Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблематика, идейная направленность, основные жанры журналов Н.И. Новикова
Журналы Н.И. Новикова представляют собой особое явление в российской журналистике. Они были среди первых изданий, где начали писать о политике и экономике, обсуждать проблемы крепостного права, и другие острые вопросы. Журналы Новикова стали заметной вехой развития русской журналистики и способствовали продвижению отечественной литературы к реализму. Их можно разделить на две группы: 1) сатирические: «Трутень» (1769-1770); «Пустомеля» (1770); «Живописец»(1772); «Кошелек» (1774) 2) тематические: «Древняя российская вивлиофика» (1774); «Санкт-Петербургские ученые ведомости»(1777); «Утренний свет» (1777); «Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета» (1779); «Московское ежемесячное издание» (1781); «Вечерняя заря» (1782); «Городская и деревенская библиотека» (1782-1786); «Покоящийся трудолюбец» (1784). Кроме этого на страницах журнала появляются и материалы под рубриками “Ведомости”, “Известия”, публикуются фельетоны, сатирические портреты конкретных людей, чьи имена не называются, но легко угадываются, сатирические стихи. Новиков составляет сатирические словари и сатирические рецепты. Также Новиков использует жанр письма (переписка журнала и читателей)Эти жанры помогают ему высмеивать не абстрактные пороки, а поражать порок сатирой “на лица”. У Новикова появляется жанр театральных рецензий. Все материалы в журналах Новикова написаны понятным простым и естественным языком, близким к разговорной литературной речи. Новиков маскирует наиболее острые в критическом отношении материалы, перемешивает их с публикацией панегирических сочинений. Тема угнетенного крестьянства. «Отрывок путешествия в ***И***Т***». Цикл «Писем к Фалалею». Раскрывается оборотная сторона крепостного права – разлагающее влияние рабства на дворян. (Существует полемика, кому на самом деле принадлежат оба эти произведения. Берков считает, что «Отрывок» написан Радищевым, а «Письма к Фалалею» - Фонвизиным. Но нам Бухаркин говорил, что оба эти произведения принадлежат Новикову.) Новиков как редактор несомненно отвечал за помещенный материал, солидаризовался с ним. Переписка крестьян с помещиком написана мастерской рукой; она тонко имитирует стиль подлинных документов эпохи. Н.А. Добролюбов в своей статье «Русская сатира в век Екатерины» писал о ней: «Эти документы так хорошо написаны, что иногда думается: не подлинные ли это». В характерной форме «Трутень» дает гневный памфлет на крепостническую действительность. Нищета и бесправие со стороны крестьян, жадность и варварская жестокость со стороны помещика – такова крепостническая практика по этой статье. Смерть, голод, унижение, избиение, темнота – удел «рабов» Григория Сидорыча, который знает только два пункта в своих правах и неограниченно применяет их: драть крестьян и драть с крестьян. Типический образ помещика дан очень сильно; в барском «указе», – пишет Добролюбов, – «чрезвычайно ярко выражаются бесчеловечность и невежество помещика. " Трутень". ( 1769 г.- 1770 гг.) Журнал Новикова «Трутень» появился 1мая 1769 г. и сразу между ним и «Всякой всячиной» («Всякая всячина» - еженедельный сатирический журнал, который выходил с начала 1769 г. по почину Екатерины II и при ее непосредственном участии. Издание осуществлялось личным секретарем Екатерины «по принятию прошений» - Г.В.Козинским, но руководила журналом сама Екатерина). Название новиковского журнала и эпиграф на титульном листе: «Они работают, вы их труд ядите», взятый из притчи Сумарокова «Жуки и пчелы», раскрывали основную идейную направленность «Трутня». «Трутни» - помещики-тунеядцы, которые бессовестно грабят работающих на них крепостных крестьян. Проповедь на страницах «Всякой всячины» - «человеколюбие» и «снисхождение» к людским порокам, поскольку людей без недостатков не бывает, призывы обличать порок вообще, а не конкретных носителей пороков, вызвали резкую критику издателя «Трутня». Началась полемика по поводу сущности сатиры. Новиков был убежден, что только та сатира, которая писана «на лицо», может быть действенной. В предисловии к первому листу «Трутня» издатель говорит о своем основном намерении – исправить нравы, видя возможность оного в издании трудов «особливо сатирических, критических и прочих, ко исправлению нравов служащих». Полемика «Трутня» со «Всякой всячиной» носила политический характер. В статьях «Трутня» Новиков намекает на плохое знание императрицей русского языка. В ряде сатирических статей он показывает подлинное лицо «просвещенного монарха», раскрывет сущность политической игры Екатерины II. Новиков упрекает Екатерину в том, что она хочет показать себя единственным наставником молодых людей, но как ни старается «неограниченный самолюбец» переодеться в тогу наставника, мудрого государя, он «из-за сего смиренного покрова кусает всех...» Тематика сатиры «Трутня» не ограничивается борьбой с «коронованным сотрудником» «Всякой всячины», «Трутень» резко ополчается на лихоимство, ханжество, невежество, внешнюю европеизацию дворянства, рассматривая эти проблемы, как проблемы социальные. В «Трутне» создан ряд сатирически острых, социальных портретов жестокосердных, невежественных крепостников. Таковы Змеян, Злорад, Недоум, Себялюб, Безрассуд и др., страдающие тщеславием, алчностью, корыстолюбием и другими пороками. На XVII листе «Трутень» прекратил свое существование. " Пустомеля" В июне 1770 г. Новиков попытался через подставное лицо издавать новый журнал «Пустомеля», но и он был закрыт на втором номере, в котором Новиков напечатал перевод с китайского «Завещание Юнджена, китайского хана, к его сыну» и стихотворение Д.И.Фонвизина «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». В первом говорилось об обязанностях государя и его приближенных. Китайский император, избрав наследником престола сына, указывает, что он установил твердое законодательство, опираясь на своих вельмож. В этой статье можно было найти намек на современность, в частности желание аристократической оппозиции ограничить единовластное правление Екатерины дворянским советом, на который она должна опираться в выработке законов. " Живописец" (с 1772 по 1773 г.) Третий сатирический журнал «Живописец» Новиков начал издавать в 1772 году. Продолжая линию «Трутня», Новиков помещает ряд сатирических портретов, изображая хулителей наук, «благородных невежд», зараженных «чужебесием». Сатирические портреты содержат в себе более тонкую психологическую и социальную характеристику. Авторское описание перемежается с откровенными высказываниями персонажей, наделенных речевой характеристикой, что способствует созданию жизненных, во многом типизированных характеров. Перед нами проходят Наркис, Волокита, Худовоспитанник, Кривосуд, Щеголиха. Последняя говорит: «... как глупы те люди, которые в науках прекрасные лета погубляют.» В «Живописце» печатается «Опыт модного словаря щегольского наречия». Жанр сатирического словаря не был новым для русской журналистики, его использовал Сумароков в «Трудолюбивой пчеле». Отличительной чертой словаря Новикова является то, что, пользуясь лексикой и фразеологией щегольского наречия, автор воспроизводит социально-психологические характеры светской аристократии. Он раскрывает психологию, обычаи, нарвственный облик «благородных невежд». Их характеризует отчужденность от национальной культуры, презрение к родному языку, душевная никчемность, нравственная распущенность. Большое место в сатирических журналах Новикова занимает форма писем в редакцию, переписки между частными лицами («Письма дяди к племяннику», «Письма к Фалалею»). Эта форма сатиры одна из наиболее распространенных в сатирических журналах в 1769-1774гг., ибо письма читателей создавали впечатление «правдоподобности». На страницах «Живописца» вновь, еще с большей художественной силой и убедительностью, развертывается крестьянская тема. Критика крепостнического дворянства, произвол помещиков и тяжелое положение крестьянства являются основным идейным стержнем таких произведений, как «Отрывок путешествия в «И***Т***», «Письма к Фалалею». Критикуя крепостническую действительность, Новиков не думал о возможности ее уничтожения с помощью народного восстания. Только Радищев поднимется до осознания прав народа насилием отвечать на насилие, признав в нем главного двигателя истории. Если в «Отрывке путешествия...» была показана нищенская, вызывающая глубокое сострадание жизнь крестьян, то в «Письме к Фалалею» – жизнь помещика-крепостника, жестокость и невежество которого вызывают негодование у читателя. " Кошелек" ( с 8.06. по 02.09. 1774 г.) В 1774г. выходит последний сатирический журнал Новикова «Кошелек». Он уступает предшествующим журналам в широте и социальной остроте изображения отрицательных явлений русской жизни. Сказалось и время издания – пугачевское восстание было в разгаре. Основная тема нового журнала – борьба с дворянским «чужебесием». Уже в первой статье шла речь о «злоупотреблении, вкравшемся в нас к порче российского наречия». Назвав журнал «Кошельком», Новиков, по его собственным словам, хотел показать своим журналом «превращение русского кошелька во французский», т.е. бессмысленную трату денег на модные иноземные затеи, растрату не только материального, но и духовного богатства, ибо все эти зараженные французоманией дворяне теряют чувство родины, чувство национального достоинства. «Кошелек» имел и другое значение: кошельком назывался мешок из кожи или тафты, куда убирали косу парика щеголи. Основной задачей издания была борьба за национальные русские начала. Новиков в журнале выступает горячим патриотом, у которого любовь к родине и своему народу сочеталась с критикой отрицательных сторон действительности. В конце 70-ых и 80-ые годы Новиков издает ряд новых журналов: «Утренний свет» (1777-1780), «Вечерняя заря» (1782-1783), «Покоящийся трудолюбец» (1784-1785), журнал «Московское издание» (1781) и газету «Московские ведомости» (1779-1789). Нравственно-философский журнал «Утренний свет» своей идейной и эстетической направленностью способствовал началу формирования сентиментализма, ибо на его страницах был поставлен вопрос о внимании к человеку как к индивидуму. Внутренний мир человека, стремление его к нравственному самоусовершенствованию, способность к самоанализу («познай самого себя») – все это явилось предтечей русского дворянского сентиментализма. Новиков был издателем первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», выходившего еженедельно с 1785 по 1789 гг. как приложение к «Московским ведомостям». е в 1779 г. Новиков начал издавать первый русский журнал для женщин «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Журнал этот был преимущественно литературный, но к каждой книге журнала прилагались картинки с изображением модных нарядов и уборов. И детский, и женский журнал преследовали прежде всего образовательные и воспитательные цели. 7. Д.И. Фонвизин - журналист. Журнал " Друг честных людей или " Стародум" Рукописный вариант, так как Фонвизину запрещено печататься. «Друг» в отличие от «Курантов» является журналистским произведением. Всего один номер. Тиражировался от руки. В заголовок Фонвизин выносит «периодическое сочинение, посвященное истине». Персональный журнализм. Продолжение о тех персонажах, которые уже были введены в комедии «Недоросль». Хотел публиковать переписку Стародума с различными корреспондентами – эпистолярный жанр. Тема распада дворянской семьи, нравственные проблемы, проблемы воспитания. Еще герои – Тарас Скотинин, госпожа Простакова. Он ей пишет, что у него умерла любимая свинья Аксинья, он вне себя от скорби, поэтому решил стать воспитателем – нравоучителем с розгами в руках. Фонвизин хотел опубликовать ряд других сатирических произведений, которые не смог опубликовать в «Собеседнике». «Всеобщая придворная грамматика» - в форме вопросов и ответов. 6 родов подлых придворных душ. Новые падежи и формы – придворный падеж – наклонение сильных к наглости, а слабых к подлости. Действительный, страдательный и отложительный залог. Самое часто употребительное слово – «быть должным», не используется в прошедшем времени, потому что долги не отдают. Грамматика так и не опубликована. «Письмо надворного советника Взяткина». Многие считают, что это продолжение образа советника из комедии «Бригадир». В литературе Фонвизин придерживался классицизма, а в публицистике заметны реалистические черты. Просветительский реализм. Неодномерная характеристика. Для классицизма герои либо исключительно хорошие, либо плохие. А у советника приличные дети. Сын Взяткина Митюшка – создатель Сводного Уложения, намек на Наказ Екатерины. До этой статьи считалось, что мошенниками могут быть только мелкие чиновники, Фонвизин разрушает это представление. Письмо обращено к Милостивцу, его превосходительству – тоже мошеннику. Подписано датой «Москва 1777». Много политических аллюзий. В письме Взяткин поздравляет Милостивца с тем, что тот совершенно случайно занимает высокий пост, без всяких трудов. Потом идет ответ его превосходительства. Разрушение идеализации крупных сановников. «Наставление дяди своему племяннику» - то же, самое, разбогател из-за взяток. Драматическая сценка «Разговор у княгини Халдиной». Представители высшего света, которые праздно проводят время. Стародум утверждает, что в Росси нет хороших ораторов, потому что им негде применять свое умение и предлагает создать парламент, где могли бы обсуждаться новые законы и деятельность министров. Основной жанр – письмо. Главный герой – Стародум. В 1785 года Фонвизина разбивает паралич, на этом его деятельность останавливается. Фонвизин стоит у истоков персонального журнализма. В 1788 г. им было под- готовлено, но по цензурным соображениям не получило разрешение к печати издание «Друг честных людей, или Стародум». В заголовок Фонвизин выносит надпись: «периодическое сочинение, посвященное истине». Фонвизин развивает эпистолярный жанр, желая публиковать переписку Стародума с различными корреспондентами. Одна из статей Фонвизина ставит вопрос о причинах слабого развития в России ораторского искусства. Говоря о том, что монархически-крепостническое государственное устройство России является причиной отсутствия красноречия, он убежден: «Ка- кого рода и силы было бы российское красноречие, если бы имели где рассуждать о законе и податях и где судить поведения министров, государственным рулем управ- ляющих». Фонвизин считает, что в России нет ситуаций, где победа красноречия бы- ла бы оценена по достоинству. В противном случае российские риторы Прокопович, Ломоносов, Елагин, Поповский ничуть бы не уступали славе Демосфена и Цицерона (цит. по: [Берков 1952: 358]). Характерные особенности публицистических произведений: актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения – 145 сложились во много именно в журнальных статьях Фонвизина. Несмотря на возможность цензурного преследования, как никто другой, писатель прилагал огромные уси- лия с целью воздействовать печатным словом на разум и чувства человека. В языке фонвизинской публицистики Э.Л.Афанасьев усматривает наследие древнерусской словесности, черты высоких древнерусских памятников и учительных поучений. Следуя знаменитым «Словам», в «Рассуждении о непременных государственных за- конах» он «движим гневом, он дышит негодованием и эта его запальчивость – от не- возможности что-либо исправить… от недейственности своих слов… Фонвизин не умеет быть спокойным. Он один из самых страстных наших писателей, его речь ми- гом воспламеняется, он пишет пламенно, с жаром» Сложные синтаксические конструкции, вопросительные формы, синтаксический повтор, ряды однородных членов, анафора, синтаксический параллелизм, неполные предложения, метафора, метонимия, эпитеты, фразеологизмы, абстрактная лексика общественно-политического значения, оценочна лексика – все эти компоненты публицистического стиля находим даже в небольшом отрывке из рассуждения писателя: «Посветя жизнь свою военной службе, лестно ль дослуживаться до полководства, когда вчерашний капрал, неизвестно кто и неведомо за что, становится сегодня полководцем и принимает начальство над заслуженным и ранами покрытым офицером? Лестно ль быть судьею, когда правосудным быть не позволяется? Фонвизин-журналист стоит у истоков речевого жанра интервью, то есть разговора с социально значимой личностью по актуальным вопросам. В 3-й книжке «Собеседника» за 1783 г. были опубликованы фонвизинские «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание» и ответы Екатерины II на них. За внешне дерзкими или наивными вопросами о дурном воспитании дворян, о награждении чинами «шутов» скрывались серьезные политические проблемы. «Воспользовавшись печатной площадкой нового журнала, Фонвизин намеревался открыть дискуссию о русской политической системе, вернее, об ее отсутствии, чрева- том неустойчивостью, шаткостью власти. Писателя волновало отсутствие в стране146 «фундаментальных законов» … Нет законов - нет и «духа» цивилизации, то есть сложившейся системы установлений, привычек, норм быта, парадигм развития общества». 8. Журналистская деятельность Н.М. Карамзина. " Московский журнал". Журнал " Вестник Европы". В журналистику Карамзин вошел, участвуя в одном из новиковских изданий – журнале «Детское чтение для сердца и разума», который издавался в 1785–1788 годах. Там Карамзин выступал в качестве переводчика. Затем, в 1789–1790 годах, он провел восемнадцать месяцев за границей, посетил Германию, Швейцарию, Францию, Англию и по возвращении на родину вновь обратился к журналистскому труду. С января 1791 по декабрь 1792 г. Карамзин издавал «Московский журнал». Разносторонний талант Карамзина начал проявляться уже с первого номера «Московского журнала». Как журналист он сумел создать журнал, по облику и содержанию сопоставимый с европейскими образцами, которые его восхищали. Карамзин ввел четкое дробление материалов по отделам, расположив их следующим порядком: «русские сочинения в стихах и прозе, разные небольшие иностранные сочинения в чистых переводах, критические рассматривания русских книг, известия о театральных пьесах, описания разных происшествий и анекдоты, а особенно из жизни славных новых писателей». Так были названы эти отделы в объявлении о выходе журнала и в таком виде они появлялись на страницах его книжек. Приглашая читателей к сотрудничеству, Карамзин предупреждал о том, что будет принимать «все хорошее и согласное» с планом его издания, «в который не входят только теологические, мистические, слишком ученые, педантические и сухие пьесы». На публикацию должно рассчитывать также лишь то, «что в благоустроенном государстве может быть напечатано с указного дозволения». Свой журнал Карамзин желал избавить от масонских материалов религиозно-нравоучительного свойства. А также журнал не станет касаться политических вопросов и ему будет не тесно в цензурных рамках. «Московский журнал» знаменовал собой стилистическую революцию: эмоциональная тонкость и нюансы, на каких строился сентиментализм, не могли бы быть достигнуты без той филигранной тщательности письма, которая впоследствии получила название «нового слога». Важным нововведением в журнале Карамзина явились отделы библиографии и театральных рецензий. До него рецензии и отзывы о книгах и пьесах были редкими гостями в русских журналах, среди которых исключением являлись только «Санкт-Петербургские ученые ведомости» Н.И. Новикова, специальный библиографический журнал. Таким образом, «Московский журнал» оставил за собой видное место в истории русской литературной и театральной критики, ранними образцами которой были рецензии самого Карамзина. В «Московском журнале» Карамзин напечатал свою повесть «Бедная Лиза». Успех ее был огромным. Судьба Лизы заставляла проливать слезы – незамысловатая история крестьянской девушки, доверившей свое сердце красивому, но ничтожному человеку из «благородных», была близка и понятна многим. Тезис Карамзина «и крестьянки любить умеют» обращал внимание дворянских читателей на то, что подвластные им крестьяне, хотя и рабы, но люди. Напоминание это, данное к тому же в столь художественно-выразительной форме, было далеко не лишним, и гуманная идея произведения имела свою ценность. В ноябрьском номере «Московских ведомостей» в 1801 году было напечатано следующее заявление Карамзина: «С будущего января 1802 года намерен я издавать журнал под именем «Вестник Европы», который будет извлечением из двенадцати лучших английских, французских и немецких журналов. Литература и политика составят две главные части его. Первая часть украсится всеми цветами новых произведений ума и чувства в Европе. Политические известия будут сообщены в некотором систематическом порядке и как можно скорее». Идея создания журнала принадлежит не самому Карамзину, а Ивану Васильевичу Попову – одному из арендаторов Московской университетской типографии, который предложил Николаю Михайловичу взять на себя его редакцию. Тогда же была обговорена сумма оплаты Карамзину: 3000 рублей в год. Это был первый случай оплаты редакторского труда. Приступая к работе над журналом «Вестник Европы», Карамзин понимал, что ничего подобного в его стране еще не выходило, журналов о политике раньше не выпускалось. Но у него были все шансы преуспеть в этом деле: во время своего путешествия по странам Европы, он своими глазами наблюдал за всем происходящим там, познакомился с выдающимися европейскими журналами и готов был начать нечто подобное в России. В то же время благодаря кружку Новикова он имел четкую жизненную установку и массу знакомых среди выдающихся дворян, которые позже помогали ему в издании «Вестника», а также определенный опыт работы в печатных органах. Помимо этого он уже был известным состоявшимся писателем. Итак, с 1802 года Карамзин издает журнал «Вестник Европы». В этом журнале Карамзин был одновременно издателем и главным автором «Вестника Европы» В этом журнале освещался вопрос о выборе исторического пути России. В этот период были переломные моменты в истории России. В 19 веке сталкиваются противоположные взгляды взгляды. - тогда было время толстых журналов. Им и был Вестник Европы 1802 год - выход первого номера и стал журнал одним из самых популярных периодических изданий александровской эпохи Основатель этого журнала - Карамзин. Он- публицист, историк, литератор Он положил начало новому типу общественно - политическому изданию и оказал влияние на последующее развитие отечественного журнального дела Журнал был задуман как общественно - политический и литературный орган, призванный познакомить читателей с общественной жизнью Европы. Начало (1802 год) Конец журнала ( 1830 год) В первом номере сообщалось что будут публиковаться выдержки из иностранных изданий В журнале широко освещались новинки русской литературы. самостоятельный раздел - политические новости. Но самое главное, что журнал давал не сухую газетную информацию, а предоставлял самостоятельное фактов современной общественно - политической жизни. Здесь печатались не только статьи о международном положении, но и речи государственных иностранных деятелей, документы, письма и прочее. Карамзин вкладывал душу в журнал и материал отличался не только разнообразием, но и живостью изложения К участию в журнале Карамзин привлек Пушкина, Жуковского, Державина, Хераскова, Дмитриева В журнале был опубликован ряд повестей самого Карамзина " Моя исповедь ", " Рыцарь нашего времени ", Марфа Посадница" , и другое Журнал публика оценила: тираж поднялся с 600 экз до 1200. Общественно- политическая позиция журнала - это сами взгляды Карамзина, он осуждал революцию, но и не избежал влияния французских философов и писателей 18 века. Именно эти стороны его мировоззрения привели к нему молодых современников: Пушкина и его друзей. Карамзин был сторонником монархического правления в России, но это был монархизм эпохи либеральных реформ Карамзин объявляет что самодержавие совместимо со свободой и начинает писать на эту тему. Был сторонником просвещения, полагает что оно исстребит господствующую власть. Большое место в Вестнике Европы отводилось народному образованию. бесплатное обучение для юношей недворянского происхождения. Проблема отечественного образования стояла на ряду с развитием национальной культуры, что было особенно важно в период увлечения всем иностранным, особенно - французским На протяжении 2 лет Карамзин издавал В./Е.. Издавался 2 раза в месяц, по 6 частей Карамзин - первые два года сумароков- 1804 Каченовский - 1811, 1812, 1813 Измайлов- 1814, , а с 1815 по 1830 год под редакцией Каченовского Издание состоит из 174 частей 2 части. 1 часть - Литературная смесь 2 часть - Политика В литературной части было немного чистой литературы, в основном - публицистика, исторические заметки, сообщения о происшествиях и новостях В политике освещалась политическая и военная ситуация в мире, печатались письма и документы Журнал был двухнедельным общественно - политическим и литературным, рассчитан на дворянских читателей Статьи и заметки политического характера, касавшиеся Европы и России. Политические обозрения, переведенные Карамзиным, манифесты Хотел чтобы политический отдел был ведущим. Карамзин был как редактором, так и журнальным сотрудником. Не было в этом журнале отдела критики. Он начал издавать Вестник Е. в духе либеральных веяний своего времени. Восхваляя все что в правительстве что способствует превращению России из деспотии в просвещенную монархию. призывал помещиков быть гуманными по отношению к крестьянам Статья ( приятные виды, надежды и желания нынешнего времени) там Карамзин (в этой статье) рисует просвещенную монархию. В Вестнике К. Писал не столько о том, что существовало, а о своих мечтах, например, когда он прославлял сердечную связь монарха с подданными и помещика с крестьянами. Он взял смелость дать урок царю. Положительные качества журнала - современность и злободневность. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 3308; Нарушение авторского права страницы