Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Судьбы России и человечества в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»: герои, образ российского народа, смысл названия поэмы и замысел произведения, основные проблемы в изучении поэмы.
Начав работу над поэмой «Мёртвые души» Гоголь признался Пушкину: «Мне хочется в этом романе показать всю Русь». Это была невыполнимая задача. Гоголь верил, что душа может быть спасена покаянием. Нужно только побудить к этому грешников, достучаться христианской проповедью до души человека. Именно поэтому писатель даль такое название. Гоголь посвятил поэму всем грешникам на Земле, людям, души которых умерщвлены смертным грехом, но будут спасены для вечной жизни в Раю. Чтобы осуществить это замысел Гоголь обратился к Данте и его «Божественная комедия» ( три части: Ад, Чистилище, Рай) Первый том «М.Д.» изображал все пороки человечества в повседневной жизни. По замыслу герой 1-ого тома и есть мертвые души. В последующих томах писатель планировал изобразить духовное возрождение своих героев, прежде всего Чичикова и Плюшкина. Мир поэмы «Мертвые души» - мир романтического гротеска. Поступки героев трудно объяснить логически, поэтому реальность напоминает тяжёлый сон. Истинный патриот своей страны, страстно желавший увидеть счастливым русский народ, Николай Васильевич Гоголь бичевал уничтожающим смехом современную ему Россию. Отрицая крепостническую Русь с ее " мертвыми душами", писатель выражал в поэме надежду на то, что будущее Родины не за помещиками или “рыцарями копейки", а за великим русским народом, хранящим в себе небывалые возможности. Великий писатель показывает, насколько русский человек талантлив и богат душою. Поэма Гоголя завершается восторженными словами о новом прекрасном человеке, который появится в других частях «М. Д.». Чичиков и остальные станут прекрасными, если найти ключ к духовному спасению человека. Грядущее преображении России связано с крестьянством и культурой русского простонародье. Сохранение связи с традиционной культурой и христианской религией. По мысли Гоголя именно российское крестьянство до сих пор не стало жертвой культуры массового потребления. Поиском ключей к духовному спасению человечества. 2. Уровень «внутренней формы» литературного произведения: хронотоп; пейзаж; портрет; экстерьер-интерьер; сюжет (фабула); инверсии; лирический сюжет; ретроспектива; вводные эпизоды. Хронотоп - Виртуальный мир, который создал автором произведения. Единая система, которая предполагает тесную взаимосвязь пространственных и временных образов.
Билет №22 Поэтика гротеска в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». В гротескном мире, в поздних произведениях Гоголя сама реальность и социально-исторический план постоянно чередуются с видениями, описаниями потустороннего мира, который напоминает ад. В христианской мифологии человек попадает в ад после смерти, когда учесть его уже решена. Гоголевский же человек именно живёт в мире максимально близком к аду. Мир поэмы – мир романтического гротеска. Поступки героев трудно объяснить логически, поэтому реальность напоминает тяжёлый сон. Приёмы создания гротескной поэтики: 1. Лейтмотив слепоты. Он способствует раскрытию замысла произведения и характеристик его героев: · Дом губернатора во время бала. Мотив ослепления – слепота духовная; · Жители города N часто напоминают тени; · Лица Коробочки читатель не видит, вместо портрета описание костюма; 2. Искажение пространства и времени в пейзажах, интерьерах и портретах: · Танцоры в чёрных фраках напоминают бесов; · Собакевич словно статуя или тень; · Внешний вид дома Ноздрева и его интерьер; 3. Мифологизация пространства и времени. Образ заросшего сада Плюшкина напоминает Эдем, в котором некогда жили Адам и Ева: · Старые часы в доме Коробочки издают громкое шипение. Терзание грешников; · Посещение Чичиковым гражданской палаты; · Призрачность мира губернского города N. В гротескном мире «М. Д.» от авантюрной сделки с Чичиковым может зависеть бессмертие души. 2. Уровень «внутренней формы» литературного произведения: хронотоп; пейзаж; портрет; экстерьер-интерьер; сюжет (фабула); инверсии; лирический сюжет; ретроспектива; вводные эпизоды. Хронотоп - Виртуальный мир, который создал автором произведения. Единая система, которая предполагает тесную взаимосвязь пространственных и временных образов.
Билет №23 1. Русская литература 2-й половины XIX века как историко-культурный феномен. Особое отношение к литературе восходит истоком к началу столетия, к эпохе блестящего развития русской словесности, вошедшей в историю под названием «Золотого века». В литературе видели не только область художественного творчества, но и источник духовного совершенствования, арену идейных битв, залог особого великого будущего России. Отмена крепостного права, буржуазные реформы, становление капитализма, тяжелые войны, которые пришлось вести России в этот период находили живой отклик в творчестве русских писателей. К их мнению прислушивались. Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени. Уровень «внутренней формы» литературного произведения: субъектная организация; личное повествование, безличное повествование; косвенная (несобственно-прямая) речь; рассеянное разноречие; система персонажей и система характеров. Субъектная организация – организация повествования в произведении.
Билет №24 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы