Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Литературный романтизм: историко-культурные предпосылки, философия романтизма, определение романтизма и основные разновидности.
Основные понятия: идеализм, субъективизм, иррационализм, субъективный идеализм, романтизм, гражданский романтизм, философско-медитативний романтизм, ирония, романтическая ирония, романтическое двоемирие, символ, сугистивная поэтика. I. Историко-культурные предпосылки. Традиционно считается, что на становление романтизма повлияла Великая французская революция (1793). В XVIII в. Франция была законодательницей мод и литературных вкусов, её общественно-политическая жизнь влияла на всю Европу. Итоги Просвещения – Великая французская революция («Свободы, равенства и братства! ») уничтожила монархию ради нового миропорядка, основанного на принципах разума. Однако вместо демократической утопии революционеры получили диктатуру Наполеона, капитализм и девятнадцатилетнюю войну, закончившуюся унизительным поражением в 1815 г. Вслед за Францией Европа также разочаровалась в идеалах эпохи Просвещения. Так как разочарование заставляет людей углубляться в себя, новая политическая ситуация стала почвой для формирования романтизма. Причина не единственная, так как за 20 лет до революции романтизм уже был распространён в Германии и Англии. Следовательно, формирование литературного романтизма связано с более глубокими тенденциями развития мировой культуры. II. Философия романтизма. Идеализм – философия, которая утверждает первичность духа, идей, мышления по отношению к материальной природе (Гегель). Субъективизм – философия, которая утверждает первичность субъективного восприятия мира человека, а не объективная. Иррационализм – философия, согласно которой в познании мира важен не разум, а эмоциональный опыт человека. Глубинная причина формирования творческого метода романтизма в искусстве и литературе связана с кризисом философии рационализма. Именно в этот период в литературе Европы и России сформировался новый образ человека эпохи Просвещения, который прекрасно образован и много знал об окружающем мире, но ничего не знал о себе. Можно логически объяснить многие законы природы, общества, нон как понять душу человека, как объяснить его желания и страхи, которые существуют помимо его роли в обществе и воспитания. Таким образом, рационализм утратил свою актуальность для писателей, они обратились к миру эмоций, иррационализма. Также на формирование романтизма оказал влияние Фихте (философ). Субъективный идеализм – отрицание реальности не зависимо от воли и сознания субъекта. Ещё одной из причин формирования романтизма стал кризис сентиментализма, выразившийся в потребности писателей в создании произведений эмоционального человека, но и об человеке уникальном, который способен не только чувствовать, но и мыслить так, как ещё никто не мыслил. Именно в прозе сентиментализма начала формироваться поэтика романтического гротеска (образ Парижа в «Сентиментальном путешествии» Стерна). III. Романтизм в мировом искусстве. Живопись: Гойя, Каспер Фридерх, Тернер, Брюллов. IV. Литературный романтизм. Определение. Литературный романтизм – творческий метод, основанный на представлении писателя о том, что в окружающей действительности существует незримый и почти недосягаемый мир мечты, идеала (романтическое двоемирие как концепция мира). Романтизм предполагает создание образа романтического героя, человека с уникальным внутренним миром. Такой герой всегда стремится к своему недостижимому идеалу, отвергает действительность и вступает с ней в конфликт (концепция личности). Основные разновидности литературного романтизма: Гражданский романтизм – разновидность литературного романтизма, в котором человек ищет свой идеал в служении Отечеству. В основе – социально-исторический конфликт (герой и общество, герой и эпоха), а герой противостоит тем или иным негативным социально-историческим условиям (военная угроза Отечеству, диктатура правительства, непатриотичность современников): «Певец восстания русских воинов» Жуковский, лирика декабристов, «Дума и «Поле Бородина» Лермонтов. В XX в. – поэзия романтиков октября: «Сугробы» и «Стихи к Чехии» («Родина радия») Цветаевой. Философско-медитативный романтизм – разновидность романтизма, в которой писатель стремится к идеалу личного счастья, причём этот идеал может быть найден как во внутреннем мире человека, так и в мире природы и даже за пределами действительности. В основе – бытийный конфликт (свобода, счастье, душевная гармония и их недосягаемость до человека): любовная лирика Жуковского, Лермонтова, раннего Пушкина, поэзия Тютчева, Фета. XX век: ранний Блок, ранний Есенин, ранние Цветаева и Ахматова, Бродский, Борис Рыжий, Высоцкий. Главная заслуга классического романтизма в том, что писатели открыли уникальный мир человека. Глубокая философская база и жанро-стилевое своеобразие сделало его актуальным во всех литературах и эпохах.
2. Уровень «внутренней формы» литературного произведения: хронотоп; пейзаж; портрет; экстерьер-интерьер; сюжет (фабула); инверсии; лирический сюжет; ретроспектива; вводные эпизоды. Хронотоп – виртуальный мир, который создан автором произведения, единая система, которая предполагает тесную взаимосвязь пространственных и временных образов. Пейзаж – описание открытого пространства. Портрет – описание внешности человека, в реалистической литературе – психологический портрет – портрет внутреннего мира человека. Экстерьер-Интрерьер – описание внешнего вида здания и его внутренних помещений. Сюжет (фабула) – сумма событий в литературном произведении, которая имеет своё начало, кульминацию и финал; в сюжете может быть несколько сюжетных линий, он может быть линейным, а также иметь авторские отступления. Инверсии – нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении. Лирический сюжет – отличается от сюжета тем, что предлагает не столько описание событий, сколько размышления и эмоции поэта. Ретроспектива – перенос действий в более ранний промежуток времени по сравнению с описываемым. Вводные эпизоды – все авторские отступления в произведении, за исключением ретроспективы.
Билет №8 1. Романтизм и структура литературного произведения (по М.С. Кагану). Романизм и структура литературного произведения (по М. С. Когану). Концептуальный уровень романтической литературы. 2.1.1. Тематика: человек и его идеал (красоты, свободы, самореализации, счастья). 2.1.2. Проблематика: романтический идеал почти недостижим в земной реальности - романтическая ирония. Ирония (греч. притворство, насмешка) – скрытое осмеяние, содержащее оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Особенность – двойной смысл: открытый ложный смысл, подразумеваемый истинный смысл; чем больше противоречия между этими уровнями смысла, тем сильнее ирония. Осмеиваться могут отдельные стороны предмета, либо вся его сущность: - Ирония имеет корректирующее значение (романтическая ирония и в классическом романтизме – наличие идеала, но он недостижим); - Ирония уничтожающая (романтическая ирония в декадентском символизме – идеала нет? ). 2.1.3. Конфликт: романтический герой сталкивается с окружающей действительностью (романтическое двоемирие). Варианты конфликта: а) Герой и толпа (социально-бытовой), (отчуждённость его от людей); б) Герой-бунтарь и консервативный общественный строй; герой-патриот и мир людей, равнодушных к патриотизму (социальный в гражданском романтизме); в) Стремление героя к идеалу и неизбежная ограниченность возможностей человека, идеал достижим только в субъективном мире героя и только на время, либо через смерть героя (бытийный). 2.1.4. Идейный пафос: пафос романтической иронии. Варианты: - Героический пафос (гражданский пафос); - Элегистический пафос (меланхолия); - Пафос тайны и ужаса; - Пафос далёкого, кратковременного и мнимого счастья. Уровень внутренней формы. 2.2.1. Хронотоп: универсальный принцип, организующий хронотоп романтического произведения – это принцип романтического двоемирия, согласно которому мир в художественном произведении делится на два пространственно-временных контилиума: мир повседневной реальности и мир мечты и идеала, мир идеала – это необязательно потусторонняя реальность, так как идеал можно обретать на земле в экстремальной ситуации. 2.2.2. Жанры: элегия, баллада, поэма, новелла. В первой половине XIX века в Европе и России получает развитие жанр повести (Гофман «Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Песочный человек», Ирлин «Легенда о сонной лощине», Гоголь «Петербургские повести», Эдгар По (детективная новелла, литература ужасов и психологическая проза) «Береника»), романа (Гофман «Эликсир дьявола», Скотт «Айвенго», Купер «Последний из Могикан», Гюго «Собор Парижской богоматери»). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2420; Нарушение авторского права страницы