь обрабатывает ПР: Ф. Бэкон - важнее сама врожденная способность нашего разума к познанию, в том числе и к систематизации данных чувств ПР: Р. Декарт
Вывод: каждое из направлений верно отмечает на­личие 2-х форм познания: чувственного и рационального, но абсолютизирует роль одного из них

 

в процессе познания выделяют 2-ве формы

I чувственное (опыт­ное) познание - осуществляется с помощью органов внешних чувств; ступе­нями чувственного познания являются: ощущения, восприятия, пред­ставления

1) ощущения - возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека; передают отдельные свойства предмета (цвет, вкус, запах, форму, звучание)

ПР: яблоко - цвет (красный/зеленый)

2) восприятия – создаютцелостный образ предмета, представляют совокупность ощущений

ПР: все качества яблока - цвет (красный/зеленый), форма (круглое/овальное), вкус (сладкий/кислый)

3) представления - образы, возникающие в памя­ти человека на основе прошлых ощущений и восприятий; возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосред­ственного воздействия на внешние чувства человека

ПР: вспоминаем съеденное яблоко, какое оно было вкусное

Вывод: чувственное познание дает представление только о внешних свойствах отдельных предметов

Особенности чувственного познания

- непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта

- наглядность и предметность возникающих в результате познания образов

- воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

Социальная обусловленность чувственного познания

- влияние социальных отношений, общественной и индивидуальной практики на выбор объектов отражения

- формирование (под воздействием социальной ситуации) перцептивных установок и ожиданий

 

II рациональное (логическое) познание - процесс абстрактного обобщающего мышления присущий только человеку; ступенями рационального познания являются: понятия, суждения, умозаключе­ния

1) по­нятия - элементарные единицы мышления, на которых строятся все логические рассуждения, отражают общие, существенные признаки предметов

- понятие выра­жается с помощью слова (словосочетания)

ПР: слово «студент»

2) суждения - понятия, отражающие связи и отношения между пред­метами и их свойствами; утверждают (или отрицают) что-либо;

- выражаются в форме предложений

ПР: «Все учащиеся в университете — студенты».

3) умозаключения - процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов ло­гики; являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления

- выражаются в форме рассуждений

ПР: «Все учащиеся в университете — студенты. Я учусь в университете. Следовательно, я — студент».

Вывод: 1) рациональное (рассудочное) познание выполняет задачу обобщения информации, полу­ченной чувственным путем, 2) абстрактное мышление неразрывно связано с языком (= системой знаков, передающих информацию)

Принципы диалектики

1. принцип всеоб­щей связи - является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем; под связью понимается зависимость между явления­ми, отражение взаимообусловленности их существования и развития (связи «внутреннего» и «внешнего»)

- связи без взаимодействия не существует => в силу универ­сальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех струк­турных уровней бытия => материальное единство мира

- взаимодействие - процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого

- взаимо­действие носит объективный, универсальный и активный характер

2. принцип развития мира - необратимое, определенно направленное и закономерное измене­ние материальных и идеальных объектов, приводящее к возникнове­нию нового качества

- результат применения принципа всеобщей связи и взаимодействия; в мире нет ничего завершенного, все находится в процессе становления и изменения

- (? ) что является источником раз­вития => 2-ве точки зрения: 1) метафизическая (источник развития - внешнее воздействие), 2) диалектиче­ская (источник развития - борьба противоположных сил и тенденций, т. е. противо­речие)

- противоречие - взаимодействие противоположных сторон предме­тов и явлений

противоречие как философская проблема

1-ая точка зрения: диалектические противоречия свойственны природе, обществу, и мышлению человека (ПР: древнекитайские мыслители понимали мир как борьбу двух первоначал «Инь» и «Ян»)

2 -ая точка зрения: существует только противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия (ПР: логические противоречия были отмечены уже в античной философии - запории Зенoнa)

3. тождества (единства) – диалектики, логики, теории познания (=> выражает единство законов развития). Принцип тождества отражает и то, что носит тотальный характер: охватывает природу, человека, общество)

4. восхождение от абстрактного к конкретному – сосредотачивает в себе возможность познания законов и категорий диалектики; организует процесс познания.

- абстрактное – отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных

- конкретное – объективная действительность

5. единство логического и исторического – способствует пониманию того, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании

Законы диалектики

1. единства и борьбы противоположностей – каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности, которые находятся в единстве и взаимодействии, в борьбе между собой

2. переход количественных изменений в качественные

3. закон отрицания отрицания – всякая развивающаяся система проходит ряд связанных между собой этапов, и каждый последующий несет в себе некоторые черты исходной стадии

философские кате­гории

категории - всеобщие понятия, отражающие наиболее существен­ные взаимосвязи между развивающимися явлениями

ПР: впервые учение о категориях было изложено в трактате Аристотеля «Категории» ---> «наиболее общие понятия о мире»;

Кант ---> «категории — это априорные (т. е. доопытные) формы рассудка, которые характеризуют структуру мышления объекта познания»;

Гегель ---> теория «диалектического материализ­ма» ---> категории - результат обобщения социального опыта и развития познания

экзистенциализм ---> новая трактовка категорий, связанная с проблематикой человеческо­го существования и сущности человека

позитивизм и неопозитивизм ---> анализ не категорий, а терминов языка

 

категории диалектики –

выражают основные свойства существующих в мире объектов

Проблема категорий является одной из центральных философских проблем, поскольку теснейшим образом связана с темой сознания. Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.

Сущность/явление

- сущность - внутреннее, недоступное чувствам содержание (= смысл) предмета

- явление - обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам; внешние свойства предме­та, которые человек познает опытным путем через органы чувств: зре­ние, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с по­мощью разума

Вывод: сущность и явление всегда взаимосвязаны

Содержание/форма

- содержание - то, из чего состоит предмет (или явление); оно изменчиво, подвижно

- фор­ма - порядок, в котором сосуществуют составные части предмета (или явления), спо­соб внешнего выражения содержания; форма удерживает содержание в устойчивом равновесии

Вывод: в предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой; на оп­ределенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тор­мозила его развитие, и приобретает новую. В современной науке кате­гория «форма» близка к категории «структура».

 

Система/элемент/структура

- система (от греч.- составленное из частей, соединенное) - упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов

- элемент (от лат. - первоначальное вещество) - неделимая в пределах данной системы ее составная часть (если хотя бы один эле­мент системы отсутствует, это будет уже другая система) => количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи характеризуют структуру системы

- структура (от лат.- строение) - совокупность связей между элементами сис­темы. Элементы составляют содержание системы, а структура — ее форму.

Вывод: категории (отображают свойства объективного мира, и ступени познания) ---> единичное, особенное и всеобщее.

Вначале объект предстает перед познающим его субъек­том как нечто единичное.

Причина/следствие

- причина - явление, обусловливающее, порождающее другое явление

- следствие - явление, порожденное другим явлением

Вывод: в диалектике есть положение о существовании при­чинности как такой связи явлений, где одно явление (причина) про­изводит другое явление (следствие)

 

Необходимость/случайность

- необходимость - связь между явлениями, определяемая ос­новными, существенными причинами => обязательно должно было произойти

- случайность - связь между явлениями, определяемая несущественными фак­торами => то, что могло бы и не произойти

Вывод: необходимость/случайностьотражают тип существующей связи между явлениями

Первый тип детерминизма

сущность принципа причинности (каузальности) - нахождение связей и взаимодействующих факторов, которые обусловливают генезис предмета, детерминируют другие его свойства, связи и отношения => имеют причинный характер

- познание проходит ступени:

1. вычленение предмета исследования как целостной своеобразной системы (из других взаимодействующих с данной системой)

2. анализ данной целостной системы

3. изучение механизма причинной детерминации в плане одностороннего воздействия одного объекта на другой (внешняя причинность)

4. доведение анализа до понятия внутренней причины (внутренняя причинность)

5. изучение внешней и внутренней причинности в их единстве и взаимосвязи, но при приоритете последней

 

Второй тип детерминизм

непричинное обусловливание (т.е. отношения между явлениями, не имеющими причинный характер) => формы

1. связи и зависимости между явлениями, когда они сосуществуют во времени, но не порождают одна другую

2. связь состояний, при котором отсутствует генетический (порождающий) аспект

3. вероятностные соотношения

4. отношения симметрии, структурные, системные и иные взаимосвязи, пространственные и временные корреляции, рассматриваемые в рамках общенаучных подходов

5. взаимоотношения между определенными «парными» (или иными) категориями материалистической диалектики, отражающими своеобразные «срезы» реальной действительности и самого процесса познания, кроме категорий причины и следствия (как детерминизма особого типа).

 

 

Тема – Основы философского понимания мира.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь