Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности стиля в романтизме.



2.3.1. Лирическое переживание в романтической литературе иррационально. Один из основателей английского романтизма Вильям Уорсон в 1800 г. писал о том, что поэтическое высказывание иррационально, как озарение, к которому может быть не готов даже сам писатель. Читатель также может быть не готов, чтобы понять романтическое произведение, так как для этого нужен душевный настрой, а не только умение анализировать литературный текст.

2.3.2. Поэтика символов в романтизме.

По сравнению с предшествующей литературой, романтики не используют аллегорию (как это делали классицисты, которым в художественном образе нужна была точность значения) и реже, чем сентименталисты, используют метафору (троп, основанный на принципе сходств или контраста явлений), Романтикам интересен символ – образ, который, в отличии от аллегории, имеет несколько значений, поэтому смысл символа почти неисчерпаем; самый ёмкий троп по смыслу, например, капля воды: жизнь (жажда человека), страдания человека (слёзы), хрупкость человеческой жизни, микрозеркало, целая вселенная в уменьшенном виде, объёмное зеркало. Романтикам с их интересом к непостижимому образы-символы подошли как нельзя кстати.

2.3.3. Суггестивная поэтика.

Иррациональность, стихийность произведения сближает поэтику романтиков с суггестивным языком музыки.

Суггестивная поэтика – литературный стиль, с помощью которого автор передаёт свою отрешённость от всего мирского, повседневного.

Поэтам-романтикам такая отрешённость помогает приблизиться к недосягаемому идеалу («Сельская элегия» Грей, «Славянка» Жуковский). Существуют два вида суггестивной поэтики: медитация (неторопливое созерцание) и экстатика (лирическое переживание с ярко выраженными эмоциями). Суггестивная поэтика основана на развёрнутом описании (подробность как художественный приём); на внимании к явлениям природы; на разнообразных повторах; на словесно-ритмическом строе (аллитерация, ассонанс, изменение стихотворного ритма). Аналогично тому, как экстатические и медитативные духовные практики в мировой религиозной культуре (языческий шаманизм, буддизм, индийская йога и т. д.), является способ создания сверхчувственного мировосприятия, где объединяются земная и потусторонняя реальность, романтики обращаются к суггестивной поэтике. Именно романтики открыли для мировой светской литературы суггестивную поэтику, поскольку принципу романтического двоемирия оказалась близка идея религиозного двоемирия (земная и божественная реальность).

Таким образом, романтизм в основе своей иррационален, нередко мистичен, поскольку нацелен на сверхчувственное постижение реальности, связь человека с непостижимым, как внутри себя, так и за пределами этого мира, при этом, чтобы прикоснуться к тайнам своего внутреннего или же проникнуть в запредельное, писателю-романтику необходимо отрешиться от всего земного, перестать мыслить логически через углублённое самосозерцание и созерцание окружающего мира. Поэты-романтики напомнили читателю о древнейшей функции поэзии – сакральной, ритуальной, магической, но они не занимались магией, они создавали уникальные художественные образы. Уникальность концептуального и стилевого, жанрового своеобразия литературного романтизма сделали этот творческий метод актуальным для всех последующих эпох.

Литературные пародии на мировоззрение романтиков.

Наиболее известны следующие пародии на мировоззрение: образы Онегина и Ленского в «Евгении Онегине» Пушкина, образ Жюльена Сореля в «Красном и чёрном» Стендаля, образ Пискарёва в «Невском проспекте» Гоголя, образ Круциферского в «Кто виноват? » Герцена, поэтический цикл «Еврейские мелодии» Гейне, стихотворение «Рыцарь на час» Некрасова, образ Райского в «Обрыве Гончарова и другие.

 

Уровень «внутренней формы» литературного произведения: субъектная организация; личное повествование, безличное повествование; косвенная (несобственно-прямая) речь; рассеянное разноречие; система персонажей и система характеров.

Субъектная организация – организация повествования в произведении.

Личное повествование – грамматические формы 2 и 2 лица.

Безличное повествование – грамматические формы 3 лица.

Косвенная речь – повествователь включает в свою речь голос одного из персонажей, но грамматически никак не оформляет его присутствие.

Рассеянное разноречие – от косвенной речи отличается тем, что повествователь вставляет не целые фразы одного из героев, а лишь отдельные предложения и слова.

Система персонажей и система характеров – совокупность героев в литературном произведении, каждый из которых наделён своим особым внутренним миром.


Билет №9

Своеобразие романтизма В.А. Жуковского: элегия «Славянка».

Элегия – стихотворение средней длины с меланхолическим пафосом, как правило, от первого лица и без отчетливой композиции, характерная тема – воспоминания и поэтика медитаций.
Славянка – река в Павловском парке под Петербургом, где гулял Жуковский. В тексте ничего, кроме заглавия, не указывает на местоположение героя. Ж. пишет, что это место «дико». Его интересует не объективная реальность, а свое субъективное мировосприятие. Герой взволнован («Спешу к твоим брегам»). Пейзаж в динамике, герой воспринимает его на ходу. Он идет в тени высоких «елей гробовых» и сквозь просветы между стволами смотрит на долину. Регулярное чередование светотени вводит героя в медитацию: приходит успокоение, герой готов к философскому осмыслению жизни. Ключ к началу таких размышлений – деталь в пейзаже: «Лишь сорван ветерка минутным дуновением на сумраке листок трепещущий блестит, смущая тишину падением».
Философская проблематика: лист, сорвавшийся с дерева, и микроскопический звуковой образ – символ, максимально близкий по смыслу. Образу необязательно быть большим.
Осень – пора увядания природы, поэтому герой думает, как много он потерял в жизни, как мало ему осталось жить. В поисках гармонии углубляется он в свои воспоминания. Ж. через один лишь образ раскрывает тему жанра элегии – утрат и воспоминаний – открытие в литературе. Сюжет построен на парадоксе, герой мысленно уходит в прошлое. Настоящее текуче и неуловимо, на него трудно полагаться в отличие от прошлого. «Фильтр» памяти.
Образы, связанные со смертью, помогают герою забыть об объективной реальности: «ели гробовые», «урна», «мавзолей»(памятник Павлу и княгине Александре Павловне). Аллитерация на «с» - свист, присутствие неведомых сил.
Катарсис Жуковского в «Славянке» - приобщение к мировой душе, приближение к романтическому идеалу. (Катарсис – эффект, испытываемый читателем при осознании красоты произведения; цель любого искусства.)
Уникальный субъективный мир оказался снаружи героя Ж-ого лишь для того, чтобы прийти к такому идеалу, слиться с ним воедино. Ж. растворяет своё я в мировой душе, вера в Христа – высшая духовная ценность.
Творческий манифест литературы романтизма: «Невыразимое» - идея неизреченности. Лирический герой пытается выразить все переживания своей души и признается, что душа человека безгранична и непознаваема. Смысл искусства герой Ж-ого видит в самой попытке постигнуть тайну человеческой души.

Уровень «внутренней формы» литературного произведения: субъектная организация; личное повествование, безличное повествование; косвенная (несобственно-прямая) речь; рассеянное разноречие; система персонажей и система характеров.

Субъектная организация – организация повествования в произведении.

Личное повествование – грамматические формы 2 и 2 лица.

Безличное повествование – грамматические формы 3 лица.

Косвенная речь – повествователь включает в свою речь голос одного из персонажей, но грамматически никак не оформляет его присутствие.

Рассеянное разноречие – от косвенной речи отличается тем, что повествователь вставляет не целые фразы одного из героев, а лишь отдельные предложения и слова.

Система персонажей и система характеров – совокупность героев в литературном произведении, каждый из которых наделён своим особым внутренним миром.

 


Билет №10


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. I. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. I. Особенности постановки цели труда.
  4. I. Особенности учета в строительстве
  5. II. Особенности технологии баз и банков данных.
  6. II. Перепишите следующие предложения и переведите их, обращая внимание на особенности перевода на русский язык определений, выраженных именем существительным (см. образец выполнения 2).
  7. XIX. Особенности приёма и обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в ОО ВПО «ГИИЯ»
  8. Абсолютная монархия в России (признаки, особенности, идеалогия, условия возникновения, реформы Петра первого)
  9. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДЫ, СУБЪЕКТЫ, ПОЛНОМОЧИЯ.
  10. Аналитическая платформа «Контур Стандарт» как инструмент реализации ROLAP-технологии: основные возможности, особенности и технология анализа информации
  11. Анатомия, физиология и биомеханика опорно-двигательного аппарата и его профессиональные особенности у танцовщиков и артистов балета.
  12. Анатомо- функциональные и психофизические особенности лиц с нарушением зрения. Степени нарушения зрения


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1857; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь