Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Киево-Печерский патерик»: мировое значение и национальное своеобразие.
Киево-Печерский патерик» представляет собой сборник сочинений, написанных разными авторами и в разное время. Исследователи полагают, что первоначально в его состав входили два сочинения епископа Суздальского и Владимирского Симона (1214-1226 гг.) В XVII столетии появляется несколько печатных версий книги. Прежде всего, выделяются рассказы, в которых осмыслено мистическое и реальное значение Киево-Печерского монастыря как одного из оплотов христианства. Вторую группу патериковых рассказов составляют повествования, общий смысл и цель которых состояли в том, чтобы прославить общественное значение Киево-Печерского монастыря. Наконец, третью группу рассказов «Киево-Печерского патерика» составляют описания внутренней жизни монахов. Рассказы эти характеризуют различные виды подвижничества: труднический, молитвенно-аскетический и духовный. В них отмечаются и положительныt и отрицательные стороны иноческой жизни, ее взлеты и падения. Концептуальный уровень литературного произведения: тематика; идея (концепция); конфликт; проблематика; идейный пафос; творческий метод. Тематика – те аспекты жизни человека, которые раскрываются с помощью сюжета, тематика объединяет несколько тем в одну главную. Идея (концепция) – основной философский тезис, который отстаивает писатель в своём произведении. Конфликт – внутреннее противоречие, которое является главной двигающей силой развития сюжета произведения; один из главных структурных элементов произведения. Проблематика – социально-исторические и философско-психологические проблемы, лежащие в основе концепции произведения; проблематика неразрывно связана с конфликтом и сюжетом произведения, поэтому она присутствует в древнейших мифах человечества. Идейный пафос – эмоционально-оценочное отношение писателя к изображаемой действительности, общий эмоциональный настрой произведения, идейный пафос неразрывно связан с концепцией и жанром произведения. Творческий метод – система основных принципов художественного освоения писателем окружающей действительности.
Билет №5 Литературный классицизм: социально-исторические предпосылки, философская база, определение, классицизм за рубежом и в России. Основные понятия: литература Ренессанса, литература Барокко, рационализм, сентиментализм. I. Социально-исторические основы и философская база классицизма. Предтечей литературного классицизма класса европейская литература Барокко XVII в. в лице таких писателей как Сервантес, Кальдерон, Гримльзгаузен, с меланхоличной иронией, а порой и в самых мрачных тонах говорила о разочаровании в гуманистических идеалах искусства и литературы Ренессанса XIV – XVI вв. Литература Ренессанса (Шекспир, Петрарка) XIV – XVI вв. Она стала воплощением утопической концепции гуманизма, согласно которой человеческая личность прекрасна и самостоятельна перед Богом и людьми. Человек способен быть гением, творцом и первооткрывателем. Знание есть свет и добро, поэтому человек нравственен, потому что наделён разумом и свободен от церкви. Однако наиболее прогрессивные деятели ренессансной литературы и искусства, исследовав потаённые умы чистой личности, открыли бездны порока, как во внутреннем мире человека, так и в общественном устройстве («Битва кентавров», «Страшный суд»). Пути выхода из сложившейся ситуации (кризис ренессанса): 1. Вера в Бога. Люди не могут уповать на собственный разум, человек беспомощен перед жизнью, словно корабль во время бури, поэтому вера в Бога для него – спасительный свет маяка (литература Барокко, Сервантес); 2. Вера в силу человеческого разума, который подчинён чёткими критериями рациональности (литература классицизма). Рационализм эпохи Просвещения – это философия, которая признаёт разум основой познания и поведения людей. Гуманисты тоже верили в разум, но они полагали, что разум и чувства не мешают друг другу, ведь человек способен быть гармонично развитой личностью. Рационалисты уже понимали, что это возможно уже не всегда, они пришли к следующему выводу: разум должен преобладать над чувствами, а общественные блага важнее личного счастья человека. Литературный классицизм – нормативный литературный метод, сложившийся в европейской литературе XVII в., в основе которого лежат: 1. Философия рационализма и культ разума в ущерб эмоциональному восприятию; 2. Активное обращение к общественной, государственной жизни; 3. Строгая композиция; 4. Разделение героев только на положительных и отрицательных; 5. Строгая трёхуровневая иерархия жанров и стилей: - Высокие (ода, трагедия, элегия); - Средние (письма, дневник); - Низкие (комедия, сатира, басня). 6. Признание древнеримской литературы эстетическим идеалом, к которому нужно стремиться. II. Классицизм за рубежом и в России. Рождение русского классицизма приходится на 20 – 30 гг. XVIII в. Наиболее полно черты этого направления проявились в творчестве Контимира, Тредиаковского, Ломоносова, Державина, Фонвизина. Русские классицисты не могли подняться на мировой уровень литературы. Это связано с переходным состоянием всей русской литературы XVIII в.: древнерусский язык был выведен из повседневной жизни, а новый литературный язык еще не сформировался.
Концептуальный уровень литературного произведения: тематика; идея (концепция); конфликт; проблематика; идейный пафос; творческий метод. Тематика – те аспекты жизни человека, которые раскрываются с помощью сюжета, тематика объединяет несколько тем в одну главную. Идея (концепция) – основной философский тезис, который отстаивает писатель в своём произведении. Конфликт – внутреннее противоречие, которое является главной двигающей силой развития сюжета произведения; один из главных структурных элементов произведения. Проблематика – социально-исторические и философско-психологические проблемы, лежащие в основе концепции произведения; проблематика неразрывно связана с конфликтом и сюжетом произведения, поэтому она присутствует в древнейших мифах человечества. Идейный пафос – эмоционально-оценочное отношение писателя к изображаемой действительности, общий эмоциональный настрой произведения, идейный пафос неразрывно связан с концепцией и жанром произведения. Творческий метод – система основных принципов художественного освоения писателем окружающей действительности.
Билет №6 1. Литературный сентиментализм: определение, значение сентиментализма как творческого метода, европейский и русский сентиментализм, кризис сентименталистской литературы и варианты выхода из него. Основные понятия: сентиментализм.
Сентиментализм – творческий метод в литературе второй половины XVIII – начала XIX вв., в отличие от классицизма, признающий не разум, а чувства, полемизируя с нормативной политикой классицизма, сентименталисты избрали главной темой своих произведений не жизнь государства, а обратились к изображению частной жизни человека, к теме любви и семейного счастья, к теме красоты внутреннего мира человека. Главный герой сентименталистского произведения – идеальный образ крестьянина, либо городского человека, который не имеет высокого социального положения. Такой герой вырос не в светском обществе, поэтому он не испорчен негативным влиянием города, он наделён врождённой нравственной чистотой и богатым духовным миром («Бедная Лиза»). Основные жанры сентиментализма: роман в письмах, повесть, дневник, путешествия, элегия, идиллия. Значение сентиментализма для российского и мирового литературного процесса: - Утверждение отдельной человеческой личности; - Демократизация искусства; - Сближение литературного языка с разговорным; - Способность людей чувствовать – это общественная ценность. В целом, сентименталистская литература с её субъективным подходом к человеку и окружающему миру подготовила появление литературного романтизма.
Родоначальник: Джон Томпсон («Времена года» 1730). Крупнейшие представители: Стерн, Жан Жак Руссо, Ридчарсон, Гёте. В России – Карамзин, Радищев, ранний Жуковский. Характерные особенности русского сентиментализма: гражданская проблематика и активное совершенствование русского литературного языка, посредством введения в него французской лексики.
В конце XVIII в. в российском и европейском литературном процесса наблюдается кризис сентименталистской литературы, который был вызван тремя факторами: - Разочарование в идеальном образе сентименталистского героя. Как результат такого разочарования в Европе появилась литература любовно-авандардного толка, где главным героем становится негативный, но обаятельный персонаж (Казанова). Литература самопародии и флирта; - Крестьянская война Пугачёва и Великая французская революция. Эти факты потрясли общество и заставили писателей-сентименталистов вернуться в своих произведениях к просветительскому дидактизму и гражданской проблематике. Ярким образцом просветительского реализма явился роман Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», где писатель выступил с открытой критикой монархизма и изобразил подлинное тяжелейшее состояние российского крестьянства в эпоху Екатерины II. - Потребность в создании литературы не только о человеке эмоциональном, но и об уникальной человеческой личности, которая способна не только чувствовать, но и мыслить так, как никто ещё не мыслил. Данный фактор является основополагающим для формирования литературного романтизма сначала в Британии, а затем в континентальной Европе и России.
2. Уровень «внутренней формы» литературного произведения: хронотоп; пейзаж; портрет; экстерьер-интерьер; сюжет (фабула); инверсии; лирический сюжет; ретроспектива; вводные эпизоды. Хронотоп – виртуальный мир, который создан автором произведения, единая система, которая предполагает тесную взаимосвязь пространственных и временных образов. Пейзаж – описание открытого пространства. Портрет – описание внешности человека, в реалистической литературе – психологический портрет – портрет внутреннего мира человека. Экстерьер-Интрерьер – описание внешнего вида здания и его внутренних помещений. Сюжет (фабула) – сумма событий в литературном произведении, которая имеет своё начало, кульминацию и финал; в сюжете может быть несколько сюжетных линий, он может быть линейным, а также иметь авторские отступления. Инверсии – нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении. Лирический сюжет – отличается от сюжета тем, что предлагает не столько описание событий, сколько размышления и эмоции поэта. Ретроспектива – перенос действий в более ранний промежуток времени по сравнению с описываемым. Вводные эпизоды – все авторские отступления в произведении, за исключением ретроспективы.
Билет №7
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1154; Нарушение авторского права страницы