Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема сохранения человечности, чувства собственного достоинства, великодушия
Текст (1)Шел май сорок третьего года. (2)На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих. (З)Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело. (4)В пару со мной угодил пожилой боец. (5)Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко. (6)Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая... (7)Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет. (8)Зачерпывать-то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплескивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше. (9)В котелке оказалась одна макаронина. (Ю)Одна на двоих. (П)Длинная, из довоенного теста, может, и из самой Америки, со «второго фронта». (12)Мутную жижицу мы перелили ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод. (13)Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнет обратно, шлепнется в котелок, рукою мне хотелось ее сцапать — ив рот! (14)Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь? (15)Ну, завезешь по лбу ложкой, ну, может, пнешь и скажешь: «Шакал! » (16)Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя. (17)В моих глазах жило одно лишь трагическое видение — белая макаронина... (18)Раздался тихий звук. (19)Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет... (20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась еще дородней и привлекательней своим царственным телом. (21)Мой напарник первый раз пристально глянул на меня — ив глубине его усталых глаз я заметил какое-то все-понимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности. (22)Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиныпе, он загребет себе. (23)Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше. (24)Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул ее в вещмешок и ушел куда-то. (25)В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение. (26)И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь. (По В. Астафьеву ) Сочинение Жизнь порой преподносит нам уроки тогда, когда мы и не ждем этого. Бывают ситуации, когда вдруг то, что ты видишь, оборачивается к тебе совершенно другой стороной, и ты получаешь нравственный урок на всю жизнь. Вот такую ситуацию рассматривает замечательный писатель Виктор Астафьев в данном отрывке. Как сохранить человеческое достоинство и великодушие на войне? Над этой проблемой рассуждает автор. Он описывает эпизод из жизни молодого бойца, страдающего от голода. Вместе с пожилым солдатом они хлебают из одного котелка жижу, которую и едой-то назвать трудно. Герой Астафьева одержим одной мыслью — съесть как можно больше, не думая о напарнике. Читатель и сочувствует герою, который от голода перестал думать по-человечески, и осуждает его эгоизм. Несобственно-прямая речь помогает понять все эмоции молодого бойца, который лишь страшным усилием сдерживает себя, чтобы не съесть все. А поведение пожилого бойца преподносит юноше урок: он ест с достоинством, оставляя большую часть молодому. Когда молодой боец посмотрел ему в глаза, он увидел «всепонимание и усталую мудрость, что готова и к всепрощению, и к снисходительности». Пожилой боец не менее голоден, но он проявляет великодушие, благородство, преподнося тем самым молодому человеку нравственный урок. Позиция автора мне понятна: и на войне, и в мирной жизни человек должен оставаться человеком, сохранять в себе достоинство, благородство, великодушие. Я разделяю эту точку зрения писателя, потому что надо оставаться человеком в любой ситуации. Литература о Великой Отечественной войне дает нам прекрасные образцы благородства и великодушия. Например, в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» герой, Андрей Соколов, и в лагере смерти остается благородным, великодушным человеком. После нравственного поединка с начальником лагеря Мюллером, из которого он выходит победителем, потому что не струсил, не сломался, ему дают буханку хлеба и кусок сала. Он может съесть это все сам, и никто бы и не упрекнул его, но он приходит в барак и говорит: «Разделить всем поровну». Пусть каждому достался маленький кусочек, но никто не был обижен. В этом эпизо- де в который раз проявилось достоинство героя, его нравственное благородство. В повести В. Закруткина «Матерь человеческая» Мария, героиня произведения, взяла на себя заботу о чужих детях, воспитывала их как своих, спасла их, стала им матерью. Сейчас нет войны, но много людей нуждаются в нашей помощи и поддержке. Не надо бояться проявить свое великодушие по отношению ним, помогая людям, сам становишься человеком. Проблема любви к родине Текст (1)Мой Казахстан всегда был моим, ни у кого я его не отбирал и никогда от себя не убирал, — как впитался в меня с самых первых различимых дней детства — остался родным. (2)Всем сразу: небом, отличимым от неба других стран, степью, узнаваемой и во снах, голубыми зеркалами спокойных озер, людьми — и казахами, и русскими, традициями, с детства знаемыми двумя народами, сумевшими найти общую судьбу без глупых межнациональных ссор, поставившим местом объединения добро, которое умеет объединить любые нации. (З)Любую семью разъединяет злое, но объединяет доброе... (4)Когда тебе годами по ночам снится родное, не приехать к нему уже не получается. (б)Слишком тоскливо без родного. (б)Вообще что такое Родина? (7)Почему к ней тянет? (8)3ачем она нужна? (9)Что приходит в тебя от ее любых мест, и городских, и просторных догоризонтной степью, чем обнимают тебя прозрачные воды речек твоего детства? (Ю)Человек несчастный Родины не чувствует... (11)В европейских странах проще получалось побывать, чем в Казахстане. (12)В России дел полно. (13)День настал — все, я не хочу в края заграничные, я устал от России, где отсутствие казахов раздражает неполнотой жизни, похоже на суп без соли, — мне нужны свои родники. (14)И через сутки в окна поезда рванулся совсем другой ветер. (15)Свой. (16)Казахстанский. (17)Сухой. (18)Горьковатый от полыни казахской, в России она другая. (19)Пропитанный солнцем Азии. (20)Свой ветер, своего детства. (21)А детство помнится и запахом своей страны, своего ветра... (22)Мой ветер никуда не делся. (23)Моя страна никуда не делась. (24)И я дома, и я, если и не смотрю в окно поезда, чувствую свой ветер, пахнущий казахстанским детством, казахстанской юностью, и я понимаю, нельзя было так долго отсутствовать здесь, — душа родными запахами ветра, родными мягкими обводами ближних и дальних сопок не наполнялась... (25)Ночь в поезде от северного Казахстана до центрального воспринялась колыбельной: ты находишься в своей стране, в своем родном месте, спи безмятежно, здесь ты — свой... (26)А твое нетерпение — скорее доехать до родных людей, до друзей — так и должно быть, так — хорошо... (27)Родина моя, здравствуй... (28)Тысячи дней я хотел сюда, метелки ковыля во снах волнами серебра лились по степи и звали сюда, и никак не объяснить в стране другой, что такое мираж в степи и откуда перед Кентскими горами возникает голубой воздух такой густоты, что, кажется, в руки его можно взять, омыть лицо, приблизив к нему пригоршнями... (29)Родина, не заменить тебя ничем. (ЗО)Ты нужна любым настроением погоды, всякой меняющейся картиной пейзажной, по земле твоей быстрее и сильнее хочется пойти босиком, чувствуя и жар твоей земли, и травинки, и камешек каждый... (Ю.В. Панченко) Сочинение Ю.В. Панченко, который родился и вырос в Казахстане, поднимает проблему любви к родине и показывает, как дорог ему родной край. Жизнь автора проходит вдали от мест, где прошло детство. Но в душе он навсегда сохранил теплое чувство к родине, где ему близко все: степной воздух, спокойные озера, мягкие сопки, запах полыни, метелки ковыля. Но более всего не хватает ему союза двух народов — русского и казахского, сумевших «найти общую судьбу без глупых межнациональных ссор, поставившим местом объединения добро». Долгожданная встреча с родиной волнует душу автора, он чувствует запахи и звуки, его терзает нетерпение. С глубоким чувством писатель говорит: «Родина, не заменить тебя ничем» — и утверждает, что человек, не чувствующий родину, несчастен. В этом, на мой взгляд, заключается позиция автора. Я полностью согласен с мнением Ю.В. Панченко. Для меня Родина — это моя Россия. Здесь я вырос, здесь слышал свои первые сказки, любовался глубокими реками, впервые увидел море и величественные горы. Здесь в согласии живут русские и татары, башкиры и осетины, здесь находят кров наши братья украинцы. Здесь звучит прекрасный, великий и могучий русский язык! Для меня Родина — это дворцы и каналы Санкт-Петербурга, широкие проспекты Москвы и величие Красной площади. Но это еще и родные руки матери, и первые друзья, и деревня с ее лугами и затоном. Я искренне понимаю чувства, которые испытывал к своей стране и родным местам великий русский поэт С.А. Есенин. В стихотворении «Синий туман. Снеговое раздолье...» поэт описывает свои эмоции, которые испытал, вернувшись домой, в родное село, где все так близко и знакомо. Ностальгия по былым временам, боль утраты мучают душу поэта. Рязанские раздолья, березы, крутой берег Оки — вот что для Есенина родина, только она «вольет теплынь» в сердце поэта. Только здесь он счастлив, о чем говорит нам в стихотворении «Мой путь». Да, не чувствовать родину — значит обеднить свою жизнь и лишить себя подлинного счастья. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2160; Нарушение авторского права страницы