Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Роберт Оуэн. Конституция общины «Новая гармония».
Основные принципы, положенные в основание конституции Когда известное число людей объединяется на основе принципов, которые еще не приобрели влияния на жизнь остального человечества, должное уважение к мнениям других требует публичного заявления о целях объединения, его принципах и задачах. Наша цель, общая со всеми разумными существами, - счастье. Наши принципы: Равенство прав для всех совершеннолетних, независимо от пола и положения. Равенство обязанностей, видоизменяемых в зависимости от физической и умственной пригодности. Кооперативное объединение в работе и развлечениях. Общность имущества. Свобода слова и действия. Искренность во всех наших мероприятиях. Доброжелательство во всех наших действиях. Вежливость в общении. Порядок во всех наших делах. Сохранение здоровья. Приобретение знаний. Хозяйственная практика или производство и потребление всего лучшего самым благотворным способом. Соблюдение законов страны, в которой мы живем. Мы считаем самоочевидным: что стимулом для человека неизменно служит стремление к счастью; что никто из человеческой семьи не рождается с преимущественными в сравнении с другими людьми правами на собственность или льготы; что свобода искреннего выражения всякого чувства и мнения и направления всякого действия является неотчуждаемым правом каждого человеческого существа и не может по справедливости быть ограничена иначе, как с его собственного согласия; что сохранение жизни в ее наиболее совершенном состоянии является первой из всех практических задач; что, поскольку мы живем в штате Индиана, необходимо подчинение законам его и общего правительства. Опыт научил нас: что характер человека, умственный, нравственный и физический определяется тем, как он формировался, местом жительства и обстоятельствами, в которых человек находится; что человек при рождении формируется бессознательно для него самого, место его жительства выбирается без его согласия и он ставится в условия, не подлежащие его контролю. Поэтому характер человека не формируется им самим, и разум учит нас, что к существу такой природы одинаково не применимы искусственные награды и кары; доброта - единственный целесообразный способ обхождения с ним, а вежливость - единственный разумный метод поведения. Мы наблюдали в делах человечества, что люди производительны в своей деятельности, продуктивны в работе и счастливы в общественной жизни только тогда, когда они действуют совместно и объединенно. Кооперативное объединение мы рассматриваем поэтому как необходимое для достижения нашей цели. Мы наблюдали, что наилучшие результаты достигались ко-оперативным объединением, когда главным средством для этого служили порядок и хозяйственность. Таким образом, опыт делает порядок и хозяйственность одним из наших принципов. Отклонение от принципа равных прав для людей, свойственное системе, основанной на индивидуальной собственности, сопровождается, как мы видим, конкуренцией и враждой, завистью и разногласиями, роскошью и нищетой, тиранией и рабством. Поэтому мы возвращаемся к принципу общности имуществ. Там, где имеются налицо воля и средства, получающийся результат пропорционален знанию средств для его достижения; мы установили на основе практического опыта, что рост разумности равносилен увеличению счастья. Наш разум убедил нас в теоретической истинности наших принципов; наш опыт - в их практической полезности. По этим причинам, с этой целью и на этих принципах мы, нижеподписавшиеся, составляем сами и наши дети общество и общину равенства для блага нас самих, наших детей и человеческого рода и соглашаемся по следующим пунктам об объединении и сотрудничестве. Все члены общины рассматриваются как одна семья, и никто не будет почитаться выше или ниже в своей деятельности. Все будут получать в соответствии со своим возрастом одинаковую пищу, одежду и образование, поскольку это может быть обеспечено; и как только это станет осуществимо, все будут жить в одинаковых домах и во всех отношениях будут одинаково устроены. Каждый член общины будет приносить наибольшую возможную для него пользу для общего блага в соответствии с правилами и постановлениями, которые могут быть приняты общиной. Первоочередной задачей общины всегда будет предоставление всем ее членам наилучшего физического, нравственного и умственного воспитания. Власть законодательная будет вручена собранию, состоящему из всех проживающих в общине членов ее в возрасте старше 21 года, одна шестая часть которых составит кворум для решения дел. Исполнительная власть общины будет вручена совету, состоящему из секретаря, казначея, комиссара общины и четырех департаментских главных управляющих, которые будут выбираться, как указано ниже. Секретарь, казначей и комиссар будут избираться собранием. Община будет разделяться на шесть департаментов: сельского хозяйства; промышленности и механики; литературы, науки и просвещения; домашнего хозяйства; общей экономики; торговли. Эти департаменты будут разделены на виды деятельности. Представители каждого рода деятельности (свыше 16-летнего возраста) будут предлагать собранию для утверждения своего управляющего, и управляющие всех родов деятельности в числе трех или больше лиц будут назначать главного управляющего своего департамента; комиссар будет главным управляющим департамента домашнего хозяйства, а казначей - департамента торговли; для назначения главных управляющих департамент торговли соединится с департаментом литературы, науки и просвещения, а департамент домашнего хозяйства - с департаментом общей экономики. В случае, если собрание не утвердит представленное лицо, должен быть назван новый кандидат. Секретарь, главные управляющие и управляющие будут оставаться в своей должности, пока это угодно собранию. Задачей исполнительного совета является заключение всех договоров, выполнение всех общих постановлений и вообще руководство всеми делами общины и наблюдение за ними при условии постоянного подчинения указаниям большинства собрания, сообщаемым в письменном виде клерком собрания секретарю. Исполнительный совет должен еженедельно докладывать собранию все отчеты обо всех действиях, поступлениях и расходах каждого департамента и рода деятельности, а также их суждения о каждом управляющем и мнение управляющего о каждом лице, занятом данным родом деятельности. Все отчеты общины будут проверяться по крайней мере раз в неделю, и результаты должны сообщаться собранию. Все доклады главных управляющих и секретаря и все решения собрания должны регистрироваться и тщательно храниться для постоянного обращения к ним. Собрание будет также еженедельно записывать свое мнение об исполнительном совете, а совет будет фиксировать таким же способом свое мнение о действиях собрания. Никто не будет в дальнейшем приниматься в члены общины без согласия большинства членов собрания и никто не будет исключаться из общины иначе как двумя третями голосов всех членов собрания; в обоих случаях вопрос должен быть предварительно обсужден на двух последовательных, еженедельно созываемых собраниях. Недвижимость общины будет находиться в постоянном управлении по доверию общины в ее интересах и в интересах всех наличных ее членов; человек, выходящий из общины, теряет право на всякую претензию к этой недвижимости и на доходы с нее, но имеет право получить свою справедливую долю ценности той недвижимости, которая была приобретена во время его членства, причем эта доля вычисляется и устанавливается, как предусмотрено для случаев определения услуг, оказанных членами, выходящими из общины. Всякий член будет иметь право отказаться от членства, уведомив общину о своем намерении за неделю; всякий член, покидающий таким образом общину или отпущенный из нее, будет иметь право получить из продукции общины справедливую компенсацию за свои предыдущие услуги, устанавливаемую советом, причем допускается апелляция к собранию и принимаются во внимание прибыли или убытки общины во время его членства, а также расходы данного лица и его семьи на образование и т. д. Община не ответственна за личные долги, сделанные ее членами. Община и ее агенты не должны ни в каком случае оказывать или получать кредит, за исключением того имущества или денег, которые могут быть авансированы ей Робертом Оуэном, Вильямом Маклюром или членами общины. Деньги, внесенные в общину ее членами, должны возвращаться им при выходе из нее. Все члены должны пользоваться полнейшей свободой во всех областях знания и в своих суждениях, особенно по вопросам религии. Дети скончавшихся членов будут продолжать пользоваться всеми привилегиями членства. Все недоразумения, которые могут возникнуть между членами общины, должны регулироваться ею. Поскольку эта система прямо исключает всякую тайну и всякие изъятия из правил, посторонние лица будут иметь полную возможность ознакомиться с правилами общины и проверить результаты, какие они дали на практике; правительству страны будут даваться полные объяснения относительно видов и мероприятий общины. Конституция может изменяться или исправляться голосами трех четвертей всех членов собрания, но не ранее обсуждения во-проса на четырех последовательных открытых совещаниях, созываемых в течение четырех последовательных недель.
Глава IV ОСНОВАННАЯ НА НЕИЗМЕННЫХ ЗАКОНАХ ПРИРОДЫ УНИВЕРСАЛЬНАЯ РАЦИОНАЛЬНАЯ КОНСТИТУЦИЯ, служащая для управления новыми поселками и предназначенная для всех людей в совокупности, которые, где бы они ни жили, имеют лишь один общий реальный интерес, а также для каждого народа или области в отдельности до тех пор, пока они не приобретут надлежащих знаний и мудрости, чтобы объединиться в федеративный союз, причем приводятся разумные основания для каждого закона. Введение Быстро приближается эпоха, когда будет введена неизменно разумная общественная система, основанная на установленных людьми законах природы и предназначенная для преобразования человеческого характера и для управления населением земного шара в духе единения и мира ради его постоянного совершенствования и счастья; никакая человеческая сила не сумеет долго противиться этой перемене. Правительства всего мира будут поэтому скоро принуждены в интересах самосохранения принять эту более совершенную систему, чтобы не быть ввергнутыми в анархию, в войны и бедствия. Эта перемена с корнем вырвет и окончательно уничтожит во всем мире старую, негодную и жалкую систему, сеявшую невежество, бедность, индивидуальное соперничество, распри и национальные войны. Вместо нее будет введена разумная общественная система, при которой навсегда прекратятся соперничество, раздоры и войны, и люди с самого раннего детства будут приучаться содействовать счастью друг друга. Начало этой системы может быть положено путем убеждения правительств в истине принципов, на которых она основана. Налицо должно иметься также достаточное число людей, сумевших усвоить себе ее истинный дух милосердия, благожелательности и любви к человеку и изучивших наилучший способ ее применения на практике. Эти люди должны также обладать терпением и выдержкой, чтобы преодолеть все те препятствия, которые поставят на их пути предрассудки, порожденные невежеством. Главное же заключается в том, что они должны быть едины, питать друг к другу полное доверие и быть руководимы как бы одним сердцем и одним умом. Серьезнейшего внимания заслуживает также то обстоятельство, что при неразумной общественной системе, которая только и была известна до сих пор и которая установлена наперекор законам природы, почти все внешние условия, созданные человеком, носят никуда не годный и низменный характер. Между тем при предлагаемой разумной системе, построенной в согласии с природой, все условия, зависящие от человека, будут хороши и даже превосходны. При существующих в Великобритании религиозных, политических, коммерческих и домашних порядках на площади в 1 кв. милю нельзя содержать в довольстве 250 душ населения. Между тем при предлагаемой системе можно будет немедленно обеспечить полный достаток для 500 человек, притом - с гораздо меньшей затратой труда и капитала, нежели теперь; а через несколько лет, когда новые порядки установятся, можно будет содержать на площади в 1 кв. милю земли среднего качества 1 тысячу, 11/2 тысячи, и, возможно, 2 тысячи человек, без всяких дополнительных усовершенствований. Таково различие между разумной общественной системой, основанной на неизменных законах человеческой природы и построенной согласно с ними, и системой, основанной на лжи, и построенной вопреки твердо установленным законам человечности. При последней мир постепенно приближается к состоянию кромешного ада, тогда как при первой он быстро, без временных отступлений будет подвигаться к состоянию земного рая, для создания которого природа уже приготовила обширнейшие материалы. Разумное правительство будет стремиться исключительно к счастью управляемых. Для достижения этой цели оно прежде всего установит, что такое человеческая природа, каковы законы ее организации и существования от рождения до смерти человека, что требуется для счастья существа, созданного и развивающегося установленным порядком, каковы наилучшие средства для достижения этих условий и для прочного обеспечения их всем людям. Оно будет изыскивать и создавать порядки, при помощи которых условия, необходимые для человеческого счастья, будут полностью и прочно обеспечены всем управляемым. Законы этого правительства будут немногочисленны, легко доступны для понимания всех управляемых и будут находиться в полной гармонии с законами человеческой природы. Поэтому разумное правительство, понимая, что природные свойства человека могут со дня его рождения получить со стороны общества правильное или ложное направление и что вследствие ложного представления о них они до сего времени получали ложное направление, примет впервые в истории человечества разумные меры для правильного их направления на протяжении всего человеческого существования. Разумное правительство: поймет, что для достижения людьми счастья требуются следующие условия: 1. Иметь от рождения хорошую организацию и приобрести точное знание своих органов, способностей, наклонностей и качеств. 2. Иметь возможность получать по желанию все необходимое для сохранения этой организации в хорошем состоянии и знать способ производства и распределения средств существования для удовлетворения всех людей. 3. Получать от рождения возможность хорошего развития своих природных способностей - физических, умственных, нравственных и практических - и уметь правильно направлять и воспитывать других. 4. Обладать соответствующими знаниями, возможностями и склонностями для постоянного и неизменного содействия благоденствию своих ближних. 5. Обладать склонностью и возможностью постоянно увеличивать запас своих знаний. 6. Иметь возможность наслаждаться хорошим обществом, в особенности же - иметь возможность по желанию общаться с теми, к кому испытываешь наибольшее уважение и любовь. 7. Иметь возможность путешествовать когда угодно и с удовольствием. 8. Располагать полной свободой выражения своих мыслей по всем предметам. 9. Располагать предельной личной свободой действия, поскольку это совместимо с общественным благом. 10. Обладать характером, сформированным для нас с той целью, чтобы мы во всех случаях выражали взглядом, словом и действием одну только правду, относились со снисхождением к чувствам, мыслям и поступкам других людей и были искренно благожелательны ко всякому человеку. 11. Быть свободными от суеверия, боязни сверхъестественного и страха смерти. 12. Жить в хорошо устроенном, хорошо организованном и хорошо управляемом обществе, законы, учреждения и порядки которого находятся в согласии с законами человеческой природы; знать способы, при помощи которых можно сочетать фактически все условия, необходимые для создания такого общества.
Документ № 36. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1111; Нарушение авторского права страницы