Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Журналистика периода Отечественной войны 1812г. Журнал Греча Н.И. «Сын Отечества».
Главная идея – идея патриотизма. В официальных изданиях в одной плоскости – «Московские ведомости», «Санкт-петербургские ведомости», «Северная почта». Официальная трактовка патриотизма. Здесь же «Вестник Европы». Появляется пресса для инвалидов – 1813. «Русский инвалид» Санкт-Петербург, благотворительная цель. 1812 – «Сын отечества» Н.И. Греч. Различные жанры информации о военных действиях. «Русский вестник» - много о войне, война как защита престола, помещичьего земледелия, церкви. Журнал Глинки. Граф Ростопчин – постоянный автор. Писал афиши, характер обращения к солдату. И отдельные листки и в журналах. Основной прием – стилизация. Многие говорили, что это грубая подделка под народный язык. Настроения шовинистические и националистические. «Сын Отечества». Дата издания: октябрь 1812-1852 гг. Литературная позиция: с начала в нем образовались линия умеренно-либеральная и линия гражданского патриотизма. На умеренно-либеральных позициях стоял сам Греч. «Сын отечества» стал самым передовым журналом в годы Отечественной войны благодаря тем материалам, в которых проявлялось гражданское свободомыслие, содержались элементы будущей дворянской революционности. Гражданское свободомыслие проявлялось «Сыном отечества» в освещении характера кампании 1812 г. Эта война понимается как освободительная, как борьба за национальную независимость родины, отечества – отсюда и название журнала, – а не за веру, царя и помещиков. Он соединил в себе известные достижения как журналов того времени, так и газет. Содержание его преимущественно связано с войной. Впервые появились корреспонденции с театра военных действий, публиковались обзорные статьи, посвященные ходу войны (особенно выделяются обозрения проф. А.П. Куницына «Послание к русским», «Замечания на нынешнюю войну»). Гражданский патриотизм — отличительная черта издания. Здесь печатались басни И.А. Крылова, посвященные войне («Ворона и курица», «Волк на псарне»), впервые печатались рисунки и карикатуры, посвященные ходу военных действий, изгнанию Наполеона из России. С окончанием военных действий журнал перестраивался и принял литературный характер. Здесь стали сотрудничать некоторые будущие декабристы (К.Ф. Рылеев и др.). Причина закрытия: Если в 1812-1813 гг. «Сын отечества» был самым передовым и самым современным журналом, то после войны он заметно бледнеет: литература и критика вытесняют политику, гражданский пафос исчезает со страниц журнала; из общественно-политического он превратился в журнал научно-литературный. Публиковались: Пушкин, Куницын, Крылов, сам Греч. Редактор-издатель Греч. «Сын отечества» имел на титуле подзаголовок «исторический и политический журнал». Постоянный литературный отдел вначале отсутствовал, он появился только в 1814 г., но художественные произведения печатались в большом количестве и были посвящены современной военной и политической теме. «Сын отечества» выходил еженедельно, по четвергам; в каждом номере было по 40-50 стр. Политическое направление журнала не отличалось строгим единством. В отделе «Смесь» из номера в номер печатались небольшие, на 10-20 строк, заметки и зарисовки, изображавшие военные будни. Герой этих материалов – рядовой солдат, храбрый, выносливый, находчивый, готовый жертвовать собой в борьбе за свободу родины. «Сын отечества» печатал солдатские и народные песни. Греч ввел в «Сын отечества» новшество – иллюстрации, содержание которых подчинялось общей патриотической цели журнала. Основной жанр иллюстраций – политическая карикатура, высмеивающая Наполеона и его сподвижников. Например, на рисунке, названном «Французский суп» (№7), представлены французские солдаты, исхудавшие, одетые в лохмотья; они с жадностью смотрят в котелок над костром, где варится ощипанная ворона. Это иллюстрация к соседней заметке в «Смеси», где говорилось: «Очевидцы рассказывают, что в Москве французы ежедневно ходили на охоту – стрелять ворон... Теперь можно дать отставку старинной русской пословице: «Попал как кур во щи», а лучше говорить: «Попал как ворона во французский суп». В следующем, 8-м номере появилась басня Крылова «Ворона и курица» на ту же тему. Показательна статья «Послание к русским», напечатанная в №5 «Сына отечества» за 1812 г. Автор ее, Куницын, пользовался большим уважением и любовью среди молодежи. Публицистический пафос «Послания к русским», смысловая и эмоциональная емкость многих слов и выражений позволили современникам видеть в статье даже больше того, что в ней было. Куницын доказывает, что война России с Францией справедливая, так как ведется за сохранение национальной независимости страны. Поход на Россию затеян не в интересах французского народа, это авантюра Наполеона. Наполеон характеризуется как тиран, разрушитель свободы национальной (в отношении к завоеванным народам) и политической (в отношении к самому французскому народу). Французы не могут победить, так как они «проливают кровь свою за дело их тирана»; победят русские, потому что они борются за свободу отечества. С конца апреля 1813 г. раз или два в неделю при «Сыне отечества» выпускаются бесплатные прибавления военно-политического характера. Издания декабристов. Альманах К.Ф.Рылеева и А.А.Бестужева «Полярная звезда». Краткое описание эпохи: Александр I доверил все дела Аракчееву. Он создал военные поселения. Жизнь крестьянина была распределена по минутам. Ощущалось недовольство. В послевоенные годы начинают появляются первые тайные общества. Предпосылкой к этому явилось внутреннее положение страны, недовольство народа, дворяне хотели помочь народу, но без народа. Русские офицеры, пошедшие всю Европу, наблюдали, что происходит в Европе и во Франции. Вернувшись в Россию, вспомнили о европейских порядках, об отсутствии крепостного права, иными словами, было много предпосылок, чтобы в 1815-1816 гг. стали появляться тайные общества — Союз спасения, Союз благоденствия. 14 декабря 1825 года – Восстание декабристов. 125 человек было осуждено, 5 — казнено. Первая казнь за 50 лет в России. Декабристы использовали журналистику для агитации как письменной, так и устной. Декабристы были потрясающими ораторами. Они вели беседы тет-а-тет и на большую аудиторию. Они выступали и в литературных обществах, сочиняли народные песни. Отличились Бесутжев и Рылеев. Все песни писались на известные мотивы. Например: «Ух, как шёл кузнец да и с кузницы» (о кузнеце, несшем венцы на венчание в церковь. А в песне пелось о ножах на вельмож, на царя – призыв к цареубийству). Многие будущие декабристы в своих подчинённых ротах создавали ланкастерские школы обучения с прописями (равенство, братство, свобода, конституция). Разговорники солдатские были. То, что собирались предпринять декабристы, напоминало перевороты 18 в. Многие декабристы, оказавшись в Сибири, и там занимались просветительской деятельностью. Декабристам не понравилось стихотворение Пушкина об ожидании свободы как ожидании возлюбленной, они были за призыв к битве. Они восторгались «Горем от ума» и не любили Жуковского. Декабристы считали, что не нужно ничего заимствовать у Запада, они заговорили о народности русской литературы. У декабристов поэт – это борец. Это «судия общественных пороков». Кюхельбекер – друг Пушкина, критик – ненавидел элегии и романтизм. Он развенчивает унылость романтизма. «Полярная звезда». Дата издания: вышло три книжки – на 1823, 1824 и 1825 гг. Литературная позиция: в этом альманахе ни разу не появились переведённые тексты — только отечественная литература. Недостаточная четкость политических и литературных взглядов издателей сказалась на содержании первой книжки «Полярной звезды» и заметна в обозрении Бестужева «Взгляд на старую и новую словесность в России». Статья Бестужева делится на три части. Сначала идет очерк развития русской литературы от древних времен до начала XIX в., затем автор говорит о литературе «последнего пятнадцатилетия» и, предваряя Белинского, заключает, что в России все еще нет настоящей литературы. Конец статьи посвящен разбору причин, которые тормозят развитие нашей словесности. Обозрение Бестужева пронизано страстной борьбой за национальную самобытность литературы, за ее высокое, гражданское содержание. С точки зрения народности Бестужев высоко оценивает «Слово о полку Игореве», творчество Кантемира, Ломоносова, Державина, Хемницера, Фонвизина. Отношение к Карамзину у критика двойственное: с одной стороны, он выразил характерное для декабристов несогласие с монархической концепцией «Истории государства российского», но с другой – признал в Карамзине писателя, который дал «народное лицо» русскому языку. С позиций гражданского романтизма оценивает Бестужев творчество поэтов последнего пятнадцатилетия; весьма одобрительно отзывается он о Крылове, Ф. Глинке, Рылееве, Пушкине как авторе «Руслана и Людмилы» и «Кавказского пленника». Вопреки карамзинистам, видевшим в салонных баснях И.И. Дмитриева верх совершенства и осуждавшим басни Крылова за «грубость» и просторечие, Бестужев решительно поставил Крылова выше Дмитриева. На неизбежность революционного восстания в России Бестужев в своем третьем обозрении намекал неоднократно. Лишь в таком смысле, например, нужно понимать его слова: «Порох на воздухе дает только вспышки, но сжатый в железо, он рвется выстрелами и движет и рушит громады». Большое внимание уделяет Бестужев современной русской журналистике и критике. Отметив заметное оживление в печати, Бестужев довольно строго отзывается о многих изданиях. Подчеркивая реакционное направление «Вестника Европы», он пишет, что этот журнал «толковал о старине и заржавленным циркулем измерял новое». Автор обозрения решительно выступает против «критической перебранки», характерной для многих журналов (и особенно для «Вестника Европы»). Он требует серьезной принципиальной критики, которая занималась бы разбором сущности произведения, а не мелочной полемикой, была бы «дельной и основательной», а «не корпела над запятыми». Причины закрытия: после того как вышла третья книжка «Полярной звезды», Рылеев и Бестужев начали готовить четвертую. Но занятость делами Северного общества и службой не позволила им своевременно собрать альманах в полном объеме. Тогда они решили имеющийся материал напечатать небольшой книжкой под названием «Звездочка». Однако «Звездочка» света не увидела: часть тиража, отпечатанная к 14 декабря 1825 г., после событий на Сенатской площади была передана в следственную комиссию вместе с другими бумагами Рылеева и Бестужева. По образному выражению Герцена, «Полярная звезда» скрылась за тучами николаевского царствования». Продолжая традицию альманаха декабристов, Герцен в 1855 г. в Вольной русской типографии в Лондоне начал печатать свой альманах «Полярная звезда», на обложке которой было изображение барельефа с профилями пяти казненных декабристов. Это название Герцен выбрал, по его словам, затем, «чтоб показать непрерывность предания, преемственность труда, внутреннюю связь и кровное родство» с декабристами. Публиковались: Пушкин (выступает в альманахе как ссыльный поэт: «Овидию», «Гречанке», «Мечта воина», «Увы, зачем она блистает...»), Дельвиг, Баратынский, Жуковский (помимо переводов из «Орлеанской девы» Шиллера и «Энеиды» Вергилия, поместил пять лирических стихотворений, три из которых («Счастие во сне», «Утешение», «Три путника») посвящены темам разлуки и смерти, исполнены грусти и тоски), Крылов («Крестьянин и овца» – сатира на «волчьи приговоры» продажных судей царской России), Грибоедов («Горе от ума»), Глинка («Плач пленных иудеев»), Кюхельбекер, Давыдов, Вяземский, Сомов, сам Бестужев («Роман и Ольга», статьи) и Рылеев («Рогнеда», «Борис Годунов», «Мстислав Удалой», причем в «Рогнеде» открыто защищались тираноборческие идеи). Эпизодически участвовали Греч и Булгарин. «Полярная звезда» явилась родоначальницей большого числа альманахов 1820-1830-х годов. Выпускали Бестужев и Рылеев. К началу издания своего альманаха Рылеев и Бестужев не были новичками в литературе и журналистике. Рылеев уже приобрел известность как автор острой сатиры «К временщику» и гражданских «Дум», Бестужев – как поэт и талантливый критик; оба сотрудничали в петербургских журналах, участвовали в Вольном обществе любителей российской словесности. В целях цензурной маскировки издатели придали «Полярной звезде» форму, характерную для тогдашних альманахов как представителей «малой» периодики: она печаталась форматом меньше половины тетрадной страницы. Рылеев возглавлял в альманахе отдел поэзии и печатал свои «думы», Бестужев ведал прозой, помещал критические обзоры литературы и повести, проникнутые идеями свободолюбия. На нем лежали основные издательские и редакторские обязанности, переговоры с сотрудниками и цензурой, отбор материала, составление книжек и корректура. Каждая книжка открывалась обозрением литературы, написанным Бестужевым, а затем шли произведения в прозе и стихах, которые являлись своего рода художественной иллюстрацией выдвинутых в нем положений. Между второй и третьей книгой прошло более 2 лет. За это время произошли значительные сдвиги в мировоззрении издателей, что не могло не отразиться на материалах «Полярной звезды». С каждым годом яснее определялось политическое лицо «Полярной звезды» в связи с тем, что Рылеев и Бестужев все более полно овладевали идеями дворянской революционности. «Полярную звезду» на 1823 г. Бестужев и Рылеев подготовили осенью 1822 г. В ту пору они еще не были декабристами. Недостаточная четкость политических и литературных взглядов издателей сказалась на содержании первой книжки «Полярной звезды». «Полярная звезда» считается альманахом декабристской ориентации. Многие её авторы были так или иначе связаны с движением декабристов. Проблемы возникали как у издателей из-за цензоров, так и у цензоров из-за издателей. Носила также название: «Карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1733; Нарушение авторского права страницы