Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Начало информационного дела в России. Прожурналистиские явления.



Журналистика 1769- 1770 г. Роль Екатерины второй в развитии отечественной журналистики

Журналистику с 1769 г. по 1774 г. именуют сатирической.

Первый частный литературный журнал издал Сумароков -«Трудолюбивая пчела»(1759 год). Он был посвящен великой княгине Екатерине Второй. В нём были напечатаны морально-дидактические научные статьи, стихи, басни Сумарокова и др. Вслед за Сумароковым это дело продолжил его друг М.М. Херасков.

В 1761-1762 г.г. он издаёт при Московском университете журнал «Полезное увеселение»

В 1763 г. Херасков издаёт следующий журнал –«Свободные часы».Это был литературный журнал широкого содержания.

Первый сатирический журнал был создан по инициативе Екатерины Великой в 1769 году.

Назывался он " Всякая всячина" (издатель Казитский). При создании этого журнала, императрица преследовала несколько целей:

Просветительская- приучить общество к литературным интересам

Политическая- Екатерина понимала, что отсутствие сатиры невозможно, поэтому решает возглавить русскую сатиру и направить её в русло, нужное государству.

Вслед за этим журналом появилось около десятка небольших сатирических журналов:

- «И то и сё» М.Д.Чулков

Писатель М.Д. Чулков. Опять принимает участие Сумароков, Попов и другие. Журнал выходил нерегулярно, что плохо сказалось на читателях. В первом номере язвит по поводу бесплатного номера «Всякой всячины». Ругал всежурналы.

Журнал интересен интересом к фольклору: песни, обряды, пословицы (в тему и не в тему). Помещен полувымышленный «Русский мифологический словарь». ТЕНДЕНЦИЯ: изгнание иностранных слов, замена их русскими аналогами. Журнал исключительный, так как он ориентировался на читателя из мелкобуржуазных кругов, а не на дворян. Краткие замысловатые истории, анекдоты и т.д.

Боролся за создание национальной литературы, противзасилия классической литературы, стремился создать новые жанры (бытовые повестии рассказы). Первый разрабатывает тему «маленького» человека.

- «Ни то ни сё» В.Г. Рубан

Рифмоплет Василий Рубан. Он жил на средства богатых людей. Хвалебные стихи меценатам. Еженедельный, в основном переводные материалы. Ярких сатирических материалов нет. Льстивые стихи Рубана.

- «Адская почта» Ф.А. Эмин

- «Смесь»

Еженедельный. Точный редактор неизвестен. Некоторые считают, что это Федор Александрович Эммин. Другие – Лука Сичкарев. Не было ригинальным, много переводов. В основном – из французских журналов. Перевод давался не точный, в обработанный, приближенный к русской жизни. Активно участвовал в полемике, поддерживал «Трутень». 600 штук.

- «Трутень» Н.И. Новиков

Большинство журналов закончилось в 1769 году. В 1770 г. свои выпуски продолжили только " Трутень" и " Всякая всячина".

В этих журналах речь шла прежде всего о том, что должно быть объектом журнальной сатиры и в каких пределах эта сатира вообще допустима в печатных изданиях.

В мае 1769 г. начинает выходить журнал " Трутень", который не только не поддержал курс, предложенный " Всякой всячиной", но вступил с ней в прямую полемику.

Роль Екатерины в развитии журналистики.

В конце 80-х — начале 90-х гг. напуганная возросшей силой печатного слова, подрывавшего устои крепостнического строя, и французской революцией 1789 г. Екатерина II принимает ряд мер, стеснительных для литературы и журналистики. В 1786 г. была введена строжайшая духовная цензура, обращенная не в последнюю очередь против сочинений французских просветителей. Московский архиепископ Платон в донесении Екатерине II о ревизии книг в типографии и книжном магазине Новикова призывал к уничтожению подобных книг: «Сии то гнусные и юродивые порождения так называемых энциклопедистов следует исторгать пагубные плевелы, возрастающие между добрыми семенами».

В 1787 г. Екатерина подписала указ «О запрещении в продажу всех книг, до святости касающихся». Этот указ был направлен прежде всего против Новикова и «Типографической компании» — большая часть книг были изъяты на основании указа из принадлежащих ему типографий. В 1796 г. последовал указ о закрытии вольных типографий и введении в четырех русских городах «столичной цензуры», просмотру которой подлежали все издания, выходившие в России, в 1798 г. созданы цензурные учреждения во всех русских портах для просмотра ввозимых в Россию книг, а в 1800 г. ввоз иностранных книг был запрещен. Централизация и бессмысленная строгость светской и духовной цензуры, доведенные до крайности, привели к сокращению количества изданий. Если прежде обычным было 350-400 книг в год, то в 1797 г. вышло 262 названия, а в последующие годы еще меньше

Зритель

С февраля 1792 типография Крылов аи товарищей выкупает ежемесячный журнал «Зритель». Выпускается журнал по декабрь. Подписчиков в два раза больше, чем у «Почты духов». Неизвестно, кто главный. Нет основания считать главным Крылова из-за того, что его имя вынесено в название типографии. Материалы авторов не перемешивались: сначала только Плавильщиков, потом Крылов и т.д. Первым обычно были материалы не Крылова.

Клушин – поэт и драматург, отец – бедный дворянин, рано работает в канцелярии. Окончил уездное училище. В 1790 – Перове появление его в печати. Плавильщиков из купеческой семьи. Главная его задача – создание русского национального театра. Некоторые антидворянские настроения, но при этом за монархизм, как и большая часть купечества. Преподавал в Академии художеств. Оказал воздействие на характер журнала. Также воздействие оказали английские журналы «Зритель» и «Болтун» - Стиля и Адиссона, Лондон 1711-1714. Жанр очерков. Эти журналы любила Екатерина.

Кроме этой компании в журнале участвовали В.Л. Пушкин, Михалев. Хованский и др.

Программное вступление – статья Плавильщикова «Нечто о врожденно свойстве душ российских». Вопрос: чему и как можно учиться у иностранцев, пример Петра Первого. Говорит о талантливых людях, преимущественно из народа – Ломоносов, Кулибин.

Статья Плавильщикова «Театр». Требует национального исторического репертуара. Рассматривает театр как центр просвещения. Пример пьесы для него: биография Кузьмы Минина.

Крылов – несколько произведений. «Ночи», «Каиб» (восточная повесть), «Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесой в собрании дураков».

«Ночь» - начало незаконченного романа. Связь с журналом «Почта духов» - завязки практически идентичны. Крылов практически первым принимает попытку создания психологического романа. Тема разложения дворянского общества. Персонажи – Вертушкин, Щеголь.

«Каиб» за названием «восточная повесть» прячется злободневность. Государь уезжает по делам, в место него на престол сажают куклу и никто не замечает подмены.

Лето 1792 года в типографии Крылова обыск. Разыскивается сочинение Крылова «Мои горячки» и повесть Клушина. Произведение Крылова нашли, дальнейшая судьба его неизвестна. За Крыловым устанавливается полицейский надзор.

Издания декабристов. Альманах К.Ф.Рылеева и А.А.Бестужева «Полярная звезда».

Краткое описание эпохи: Александр I доверил все дела Аракчееву. Он создал военные поселения. Жизнь крестьянина была распределена по минутам. Ощущалось недовольство. В послевоенные годы начинают появляются первые тайные общества. Предпосылкой к этому явилось внутреннее положение страны, недовольство народа, дворяне хотели помочь народу, но без народа. Русские офицеры, пошедшие всю Европу, наблюдали, что происходит в Европе и во Франции. Вернувшись в Россию, вспомнили о европейских порядках, об отсутствии крепостного права, иными словами, было много предпосылок, чтобы в 1815-1816 гг. стали появляться тайные общества — Союз спасения, Союз благоденствия.

14 декабря 1825 года – Восстание декабристов. 125 человек было осуждено, 5 — казнено. Первая казнь за 50 лет в России. Декабристы использовали журналистику для агитации как письменной, так и устной. Декабристы были потрясающими ораторами. Они вели беседы тет-а-тет и на большую аудиторию. Они выступали и в литературных обществах, сочиняли народные песни. Отличились Бесутжев и Рылеев. Все песни писались на известные мотивы. Например: «Ух, как шёл кузнец да и с кузницы» (о кузнеце, несшем венцы на венчание в церковь. А в песне пелось о ножах на вельмож, на царя – призыв к цареубийству). Многие будущие декабристы в своих подчинённых ротах создавали ланкастерские школы обучения с прописями (равенство, братство, свобода, конституция). Разговорники солдатские были. То, что собирались предпринять декабристы, напоминало перевороты 18 в. Многие декабристы, оказавшись в Сибири, и там занимались просветительской деятельностью. Декабристам не понравилось стихотворение Пушкина об ожидании свободы как ожидании возлюбленной, они были за призыв к битве. Они восторгались «Горем от ума» и не любили Жуковского. Декабристы считали, что не нужно ничего заимствовать у Запада, они заговорили о народности русской литературы. У декабристов поэт – это борец. Это «судия общественных пороков». Кюхельбекер – друг Пушкина, критик – ненавидел элегии и романтизм. Он развенчивает унылость романтизма.

«Полярная звезда». Дата издания: вышло три книжки – на 1823, 1824 и 1825 гг.

Литературная позиция: в этом альманахе ни разу не появились переведённые тексты — только отечественная литература. Недостаточная четкость политических и литературных взглядов издателей сказалась на содержании первой книжки «Полярной звезды» и заметна в обозрении Бестужева «Взгляд на старую и новую словесность в России». Статья Бестужева делится на три части. Сначала идет очерк развития русской литературы от древних времен до начала XIX в., затем автор говорит о литературе «последнего пятнадцатилетия» и, предваряя Белинского, заключает, что в России все еще нет настоящей литературы. Конец статьи посвящен разбору причин, которые тормозят развитие нашей словесности. Обозрение Бестужева пронизано страстной борьбой за национальную самобытность литературы, за ее высокое, гражданское содержание. С точки зрения народности Бестужев высоко оценивает «Слово о полку Игореве», творчество Кантемира, Ломоносова, Державина, Хемницера, Фонвизина. Отношение к Карамзину у критика двойственное: с одной стороны, он выразил характерное для декабристов несогласие с монархической концепцией «Истории государства российского», но с другой – признал в Карамзине писателя, который дал «народное лицо» русскому языку. С позиций гражданского романтизма оценивает Бестужев творчество поэтов последнего пятнадцатилетия; весьма одобрительно отзывается он о Крылове, Ф. Глинке, Рылееве, Пушкине как авторе «Руслана и Людмилы» и «Кавказского пленника». Вопреки карамзинистам, видевшим в салонных баснях И.И. Дмитриева верх совершенства и осуждавшим басни Крылова за «грубость» и просторечие, Бестужев решительно поставил Крылова выше Дмитриева. На неизбежность революционного восстания в России Бестужев в своем третьем обозрении намекал неоднократно. Лишь в таком смысле, например, нужно понимать его слова: «Порох на воздухе дает только вспышки, но сжатый в железо, он рвется выстрелами и движет и рушит громады». Большое внимание уделяет Бестужев современной русской журналистике и критике. Отметив заметное оживление в печати, Бестужев довольно строго отзывается о многих изданиях. Подчеркивая реакционное направление «Вестника Европы», он пишет, что этот журнал «толковал о старине и заржавленным циркулем измерял новое». Автор обозрения решительно выступает против «критической перебранки», характерной для многих журналов (и особенно для «Вестника Европы»). Он требует серьезной принципиальной критики, которая занималась бы разбором сущности произведения, а не мелочной полемикой, была бы «дельной и основательной», а «не корпела над запятыми».

Причины закрытия: после того как вышла третья книжка «Полярной звезды», Рылеев и Бестужев начали готовить четвертую. Но занятость делами Северного общества и службой не позволила им своевременно собрать альманах в полном объеме. Тогда они решили имеющийся материал напечатать небольшой книжкой под названием «Звездочка». Однако «Звездочка» света не увидела: часть тиража, отпечатанная к 14 декабря 1825 г., после событий на Сенатской площади была передана в следственную комиссию вместе с другими бумагами Рылеева и Бестужева. По образному выражению Герцена, «Полярная звезда» скрылась за тучами николаевского царствования». Продолжая традицию альманаха декабристов, Герцен в 1855 г. в Вольной русской типографии в Лондоне начал печатать свой альманах «Полярная звезда», на обложке которой было изображение барельефа с профилями пяти казненных декабристов. Это название Герцен выбрал, по его словам, затем, «чтоб показать непрерывность предания, преемственность труда, внутреннюю связь и кровное родство» с декабристами.

Публиковались: Пушкин (выступает в альманахе как ссыльный поэт: «Овидию», «Гречанке», «Мечта воина», «Увы, зачем она блистает...»), Дельвиг, Баратынский, Жуковский (помимо переводов из «Орлеанской девы» Шиллера и «Энеиды» Вергилия, поместил пять лирических стихотворений, три из которых («Счастие во сне», «Утешение», «Три путника») посвящены темам разлуки и смерти, исполнены грусти и тоски), Крылов («Крестьянин и овца» – сатира на «волчьи приговоры» продажных судей царской России), Грибоедов («Горе от ума»), Глинка («Плач пленных иудеев»), Кюхельбекер, Давыдов, Вяземский, Сомов, сам Бестужев («Роман и Ольга», статьи) и Рылеев («Рогнеда», «Борис Годунов», «Мстислав Удалой», причем в «Рогнеде» открыто защищались тираноборческие идеи). Эпизодически участвовали Греч и Булгарин.

«Полярная звезда» явилась родоначальницей большого числа альманахов 1820-1830-х годов. Выпускали Бестужев и Рылеев. К началу издания своего альманаха Рылеев и Бестужев не были новичками в литературе и журналистике. Рылеев уже приобрел известность как автор острой сатиры «К временщику» и гражданских «Дум», Бестужев – как поэт и талантливый критик; оба сотрудничали в петербургских журналах, участвовали в Вольном обществе любителей российской словесности.

В целях цензурной маскировки издатели придали «Полярной звезде» форму, характерную для тогдашних альманахов как представителей «малой» периодики: она печаталась форматом меньше половины тетрадной страницы. Рылеев возглавлял в альманахе отдел поэзии и печатал свои «думы», Бестужев ведал прозой, помещал критические обзоры литературы и повести, проникнутые идеями свободолюбия. На нем лежали основные издательские и редакторские обязанности, переговоры с сотрудниками и цензурой, отбор материала, составление книжек и корректура. Каждая книжка открывалась обозрением литературы, написанным Бестужевым, а затем шли произведения в прозе и стихах, которые являлись своего рода художественной иллюстрацией выдвинутых в нем положений. Между второй и третьей книгой прошло более 2 лет. За это время произошли значительные сдвиги в мировоззрении издателей, что не могло не отразиться на материалах «Полярной звезды». С каждым годом яснее определялось политическое лицо «Полярной звезды» в связи с тем, что Рылеев и Бестужев все более полно овладевали идеями дворянской революционности. «Полярную звезду» на 1823 г. Бестужев и Рылеев подготовили осенью 1822 г. В ту пору они еще не были декабристами. Недостаточная четкость политических и литературных взглядов издателей сказалась на содержании первой книжки «Полярной звезды». «Полярная звезда» считается альманахом декабристской ориентации. Многие её авторы были так или иначе связаны с движением декабристов. Проблемы возникали как у издателей из-за цензоров, так и у цензоров из-за издателей.

Носила также название: «Карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности».

Первый закон о печати.

В 1865 г. в России принимается первый закон о печати, который не носил еще окончательного характера и назывался «Временные правила о печати». По своему содержанию реформа печати была либеральной — отменялась предварительная цензура для столичных (Санкт-Петербург, Москва) журналов и газет, книг объемом более 10 печатных листов. Это новшество не распространялось на сатирические издания с карикатурами и всю провинциальную печать. Общее наблюдение за периодической печатью передавалось из Министерства просвещения в Министерство внутренних дел. За МВД оставалось право давать разрешения на новые издания, утверждать или не утверждать редакторов, делать предостережения изданиям, при третьем предостережении журнал или газету могли закрыть на срок до шести месяцев. Устанавливалась ответственность печати перед судом. Однако судебные преследования печати не получили распространения: административные меры были удобнее для правительства. Тем не менее, реформа способствовала дальнейшему росту печати, особенно либерально-буржуазного толка. Каждый номер журнала после выхода в свет тщательно просматривался в цензурном комитете и Главном управлении по делам печати. За публикацию материалов, которые могли показаться предосудительными, редакция получала «предостережение». После 2 взысканий издание могло быть закрыто.

В судьбе русской журналистики суровую роль сыграл 1866 г. В связи с покушением революционно настроенного молодого человека Д. Каракозова на царя русское правительство перешло к политике особенно жесткой реакции: закрыло в 1866 г. два лучших прогрессивных журнала: «Современник» и «Русское слово».

Революционная демократия постаралась возродить прогрессивную журналистику, и это ей удалось, преодолев ряд трудностей. Бывший редактор «Русского слова» Благосветлов с конца 1866 г. стал издавать демократический журнал «Дело», а Некрасов — редактор «Современника» — в 1868 г. приступил к изданию журнала «Отечественные записки», взяв его в аренду у Краевского.

Окончательно сложился тип общественно-политического и литературного ежемесячника с развитым отделом публицистики, рассчитанного на мыслящих людей, интеллигенцию. Поэтому история подобных журналов тесно связана с историей общественной мысли. Определенная часть публицистов журналов и газет все чаще начинает обращаться к вопросам религиозно-нравственного порядка (Ф.М. Достоевский, Вл.С. Соловьев, В.В. Розанов и др.). Увеличилась коллегиальность в руководстве журналами, хотя персональная роль лидеров в журналистике сохраняется (Катков, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Михайловский, Короленко и др.).

Одновременно растет газетное дело, увеличивается число ежедневных изданий разного типа, обеспечивающих потребность в информации растущей аудитории.

Нужды революционного движения, реакционная политика царизма по отношению к оппозиционному печатному слову вынудили русских революционеров уже в 1868 г. приступить к изданию ряда бесцензурных нелегальных революционных газет и журналов, сначала в эмиграции, а затем и в самой России.

Таким образом, система русской печати стала еще более разветвленной и сложной. По-прежнему она складывалась из трех основных направлений: консервативно-монархического («Русский вестник», «Московские ведомости», «Гражданин» и др.), либерально-буржуазного («Вестник Европы», «Голос», «Санкт-Петербургские ведомости», «Русские ведомости» и др.) и демократического («Искра», «Отечественные записки», «Дело»).

Монархическая и позднее буржуазно-монархическая печать стояла на позициях безоговорочной защиты монархии, дворянства, национального и социального угнетения трудящихся. Она была представлена прежде всего изданиями Каткова — лидера русских журналистов-консерваторов-монархистов («Русский вестник», «Московские ведомости»), князя В.П. Мещерского («Гражданин»), А.С. Суворина («Новое время») и др.

Либеральная печать была заявлена, пожалуй, наибольшим числом изданий: «Вестник Европы», «Голос», «Санкт-Петербургские ведомости», «Русские ведомости», «Новости и биржевая газета», значительная часть провинциальной прессы (Одесса, Воронеж, Казань, Иркутск).

К этой группе примыкали появившиеся во второй половине XIX в. массовые, дешевые издания для простонародья: «Петербургский листок», «Развлечение». Массовая аудитория вызвала к жизни различные еженедельники (юмористические, иллюстрированные, спортивные, театральные). Подобные издания выпускали и либеральные деятели, и люди без ясно осознанной направленности, партийности. Развлекательный, коммерческий характер ряда изданий маскировал их буржуазную (а иногда и монархическую) сущность. Но именно развитие капитализма после реформ 1860-х годов определило интенсивное появление различных типов буржуазной журналистики.

Однако по-прежнему ведущее положение (конечно, не по числу изданий, а по содержанию) занимала печать демократическая, поскольку она наиболее последовательно защищала интересы основной массы трудящихся города и деревни.

Борьба против остатков крепостничества, феодализма, против помещиков-латифундистов, национального угнетения, борьба против новых эксплуататоров-капиталистов, кулаков, царской чиновничьей бюрократии, реакционных тенденций в искусстве и литературе составляла главное содержание передовой демократической журналистики, и прежде всего «Отечественных записок» — лучшего журнала пореформенной эпохи.

Газета «Русь». 1880—1886 годы

В 1880 году, после того, как министром внутренних дел стал граф М. Т. Лорис-Меликов, И. Аксакова, впервые за 12 лет получил право на собственное издание. Первый номер его еженедельной газеты «Русь» вышел 15 ноября 1880 года. Первоначально она имела 24 страницы, позднее ее объем, формат и структура неоднократно менялись.

В газете печатались участники предыдущих изданий И. Аксакова: Н. П. Гиляров-Платонов, М. И. Коялович, В. И. Ламанский, О. Ф. Миллер, Н. М. Павлов, Д. Ф. Самарин. Среди авторов «Руси» выступали критики Н. Н. Страхов и М. Ф. Де-Пуле, публицисты А. А. Киреев и С. Ф. Шарапов, польский литератор М. Чайковский, а также ученые — В. П. Безобразов, П. А. Бессонов, П. Д. Голохвастов, Н. Я. Данилевский. Именно в «Руси» впервые увидел свет лесковский «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе».

В. С. Соловьевым, говоривший И. Аксакову, что считает его издание самым честным в России, поместил здесь ряд религиозно-философской статей. Тем не менее, в 1883 году, после проявленных В. Соловьевым симпатий к католичеству, между ним и редактором разгорелась публичная полемика. Имя В. Соловьева на время пропало со страниц «Руси», однако в 1885 году он снова стал печататься в газете И. Аксакова.

В ноябре 1885 г. «Русь» получила предостережение от министра внутренних дел за неуважение к правительству и за тон «несовместимый с истинным патриотизмом». Для И. Аксакова, которого историк М. К. Лемке назвал «страстотерпцем цензуры всех эпох и направлений», это было последнее столкновение с властями. 27 января 1886 года он скончался. Смерть И. Аксакова означала и смерть его газеты.

В то время, когда в Москве похороны И. Аксакова собрали около 100 000 человек, в Петербурге газета «Новое время» писала: «Нечего говорить о значении этой потери для русской журналистики… Закатилась одна из самых ярких звезд, какие когда либо блестали на небе русского общественного слова… Не русский талантливый писатель только скончался, скончался общественный трибун, обладавший даром зажигать сердца, скончался искренний человек, человек высокой честности и правды…».

Газета «День». 1861—1865 годы

В мае 1861 года И. Аксаков, хоть и не сразу, получил разрешение на издание еженедельной газеты «День», первый номер которой он выпустил 15 октября.

Задачей газеты было не изложение теоретических положений славянофильства, а формирование славянофильского взгляда на проблемы современной жизни. В первую очередь этому служили передовые «Дня». Как правило, они появлялись без подписи, что подразумевало авторство самого редактора. Редко, когда аксаковская передовая проходила цензуру без изъянов. Случалось, цензор вымарывал до половины статьи.

В редакционной работе И. Аксакову помогали его сестры Вера и Любовь Аксаковы и Н. М. Павлов, иногда выступавший под псевдонимом «Н. Бицын». В газете часто публиковались историки М. О. Коялович, И. Д. и И. В. Беляевы. Из людей близких к славянофильскому кругу печатались П. И. Бартенев, Н. П. Гиляров-Платонов, В. И. Даль, Н. А. Елагин, Д. Ф. Самарин, Ф. В. Чижов. Изредка здесь помещали свои статьи М. И. Костомаров и С. М. Соловьев.

В «Литературном отделе» газеты печаталась проза весьма ценимой славянофилами Н. С. Кохановской (Соханской), стихи И., К. и С. Аксаковых, П. А. Вяземского, К. К. Павловой, А. Н. Плещеева, Я. П. Полонского, А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, С. П. Шевырева и др. Затем «Литературный отдел» исчез, растворившись в «Общем отделе». А с 1863 года И. Аксаков почти совсем отказался помещать у себя в газете стихи и беллетристику.

И. Аксаков считал главным в «Дне» «Областной отдел», в котором он печатал корреспонденции из провинции. Особым отличием этой газеты являлся «Славянский отдел». Ни одна русская газета того времени не сообщала более полной и точной информации о ситуации в славянских землях, как «День». Здесь публиковались близкие к славянофилам сотрудники министерства иностранных дел А. Ф. Гильфердинг и В. И. Ламанский.

 

Если в начале выхода газета имела около тысячи подписчиков, а максимальный ее тираж превышал 4 тысяч, то в 1865 году он снизился почти до 2 тысяч экземпляров. Сокращение тиража увеличивало убытки. И. Аксаков решил прекратить выпуск «Дня», когда только за год потерял на нем 5 тысяч рублей серебром.

 

Искра

Время существования 1859-1873
Имена • Худ. редактор – Н.А.Степанов (русский график-сатирик), лит. Ред – В.С. Курочкин. • Всего 179 человек в штате, постоянные: Добролюбов, Некрасов, Панаев, Островский, Слепцов, Салтыков-Щедрин, А.К.Толстой, Успенский, Станюкович и др. • Постоянные авторы: Вейнберг, Минаев, Добролюбов, Одоевский, Салтыков-Щедрин, Успенский
Идеи • Политическая направленность сатиры • Оперативность, быстрота отклика, злободневность • Полемическая форма выражения • Орган демократического лагеря • В центре-крестьянский вопрос • Сатира «на лица» • Противопоставление бедности, нужды одних и роскоши других • Герои-сказочная беднота, разночинная интеллигенция • Рабочие вопросы • Обличение либерализма • Защита материализма, нигилистов • Поддержка польского восстания
Особенности • Тираж: 7-10 тыс. экземляров • Читатели в столицах, провинции, за границей • 8-12, 16 страниц • Отсутствие постоянных разделов
Разделы Наиболее устойчивые разделы: • «Искорки» - отдел, которым заканчивали, отдел смеси, включавший в себя мелкие заметки, стихотворения, «изречения» • «Нам пишут» - ведущий отдел, в котором помещался в основном материал из провинциальной жизни преимущественно обличительного характера. • «Хроника прогресса» - здесь Елисеев и Гайдебуров публиковали свои заметки, но не в каждом номере (из-за цензуры) • «Заметки со всех концов света» - сатирические обозрения Богданова на тему иностранной политической жизни
Другое Задачи журнала: • Отражение в сатирическом повседневных безобразий жизни России • Своеобразный террор по отношению к властям всех рангов Пользовались формами: карикатура, аллегория, ирония, эзоповская речь, «Маски», пародия, каламбур
Причина закрытия Курочкина отстраняли от руководства изданием, менялись официальные редакторы, выход журнала приостанавливался. Искра переживала постепенный упадок, что отражалось на тираже: в последние годы он снизился до 2 тыс. экземпляров. В 1871 г. Искра получила первое предостережение и запрет на розничную продажу, в 1872 г. был уничтожен номер из-за «сцен» Буренина «Исправленный реалист, или Юноша лицея»; в 1873 г. журналу были объявлены второе и третье предостережение с приостановкой на четыре месяца за «вредное направление» и «превратные и совершенно неуместные суждения о правительственной власти». После этого издание журнала уже не возобновилось.

Начало информационного дела в России. Прожурналистиские явления.

В России журналистика как индустрия информации появилась в начале 18 века. Формы информационного общения появились уже на заре человечества. Это было необходимым шагом при переходе от «первобытного стада» к формированию человеческих общностей. Огромную роль в этом сыграли первичные формы труда формировавшихся людей, в процессе организации которого возникала необходимость обмена «сообщениями». Сначала это были знаки (в том числе и звуковые), а затем стала возникать членораздельная речь. Так потребность в обмене информацией привела к развитию форм знакового общения. Это знаковое общение способствовало сплочению людей при организации поведения в характерных для первобытно-общинного строя областях деятельности. Информационное общение, в котором оказались задействованы зрение и слух, было мощным фактором воздействия на людей и, что особенно важно, — воздействия в сфере общественного мнения, которое тогда было едва ли не главной духовно-организующей силой в жизнедеятельности человеческих общностей. Итак, уже на первых этапах человеческой истории возникли информационные потоки, направленные, в частности, на формирование, поддержание и активизацию общественного мнения. Речь, жест, мимика стали факторами формирования представлений об окружающем мире и способом воздействия на поведение людей как членов общностей уже при первобытном строе. Связка «информация — общественное мнение» свидетельствует о том, что предвестники будущих массово-информационных процессов стали зарождаться в далекие времена. С возникновением государства формы общественной жизни усложнились, развернулись процессы разделения труда, сформировались политические институты и появились профессиональные политики. В это время особенно активную роль в распространении общественной информации играют ораторы. Политическая деятельность великих ораторов древности, в частности Демосфена (Греция) и Цицерона (Рим), представляет яркое проявление того, что можно уже с большой определенностью назвать пражурналистской деятельностью, — целенаправленное распространение в массе людей сведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие, формирующих их мнения, представления, стремления, побуждающих к тем или иным действиям.

С древних времен и до наших дней устные выступления ораторов являлись и остаются важнейшей формой массово-информационной деятельности. Представители государственной власти рассылали для оповещения подданных своих гонцов: глашатаев, дьяков, герольдов.

С устными формами распространения информации связаны широко бытующие сейчас слова — «форум» (площадь собраний в Риме), «трибуна» (выборные должности, затем место произнесения речи), «вече» (собрание у славян; старослав. веть — «совет»), «дума» (собрание советников) и др. Многие из них сохранились в названиях газет и журналов, что свидетельствует о прочных связях журналистики с пражурналистскими явлениями. Унаследованными оказались и такие слова, как «вестник» («Московский вестник»), «курьер» («Курьер ЮНЕСКО»), «герольд» («International Gerald Tribune»), «почта» («Morning Post»), «трибуна» («Chicago Tribune»), «дума» («Дума») и т.д. Имена персонажей мифологии, выступавших в качестве вестников богов (и потому изображавшихся с крылышками на сандалиях) и покровителей глашатаев (Гермес — в греч., Меркурий — в рим.), также вошли в журналистский лексикон («Московский Меркурий» и др.).

Традиции ораторских выступлений широко использовала церковь и религиозные деятели, стоявшие во главе массовых движений (например, проповеди Т. Мюнцера стали великими образцами публицистики эпохи реформации). Политическое красноречие было составной частью общественно-политической деятельности уже в XVIII веке, а позднее оказалось важным атрибутом парламентской культуры (слово «парламент» происходит от фр. parler — «говорить»), вообще выступлений перед широкой публикой, в том числе на митингах и собраниях. Одновременно с устными развивались письменные формы массово-информационной деятельности: государственные институты, общественные деятели, иерархи церкви рассылали различные письменные документы — послания, реляции, рескрипты, буллы. Позже возникли прокламации, листовки, эпистолярные формы корреспонденции. На их основе сформировались жанры публицистики, широко вошедшие в журналистскую практику. Все эти формы общественной коммуникации возникли в древности как пражурналистская деятельность. Тогда же появилось и некое подобие газеты. В обширных древних государствах (прежде всего в Римской империи) устные формы распространения сведений оказались недостаточными, равно как и рассылка с гонцами письменных сообщений. Поэтому возникли «писаные» формы собственно пражурналистики — подобия газет в виде сводок актуальных материалов разного рода и форм.

Летучие или «фряжские» ( т.е. итальянские или иноземные, так как поступали из-за рубежа) листки — основное средство сначала устной, а затем печатной информации в допетровскую эпоху на Руси.

Содержали 4-8 страниц текста крупным шрифтом, сопровождавшегося нередко примитивными гравюрами на дереве – по сути «желтая пресса» тех лет.

Тематика была как серьезной (религия, политика), так и развлекательной (басни, сказки, сатира, коммерческая реклама). Как правило, листок был посвящен определенному событию, конкретному, часто сенсационному, факту, явлению, стиль его написания отличался лаконизмом и конкретностью, а информация была простой и доходчивой. Именно эта доходчивость, выражаемая грубостью и отсутствием вкуса, сыграет, в дальнейшем, свою роковую роль (в 1674 году глава православной церкви запретил покупать такие листы).

Такой листок был оперативен, легко тиражировался ( переписывался) и был удобен для распространения. Инициатива в получении информации исходила от светской власти, все дело перевода листков было сосредоточено в руках правительства. Информация и листки получались через дипломатические каналы, главным образом, через послов. Великий князь Иван 3 Васильевич (1462-1505) пытался организовать сеть агентов, которые бы снабжали его зарубежной информацией, Алексей Михайлович (1645-1676) требовал от своих дипломатов и агентов присылать «вести из других государств».

В январе 1558 года Иван IV Васильевич начал Ливонскую войну за выход России к Балтийскому морю. А в 1561г. появился листок со следующим текстом: «Весьма мерзкие, ужасные, доселе неслыханные, истинные новые известия, какие зверства совершают московиты с пленными христианами из Лифляндии, мужчинами и женщинами, девственницами и детьми, и какой вред ежедневно причиняют им в их стране. Попутно показано, в чем заключается бoльшая опасность и нужда лифляндцев. Всем христианам в предостережение и улучшение их греховной жизни писано из Лифляндии и напечатано. Нюренберг 1561». Сообщения «желтой прессы» подкреплялись художественно.Этот новый тип источника информации, ориентированный на широкую публику, изменил отбор информации и способы ее подачи. Как и в современной бульварной прессе отбираются шокирующие, ужасные известия, и подаются так, чтобы воздействовать на чувства, а не давать объективную картину. Быстро формируются определенные штампы. Прямо или косвенно русских представляли через негативные образы Ветхого Завета. Спасение Ливонии сравнивалось с избавлением Израиля от фараона, а Ивана Грозного сравнивали с фараоном и Иродом.

Распространение листковой литературы, работа с нею, появление первых агентов, добывавших информацию, переводчиков, составлявших информационные обзоры, выборки из зарубежной прессы — все это подготовило новый тип информационного издания — рукописную газету.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Проверка рубежного уровня знаний по вопросам раздела.
  2. Past Simple переводится глаголами несовершенного вида, прошедшего времени (что делал?).
  3. XVII. Личное и общественное начало в наследственном праве
  4. XXXII. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ И ДЕЛАТЬ ЕЖЕДНЕВНО, ЧТОБЫ НЕ БОЛЕТЬ, А ЕСЛИ БОЛЕЕШЬ, ТО КАК ВЫТАЩИТЬ СЕБЯ В ТЕЧЕНИИ ДНЯ, ПОЧТИ, С ТОГО СВЕТА.
  5. А как обстоят дела в Соединенных Штатах?
  6. А потом он обратился к ним с увещанием в связи с тем, что они смеялись, когда кто-нибудь испускал ветры, и сказал: «Почему некоторые из вас смеются над тем, что делают и сами?»
  7. А. Сделайте свое лицо красивым с помощью массажа рта
  8. Административные правонарушения и административная ответственность. Органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях.
  9. Анализ публичного заявления.
  10. Апелляционное обжалование. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции. Полномочия суда апелляционной инстанции.
  11. АТЕРОСКЛЕРОЗ БРЮШНОГО ОТДЕЛА АОРТЫ
  12. Атомные электростанции мира и России.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 837; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь