Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Герберт Спенсер. Основания социологии (1896)



Глава XIX

НАВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ

I. Что такое общество?

_ 212. Общество есть некоторая сущность, ибо хотя оно и образовано из разъединенных единиц, однако на известную конкретность агрегата этих единиц указывает общая неизменность их группировки в занимаемой ими площади.

_ 213. Так как свойства общества сходны со свойствами живого тела, то нужно рассмотреть основания, позволяющие утверждать, что постоянные отношения между частями общества аналогичны постоянным отношениям между частями живого тела.

II. Общество как организм

_ 214. Первая черта, позволяющая смотреть на общество как на организм, это - его непрерывный рост.

_ 215. По мере того как общество растет, его части становятся несходными между собою: оно обнаруживает усложнение строения.

_ 216. Это сходство будет понято еще лучше, когда мы заметим, что одновременно с прогрессивной дифференциацией социальных строений совершается и прогрессивная дифференциация социальных отправлений.

_ 217. Отправления являются не просто несходными, но так скомбинированными в своем несходстве, что делают друг друга возможными. Эта взаимная помощь приводит ко взаимной зависимости частей. И эти взаимозависимые части, живущие друг другом и друг для друга, образуют агрегат, устроенный на основании того же общего принципа, что и индивидуальный организм. Относительно " физиологического разделения труда" социальный организм и организм индивидуальный совершенно одинаковы.

_ 218. Когда мы узнаем, что жизнь каждого видимого организма образуется жизнью единиц, слишком мелких, чтобы быть видимыми простым глазом, тогда нам становится еще более ясным, каким образом комбинированные действия взаимозависимых частей образуют жизнь целого и каким образом отсюда вытекает параллелизм социальной жизни и жизни индивидуальной. После этого нам становится еще легче смотреть на общество, составленное из человеческих существ, как на организм.

_ 219. Отношение между жизнями единиц и жизнью агрегата имеет еще одну черту, общую для обоих рассматриваемых нами предметов. Вследствие какой-нибудь катастрофы жизнь агрегата может быть разрушена, без немедленного уничтожения жизни всех его составных единиц; с другой стороны, если никакая катастрофа не сокращает жизни агрегата, то эта жизнь бывает гораздо более продолжительной, чем жизнь составных единиц. Жизнь целого совершенно не похожа на жизнь единиц, хотя она и образуется ими.

_ 220. От этих сходств между социальным организмом и организмом индивидуальным мы должны перейти к крайним несходствам между ними. Части животного образуют конкретное целое, а части общества образуют целое, не обладающее конкретностью (дискретное). В то время как живые единицы, составляющие один организм, тесно соединены между собой и соприкасаются друг с другом, живые единицы, образующие другой организм, свободны, не соприкасаются друг с другом и более или менее широко рассеяны.

_ 221. Как же может существовать здесь какой-нибудь параллелизм? Социальный агрегат, хоть и не конкретный, а дискретный, все-таки становится живым целым при помощи эмоционального и интеллектуального языка, при помощи этого агента и устанавливается та взаимная зависимость частей, которая образует организацию.

_ 222. Теперь мы пришли к основному различию между этими двумя родами организмов. В одном сознание сконцентрировано в небольшой части агрегата. В другом оно распространено по всему агрегату; все единицы этого агрегата обладают приблизительно равной способностью ощущать счастье и несчастье. Так как социального сенсориума ума не существует, то благосостояние агрегата, рассматриваемое отдельно от благосостояния единицы, не может сделаться такой целью, к которой следует стремиться.

_ 223. Указав, таким образом, в самой общей форме на те основания, благодаря которым общество можно рассматривать как организм, мы переходим теперь к более подробному изучению этого сравнения.

III. Рост Общества

_ 224. Общества, подобно живым телам, начинаются в формах зародышей; они берут начало из таких масс, величина которых совершенно ничтожна сравнительно с теми массами, до которых некоторые из них доходят.

_ 225. Величина, которой достигают агрегаты различных классов, бывает крайне разнообразна. В животном царстве мы замечаем это, рассматривая Простейших и Позвоночных, а среди обществ - те высшие общества, в состав которых входят миллионы людей.

_ 226. Затем в обоих случаях величина агрегата возрастает при помощи двух процессов, которые совершаются то вместе, то порознь. Возрастание происходит то путем простого размножения единиц, приводящего к расширению группы, то путем соединения групп в большие группы, а затем - соединения этих больших групп в еще большие группы. Общественный рост совершается путем слияний и вторичных слияний. Первобытная общественная группа, подобно той первоначальной группе живых молекул, с которой начинается органическая эволюция, никогда не достигает сколько-нибудь значительной величины путем простого возрастания. Образование более обширных обществ происходит только путем соединения более мелких обществ; мы можем наблюдать, как этот процесс совершается еще и теперь среди нецивилизованных рас, а прежде совершался у предков цивилизованных рас. Повторение подобного процесса на более высокой ступени приводит к соединению вторичных агрегатов и образованию третичных.

_ 227. Существует еще одна аналогия. Общественный рост обнаруживает основную черту эволюции с двух ее сторон: интеграция проявляется и образованием большей массы, и увеличением связности этой массы вследствие сближения частей.

X. Общественные Типы и Конституции

_ 256. Общества могут быть распределены прежде всего по степеням их сложения, как простые, сложные, двойной сложности и тройной сложности; затем, хотя и с меньшей определенностью, их можно распределить на такие, у которых первенствует военная деятельность, и такие, у которых первенствует деятельность промышленная.

_ 257. Классификация первого рода приводит нас к некоторым обобщениям. Мы видим, что действительно существуют общества всех этих различных степеней сложения, что общества, находящиеся на одной и той же ступени, представляют общее сходство строения и что они возникают в известном порядке. Стадии сложения и вторичного сложения должны быть последовательно пройдены. Выше простой группы первой степени стоит сложная группа незначительного объема. Взаимная зависимость частей, делающая из нее единое целое, не может существовать без некоторого развития линий соединения и приспособления для совместного действия, а это должно быть сначала выполнено в узких пределах и затем уже может быть распространено на широкую сферу. Когда сложное общество соединилось вследствие кооперации его составных групп на войне под главенством одного вождя, оно становится практически единым целым. Путем завоевания или военного союза с другими обществами того же порядка могут образоваться общества типа двойной сложности. А на более поздней ступени путем подобных же приемов возникают еще более обширные агрегаты, имеющие еще более сложные строения. В таком порядке шла социальная эволюция, и только подобным образом она, по-видимому, возможна.

_ 258. Переходим к классификации второго рода. Хотя почти все общества, подлежащие нашему изучению, имеют переходный характер, однако мы можем ясно отличить конституциональные черты тех противоположных типов, которые характеризуются господством внутренней или внешней регулятивных систем.

_ 259. При военном типе общества армия есть мобилизованный народ, а народ - отдыхающая армия; поэтому здесь армия и народ имеют одинаковое строение. Черта, повсюду характеризующая военное строение, состоит в том, что различные совместные действия единиц совершаются принудительно. Подобно тому как воля солдата настолько подавляется, что он во всех обстоятельствах является простым исполнителем воли своего офицера, так и воля гражданина во всех видах деятельности, как общественной, так и частной, руководится волею правительства. Кооперация, при помощи которой поддерживается жизнь военного общества, есть принудительная кооперация. Социальное строение, приспособленное к борьбе с окружающими враждебными обществами, руководится централизованной регулятивной системой, которой вполне подчинены все части, подобно тому как в индивидуальном организме внешние органы вполне подчинены главному нервному центру.

_ 260. Черты, посредством которых промышленный тип так сильно отличается от типа военного, возникают из отношений между индивидами, которые вытекают из промышленных деятельностей. Все промышленные сделки, будет ли это договор между хозяевами и рабочими, между покупателями и продавцами, между специалистами и теми, кто в них нуждается, - всегда совершаются путем свободного обмена. Это отношение добровольной кооперации, при которой взаимный обмен услугами не имеет принудительного характера и ни один индивид не подчиняется другому, становится господствующим типом отношений во всем обществе, по мере того как промышленные деятельности получают господство. Определяя ежедневно мысли и чувства, оно образует социальные единицы, умственная организация и привычки которых придают общественным устройствам соответствующие формы. Развитая система поддержания жизни, придающая социальному организму промышленный тип, подобно развитой поддерживающей системе животного, приобретает для себя регулирующий аппарат рассеянного, или нецентрализованного типа: мало того, она стремится также децентрализовать первичный регулятивный аппарат, принуждая его почерпать свою власть путем полномочий от более многочисленных классов.

_ 261. Существенные черты этих двух социальных типов затемняются вследствие разнообразных причин. Такими причинами являются: глубоко укоренившийся характер данной расы, влияние непосредственно предшествовавшего образа жизни и социального типа: природа, местопребывание общества; организация и образы действия окружающих обществ и смешение рас, вызванное завоеваниями и другими причинами.

_ 262. К усложнениям, происходящим вследствие взаимного перекрещивания двух вышеуказанных классификаций, нужно прибавить еще усложнения, вызываемые соединением рас, сильно или слабо отличающихся друг от друга, причем в одном месте эти расы вовсе не смешиваются между собой, а в другом - смешиваются только отчасти, а в третьем - вполне смешиваются. Существует достаточное основание заключить, что гибридные общества, по существу неустойчивые, могут быть организованы только путем принудительной кооперации, ибо единицы, сильно отличающиеся друг от друга по своей природе, не могут самопроизвольно сотрудничать. Наоборот, общество, отличающееся сходством своих единиц, относительно устойчиво и при благоприятных обстоятельствах может развить промышленный тип, особенно если степень сходства его членов не исключает существования легкого несходства.

_ 263. Если бы позволило место, можно было бы посвятить несколько страниц вопросу о возможном будущем типе общества. Это общественный тип, поддерживающая система которого развита более, чем у какого бы то ни было из ныне существующих обществ, и в котором продукты индустрии не будут употребляться ни на поддержание военной организации, ни на исключительное увеличение материального благосостояния, но будут посвящаться на выполнение высших деятельностей.

XI. Общественные Метаморфозы

_ 264. В общественных организмах, как и в организмах индивидуальных, строение приспособляется к деятельности. Если обстоятельства приводят к основному изменению в образе деятельности, то мало-помалу совершается основная перемена в форме строения: но если вновь принимаются за старую деятельность, то совершается возвращение к старому типу.

_ 265. Рассматривая общественные метаморфозы, следующие за изменением общественных деятельностей, мы должны помнить о том сопротивлении перемене, которое оказывает унаследованный общественный тип, а также и о том сопротивлении, которое происходит вследствие частичного сохранения старых условий. Затем мы должны предвидеть возвращение к старому, если прежние условия опять получат господство.:

_ 267. Конечно, общественные метаморфозы всегда усложняются и затемняются специальными причинами, которые никогда не бывают одинаковыми. Так, в нашем случае привычки, верования и чувства были изменены обширными преобразованиями, внезапно вызванными железными дорогами и телеграфами.

XII. Обзор и Ограничения

_ 268. Кто изберет предметом специального изучения аналогию между индивидуальной организацией и организацией общественной, тот может продолжать свое исследование далеко и по различным направлениям. Однако мы оставим это сравнение на том, до чего дошли в предыдущих разделах.

_ 269. Здесь мы еще раз определенно повторим, что между живым телом и телом политическим не существует других аналогий, кроме тех, которые являются необходимым следствием той взаимной зависимости частей, которая присуща им обоим.: Общность основных принципов организации есть единственная утверждаемая нами общность.

_ 270. Сравнения обществ в их восходящих ступенях обнаружили некоторые основные факты относительно их роста, строений и отправлений - факты касательно систем строений (питающей, распределительной и регулятивной), из которых они составлены; касательно отношений этих строений к окружающим условиям и господствующим формам общественных деятельностей и касательно метаморфоз типов, обусловливаемых переменами в деятельностях. Наведения, к которым мы пришли, создавая грубый очерк Эмпирической Социологии, показывают, что среди социальных явлений существует общий порядок сосуществования и последовательности и что поэтому социальные явления дают материал для науки, способной, по крайней мере до известной степени, достигнуть дедуктивной формы.

_ 271. Множество рассмотренных нами фактов согласно доказывают, что социальная эволюция составляет часть эволюции вообще, ибо здесь существует прогресс по направлению к достижению большего объема, большей связности, большего многообразия и большей определенности. Поэтому, руководясь законом эволюции вообще и, в согласии с ним, вышеуказанными индукциями, мы являемся достаточно подготовленными, чтобы изучить синтез социальных явлений.

Глава XXII

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Рассматриваются эволюция правительств, общих и местных, как результат естественных причин; их типы и метаморфозы; возрастание их сложности и специализация, прогрессивное ограничение их функций.

I. Предварительные соображения

_ 434. Занимаясь социологическими исследованиями и особенно теми, к которым мы теперь приступаем, мы должны, насколько это возможно, подавить в себе все эмоции, которые могут быть вызваны фактами, и стремиться только к истолкованию этих фактов.

_ 435. Мы должны быть подготовлены к признанию полезности предрассудков первобытного человека. Мы не должны допускать, чтобы наши чувствования сделали нас неспособными видеть, что международные столкновения благоприятствовали развитию общественного строения. Мало того, отвращение, питаемое к правительствам известного рода, не должно мешать нам видеть, что эти правительства были пригодны при известных условиях. То же самое нужно сказать и о правах одного человека на личность другого человека. Коротко, правильное истолкование общественного устройства предполагает почти полную бесстрастность.

_ 437. Прежде чем приступить к правильному истолкованию политической эволюции, мы должны расширить еще другую обыденную концепцию. Слова " цивилизованный" и " дикарь" должны получить смысл, значительно отличающийся от общепринятого. Более совершенное знание заставляет нас значительно ограничить то глубокое различие между цивилизованным и нецивилизованным, которое обыкновенно считается во всех пунктах благоприятным для первого и неблагоприятным для последнего: благоприятным для людей, образующих большие нации, и неблагоприятным для людей, соединенных в простые группы. Среди некультурных народов можно найти качества, которые выдерживают сравнение с лучшими качествами цивилизованных народов. При ничтожных знаниях и зачаточном искусстве встречаются иногда добродетели, могущие посрамить тех из нас, которые отличаются самым высоким воспитанием и утонченностью. Какое отношение ни существует между нравственными качествами и общественным строем, оно во всяком случае не таково, чтобы можно было утверждать, что человек, воспитанный в обществе, эмоционально во всех отношениях выше дообщественного человека.

_ 438. Многие читатели спросят: " Как же согласовать этот вывод с концепцией прогресса? " Признавая, что без непрерывной борьбы цивилизованные общества не могли бы возникнуть и что необходимым сопутствующим явлением этой борьбы было образование приспособленной к обстоятельствам человеческой личности - свирепой, но интеллигентной, мы, однако, можем вместе с этим утверждать, что, после того как эти общества образовались, свирепые свойства индивидов, вызванные самим процессом образования обществ, перестают быть необходимыми и исчезают. В то время как приобретенные выгоды сохраняются как неизменное достояние, соединенное с ними зло убывает и постепенно исчезает.

_ 439. Сложность и запутанность фактов, относящихся к политическим учреждениям, таковы, что можно положительно установить только некоторые общие выводы. Однако, к счастью, это будут выводы, наиболее важные для руководства.

II. Политическая Организация вообще

_ 440. Общество в социологическом смысле этого слова образуется только тогда, когда, кроме смежного существования, существует еще и сотрудничество. Сотрудничество делается возможным благодаря обществу и само делает возможным общество. Оно предполагает соединение людей, а люди остаются соединенными потому, что их удерживают выгоды кооперации. Но согласованные действия не могут совершаться без участия некоторых деятелей, которые приспособляли бы их друг к другу относительно времени, количества и рода, далее, деятельности не могут быть разнообразными, если сотрудники не выполняют несходных обязанностей. Другими словами, сотрудничество должно получить организацию, добровольную или недобровольную.

_ 441. Организация, необходимая для сотрудничества, бывает двух родов, различных по своему происхождению и природе. Одна, возникающая прямо из достижения индивидуальных целей и косвенно приводящая к общественному благосостоянию, не принудительна и развивается бессознательно. Другая, возникающая прямо из достижения общественных целей и косвенно приводящая к индивидуальному благосостоянию, принудительна и развивается сознательно. В настоящее время мы должны, насколько это возможно, ограничить наше внимание последней.

_ 442. Политическая организация, постоянно распространяясь на все большие массы, прямо способствует благосостоянию, удаляя те препятствия для сотрудничества, которые возникают из антагонизма индивидов и племен, и в то же время она косвенно приводит к тому же результату другими путями. В небольшой общественной группе могут существовать только зачатки разделения труда. Но это еще не все. Без существования большого общества, а следовательно, и большого спроса, не могут возникнуть ни те сложные комбинации индивидов, ни те утонченные механические орудия, которые развивают обрабатывающую промышленность.

IX. Представительные собрания

_ 496. Исследование возникновения представительного собрания окажется гораздо более трудным, чем исследование рассмотренных выше форм политической организации. Так как здесь и процесс и продукт более подвержены изменениям, то придется довольствоваться менее специальными выводами. Мы ограничимся тем видом представительного собрания, который возникает в общинах, занимающих такую обширную территорию, что их члены принуждены пользоваться своими правами при посредстве депутатов; затем мы займемся исключительно теми случаями, когда собравшиеся депутаты не замещают собой ранее существовавших политических деятелей, но кооперируют с ними. Из какой части первобытного политического устройства возникло представительное собрание, понимаемое в вышеуказанном смысле?

_ 497. Третий элемент триединого политического устройства, хотя и пассивный, но имеющий первоначально верховное значение, приходит все в более и более подчиненное положение, по мере того как военная деятельность развивает пригодную для себя организацию; когда же война перестает быть хроническим явлением, то этот третий элемент вновь приобретает значение. Субординация ослабевает, лишь только она становится менее необходимой. Страх перед правителями, местными или верховными, и сопутствующие страху выражения преданности уменьшаются, это происходит особенно в тех случаях, когда исчезает престиж сверхъестественного происхождения.: Развивающийся индустриализм, разрушающий старые отношения, основанные на неподвижном status'e, и заменяющий их новыми отношениями, основанными на договоре, приводит во взаимное соприкосновение массы людей, обстоятельства которых делают их способными, а воспитание побуждает их изменить политическую организацию, унаследованную от милитаризма.

_ 498. Возникновение свободных форм правления часто приписывается таким причинам, как, например, борьбе короля с аристократией, причем король бывает вынужден искать симпатий народа и, следовательно, покровительствовать ему; или же союзу народа с аристократией для противодействия тирании и хищничеству короля. Однако подобные обстоятельства только предоставляют удобный случай для действия той силы, которая бывает уже готова к совершению политических перемен. В этой силе можно различить три фактора: относительное количество людей, образующих промышленные общины, сравнительно с количеством тех, которые входят в состав старых форм организации; идеи и чувствования, постоянно вызываемые среди этих промышленных общин их образом жизни; временные эмоции, возбужденные специальными актами угнетения или нуждой.

_ 500. Каким образом народ приобретает правящее значение? Первичная цель, с которой созывают главарей и представителей, - это вотирование налога. Прежде чем прибегнуть к насилию, старались войти в соглашение.

_ 501. Эта возможность предписывать условия, под которыми вотируются налоги, приводит к возможности, а затем и праву участвовать в законодательстве. С самого начала существовала неизменная связь между поддержкой, оказываемой главе государства, и защитой, которую от него ожидают: исходя из этого факта, легко объяснить деятельность парламентов. В грубых, безыскусственных собраниях короля, которые сохранили в значительной мере свою первобытную форму и на которых присутствуют военные вожди и свободные люди, способные носить оружие, обыкновенно рядом с поднесением подарков имело место и обсуждение общественных вопросов, как юридических, так и военных: подобным же образом, когда, после успешного сопротивления крайностям королевской власти, созывается собрание знати и представителей, тогда вновь повторяется, только в больших размерах, это одновременное требование денег одной стороной и требование справедливости другой стороной. Народное представительство возникает вследствие численного возрастания людей, жизнь которых проходит в добровольном, а не в принудительном сотрудничестве.

_ 502. Общий закон организации гласит, что различие в отправлениях ведет к дифференциации и отделению частей, совершающих эти отправления; согласно этому закону и здесь происходит разделение. Избранные народом члены национального собрания, первоначально созванные отчасти с такой же целью, как и остальные члены, а отчасти с иной целью, впоследствии обнаруживают стремление отделиться, и там, где промышленная часть общества приобретает все большую силу, это стремление приводит к образованию представительного собрания, отличающегося от первоначального совещательного собрания.

_ 503. Так как мы рассматриваем здесь только постепенную эволюцию представительного собрания, то нет надобности говорить о тех представительных собраниях, которые в новейшее время создавались сразу.

X. Министерства

_ 505. Вследствие расширения территории, увеличения числа дел и умножения классов, имеющих свои специальные интересы, из среды лиц, окружающих правителя, дифференцируется особенная группа общественных должностных лиц, отличающаяся от членов его дома и его придворных. Факторы, вызывающие эту дифференциацию, определяют род общественных деятелей, достигающих власти. Если абсолютная власть политического главы вполне не ограничена или очень мало ограничена, он выбирает должностных лиц по своему произволу, не соображаясь с их рангом, занятиями или происхождением. Если, несмотря на его преобладание, все-таки существует класс людей, которых он до известной степени опасается, то недопущение этих лиц до общественных должностей является его политическим принципом; но если его могущество недостаточно велико, то он принужден отдать общественные должности представителям этих классов. Это предзнаменует систему, при которой, рядом с упадком монархической власти, развивается корпоративное министерство, общепризнанная роль которого заключается в выполнении воли общества.

XI. Органы местного управления

_ 507. В регулятивную систему, основанную на родственных отношениях, может внедриться, а затем и подчинить ее себе, другая система - вытекающая из военного главенства. Из двух систем местного управления той, которая вытекает из семейного главенства, и той, которая основана на политическом главенстве, мы рассмотрим сначала вторую как имеющую более прямую связь с той центральной правительственной системой, которой мы до сих пор занимались.

_ 508. Обыкновенно после войны победитель или по необходимости, или руководясь лучшей политикой, щадит основы автономий завоеванных народов. Поэтому, пока интеграция не достигнет значительных размеров, местные правления бывают обыкновенно не чем иным, как теми правительствами, которые существовали в частях до их соединения в одно целое.

_ 509. Постепенное исчезновение местных автономий является обыкновенным исходом борьбы между правительствами частей, стремящимися удержать свою власть, и центральным правительством, стремящимся уменьшить эту власть. Местные правители теряют свою правящую власть и становятся только исполнительными органами. С ходом политической интеграции прежние правящие центры составных частей становятся сравнительно автоматичными в своих отправлениях.

_ 510. Далее, мы должны указать на тот факт, что общее правительство и местные правительства обыкновенно организованы одинаково (в предположении расового единства населения), - факт, являющийся следствием того обстоятельства, что оба эти правительства, в конце концов, суть продукты одних и тех же индивидуальных свойств. При деспотизме центрального правительства и местное управление имеет деспотический характер; с освобождением от деспотизма большого правительства совершается и освобождение от деспотизма меньшего правительства, и всякая перемена в одном сопровождается соответствующей переменой в другом.

_ 511. Хотя с накоплением групп политические организация и правление отделяются от семейных организации и правления, как местных, так и общих, и даже получают преобладание над ними, однако эти семейные организация и правление не исчезают, но, сохраняя в некоторых случаях свою первоначальную природу, дают начало некоторым другим местным организациям, имеющим правительственный характер. Факты показывают, что эти общины родственных лиц долго еще существуют и отчасти сохраняют свою автономию и свое устройство.

_ 513. Нам нужно рассмотреть еще один вид местного управления, вид, который, будучи некогда, по-видимому, тождественным с управлением, основанном на родственных связях, в конце концов отделился от него и развивался по другому направлению. Мы говорим о правящей роли цехов.

_ 514. Остается только прибавить, что эти добавочные правящие органы, свойственные военному типу общества, исчезают, лишь только начинает господствовать промышленный тип. Они искусственно ограничивают деятельность каждого члена и делают его ответственным за поступки других; благодаря этому они сталкиваются со все возрастающим чувством индивидуальности, которое сопровождает развитие индустриализма.

XII. Военные системы

_ 515. Много уже было сказано относительно первоначального тождества политической организации с организацией военной. Теперь нужно указать, каким образом они дифференцировались.

_ 516. Прогрессивный переход от того состояния, при котором каждый свободный человек должен лично отбывать военную повинность и, сверх того, сам должен добыть себе оружие и провизию, к тому состоянию, при котором война только по временам нарушает обыденный ход промышленной жизни, сопровождается все возрастающим разъединением военной повинности и прав свободного гражданства: военная повинность стремится перейти в денежный налог, взимаемый пропорционально собственности разного рода.

_ 517. Мы не указали еще на одну сторону этой перемены, заключающуюся в уменьшении количественного отношения сражающейся части общества к остальной его части. С переходом от кочевых привычек к оседлым возникает экономическое препятствие военной деятельности, которое возрастает по мере того, как промышленная жизнь развивается, причем относительная величина военного сословия уменьшается.

_ 518. С отделением военной организации от политической организации вообще каждая организация весьма часто приобретает отдельного главу. Военная деятельность постоянно стремится поддержать единство гражданского правления и правления военного и часто вызывает воссоединение этих правлений там, где они разделились; но к первичному разделению гражданской и военной организаций обыкновенно присоединяется стремление образовать для них отдельные контролирующие центры. Это стремление, нередко подавляемое вследствие узурпации там, где войны часты, имеет успех при существовании противоположных условий; и тогда появляется военный глава, подчиненный главе гражданскому.

XIII. Судебная и исполнительная системы

_ 522. Различного рода данные согласно показывают, что военная и судебная деятельности, обыкновенно имеющие общей целью исправления действительной или мнимой несправедливости, были первоначально тесно связаны между собой. В обоих случаях меч являлся последним прибежищем, причем в одном случае к нему прибегали после предварительной войны на словах, которую вели перед какой-нибудь властью, призываемой на помощь, тогда как в другом случае этого предварительного разбирательства не было. Судебное состязание мало-помалу занимает место состязания с оружием в руках.

_ 523. При первоначальной близости между судебной и военной деятельностями они, естественно, вначале выполнялись одним и тем же агентом: первичным триединым организмом, составленным из вождя, главарей и народа. Кто решал вопросы

о войне и вопросы внутренней политики, тот также и судил обвиняемых индивидов и вынуждал их подчиняться своему решению.

_ 524. Смотря по тому, развивает ли общественная деятельность тот или иной элемент первичной триединой организации, возникает та или иная форма органа, исполняющего закон. Если благодаря постоянной войне правитель делается всемогущим, то он становится всевластным и в судебных делах, как и во всех остальных. Если условия благоприятствуют превращению главарей в олигархов, то они образуют орган, судящий и наказывающий преступления, так же как выполняются и все остальные отправления. Во всех этих случаях значение массы ничтожно. Но если окружающие условия и образ жизни таковы, что мешают возникновению полновластия одного человека или немногих лиц, то первоначальное судебное значение массы сохраняется агрегатом свободных людей. Если масса вновь приобретает господство, этот агрегат снова получает судебное значение.

_ 525. В большинстве случаев там, где благодаря постоянным воинам народ приходит в зависимое положение, судебная организация, возникающая по мере увеличения и усложнения общества, переходит или в руки жреческого сословия, или в руки другого: доля каждого из этих сословий зависит от отношения между степенью подчинения человеческому правителю и степенью подчинения божественному правителю. Но с прогрессом индустриализма и возникновением класса, который, приобретя собственность и знания, получает вслед за тем и влияние, судебная система переходит в значительной мере, а затем и главным образом в руки людей, вышедших из этого класса; и эти люди отличаются от своих предшественников не только тем, что происхождение их иное, но также и тем, что посвящают себя исключительно судебным обязанностям.

_ 527. При развитии центрального правительства, сопровождающем консолидацию малых обществ в большое, и при вытекающем отсюда возрастании числа дел в судебной организации, так же как и в других организациях, совершается прогрессивная дифференциация. Наиболее заметной является дифференциация светского, духовного и военного трибуналов. На ранней стадии развития народное собрание с его старейшинами и вождями осуждало людей, совершивших проступки на войне, решало церковные вопросы и судило взаимные обиды граждан; но затем постепенно совершалось разделение, сопровождавшееся спорами и борьбой за сферу юрисдикции и отделившее духовные и военные суды от судов, заведующих обыкновенными гражданскими и уголовными делами. Как ни мало осталось теперь следов подобного происхождения, но несомненно, что наша сложная судебная система, как в своих высших центральных частях, так и в своих разнообразных мелких частях, развилась путем последовательных изменений из первоначального собрания, состоявшего из народа, главарей и вождя.

_ 528. Если бы дальнейшие подробности были желательны, то можно было бы сделать здесь обозрение полицейских систем: можно было бы показать, что они развились из той же самой триединой организации, откуда возникли и разные другие системы, описание которых было дано в этом и предыдущем разделах. Полиция как орган, применяющий силу против зачинщиков внутренних беспорядков, подобна в этом отношении войску, использующему силу против зачинщиков внешних беспорядков; обе эти деятельности, бывшие первоначально нераздельными, еще и до сих пор не вполне отделены друг от друга ни по своей сущности, ни по своим исполнителям. Ибо не только полиция так вооружена, что в некоторых странах ее трудно отличить от войска, не только она подчинена военной дисциплине, но, сверх того, в случае надобности она для выполнения своих обязанностей получает помощь от войска.

XIV. Законы

_ 529. Указывая на то положение (подтверждение которого можно найти даже среди самых первобытных племен), что идеи, чувствования и привычки, которые родители передали своим детям и которые они сами получили от своих родителей, превращаются в конце концов в неизменную группу обычаев, мы тем самым признаем, что закон вначале, как и до последнего времени, являлся главным образом воплощением предковских правил.

_ 530. К правилам, внушенным обыкновенными покойниками и образующим кодекс поведения ранее возникновения какой бы то ни было политической организации, вскоре присоединяются правила, ведущие свое начало от выдающихся покойников, которые были вождями, внушали страх и пользовались повиновением, а после смерти превратились в призраки, внушающие еще больший страх и пользующиеся еще большим повиновением. А когда общества расширяются и увеличиваются путем войны и вожди превращаются в королей, тогда приказания этих королей, сохранившиеся в памяти потомков, и те приказания, которые считаются данными (часто при посредстве жрецов) их призраками, становятся священным кодексом поведения, который присоединяется к кодексу, установленному ранее путем обычая.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Основания и фундаменты зданий и сооружений
  2. II. Разделы социологии: частные социальные науки
  3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов: понятие и основания проведения. Субъекты проведения антикоррупционной экспертизы.
  4. Более подробно о теоретических основаниях курса сказано в разделе «Теория и методика изучения разделов науки о языке и развития речи».
  5. Брак и семья как социальные институты. Предмет социологии семьи.
  6. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик, уже будучи взрослым, с теплотой вспоминает свою первую книгу?»
  7. В.Т. Кудрявцев. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: основания культурно-исторического подхода. Рига, 1999.
  8. Введение. Проблема социологии знания
  9. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Проблема обоснования веры и знания
  10. ВЗГЛЯДЫ НА ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  11. Виды допроса по различным основаниям
  12. Возникновение социологии, классический этап её развития.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1791; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.069 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь