Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема судьбы, выбора жизненного пути



Текст

(1)Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечест­ву они никогда не приносили. (2)Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?

(З)Говорят, против судьбы не попрешь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (б)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три чет­верти зависит от генов. (б)Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень дол­гую жизнь.

(7)Три четверти, что и говорить, очень много. (8)Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предо­пределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9)Да, мы здорово зависим от судьбы. (10)Но не стоит про­гибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов сво­боды, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.

(П)Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганниба­ла. (12)От прадеда он унаследовал железное здоровье, нема­лую физическую силу, могучий характер и редкую работо­способность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энерги­ей! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хвати­ло для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трех наследственных четвертей, дава­ла им свободу выбора. (16)Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17)А на


жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а ли­беральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокаш­ники, которые азартно состязались в стихотворчестве, пона­чалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Собо­левского.

(18)Куда вела наследственность хилого мальчика Са­шеньку? (19)Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20)Но Алек­сандр Васильевич сполна использовал возможности четвер­той четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величай­шим полководцем России за всю ее историю.

(21)Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22)Иногда — любопытные. (23)Например, отчетливо вижу, как с течением времени ме­няются писательские жены. (24)Многие из них, живя с та­лантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26)Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27)Далыпе — рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зо­не, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в ла­герный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30)И написала по­разительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы XX века. (31)Да, Осип Эмильевич Мандель­штам был великим поэтом. (32)Но как вышло, что и Наде­жда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безуко­ризненной по стилю?

(ЗЗ)Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова по­няла, что, кроме нее, некому сохранить для русской куль­туры стихи, заменить которые нечем. (34)А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35)Где хоть относительно безопасное место для рукописей?


(Зб)Надежда Яковлевна такое место нашла — в собственном мозгу. (37)Стихи мужа она выучила наизусть, и все беско­нечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежеднев­но повторяла в уме. (38)Без всяких оговорок, это был под­виг. (39)Но еще и потрясающая школа работы над словом. (40)Думаю, человек, способный прочесть на память «Медно­го всадника», «Демона» или «Анну Онегину», просто не сможет писать плохо. (41)А ведь Надежда Яковлевна удер­живала в памяти не десять, не двадцать — сотни стихотво­рений мастера.

(42)С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, зна­чит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключе­но в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44)Если суммировать, получится примерно вот что: биоло­гическим в нас командуют гены — а человеческое? (45)А человеческое в себе создаем мы сами. (46)На все четы­ре четверти. (47)На все сто процентов.

(По Л. Жуховицкому)

Сочинение

Предопределение, рок, судьба или сам человек решает все в своей жизни? Такую проблему в тексте ставит извест­ный публицист и писатель Л. Жуховицкий.

Комментируя эту проблему, автор напоминает читателю о том, что, по мнению ученых, наша жизнь на три четверти зависит от генов. Но, по мысли писателя, двадцать пять процентов свободы и дают возможность человеку выбрать свой собственный жизненный путь. В качестве примера он приводит биографии великих людей, в частности А.С. Пушкина. Почему поэт не пошел по пути, которым шли его предки, — не стал военным? Автор считает, что


решающее влияние на великого поэта оказали преподавате­ли Лицея, которые воспитывали в учениках свободомыслие, стремление к творчеству, свободу выбора.

Автор считает, что гены отвечают за биологическое в че­ловеке, а человеческое в себе создаем мы сами.

С ним трудно не согласиться, потому что воспитание, жизненный опыт не менее важны, чем гены.

Подтверждение этой мысли можно найти в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Герой романа, Базаров, го­ворит своему другу: «Каждый сам себя воспитать должен». И во многом он прав. Он сам, сын бедного лекаря, тоже вы­брал своим поприщем медицину, но он хочет двигать вперед науку, занимается исследованиями. Кроме того, он человек с вполне определенными политическими взглядами, со свои­ми идеями переустройства мира. С ним можно соглашаться, можно спорить, но нельзя его не уважать за чувство собст­венного достоинства, верность идеалам, силу духа. Эти ка­чества не перешли к нему с генами, он развил их в себе сам. Он достойно жил и достойно умер.

Еще одним примером удивительной жизненной судьбы является Афанасий Фет. Сложности, связанные с его рож­дением, бедность, служба в армии — казалось, все это сде­лает из него обычного офицера, каких множество. Но он становится великим поэтом, наперекор всем жизненным об­стоятельствам. Силой своего духа Фет сумел преодолеть все невзгоды.

Если у человека есть заветная цель, сила духа и упорст­во, он обязательно добьется своего, несмотря на гены, судь­бу, преграды и сложности, которые встретятся ему на жиз­ненном пути.


Проблема взаимоотношения поколений,

Влияние взрослых на формирование

Личности подростка

Текст

(1)3акружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал все на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая в листве. (З)Хорошо набирать ее полные руки, за­ставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи...

(4)— Дедушка, скажи что-нибудь грустное.

(5)— Осенние листья.

(6)— А грустнее?

(7)— Осенние звезды.

(8)— Грустнее осенних звезд бывает?

(9)— Осенние птицы.

(10)— Дедушка, есть осенние люди?

(11)Его давно нет на свете, моего деда, а как прижмет, защемит, — забываю, что нет. (12)Мой добрый, мой умный дедушка живет во мне. (13)Он мой остров, мой материк, моя Земля.

(14)— Дедушка, есть второе дыхание, а любовь бывает вторая? (15)Ответь, дед, мне это очень нужно.

(16)— Если ты мне скажешь: первая звезда, — я пойму. (17)Это начало счета, это надежда на звездное небо.

(18)— Дед, ну причем здесь звездное небо? (19)Ты прямо ответь, бывает или нет?

(20)— Если ты скажешь: первое блюдо, я пойму — хо­чешь кушать и надеешься на второе и третье. (21)Но когда говорят: первая любовь, — я не понимаю, что это? (22)Начало счета или надежда на вторую и третью?

(23)— Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счаст­ливым.

(24)— Глупый ты еще. (25)Пойми, внук: Маму, Родину, Любимую не нумеруют.


(26)— Дед, она не любит меня.

(27)— А ты сам как к себе относишься?

(28)— Плохо, дедушка, совсем плохо.

(29)— А летать ты пробовал?

(30)— Дед, средний я, серый, какие там полеты.

(31)— Объясни, такого не понимаю.

(32)— Дедушка, ты не представляешь, как трудно быть средним. (ЗЗ)Чувствовать себя щенком перед слонами и по­нимать — они это знают. (34)Сознавать себя собакой перед мышами и знать: они этого никогда не поймут. (35)Я нена­вижу себя, иногда хочу стать мышью — их не обижают, они маленькие. (Зб)Шмыгаю я, дед.

(37)— Она тебя замечает?

(38)— Никто я для нее. (39)Моя жизнь — ожидание кос­ти. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить.

(41)— К себе не подпускай, вешай объявления на столбах.

(42)— Шутишь, дед, какие объявления?

(43)— Продается собачья шкура.

(44)— А если придут за шкурой?

(45)— На вырученные деньги купишь скрипку.

(46)— Зачем мне скрипка, дед?

(47)— Станешь играть любимой.

(48)У меня нет родной деревни — мне некуда ехать, у меня нет отчего дома. (49)Моя отчизна — мой дедушка, его слова, его мысли. (50)Он учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел.

(51)Мы ходили с ним среди сосен и смотрели в небо. (52)Дед говорил о каждой звезде, а еще мой дедушка был влюблен в луну. (53)Он знал о ней все.

(54)Как-то сказал:

(55)— Одни ученые утверждают: лунные кратеры — ос­татки потухших вулканов, другие доказывают — следы ме­теоритов. (56)Я уверен, лунные кратеры — застывшие взгляды великих. (57)Вот очи Пушкина, а здесь глаза Бло­ка, дальше — взор Бунина, а прямо перед тобой — Маяков-


ского; Луна — музей любви человека. (58)Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метео­рит, с ума сходить, как вулкан!

(59)— Не получается у меня, дед.

(60)— Что не получается?

(61)— Ничего не понимаю, во всем запутался. (62)Дедушка, а кто они такие — осенние люди? (бЗ)Может, я и есть осенний?

(64)— Нельзя мне все вопросы решать за тебя, есть та­кие, на которые ответишь только сам.

(65)— Ой, дед, завидую я тебе.

(66)— Это не так уж и плохо, я интересно жил.

(67)— Дедушка, а как дальше мне, что делать?

(68)3асыпая, я вновь услышал его голос:

(69)— Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (70)Жив твой дед!

(71)Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:

(72)— Люди, жив мой дед! (73)Мой умный, добрый,

осенний дед! (74)Мой остров! (75)Моя Земля!

(По А. Попову)

Сочинение

Проблему влияния взрослых на формирование личности подростка, юноши рассматривает в своем тексте А. Попов. Автор использует воспоминания героя рассказа о своем деде.

Комментируя эту проблему, замечаешь, как рассказчик заставляет читателя проникнуться чувствами и пережива­ниями подростка, который доверяет своему деду самые за­ветные, сокровенные мысли, спрашивает совета. Мудрость взрослого человека, деда, помогает подростку справиться со своими переживаниями, найти свое место в жизни. Дед не дает советов, не изрекает готовые истины, а своими вопро­сами, мягким юмором и иронией заставляет юношу самому обрести уверенность в себе. Весь текст построен на диалогах,


этим подчеркивается равенство двух близких людей, отсут­ствие назидательности в словах деда. Читателя поражает то, что юноша смотрит на мир достаточно грустно, а дед, чело­век, проживший жизнь, помогает ему оптимистичней по­смотреть на жизнь, увидеть красоту и многогранность мира. Дед дает внуку уроки нравственности, делая это с огромным тактом и любовью. Поэтому «осенний дед» и его добрая фи­лософия всегда живы в памяти героя.

Автор считает, что надо бережно относиться к юности, к ее переживаниям и ошибкам и помогать надо тактично, не унижая личность, а подводя самого человека к размышле­ниям над собой, своими качествами характера.

Трудно не согласиться с автором текста: как хочется, чтобы у каждого из нас в юности был такой «осенний дед», помогающий решить самые сложные проблемы, которые иногда, в подростковом возрасте, кажутся неразрешимыми!

В литературе мы находим множество примеров того, как старшее поколение влияет на молодежь. Например, в повес­ти А.С. Пушкина «Капитанская дочка» отец Гринева, чело­век строгий и суровый, посылая Петрушу в армию, дает на­каз: «Береги платье снову, а честь смолоду». Петр Гринев выполняет наказ отца, во всех ситуациях оставаясь верным присяге, воинскому долгу, дворянской чести. Он продолжа­ет традиции своей семьи: верой и правдой служить государ­ству. И пример отца помогает ему в этом.

Похожие отношения связывают старика Сантьяго и сосед­ского мальчика в повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и мо­ре». Старик учил мальчика премудростям рыбной ловли, но не только этому. Мальчик, живя бок о бок с Сантьяго, нау­чился состраданию, мужеству, терпению, хотя старик и не думал о воспитании подростка. Он своим примером воспиты­вал его, и, когда понадобилась помощь самому Сантьяго, ему помог маленький человек, полюбивший старика как родного.

Как это прекрасно, когда в жизни подростка, юноши есть мудрый, опытный человек, который без лишних нота­ций и поучений поможет молодому человеку найти свой правильный жизненный путь!


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1919; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь