Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Журнал Н.И. Полевого «Московский телеграф»
Название произошло от изображения на обложке семафорного оптического телеграфа. Краткое описание эпохи: при Николае I появилась система региональной журналистики. Одним из первых шагов Николая I в области журналистики стало принятие нового Цензурного устава. 1826 г. Николай поставил задачу: контролировать направление умов в России. Николай I хотел предотвратить революцию. Было запрещено суждение о политических видах его величества. Шишков разрабатывал новый цензурный устав. Он состоял из 230 параграфов. Он был очень подробный, детализированный. Его называли чугунным, он регламентировал каждый шаг издателя. Цензор обязан был затребовать, кто написал ту или иную статью. В основном авторами были чиновники, они имели право отдавать свои статьи только с разрешения начальства. Но были и цензоры просветители (Тютчев, Гончаров, Пирогов, Никитенко, фон Крузер, Платонов). 1832 г. – Киреевский: талантливый литератор. Создал Кружок любомудров, туда ещё Виневитенов входил. 1848-1855 гг. – мрачное семилетие (контроль за умами, революция в Европе 1848 года). Министром просвещения был Уваров. Он изобрёл формулировку, которая стала национальной идеей: православие, самодержавие, народность. Дата издания: 1825-1834 гг. Литературная позиция: защита 3-его сословия, научно-популярные статьи о всех сферах науки. Он делает литературную критику обязательным разделом журнала. «Московский телеграф» был создан как журнал энциклопедический, рассчитанный в равной мере как на образованного, так и на широкого читателя. Это было общественно-научно-литературное издание с преимущественным интересом к вопросам практической жизни. Полевой чутко улавливал запросы времени и умел удовлетворить их, не опускаясь до уровня непросвещенного читателя, а поднимая читателей до журнала Причины закрытия: антидворянская направленность всем не нравилась, поэтому за журналом был серьёзный надзор. Пришлось искать повод для закрытия журнала, а их было немало. Он говорил о Пугачеве, о народной свободе. Цензуре нужен был повод. В январе 1834 г. на сцене Александрийского театра в Санкт-Петербурге была поставлена пьеса кукольника «Рука Всевышнего отечество спасла» о Сусанине. Пьеса классицистическая, ходульная. Полевому она не понравилась. Он написал отрицательную рецензию на пьесу. Но в Петербурге на первом представлении был сам Николай, ему она очень понравилась, Полевого поздно предупредили об опасности. В глазах читателей он остался обманщиком, который присвоил их деньги и не дал журнал. 3 апреля 1834 г. журнал был закрыт. Дальнейшая судьба Полевого сложилась трагически. Острослов написал эпиграмму: «Рука отечества три чуда совершила: отечество спасла, поэту ход дала и Полевого задушила». Публиковались: Журнал был главным образом публицистическим и научным, лишь со временем на его страницах значительное место стало отводиться художественной литературе. Несмотря на прогрессивность издания, ведущим направлением публиковавшейся беллетристики (писал Полевой и его брат) был умирающий романтизм. С конца 1820-х годов в связи с общим развитием русской прозы беллетристика занимает в «Московском телеграфе» важное место. Печатаются повести и отрывки из романов В. Ушакова («Киргизкайсак», 1829), В. Даля («Цыганка», 1830), И. Лажечникова («Последний Новик», 1830), К. Масальского («Стрельцы», 1831), постоянным сотрудником отдела словесности с 1831 г. становится А. Бестужев-Марлинский («Страшное гаданье», «Аммалат-бек»), помещает свои повести и рассказы Н. Полевой. Оригинальные и переводные произведения носили романтический характер, причем издатель оказывал предпочтение боевому французскому романтизму перед мечтательным немецким. «Московский телеграф» много сделал для популяризации произведений Гюго, Мюссе и Бальзака. Большой интерес проявлялся журналом к творчеству Мицкевича и вообще к польской литературе и культуре. С журналом активно сотрудничали такие литераторы как: П. А. Вяземский, А. С. Пушкин ((после ушли из-за антидворянской направленности), Е. А. Баратынский, А. А. Башилов, В. Н. Олин и ряд других литераторов. Цензором журнала выступал Сергей Глинка, отличавшийся мягким и лояльным отношением даже в период " Чугунного устава". Борьба за романтизм против устарелых авторитетов классицизма в 1820-е годы была борьбой за передовое искусство. Но десятилетием позже, когда в России успехи реализма стали очевидны, защита романтизма вела литературу не вперед, а назад. Приветствуя романтические поэмы Пушкина, Полевой не понял ни «Бориса Годунова», ни «Евгения Онегина», как позже не принял он лучших произведений Гоголя и Лермонтова. Издавался Полевым. Первое выступление Полевого в печати относится к 1817 г.; он поместил в «Русском вестнике» Глинки небольшую статейку о посещении Курска Александром I. Он был купцом, родился в Иркутске. Накануне 1812 г. его семья переехала в Москву, отец его уехал и завёл в Иркутске винный заводик. Полевому в профессии не прощали его прошлое, а по ночам он пытался книги читать, стихи писать, рукописную газету писал. Отец не мешал, но если Полевой что-то путал в конторских делах, отец все сжигал. Полевой начинает публиковаться в «Вестнике Европы», в «Русском вестнике», в «Северном архиве». Он получил медаль академии наук Российской за филологические труды, написал свою «Историю государства российского» в пику Карамзину (у него главный деятель – народ). Полевой гордился тем, что он купец, не хотел подстраиваться под дворянство. Полевому 29 лет, в 1825 он начинает издавать журнал «Московский телеграф». Символ быстрой передачи информации в названии. Тираж: 2500-3000 экземпляров. В «Московском телеграфе» были следующие постоянные отделы: • «Науки и искусства» • «Словесность» • «Критика» • «Библиография» (он назывался в журнале «Современная русская литература») • «Известия и смесь» Интересным нововведением «Московского телеграфа» в 1829 г. было печатание репродукций с картин и скульптур в сопровождении пояснительного текста. Так, русский читатель получил возможность ознакомиться с произведениями Давида, Рафаэля, Сальватора Розы, Пуссена, Гвидо Рени, Греза и других художников. Это тем более важно, что в ту пору журналистика еще не знала иллюстраций: первое иллюстрированное издание в России «Живописное обозрение» начало выходить лишь с 1835 г. При «Московском телеграфе» выходили два сатирических прибавления – «Новый живописец общества и литературы» (1829-1831 гг.) и «Камер-обскура книг и людей» (1832 г.). Потом Белинский сравнит Полевого с Ломоносовым в науке. Герцен сказал, что Полевой родился журналистом. Само слово «журналистика» было придумано и использовано Полевым. Журнал Полевого поражал своей талантливостью. «Современное и кстати» — так сказал Белинский о журнале. «Журнал должен иметь душу, цель, должен быть цельным» – так считал Полевой. Должна быть свежесть, современная, новая информация. Лучший журнал 30-х гг., по мнению Белинского. Программа журнала выкристаллизовывалась в критических статьях. Полевой был и критиком. Он начинал создавать энциклопедические статьи: об авторе сначала, потом теоретический кусок о жанре, а потом он уже подробно разбирает, обильно цитируя, произведение. Трактовка критики: читайте, судите, если хорошо написано — хвалите. Задача критики — обличение невежества. Критика должна иметь философскую основу. В основе текста лежит философия эпохи. Литература существует рука об руку с философией – системой взглядов. Первым это понял Полевой. При этом он был поклонником романтизма, защищал его в литературе. В его литературно-критических статьях видно, что он высоко ценил Пушкина, особенно его «Южные поэмы». А «Евгения Онегина» Полевой не понял — он рассматривал его с точки зрения романтизма. Полевой первым заговорил о том, что творчество истинного понятия должно быть народным. Не понял Полевой и творчества Гоголя. Он сказал, что это карикатура. Жуковский и Пушкин были рады закрытию журнала. Они рассматривали журнал как враждебный. Полевой не мог найти себе работу, единственное место, где его приняли, – у Булгарина. Он писал все, что только можно. Его обвиняли в предательстве, отступничестве. Он говорил, умирая, что ему надо было умереть в 1834. Белинский жестко писал о Полевом-журналисте. Полевого при жизни не поняли. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1410; Нарушение авторского права страницы