Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Литературное произведение и художественный образ.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Билет №1 1. Мировое значение национальных литератур (параметры). Становление и развитие русской литературы (от древнейшего до классического периодов). Основные понятия: массовая литература, элитарная литература, демократическая литература, литературный язык, реализм, детерминизм, диалектика души, идея соборности, идея сверхчеловека. I. Мировое значение национальных культур (параметры): 1) Литература осмысляет важнейшие процессы в жизни человека и общества (влияние НТП, социальные катаклизмы, войны), а также принципиально новые. 2) Литература имеет общепризнанную художественную ценность (теория литературы). 3) Литература обладает национальным своеобразием. 4) Литературное произведение переводится на другие языки мира Массовая литература – остросюжетная развлекательная литература лёгкого содержания и лёгкой формы, не предлагающая нового видения мира, изобилующая готовыми штампами, клише. II. Становление и развитие русской литературы от древнейшего до классического периода. Литературное произведение и художественный образ. Литературное произведение - это результат творческой деятельности писателя, зафиксированый в устной или письменном тексте. Это сложная система художественных приемов, которые являются итогом эстетического постижения художником окружающей действительности. Содержит в себе образ мира. Может по-разному интерпретироваться читателями. Билет №2
Признание русской литературы Европой и за ее пределами. Русская классика в контексте мировой литературы: новое решение общечеловеческих проблем. I. Признание русской литературы Европой и за её пределами. Важнейшим открытием, которое вывело русскую литературу XIX в. на новый уровень, стал реализм. Новизна: Человеческий характер стал раскрываться с новых позиций психологии («Горе от ума»). 1) Главной задачей для писателей-реалистов понять, кК работает механизм причинно-следственных связей в ту или иную эпоху. 2) Задача для реалистов – понять, способен ли человек сохранить свой человеческий облик вопреки негативным жизненным обстоятельствам, которые его окружают. Главная заслуга литературного реализма в том, что писатели-реалисты XIX в. открыли в литературе человеческий характер, обусловленный комплексным влиянием истинных социально-культурных фактов и подчиненный сложным законам психологии. Глубокая философская база и жанрово-стилевое своеобразие реализма сделали его актуальным во всех следующих эпохах. II. Русская классика в контексте мировой литературы: новое решение общечеловеческих проблем. Ключевая проблема для мировой литературы XIX в.: вопрос о свободе человека, вопреки влиянию негативных обстоятельств. Европейские авторы пытались решить эту проблемы, провозгласив индивидуализм как высшую духовную ценность. Русские писатели пошли другим путём – идея соборности – идея духовной общности народа, согласно которой все люди – часть единого целого. Билет №3
Билет №4 Билет №5 Литературный классицизм: социально-исторические предпосылки, философская база, определение, классицизм за рубежом и в России. Основные понятия: литература Ренессанса, литература Барокко, рационализм, сентиментализм. Билет №6 1. Литературный сентиментализм: определение, значение сентиментализма как творческого метода, европейский и русский сентиментализм, кризис сентименталистской литературы и варианты выхода из него. Основные понятия: сентиментализм.
Сентиментализм – творческий метод в литературе второй половины XVIII – начала XIX вв., в отличие от классицизма, признающий не разум, а чувства, полемизируя с нормативной политикой классицизма, сентименталисты избрали главной темой своих произведений не жизнь государства, а обратились к изображению частной жизни человека, к теме любви и семейного счастья, к теме красоты внутреннего мира человека. Главный герой сентименталистского произведения – идеальный образ крестьянина, либо городского человека, который не имеет высокого социального положения. Такой герой вырос не в светском обществе, поэтому он не испорчен негативным влиянием города, он наделён врождённой нравственной чистотой и богатым духовным миром («Бедная Лиза»). Основные жанры сентиментализма: роман в письмах, повесть, дневник, путешествия, элегия, идиллия. Значение сентиментализма для российского и мирового литературного процесса: - Утверждение отдельной человеческой личности; - Демократизация искусства; - Сближение литературного языка с разговорным; - Способность людей чувствовать – это общественная ценность. В целом, сентименталистская литература с её субъективным подходом к человеку и окружающему миру подготовила появление литературного романтизма.
Родоначальник: Джон Томпсон («Времена года» 1730). Крупнейшие представители: Стерн, Жан Жак Руссо, Ридчарсон, Гёте. В России – Карамзин, Радищев, ранний Жуковский. Характерные особенности русского сентиментализма: гражданская проблематика и активное совершенствование русского литературного языка, посредством введения в него французской лексики.
В конце XVIII в. в российском и европейском литературном процесса наблюдается кризис сентименталистской литературы, который был вызван тремя факторами: - Разочарование в идеальном образе сентименталистского героя. Как результат такого разочарования в Европе появилась литература любовно-авандардного толка, где главным героем становится негативный, но обаятельный персонаж (Казанова). Литература самопародии и флирта; - Крестьянская война Пугачёва и Великая французская революция. Эти факты потрясли общество и заставили писателей-сентименталистов вернуться в своих произведениях к просветительскому дидактизму и гражданской проблематике. Ярким образцом просветительского реализма явился роман Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», где писатель выступил с открытой критикой монархизма и изобразил подлинное тяжелейшее состояние российского крестьянства в эпоху Екатерины II. - Потребность в создании литературы не только о человеке эмоциональном, но и об уникальной человеческой личности, которая способна не только чувствовать, но и мыслить так, как никто ещё не мыслил. Данный фактор является основополагающим для формирования литературного романтизма сначала в Британии, а затем в континентальной Европе и России.
2. Уровень «внутренней формы» литературного произведения: хронотоп; пейзаж; портрет; экстерьер-интерьер; сюжет (фабула); инверсии; лирический сюжет; ретроспектива; вводные эпизоды. Хронотоп – виртуальный мир, который создан автором произведения, единая система, которая предполагает тесную взаимосвязь пространственных и временных образов. Пейзаж – описание открытого пространства. Портрет – описание внешности человека, в реалистической литературе – психологический портрет – портрет внутреннего мира человека. Экстерьер-Интрерьер – описание внешнего вида здания и его внутренних помещений. Сюжет (фабула) – сумма событий в литературном произведении, которая имеет своё начало, кульминацию и финал; в сюжете может быть несколько сюжетных линий, он может быть линейным, а также иметь авторские отступления. Инверсии – нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении. Лирический сюжет – отличается от сюжета тем, что предлагает не столько описание событий, сколько размышления и эмоции поэта. Ретроспектива – перенос действий в более ранний промежуток времени по сравнению с описываемым. Вводные эпизоды – все авторские отступления в произведении, за исключением ретроспективы.
Билет №7
II. Философия романтизма. Идеализм – философия, которая утверждает первичность духа, идей, мышления по отношению к материальной природе (Гегель). Субъективизм – философия, которая утверждает первичность субъективного восприятия мира человека, а не объективная. Иррационализм – философия, согласно которой в познании мира важен не разум, а эмоциональный опыт человека. Глубинная причина формирования творческого метода романтизма в искусстве и литературе связана с кризисом философии рационализма. Именно в этот период в литературе Европы и России сформировался новый образ человека эпохи Просвещения, который прекрасно образован и много знал об окружающем мире, но ничего не знал о себе. Можно логически объяснить многие законы природы, общества, нон как понять душу человека, как объяснить его желания и страхи, которые существуют помимо его роли в обществе и воспитания. Таким образом, рационализм утратил свою актуальность для писателей, они обратились к миру эмоций, иррационализма. Также на формирование романтизма оказал влияние Фихте (философ). Субъективный идеализм – отрицание реальности не зависимо от воли и сознания субъекта. Ещё одной из причин формирования романтизма стал кризис сентиментализма, выразившийся в потребности писателей в создании произведений эмоционального человека, но и об человеке уникальном, который способен не только чувствовать, но и мыслить так, как ещё никто не мыслил. Именно в прозе сентиментализма начала формироваться поэтика романтического гротеска (образ Парижа в «Сентиментальном путешествии» Стерна). IV. Литературный романтизм. Определение. Литературный романтизм – творческий метод, основанный на представлении писателя о том, что в окружающей действительности существует незримый и почти недосягаемый мир мечты, идеала (романтическое двоемирие как концепция мира). Романтизм предполагает создание образа романтического героя, человека с уникальным внутренним миром. Такой герой всегда стремится к своему недостижимому идеалу, отвергает действительность и вступает с ней в конфликт (концепция личности). Основные разновидности литературного романтизма: Гражданский романтизм – разновидность литературного романтизма, в котором человек ищет свой идеал в служении Отечеству. В основе – социально-исторический конфликт (герой и общество, герой и эпоха), а герой противостоит тем или иным негативным социально-историческим условиям (военная угроза Отечеству, диктатура правительства, непатриотичность современников): «Певец восстания русских воинов» Жуковский, лирика декабристов, «Дума и «Поле Бородина» Лермонтов. В XX в. – поэзия романтиков октября: «Сугробы» и «Стихи к Чехии» («Родина радия») Цветаевой. Философско-медитативный романтизм – разновидность романтизма, в которой писатель стремится к идеалу личного счастья, причём этот идеал может быть найден как во внутреннем мире человека, так и в мире природы и даже за пределами действительности. В основе – бытийный конфликт (свобода, счастье, душевная гармония и их недосягаемость до человека): любовная лирика Жуковского, Лермонтова, раннего Пушкина, поэзия Тютчева, Фета. XX век: ранний Блок, ранний Есенин, ранние Цветаева и Ахматова, Бродский, Борис Рыжий, Высоцкий. Главная заслуга классического романтизма в том, что писатели открыли уникальный мир человека. Глубокая философская база и жанро-стилевое своеобразие сделало его актуальным во всех литературах и эпохах.
2. Уровень «внутренней формы» литературного произведения: хронотоп; пейзаж; портрет; экстерьер-интерьер; сюжет (фабула); инверсии; лирический сюжет; ретроспектива; вводные эпизоды. Хронотоп – виртуальный мир, который создан автором произведения, единая система, которая предполагает тесную взаимосвязь пространственных и временных образов. Пейзаж – описание открытого пространства. Портрет – описание внешности человека, в реалистической литературе – психологический портрет – портрет внутреннего мира человека. Экстерьер-Интрерьер – описание внешнего вида здания и его внутренних помещений. Сюжет (фабула) – сумма событий в литературном произведении, которая имеет своё начало, кульминацию и финал; в сюжете может быть несколько сюжетных линий, он может быть линейным, а также иметь авторские отступления. Инверсии – нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении. Лирический сюжет – отличается от сюжета тем, что предлагает не столько описание событий, сколько размышления и эмоции поэта. Ретроспектива – перенос действий в более ранний промежуток времени по сравнению с описываемым. Вводные эпизоды – все авторские отступления в произведении, за исключением ретроспективы.
Билет №8 1. Романтизм и структура литературного произведения (по М.С. Кагану). Уровень внутренней формы. 2.2.1. Хронотоп: универсальный принцип, организующий хронотоп романтического произведения – это принцип романтического двоемирия, согласно которому мир в художественном произведении делится на два пространственно-временных контилиума: мир повседневной реальности и мир мечты и идеала, мир идеала – это необязательно потусторонняя реальность, так как идеал можно обретать на земле в экстремальной ситуации. 2.2.2. Жанры: элегия, баллада, поэма, новелла. В первой половине XIX века в Европе и России получает развитие жанр повести (Гофман «Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Песочный человек», Ирлин «Легенда о сонной лощине», Гоголь «Петербургские повести», Эдгар По (детективная новелла, литература ужасов и психологическая проза) «Береника»), романа (Гофман «Эликсир дьявола», Скотт «Айвенго», Купер «Последний из Могикан», Гюго «Собор Парижской богоматери»). Уровень «внутренней формы» литературного произведения: субъектная организация; личное повествование, безличное повествование; косвенная (несобственно-прямая) речь; рассеянное разноречие; система персонажей и система характеров. Субъектная организация – организация повествования в произведении. Личное повествование – грамматические формы 2 и 2 лица. Безличное повествование – грамматические формы 3 лица. Косвенная речь – повествователь включает в свою речь голос одного из персонажей, но грамматически никак не оформляет его присутствие. Рассеянное разноречие – от косвенной речи отличается тем, что повествователь вставляет не целые фразы одного из героев, а лишь отдельные предложения и слова. Система персонажей и система характеров – совокупность героев в литературном произведении, каждый из которых наделён своим особым внутренним миром. Билет №9 Уровень «внутренней формы» литературного произведения: субъектная организация; личное повествование, безличное повествование; косвенная (несобственно-прямая) речь; рассеянное разноречие; система персонажей и система характеров. Субъектная организация – организация повествования в произведении. Личное повествование – грамматические формы 2 и 2 лица. Безличное повествование – грамматические формы 3 лица. Косвенная речь – повествователь включает в свою речь голос одного из персонажей, но грамматически никак не оформляет его присутствие. Рассеянное разноречие – от косвенной речи отличается тем, что повествователь вставляет не целые фразы одного из героев, а лишь отдельные предложения и слова. Система персонажей и система характеров – совокупность героев в литературном произведении, каждый из которых наделён своим особым внутренним миром.
Билет №10 Билет №11 Билет №12 Билет №13 Билет №14 1. Гражданский романтизм в лирике декабристов: поэзия К.Ф. Рылеева: «Я ль буду в роковое время…», «К NN», историческая поэма «Иван Сусанин». Одним из самых ярких поэтов-декабристов младшего поколения был Кондратий Федорович Рылеев. Его творческая жизнь продолжалась недолго – с первых ученических опытов 1817–1819 гг. до последнего стихотворения (начало 1826), написанного в Петропавловской крепости. Стихотворение «Гражданин» вершина гражданской лирики Рылеева. Стихотворение Рылеева “Я ль буду в роковое время…”. С одной стороны, в нем очевидны черты оды и сатиры – высокая лексика (“роковое время”, “гражданина сан”), знаковые отсылки к именам героев древности и современности (Брут, Риэго), презрительно-обличительные выражения (“изнеженное племя”), ораторская, декламационная интонация, рассчитанная на устное произношение, на публичную речь, обращенную к аудитории; с другой – проникнутое грустью элегическое размышление по поводу того, что молодое поколение не вступает на гражданское поприще.
Билет №15 Метод; жанр; стиль. Метод - способ исследования, принцип, лежащий в основе изучения жизни. В художественной литературе и других областях искусства методом (направлением) называют те основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах жизненные явления. Жанр – тип устойчивой структуры произведения, организующий все его элементы в единый образ мира, воплощающий определённую концепцию действительности. Стиль – система элементов художественной формы, придающая литературному произведению оригинальный эстетический облик и раскрывающая экспрессивно-оценочный стиль произведения.
Билет №16 1. Реализм и структура литературного произведения (по М.С. Кагану). Метод; жанр; стиль. Метод - способ исследования, принцип, лежащий в основе изучения жизни. В художественной литературе и других областях искусства методом (направлением) называют те основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах жизненные явления. Жанр – тип устойчивой структуры произведения, организующий все его элементы в единый образ мира, воплощающий определённую концепцию действительности. Стиль – система элементов художественной формы, придающая литературному произведению оригинальный эстетический облик и раскрывающая экспрессивно-оценочный стиль произведения.
Билет №17 Билет №18 Билет №19 Билет №20 Билет №21 Билет №22 Билет №23 1. Русская литература 2-й половины XIX века как историко-культурный феномен. Особое отношение к литературе восходит истоком к началу столетия, к эпохе блестящего развития русской словесности, вошедшей в историю под названием «Золотого века». В литературе видели не только область художественного творчества, но и источник духовного совершенствования, арену идейных битв, залог особого великого будущего России. Отмена крепостного права, буржуазные реформы, становление капитализма, тяжелые войны, которые пришлось вести России в этот период находили живой отклик в творчестве русских писателей. К их мнению прислушивались. Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени. Уровень «внутренней формы» литературного произведения: субъектная организация; личное повествование, безличное повествование; косвенная (несобственно-прямая) речь; рассеянное разноречие; система персонажей и система характеров. Субъектная организация – организация повествования в произведении.
Билет №24 Уровень «внутренней формы» литературного произведения: субъектная организация; личное повествование, безличное повествование; косвенная (несобственно-прямая) речь; рассеянное разноречие; система персонажей и система характеров. Субъектная организация – организация повествования в произведении. Личное повествование – грамматические формы 2 и 2 лица. Безличное повествование – грамматические формы 3 лица. Косвенная речь – повествователь включает в свою речь голос одного из персонажей, но грамматически никак не оформляет его присутствие. Рассеянное разноречие – от косвенной речи отличается тем, что повествователь вставляет не целые фразы одного из героев, а лишь отдельные предложения и слова. Система персонажей и система характеров – совокупность героев в литературном произведении, каждый из которых наделён своим особым внутренним миром.
Билет №25 Билет №26 Билет №27 Билет №27 1. Философская лирика Ф.И. Тютчева: стихотворение «Silentium! » Его творчество очень эмоционально: в нем мы услышим и шум весенних вод, И первый гром, и безответную любовь, и философские рассуждения. Каждое его стихотворение наполнено глубоким Смыслом, о котором невозможно догадаться сразу же. Тютчев – философ. Он пытается понять мир, окружающий его. Он воспринимал мир таким, какой он есть. Он знал, что любое «сегодня» и «завтра» есть не что иное, как точка в Неизмеримом пространстве времени. Философская лирика – одна из тем его литературного наследия. Одним из таких Стихотворений является “Silentium”. Слово silentium с латинского языка переводится как “ молчание”. Уже в названии заключена основная мысль Стихотворения – одиночество писателя, его внутренний мир, скрытый от посторонних глаз. Не смотря на малый объем стихотворения, смысл в нем огромен. В этом стихотворении сказано все то, что никто не смог бы передать прозой. Стихотворение состоит из трех строф и его нельзя делить на части, так как мысль. Перетекает из одной строфы в другую. И если мы разделим их, то можем не понять полного смысла. Первая строфа начинается и заканчивается со слова “молчи”. Поэт не случайно акцентуирует наше внимание на Этом слове. Это не только название стихотворения, но и главный смысл его. Молчи, скрывайся и таи и чувства и мечты свои – Пуская в душевной глубине. Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, Любуйся ими – и молчи. Читая эти строки, мы все права защищены 2001-2005 представляем, как звезды всходят на небо, как они ярки на ясном небе. Так и человеческие Мысли рождаются «в душевной глубине», где-то глубоко, там, где посторонний взор не замечает их. Ведь мы загадка… и не Только для окружающих, но и для самого себя. И если мы поведаем свои думы миру, то они как птицы могут разлететься. “Silentium” это философские рассуждения поэта о внутреннем мире человека, о том, как в нем жить. Билет №28 Метод; жанр; стиль. Метод - способ исследования, принцип, лежащий в основе изучения жизни. В художественной литературе и других областях искусства методом (направлением) называют те основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах жизненные явления. Жанр – тип устойчивой структуры произведения, организующий все его элементы в единый образ мира, воплощающий определённую концепцию действительности. Стиль – система элементов художественной формы, придающая литературному произведению оригинальный эстетический облик и раскрывающая экспрессивно-оценочный стиль произведения.
Билет №29 Метод; жанр; стиль. Метод - способ исследования, принцип, лежащий в основе изучения жизни. В художественной литературе и других областях искусства методом (направлением) называют те основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах жизненные явления. Жанр – тип устойчивой структуры произведения, организующий все его элементы в единый образ мира, воплощающий определённую концепцию действительности. Стиль – система элементов художественной формы, придающая литературному произведению оригинальный эстетический облик и раскрывающая экспрессивно-оценочный стиль произведения.
Билет №30 Своеобразие лирики А. Фета. Лирику А. А. Фета принято относить к литературному направлению под названием «чистое искусство». На самом деле поэт в своем творчестве не пытался высказать собственную гражданскую позицию, никого ни к чему не призывал, не обличал пороки общественно-политической жизни. Фет обращал внимание на вечные общечеловеческие ценности, среди которых красота и изысканность мира вокруг имеет особое значение. Билет №31 Билет №32 Билет №33 Билет №34 Уровень «внутренней формы» литературного произведения: субъектная организация; личное повествование, безличное повествование; косвенная (несобственно-прямая) речь; рассеянное разноречие; система персонажей и система характеров. Субъектная организация – организация повествования в произведении. Личное повествование – грамматические формы 2 и 2 лица. Безличное повествование – грамматические формы 3 лица. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы