Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема осознания и выражения истины



Текст

(1)Для того чтобы совершились самые великие и важные изменения в жизни человечества, не нужны никакие подви­ги: ни вооружение миллионов войск, ни постройки новых до­рог и машин, ни устройства выставок, ни устройства союзов рабочих, ни революции, ни баррикады, ни взрывы, ни изо­бретения, ни воздухоплавание и т.п., а нужно только изме­нение общественного мнения. (2)Для изменения же общест­венного мнения не нужно никаких усилий мысли, не нужно опровергать что-либо существующее и придумывать что-либо необыкновенное, новое, нужно только не поддаваться ложно­му, уже умершему, искусственно возбуждаемому правитель­ствами общественному мнению прошедшего, нужно только, чтобы каждый отдельный человек говорил то, что он дейст­вительно думает и чувствует, или хоть не говорил того, чего он не думает. (3)И только бы люди, хоть небольшое количе-


ство людей, делали это, и тотчас само собой спадет отжившее общественное мнение и проявится молодое, живое, настоя­щее. (4)А изменится общественное мнение, и без всякого усилия само собой заменится все то внутреннее устройство жизни людей, которое томит и мучает их.

(б)Совестно сказать, как мало нужно для того, чтобы всем людям освободиться от всех тех бедствий, которые те­перь удручают их: нужно только не лгать. (б)Пускай только не поддаются люди той лжи, которую внушают им, пусть только не говорят того, что они не думают и не чувствуют, и тотчас же совершится такой переворот во всем строе нашей жизни, которого не достигнут революционеры столетиями, если бы вся власть находилась в их руках.

(7)Только бы верили люди, что сила не в силе, а в прав­де, и смело высказывали бы ее, или хоть только бы не от­ступали от нее словом и делом: не говорили бы того, чего они не думают, не делали бы того, что они считают нехоро­шим и глупым.

(8)...Сила не в силе, а в мысли и ясном выражении ее, и потому боятся выражения независимой мысли больше, чем армий, устраивают цензуры, подкупают газеты... (9)Но та духовная сила, которая движет миром, она даже не в книге, не в газете, она неуловима и всегда свободна, она в глубине сознания людей. (Ю)Самая могущественная и неуловимая, свободная сила эта есть та, которая проявляется в душе че­ловека, когда он один, сам собою обдумывает явления мира и потом невольно высказывает свои мысли своей жене, бра­ту, другу, всем тем людям, с которыми он сходится и от ко­торых считает грехом скрыть то, что он считает истиной. (И)Никакие миллиарды рублей, миллионы войск и никакие учреждения, ни войны, ни революции не произведут того, что может произвести простое выражение свободным чело­веком того, что он считает справедливым независимо от то­го, что существует и что ему внушается.

(12)Один свободный человек скажет правдиво то, что он думает и чувствует среди тысяч людей, своими поступками и словами утверждающими совершенно противоположное.


(13)Казалось бы, что высказавший искренно свою мысль должен остаться одиноким, а между тем большей частью бывает так, что все или большинство уже давно думают и чувствуют то же самое, только не высказывают этого. (14)И то, что было вчера новым мнением одного человека, делает­ся нынче общим мнением большинства. (15)А как скоро ус­тановилось это мнение, как тотчас незаметно, понемногу, но неудержимо начинают изменяться поступки людей.

(16)Все мы плачемся на безумный, противоречащий все­му нашему существу порядок жизни, а не только не пользу­емся тем единственным находящимся в нашей власти могу­щественнейшим орудием: сознания истины и выражения ее, но, напротив, под предлогом борьбы со злом уничтожаем это орудие и приносим его в жертву воображаемой борьбе с этим порядком.

(17)Один не говорит той правды, которую он знает, по­тому, что он чувствует себя обязанным перед людьми, с ко­торыми он связан, другой — потому, что правда могла бы лишить его того выгодного положения, посредством которо­го он поддерживает семью, третий — потому, что он хочет достигнуть славы и власти и потом уже употребить их на служение людям; четвертый — потому, что он не хочет на­рушать старинные священные предания, пятый — потому, что он не хочет оскорблять людей, шестой — потому, что высказывание правды вызовет преследование и нарушит ту добрую общественную деятельность, которой отдается или намерен отдаться...

(18)Для того чтобы изменился противный сознанию лю­дей порядок жизни и заменился соответственным ему, нуж­но, чтобы отжившее общественное мнение заменилось жи­вым, новым. (19)Для того же, чтобы старое, отжившее общественное мнение уступило место новому, живому, нуж­но, чтобы люди, сознающие новые требования жизни, явно высказывали их. (20)А между тем все люди, сознающие все эти новые требования, один во имя одного, другой во имя другого, не только умалчивают их, но словом и делом ут-


верждают то, что прямо противоположно этим требованиям. (21)Только истина и высказывание ее может установить то новое общественное мнение, которое изменит отсталый и вредный порядок жизни, а между тем мы не только не вы­сказываем той истины, которую знаем, а часто даже прямо высказываем то, что сами считаем неправдой.

(По Л.Н. Толстому)

Сочинение

Многие столетия человечество задумывается над вечны­ми вопросами бытия. Во только некоторые из них: что нуж­но сделать для того, чтобы изменилась к лучшему жизнь, в чем сила одних и бессилие других, можно ли прожить без лжи, в чем истина, нужна ли она. Свое видение этих вопро­сов представляет Лев Николаевич Толстой, величайший рус­ский писатель и мыслитель.

Автор обращается к проблеме осознания истины и выра­жения ее. Для того чтобы привлечь читателя к размышле­ниям, Л.Н. Толстой точно, логично, убедительно рассуждает о том, зачем человеку знание истины и кто из людей, не­смотря на возможное наказание, боль потерь и страх одино­чества, решается ее высказать. Позволим себе следовать мыслям великого писателя и понять сложную последова­тельность его рассуждений.

Автор задается вопросом: что нужно для того, чтобы из­менилась жизнь к лучшему. Может быть, революции, воо­ружение, подвиги, изобретения? Ответ однозначен: для из­менения жизни необходимо изменение общественного мнения. Много это или ничтожно мало в размерах всего об­щественного устройства? По мнению Л.Н. Толстого, чрезвы­чайно много. «...Изменится общественное мнение, и без вся­кого усилия само собой заменится все то внутреннее устройство жизни людей, которое томит и мучает их», — считает писатель. А что же нужно для изменения общест­венного мнения в лучшую сторону? И опять ясная и одно-


значная позиция: необходимо, чтобы люди верили, что правда, которую жаждут услышать многие, но немногие решаются высказать, может стать основой нового мировоз­зрения, сформировавшегося после принятия обществом об­щественного мнения. Вот только говорить правду хотят, как считает писатель, лишь единицы. Многим по самым разным причинам выгодна льстивая ложь. Потому так ожесточенно и боятся «независимой мысли больше, чем армий...» И все-таки находятся люди, решающиеся говорить правду. Кто они? Великий русский мыслитель убежден: быть правдивы­ми могут только духовно сильные люди, пришедшие к осоз­нанию истины и не боящиеся ее высказывать. Таких людей, справедливо замечает автор, боятся больше, чем целых ар­мий, эти люди не всегда «удобны» обществу лжецов. Но без людей, открывающих другим истину, не может совершаться общественный прогресс.

Итог рассуждений Л.Н. Толстого о необходимости исти­ны видим в последнем предложении текста, где писатель утверждает: «Только истина и высказывание ее может уста­новить то новое общественное мнение, которое изменит от­сталый и вредный порядок жизни...»

Невозможно не согласиться с мнением Л.Н. Толстого: основанием для общественного развития служат не револю­ции и войны, а положительное изменение общественного мнения благодаря людям, сумевшим осознать истину и сме­ло высказать ее там, где царят отжившие, закоснелые пред­ставления о жизни, там, где большинство уже давно думает и чувствует по-новому, но не решается на открытую общест­венную позицию.

Проблема осознания истины и ее смелого высказывания, на мой взгляд, является одной из важных проблем русской классической литературы. Все положительные герои или мучительно ущут истину, или, после многих испытаний, найдя ее, несут людям. И тогда, как это ни парадоксально, томительная и мучительная жизнь не желающего искать истину большинства становится лучше, чище, правдивее.


Безусловным примером осознанной и принятой всем серд­цем истины является, как мне кажется, жизнь Юшки, героя рассказа А. Платонова «Юшка». Что же понял этот смер­тельно больной, одинокий, унижаемый людьми человек? Глубина души, постоянный поиск ответа на сложнейшие во­просы бытия позволили ему приблизиться к пониманию ис­тины: все люди имеют право на жизнь, все люди умеют от рождения любить, только не научены этому, потому и злы, и глумливы. Юшка был уверен, что окружающие «не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэто­му терзают его». Терзания окружающих закончились для ге­роя смертью. Но стало ли жителям поселка лучше без этого странного человека? Оказывается, нет! «Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оста­вались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожес­точение, насмешку и недоброжелательство». А. Платонов приводит читателей к выводу: безропотный и безответный Юшка осознал истину жизни как доброту, отдаваемую дру­гим людям. Можно смело утверждать: своей смертью герой А. Платонова заставил грубых, ожесточенных тяжелой жиз­нью людей понять простую истину: твори добро; как бы тя­жело тебе ни было, ищи того, кому еще хуже, и помогай.

Понимает истину и не боится ей следовать Соня Марме-ладова, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Юная, беззащитная, она жертвует собой ради спасения других людей. В этом ее понимание истины добро­ты и милосердия. Все поступки героини удивляют своей ис­кренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Рас-кольникова. Образ Сони — образ истинной христианки и праведницы, несущей людям истину о том, что все люди равны, никто не имеет права судить другого, решать его судьбу. «Убивать? Убивать-то право имеете? » — восклицает возмущенная Соня, услышав другую, прямо противополож­ную ее взглядам истину — бесчеловечную теорию Расколь-


никова о людях, «право имеющих». Для нее все люди равны перед Богом. Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь осознать истину через страдание. Читатель уверен в том, что Соня последует всюду за Раскольниковым, везде и всегда будет вместе с ним. За­чем ей это нужно? Ответ однозначен: Сонечка — человек духовно сильный, она не оставит тех, кто пока еще не при­шел к пониманию того, что справедливость, всепрощение и смирение, любовь к человеку, каким бы он ни был, — выс­шая нравственная истина жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что поиски источников изменения жизни к лучшему всегда были одной из важнейших проблем человечества. Основой изменений должно стать общественное мнение, которое формируют яр­кие, сильные личности, для которых правда, милосердие, сострадание — главные нравственные истины.

Проблема одаренности

Текст

(1)Существует много мифов, окружающих имя М.В. Ло­моносова. (2)Мифы возникли как-то исподволь, скорее по доброму, чем по злому умыслу, и незаметно укоренились, подменив истину.

(3)В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын темного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый некой неведомой силой, вдруг все бросает и пешком идет в Москву учиться.

(4)Все так и не так. (б)Во-первых, это был совсем не мальчик. (6)В Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, ко­торый с 10 лет ходил в море и был дублен самыми злыми се-


верными ветрами. (7)Во-вторых, в Москву отправился вовсе не сын бедного, темного помора, а единственный наследник человека, для своих мест если не богатого, то весьма обеспе­ченного, пользующегося авторитетом и известностью. Васи­лий Ломоносов содержал лодки, на которых перевозил по морю казенную и частную кладь, так что называть Михаилу Васильевича крестьянским сыном можно лишь с некоторыми оговорками. (8)И, наконец, в Москву пришел вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юно­ша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сде­лавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду. (9)То есть явление Ломоносова в Москву — это не некая игра судьбы, не счастливая случайность внезапного озарения, а неизмери­мо более серьезное отражение некоего сложного духовного процесса человека с уже сложившимся характером.

(Ю)Мифологичность есть и в том, что вся жизнь Ломоно­сова, с давних пор приглаженная и «причесанная» некото­рыми дореволюционными биографами, представлялась до­вольно благополучной и даже безмятежной. (11)Да, была и благосклонность Елизаветы, и защита Шувалова, но человек этот за короткий свой век отведал из всех чаш горестей, столь щедро поивших его великих потомков — от Радищева до Менделеева. (12)Он, ставший еще при жизни воплощением русской культуры, испытал на себе все возможные виды унижений и умалений этой культуры. (13)Он получал под­метные анонимки, как получал их потом Пушкин. (14)Его травила церковь, как травила она многие десятилетия спустя Льва Толстого. (15)Его труды высмеивались, как высмеива­лись гениальные откровения Лобачевского. (16)Сколько сил потратил он на борьбу с иностранным засильем в русской Академии наук, на борьбу с тайными союзами бездарностей!

(17)Над ним издевались монархи и ненавидели монаршие холопы, как издевались и ненавидели они славнейших сы-


нов нашего Отечества. (18)Даже больше: как напоминают штрихи его жизни судьбу других великих ученых других стран и других времен!

(19)Всю жизнь работал он на пределе, теперь сказали бы «на износ». (20)В Москву приехал, не имея в городе ни еди­ного знакомого, спал зимой на возу с рыбой, голодал, пото­му что денег не было вовсе. (21)Потом, когда начал учиться, просиживал за книгами не часы — сутки. (22)Экономил на всем. (23)Ведь все его «жалование» во время учебы — три копейки в день, а богатый отец решил, что возьмет его из­мором: денег не посылал и настоятельно требовал его воз­вращения домой. (24)Недоедал в молодости постоянно. (25)Летом 1743 года (за два года до избрания академиком! ) писал в Академию наук, что «пришел в крайнюю скудость»: (26)«Нахожусь болен, и при том, не токмо лекарство, но и дневной пищи себе купить на что не имею, и денег взаймы достать не могу». (27)И это при том, что перечень трудов Ломоносова в энциклопедическом словаре велик!

(28)И правдивее, точнее всех сказал о нем А.С. Пушкин: (29)«Ломоносов был великий человек. (ЗО)Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. (31)Он создал первый университет. (32)Он,

лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

(По Я. Голованову)

Сочинение

Одаренность человека. Сколько об этом написано и ска­зано. Принято считать, что одаренность уважаема в челове­ческом обществе, признаваема на различных уровнях. Ка­жется, что талантливый человек легко и быстро шагает по жизни, получая награды и звания. Но так ли все просто на самом деле? Знаем ли мы действительную, а не «пригла­женную» и «причесанную» общественным мнением жизнь одаренного человека? Осознаем ли, какой дорогой ценой он платит за возможность развивать свои способности, сколько


он трудится, чем жертвует? Над этими сложнейшими мо­рально-этическими вопросами меня заставил задуматься текст Я. Голованова.

Автор рассматривает природу одаренности и восприятия ее другими людьми. Безусловно, когда речь заходит об этой проблеме, то справедливо вспоминается жизненный и науч­ный путь Михаила Васильевича Ломоносова. Я. Голованов, анализируя факты биографии этого выдающегося ученого, говорит о том, о чем часто молчат энциклопедии и справоч­ники. Оказывается, появление 19-летнего Ломоносова в Мо­скве вовсе не было счастливой случайностью «внезапного озарения» гения. Автор убежден: желание юного Ломоносо­ва посвятить жизнь науке — это «серьезное отражение сложного духовного процесса человека». Следовательно, одаренность есть результат глубокой внутренней работы че­ловека над самим собой, а совсем не стечение неких обстоя­тельств, как иногда кажется постороннему наблюдателю.

Итак, человек сознательно решает посвятить всего себя служению какому-либо общественно значимому и нужному делу. Прикладывает титанические усилия, чтобы реализовать свою мечту. Придет ли в этом случае заслуженное призна­ние? Я. Голованов справедливо говорит о том, что одаренный человек, безусловно, получит признание у лучшей части об­щества. Но сколько унижений, гонений придется испытать со стороны власть имущих, клеветы и рабской подлости со сто­роны бездарностей. Писатель утверждает, что это типичная судьба таланта. С какой горечью он восклицает: «...как напо­минают штрихи его (Ломоносова) жизни судьбу других вели­ких ученых других стран и других времен! »

Я. Голованов приходит к следующим выводам: одарен­ность — это закономерный результат серьезной духовной работы человека над самим собой; жизненный путь талант­ливого человека никогда не будет простым: возможно, при­дется на себе испытать «все возможные виды унижений и оскорблений». Но все это не только можно, но и должно пе­ренести одаренному человеку. Его талант повелевает ему


быть выше всех бытовых проблем, житейских невзгод, даже ненависти. Все страдания искупаются трудом на пределе, работой «на износ». В таком самопожертвовании во имя вы­сокой цели готов жить и работать талантливый человек.

Безусловно, нельзя не согласиться с мнением автора: ма­ло мы знаем о реальных бедах, страданиях, лишениях и го­рестях одаренных людей, видим только внешнюю, весьма привлекательную сторону их жизни. В то время как они, талантливые люди, за все достижения, открытия, звания, почести и награды платят собой, своим терпением и досто­инством благородного человека.

Проблема восприятия одаренности находит свое отраже­ние в литературе. Достаточно вспомнить одну из «Малень­ких трагедий» А.С. Пушкина. Моцарт — один из талантли­вейших композиторов мира. Он находится в постоянном творческом поиске новых впечатлений, которые впоследст­вии станут основой новых произведений. Его музыка нахо­дит признание в обществе. Но сколько зависти и черной злобы обрушивается на него. Сальери, которого Моцарт счи­тает другом и единомышленником, задумал и осуществил убийство композитора. Что было причиной? Может быть, то, последнее произведение Моцарта, которое услышал Сальери? А.С. Пушкин убежден: истинная причина жесто­кого отравления — яростное неприятие одаренности Моцар­та, его таланта. Но жизнь все расставляет по местам: мы помним Моцарта, любим и ценим его талант, а имя Сальери упоминаем исключительно в связи с великим композитором, не признавая за убийцей творческого дарования.

Другой, не менее трагический пример отношения людей к человеческой одаренности можно найти в историческом романе Ю.Н. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара». Так персы уважительно называли Александра Сергеевича Грибоедова, талантливого русского писателя, дипломата, полномочного представителя Российской империи в Персии. В своем про­изведении Тынянов описывает последние одиннадцать меся­цев жизни Грибоедова, на фоне которых прослеживается вся


его судьба. Используя научную и писательскую интуицию, Тынянов восстанавливает факты, запечатленные в немногих сохранившихся документах. Печать тайны лежит на уча­стии Грибоедова в деятельности общества декабристов, на обстоятельствах его гибели. Роман — попытка разгадать тайну личности и судьбы талантливого человека. Вазир-Мухтар растерзан людьми, считающими его виновным в войнах, голоде, притеснениях, неурожае. Голову его наса­живают на шест, тело три дня волочат по улицам Тегерана, а потом бросают в выгребную яму. Так расправилось обще­ство с умным, талантливым человеком. Но истина и в этой истории все-таки восторжествовала: талантливый писатель и столь же талантливый дипломат А.С. Грибоедов для мил­лионов людей является олицетворением чести, порядочно­сти, духовности.

Таким образом, можно сделать вывод: отношение обще­ства к одаренности во все времена было непростым. Лучшая часть общества признает и понимает талант, но другая часть социума старается унизить, оскорбить, уничтожить того, кто не похож на большинство обычных, не наделенных вы­дающимися способностями людей. Величие таланта заклю­чается в умении противостоять всему жестокому, подлому, ничтожному и находить смысл жизни в служении людям!


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1182; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь