Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В. Взаимоотношения в личностной жизни



Поднимая эзотерический аспект присвоения проводников выражения для проявления Сына Божьего, невозможно обойтись без некоторого символизма в изложении. Пока учащийся помнит об этом, реальной опасности принципиальных ошибок в понимании нет. Аналитический, рассуждающий ум ограничивает интуитивно полученную концепцию формами и оборотами речи, которые может осмыслить, низводя, таким образом, абстрактные идеи на уровень понимания.

326] Мы пришли к выводу, что главной темой для нас должны быть душа как центр сознания и тела как центры накопления опыта, и этот постулат послужит нам фундаментом для последующих психологических изысканий. Мы не ставим вопроса, почему это так или что привело к этому, но просто полагаем это заявление базисным и фундаментальным и отправляемся от посылки о том, что смыслом жизни в мире является приобретение опыта, ибо видим это повсюду в том числе и в своей собственной жизни.

Людей можно разделить на три группы:

1. Те, кто приобретает опыт бессознательно, но при этом настолько поглощён процессами этого приобретения, что и не подозревает о более глубоких задачах.

2. Те, кто смутно догадывается о том, что приспосабливаясь к образу жизни, который над ними довлеет и избежать которого, по-видимому, нельзя, они проходят какой-то урок,

а. Обогащающий их жизнь, обычно в практическом, материальном смысле;

б. Обостряющий их чувственное восприятие;

в. Содействующий развитию качества и неуклонному обретению характерных особенностей, способностей и навыков.

3. Те, кто осознал значение опыта и потому всё происходящее с ними считают несущим какую-то пользу для жизни души. Своё непосредственное окружение они научились рассматривать как место очищения и поле своего планомерного служения.

327] Это широкое и грубое обобщение, но оно позволяет нам выделить три основных категории человеческого опыта и соответствующего им отношения к жизни.

Интересно, что этапы процесса присвоения тел сопоставимы с этапами эволюции формы и эволюции обитающей в ней жизни. История материального аспекта проявления делится (как учат оккультные книги) на следующие этапы:

1. Инволюция, или присвоение, и сооружение проводников выражения на нисходящей дуге, когда основное внимание сосредоточено на построении, росте и присвоении тел, а не на внутренней, сознательной Сущности.

2. Эволюция, или совершенствование и развитие качества, ведущие к освобождению на восходящей дуге.

Ту же ситуацию встречаем и в психологической истории человеческого существа. В ней мы тоже находим отчасти сходный процесс из двух этапов, отмечающих инволюцию и эволюцию сознания.

До сих пор (как я уже сказал) оккультные книги акцентировали развитие формальной стороны жизни, а также природу и качество формы, которая на различных уровнях планетарной жизни отзывается на воздействия окружения на ранних этапах и внушения души – на более поздних. В данном же трактате нас главным образом интересует результат, который получает душа от накопления опыта в телах, и процесс расширения аспекта божественного сознания, кульминацией которого непременно становится то, что технически обозначается как посвящение. Каждый из двух главных этапов 328] этого процесса – инволюция и эволюция – может быть разделён на шесть конкретных расширений сознания. Расширения восходящей дуги отличаются от расширений нисходящей дуги целью, мотивом и размахом и по сути своей представляют собой сублимацию низших аспектов раскрытия сознания. Вот эти шесть стадий:

1. Стадия Присвоения.

2. Стадия Устремления.

3. Стадия Приближения.

4. Стадия Явления.

5. Стадия Активности.

6. Стадия Амбиции.

Пик выражения каждой стадии сменяется периодом кризиса, который предшествует раскрытию следующей стадии сознательного пробуждения человека. Мы говорим сейчас о Человеке как о сознательном мыслителе, а не как о человеке-представителе четвёртого царства природы. Подумайте об этом отличии, так как оно отражает расстановку акцентов и фокус отождествления.

Первой стадии – присвоению – характерны три фазы, когда душа, или сознательный мыслитель (небесный сын Божий, или манасапутра):

1. Сознательно желает воплотиться. Это воля существовать, или воля-быть на физическом плане.

2. Сознательно фокусирует внимание на процессах, инициируемых решением «совершить явление».

3. Сознательно предпринимает необходимые шаги для присвоения нужной для явления субстанции, чтобы удовлетворить потребность в существовании.

С данными процессами, описанными теоретически, мы знакомы. Умозрительные построения и высказывания, оставленные за долгие века 329] различными наставниками, показали нам множество способов символического подхода к таким предметам. Не будем распространяться о них. Вся последовательность следующих за этим решением событий должна рассматриваться лишь с точки зрения сознания и чётко установленных инволюционных действий.

Вторая стадия – устремление – отражает устремление, или желание души явиться, и низводит сознание на так называемый астральный план. Душа тянется к материальному. Этого нельзя забывать. Мы склонны рассматривать устремление как венец, или преображение желания. Однако в конечном счёте следует сказать, что устремление есть основа, или корень, всякого желания и что словом «желание» мы обозначали только устремление сознания человека к естественному объекту, ограничивая слово «устремление» тем преображённым желанием, что делает душу твёрдой целью жизни воплощённого человека. Но все фазы желания являются, по сути, формами устремления, и на инволюционной дуге устремление превращается в желание души пережить в сознании те процессы, благодаря которым она станет сознательной и динамической в мире человеческих дел.

Когда сознательное решение принято и волей к существованию душа присвоила форму на ментальном плане, а устремлением – форму на астральном плане, на эфирных уровнях наступает третья стадия – приближение. Готовясь к напряжённому кризису «явления», сознание фокусируется на этих уровнях, и происходит то, что можно считать упорядочением или собиранием всех сил в сознании с тем, чтобы обусловить результат и вступить в проявление. Для сознания это важный момент, это период энергичной подготовки к великому духовному событию – приходу в воплощение сына Божьего. 330] Сюда входит принятие плотного физического тела, которое станет либо безысходной темницей для души, либо так называемой «формой откровения» в случае продвинутых людей, которых мы называем раскрывшимися сынами Божьими.

Кризис приближения с его различными стадиями является одним из важнейших и наименее понимаемых. Учащимся стоит сравнить упоминавшиеся выше приближения на предмет событий человеческой истории, происходивших во время Полнолуния в Весак. Между приближениями на путях инволюции и эволюции, также как и между индивидуальными и групповыми приближениями пролегает тесная, глубинная взаимосвязь.

После накопления сил на стадии приближения имеет место четвертая стадия – явление, и человек выходит на свет дня и проходит свой малый цикл на физическом плане, усиливая чувствительность сознания посредством опыта, который обретается в процессах жизни в физическом теле. Являясь в форме, он (с каждым новым явлением) становится всё более активным, энергичным и пробуждённым, и возрастание активности на соответствующей стадии продолжается до тех пор, пока сознанием человека не завладевает амбиция.

Обе последние стадии – активности и амбиции – характерны для обычного человека и только они и оцениваются обычным психологом. Это само по себе знаменательно, поскольку показывает, в какой ничтожной мере официальный экзотерический психолог затрагивает жизнь реального человека, сознательного мыслящего Существа. А четыре стадии развития человека до активного явления на физическом плане и вовсе не учитываются. Не идёт в расчёт и интенсивность процесса приближения, который предшествует явлению, хотя она является принципиальным, определяющим фактором. Кроме того, как главные факторы должны 331] анализироваться активность на физическом плане и жизнь желания (которое лишь позднее, с накоплением опыта, принимает характер амбиции). Не признавая теорию перевоплощений и рассматривая человека в отрыве от долгой предшествующей истории, исключительно тяжело, конечно, получить правильное представление о нём. В этом веке, когда господствуют предельно разделяющее мышление и взгляды, при подходе к человеку значение придаётся лишь его индивидуальной жизни как индивидуального человека, оторванного во времени и пространстве от всего, что случилось до него, и всего, что окружает его в настоящем. Но как выражение душевного процесса человек игнорируется совершенно.

Таковы сменяющие друг друга стадии от первичного присвоения на ментальном плане до нисхождения человека, сознанием, через все планы и возвращения на ментальный план, то есть до стадии координации личности и полного выражения того, что называется личностным Лучом. Жизнь проходит за жизнью. Душа воплощается вновь и вновь и, в сознании, проходит все эти стадии. Постепенно возникает тяга к более высоким ценностям, наступает период, когда желание материального опыта и удовлетворения личностных амбиций начинает гаснуть, и медленно появляются новые, более достойные ценности и формируются более возвышенные мышление и желания.

Теперь аспект сознания проходит все описанные стадии в обратном порядке по восходящей дуге, соответствующей эволюционной стадии великого цикла естественных процессов жизни в форме. Он медленно расширяется, от амбициозного сознания через активность и последовательные раскрытия до стадии приближения к божественной реальности на ментальном плане и стадии финального присвоения, когда 332] сознание человека растворяется в сознании души на её собственном уровне и, наконец, полностью осознанное, присваивает (если допустим столь парадоксальный оборот) Единого.

Рубеж, на котором сознание души, воплощённой в человеческой форме, постигает тщетность материальных амбиций, олицетворяет высокую стадию личностной интеграции и предшествует периоду перемен или переноса активности в иную сферу. На этой второй стадии Пути Возвращения сознание от физического тела полностью смещается в эфирное, или витальное, тело, а от него – в астральное. Там оно встречается с двойственностью и разгорается борьба противоположностей. Происходит явление ученика как Арджуны. Только после битвы и принятия Арджуной своих судьбоносных решений он способен совершить приближение к душе на ментальном плане. Он делает это,

1. Сознавая себя душой, а не формой. Это подразумевает процесс так называемого «божественного осмысления», протекающий двояко. Душа начинает решительно отвергать форму, а человек, через которого душа набирается опыта и выражает себя, сам отвергается миром, в котором живёт;

2. Обнаруживая, что группа, к которой он принадлежит, перекрывает ему путь приближения, пока он не открывает путь приближения через служение;

3. Отождествляясь со своей группой на своём собственном Луче и тем самым получая право совершить своё приближение, поскольку усвоил тот урок, что «путешествует не в одиночку».

Далее наступает специфическая стадия трансцендентного устремления, когда желание получить индивидуальный опыт пропадает и остаётся лишь стремление стать сознательной частью большего Целого. Тогда и только тогда может сознательная душа присвоить «тело света и великолепия, выражение 333] славы Единого», принятие которого делает дальнейшие воплощения в трёх мирах невозможными, кроме как в результате акта духовной воли. Это может быть трудным для понимания, поскольку составляет одну из тайн высшего посвящения.

Итак, мы начинаем и заканчиваем расширением сознания. Первое расширение включает материальный мир, второе сознательно и осмысленно включает, или присваивает, мир духовный. Мы видим, как желающее сознание превращается в устремление к духовным реалиям и энергичное, целенаправленное приближение к царству Божьему. Мы видим явление на физическом плане заточённого сознания, ограниченного в эволюционирующей форме ради конкретного, сознательного развития, и финальный выход на ментальном плане в безграничную свободу Ума Бога обогащённого сознания. Мы видим, как медленно расширяется и интенсифицируется активность сознательного ума человека, превращаясь в активность просветлённого ума, отражающего божественное сознание души. Мы видим, как амбициозность сознательного человека трансформируется сначала в духовную амбицию принявшего обет ученика и, наконец, в выражение Воли Бога, или Монады, у посвящённого.

Так благодаря воплощению полностью развитого сознания Сына Божьего на Землю сходят три аспекта сознания божественности. Исполняя план Божества, работа движется от сознательного присвоения формы обратно к сознательному присвоению божественности. При закладке основания для изучения интеграции человеческого существа нам нет нужды подробно вдаваться в многочисленные фазы всех разбираемых стадий. На планете всегда 334] присутствуют тысячи, вернее миллионы человеческих существ, чья жизнь и активность соответствуют тому или иному отрезку нисходящей или восходящей дуги. И большинству будет достаточно квалифицированной помощи современного педагога и психолога, священника и врача, особенно после того, как за немногие десятилетия неизбежно будут реализованы три следующих условия:

1. Специалисты четырёх этих областей – педагоги, психологи, священники и врачи – будут работать совместно, предоставляя в распоряжение коллег своё мастерство и делясь с ними своей точкой зрения и интерпретацией ситуаций.

2. Существование души будет признано разумной гипотезой, допускающей присутствие внутренней сущности, стремящейся подчинить механизм определённому контролю.

3. Закон Перевоплощения будет признан законом природы, и четыре группы помощников человека будут рассматривать как его прошлое, так и быстро вызревающее будущее.

В нашеи трактате мы говорим о тех более продвинутых людях, которые составляют мировую интеллигенцию, начинают задействовать ум, стоят на пути испытаний или подходят к Пути Ученичества. Очищенность их личности позволяет в этом случае (но не ранее, так как это под силу лишь посвящённому) проанализировать и определить их личностный и эгоический Лучи. При недостаточном, неполноценном развитии, не позволяющем поставить верный диагноз, точно определить Луч личности невозможно. Эгоический же Луч устанавливается ещё позже, поначалу по характеру 335] конфликта, о которкм личность осведомлена, всё сильнее ощущая раздвоенность. Этот Луч можно вывести и по некоторым физическим и психическим особенностям, показывающим качество высшей природы субъекта, а также анализируя его групповые отношения, начинающие обозначаться на физическом плане. Человек, имеющий личностную предрасположенность творческого художника и внезапно глубоко и сильно увлёкшийся математикой, вероятно ощутил на себе влияние души Второго Луча; или человек, вся личность которого, несомненно, относилась к Шестому Лучу фанатического идеализма, или преданности объекту идеализма и который вёл жизнь религиозного ревнителя, а затем перенёс свои жизненные интересы в область научных исследований, видимо, отзывается на впечатления от души Пятого Луча.

Итак, мы будем изучать процесс координации и методы:

1. Интеграции личности, или способы, с помощью которых сознание субъекта

а. Перемещается от одного тела к другому, в результате чего происходит его безусловное расширение.

б. Начинает активизироваться во всех трёх личностных проводниках одновременно.

2. Интеграции личности с душой, в результате которой душа может

а. Действовать по желанию через любое тело или

б. Действовать одновременно через все три тела, составляющих личность.

Это ограничивает нас кругом более продвинутых, или ярко выраженных, типов людей, в который в первую очередь входят 336] мистики, стремящиеся, выдающиеся люди и те, для кого характерны распространенные в нынешний период психологические проблемы.

Шаг за шагом развивались, осваивались, очищались и организовывались различные тела, шаг за шагом повышал свою чувствительность и осваивался сенсорный аппарат человека, и в результате в сегодняшнем мире огромное количество людей, аппарат отклика и инструменты контакта которых настолько же превосходят по эффективности оснащённость первобытного человека, насколько проводники Христа и Будды с Их беспримерно широким диапазоном субъективной и божественной осведомлённости превосходят проводники среднего современного человека. Шаг за шагом развивалась и нервная система, а параллельно с ней и внутренний психический аппарат с сетью желёз, добросовестно отражавшей сеть основных силовых центров с взаимосвязанными энергетическими линиями. Шаг за шагом сознание человека изменялось:

1. От сознания чисто животного с акцентом на естественных физических потребностях к сознанию витального и уже не безликого существа, отзывающегося на воздействие окружения, относительного которого у него нет осмысленного понимания, но в котором он себя обнаруживает. Это первобытное, так называемое дикое, состояние сознания оставлено нами далеко позади, в отдаленнейшей истории расы. На этой первобытной стадии зародилось и то религиозное направление, которые мы называем анимизмом.

2. От сознания первобытного витального существа к состоянию сознания, которое характеризуется почти исключительно желанием материального удовлетворения. Это желание с течением времени заменяется желанием эмоционального отклика на окружающую среду, что приводит к появлению интенсивной «жизни желания», развитию воображения. Так в конце концов рождается мистик с его устремлением, осознанием 337] двойственности, исканиями Бога и горячей преданностью тому или иному идеалу.

3. От витальных и эмоциональных желаний и жажды к ментальному сознанию: мыслящему, увлечённому, обладающему утончённым интеллектом, восприимчивому к мысленным токам и всё увереннее, живее и тоньше отзывающемуся на идейное воздействие.

4. От того или иного из этих состояний сознания, акцентируясь на них поочередно или действуя преимущественно в одном из этих низших аспектов, к сознанию интегрированной личности, эгоистически озабоченной собственной значимостью, интересами и самовыражением, от чего она кажется великой или бесстрашной индивидуальностью, демонстрирующей силу и целеустремлённость в мире, который эксплуатирует в собственных эгоистических расчетах.

На данной стадии жизнь носит главный образом материальный характер и человек амбициозен, действенен и влиятелен. Но подспудно в нём уже зреет божественное недовольство, и он перестаёт удовлетворяться своим жизненным опытом и кругом интересов. Происходит очередной перенос сознания, и он тянется – сначала бессознательно, а потом и осознанно – к жизни и сути смутно ощущаемой реальности. Начинает заявлять о себе душа и по-иному, более активно овладевать своими проводниками выражения и служения.

Мы обрисовали этот процесс в самых широких и общих чертах. Но совершенно очевидно, что он подразделяется на множество градаций и на Земле можно встретить людей, представляющих все эти ступени сознания. Проводники одного акцентируют чувственную жизнь. Сознание второго перемещается из одного проводника в другой, 338] пробуждаясь и расширяя диапазон своих контактов и осведомлённости. Сознание третьего организуется ради полного выражения себя как человека, как интегрированной личности, стремящейся к материальным целям и привлекающей к их достижению всю мощь и силу практически интегрированной персоны. А чьё-то сознание постепенно пробуждается к новым, более высоким ценностным ориентирам и поначалу медленно, а затем всё быстрее переносит фокус внимания с мира материальной, эгоистической жизни на мир истинных духовных реалий.

Мало-помалу сознание третьего аспекта божественности координируется с сознанием второго, и благодаря опыту в форме активизируется сознание Христа. К приобретаемому личностному опыту трёх человеческих миров начинает добавляться интуитивное духовное восприятие – наследие, которое получают те, кто пробуждён для царства Божия. Параллельно развитию сознания идёт и эволюция инструментов, посредством которых сознание сообщается с быстро расширяющимся миром чувственного восприятия, интеллектуальных концепций и интуитивных постижений. Развитие этого формального аспекта мы обсуждать не будем, укажем лишь, что по мере смещения сознания от одного тела к другому и, следовательно, неуклонного расширения диапазона контактов пробуждаются и центры эфирного тела (три под и четыре над диафрагмой), причём в три основных этапа и множество менее значительных.

1. Их развитие начинается и движется от «закрытого бутона к открытому лотосу». Это происходит во время периода обычной эволюции.

339]

2. Лепестки лотоса оживают и вибрируют. Это этап личностной интеграции.

3. Активно оживает сердце лотоса, «драгоценность в лотосе». Это заключительные стадии Пути.

Этот процесс раскрытия сам проходит через пять кризисов пробуждения, и таким образом получается троичный процесс и пятеричное продвижение.

1. Центры под диафрагмой составляют главный контролирующий фактор. Это полный расцвет плотной материальности, низшего желания и физического тяготения. Пик этой стадии развития приходился на лемурийские времена. Доминирующим фактором был сакральный центр.

2. Центры под диафрагмой полностью активны с основным акцентом на центре солнечного сплетения. В конечном итоге он становится главным местом очищения всех низших сил, что отмечает период перемещения в более высокое, астральное, тело. Этот период расового развития был характерен для Атлантиды.

3. Пробуждение горлового центра и смещение большого количества низшей энергии в русло горловой активности. Начинает также активизироваться аджна, содействуя становлению интегрированных творческих личностей. Данная стадия характерна для нынешней арийской расы.

4. Пробуждение сердечного центра и подъём в него энергии солнечного сплетения, что приводит к появлению групп и нового, более полного ощущения духовной энергии. Акцент смещается к состояниям осознанности, открывающим царство Божие. На Земле творчески активизируется 340] пятое царство природы. Это будет характерно для сознания следующей большой расы.

5. Пробуждение головного центра с последующим возгоранием огня кундалини в основании позвоночника. Оно приводит к окончательной интеграции души с телом и появлению на Земле совершенного человечества. Это человечество будет представлено последней расой.

Не забывайте, что на Земле постоянно присутствуют характерные представители всех этих стадий развития и состояний сознания. Однако выразителей столь низкой стадии развития, как лемурийское сознание, найдётся в наше время немного. Немного и Тех, кто на противоположном конце Пути выражает божественное совершенство, а между обеими крайностями расположены все мыслимые ступени развития и раскрытия.

Поэтому (как силовое выражение) человек представляет собой массу конфликтующих энергий и активный центр движущихся сил с постоянно смещающимся акцентом и многочисленными энергетическими потоками в ошеломляющем калейдоскопе активных взаимоотношений, взаимопроникновения, столкновений и взаимозависимости, пока доминирующая душа не покорит или не «убедит на согласие» личностные силы (символизирующие божественное многообразие). Вот что в действительности имеется в виду под словом «выравнивание». Выравнивание обеспечивается:

1. Контролем души над личностью.

2. Излиянием душевной энергии через ментальное и эмоциональное тела в мозг, чем достигаются обуздание низшей природы, пробуждение сознания мозга к душевной осведомлённости и новое выравнивание тел.

341]

3. Правильной настройкой в соответствии с лучевыми типами энергий, мотивирующих и динамически активизирующих центры. Это в конце концов приводит к непосредственному выравниванию центров, расположенных вдоль позвоночника, позволяющему душевной энергии циркулировать по этим центрам вверх и вниз из направляющего центра в голове. По мере совершенствования душевного контроля (с точки зрения ограничивающего личностного сознания, длящегося неимоверно долго) неуклонно выявляется лучевая принадлежность проводников, Луч личности берёт контроль над жизнью, а потом, наконец, и Луч души начинает преобладать над личностным и управлять его активностью.

В конечном итоге контроль переходит к монадическому Лучу, поглощающему Лучи личности и души (при третьем и пятом посвящениях), двойственность окончательно и бесповоротно преодолевается и «остаётся лишь Единый Сущий».

Теперь можно перейти к координации личности и трём упомянутым в связи с ней темам – интеграции, слияния и двойственности.[38] После этого мы поговорим о некоторых проблемах психологии, неизменно возникающих при перемещении сознания, усиленном энергетическом приёме центров и притоке потенциальных сил души. Это приведёт нас к тому разделу трактата, где отчасти затрагивая Лучи и человеческое существо, мы, наконец, с пользой сможем завершить рассмотрение третьего относящегося к Лучу Личности пункта. Он касается образования, психологической подготовки стремящихся и учеников, а также течений, возникающих в новой эзотерической психологии.

342]


Координация личности

Мы, пусть и бегло, рассмотрели, как Эго присваивает формы для выражения на разных уровнях божественного проявления, и увидели, что через надлежащее время эти формы начинают воплощать волю и цель своего божественного Обитателя. Обитателем этим является душа. С течением эволюционного цикла имеют место три достижения:

1. Формы выражения мало-помалу развиваются в результате:

а. Последовательных воплощений.

б. Импульса и вызванной им активности желания.

в. Интерпретации опыта, которая со временем становится всё более точной, глубокой и содержательной.

2. Внутреннее «я», отождествлённое с формальной природой,

а. Медленно нарабатывает сознание и, как следствие, и становится всё более интеллектуально активным в трёх мирах человеческой эволюции.

б. Последовательно переносит фокус внимания с одного тела на другое, включая в сознание всё более высокие состояния осведомлённости, пока с Пути Преследования[39] не вступит на Путь Возвращения и желание отождествления с формой не сменится устремлением к полному самосознанию. Позднее происходит отождествление с «Я» на его собственном уровне сознания.

в. Переориентируется, оккультно «отвергая прежде желанное и устремляясь к доселе незримому».

3. Стремящийся проходит промежуточную стадию 343] процесса эволюции, на которой «божественное притяжение» вытесняет притяжение трёх миров. Стадия включает пять ступеней:

а. Период осознания двойственности и отсутствия контроля.

б. Период утверждения самоконтроля благодаря:

1. Прекращению концентрации на себе.

2. Пониманию предстоящей задачи.

3. Исследованию божественным Наблюдателем характера жизни в форме.

4. Осмысленным попыткам осуществления божественного выражения через форму.

в. Период выравнивания и постепенного подчинения формы (благодаря пониманию и практике) требованиям «Я» и начала её работы в согласии с Ним.

г. Период, когда формы, всё чаще подвергающиеся выравнивающему воздействию,

1. Интегрируются в принципиально активную личность.

2. Покоряются мощи собственной доминирующей, интегрированной, личностной жизни.

3. Постепенно подчиняются контролю «Я» и сливаются в эффективный инструмент мирового служения.

4. Принимают намерение и цель души.

д. Период объединения личностного и душевного Лучей в одну энергию и превращения личностного Луча в качество и дополнение Луча души, способствующее осуществлению целей души в трёх мирах.

344] Вот как мы прогрессируем и как соединяются форма и сознание, явление и качество, образуя божественное единство, прекращающее ощущение двойственности, которое до самого конца тормозило стремящегося.

Здесь есть два момента, которым мы должны уделить внимание. Один касается процессов прошедшего эволюционного цикла, по окончании которого стремящийся сознаёт двойственность и начинает борьбу и трудную переориентацию на реальность. Этот период в достаточной для нынешних потребностей мере описан наукой, как экзотерической, так и эзотерической. Другой момент касается периода достижения в результате этой борьбы конечного совершенства. Первый период уже далеко позади, и мыслящая часть человечества значительно продвинулась к периоду осознания; второй период ещё далеко впереди. Мы ограничимся задачей стремящегося, переориентирующегося на пути испытаний и всё больше убеждающегося в существовании мира высших ценностей и царства Божьего. На этом пути он чуть ли не с ужасом сознаёт свою двойственность и начинает стремиться к единству. Вот какого рода задача стоит сегодня перед огромным числом стремящихся мира. Желание переориентации принимает столь широкие масштабы, что лежит в основе нынешней неспокойной обстановки в мире и является общей духовной причиной идеологических конфликтов, охвативших ныне все страны и отмеченных в каждой из них собственной спецификой.

Мы поговорим о том, как ученики мира, пытаясь осуществить желанную переориентацию, приходят к пониманию необходимости иметь, прежде всего, интегрированную личность и только потом браться за достижение контакта или слияния с «Я», Эго, или душой. Полезно хорошенько осмыслить эти три стадии, поскольку множество психологических проблем объясняется сегодня

345]

1. Процессом переориентации, вызывающим смятение и различные расстройства личности.

2. Процессом интеграции низшей природы мыслящей части человечества, неизбежно ведущим к осознанию двойственности и конфликту.

3. Слиянием в сознании личности и души и сопутствующими ему физиологическими и личностными пертурбациями, вызывающими проблемы и психологические дилеммы высокоразвитого стремящегося и ученика. На этой стадии ярко выражены так называемые «болезни мистиков».

Мы также вкратце коснёмся работы посвящённого, служащего Плану через подчинённый механизм личности. Как выровненная совокупность души и тела он постепенно познаёт ещё более высокий синтез. После третьего посвящения ему предстоит новое и более масштабное слияние и интеграция – на этот раз с монадой, или жизненным аспектом. Но об этом почти ничего невозможно рассказать. Учение, понятное посвящённому третьей степени, окажется непонятным и бесполезным даже для высоко интегрированного и мыслящего ученика, и, главным образом, потому, что такое учение обязательно даётся в виде самых абстрактных и сложных символов, требующих скрупулезного анализа и интерпретации. К тому же, никогда столь высокое учение не передаётся словами, ни устно, ни письменно.


А. Семь техник интеграции

Итак, займёмся рассмотрением семи техник интеграции, памятуя о том, что обсуждаем интеграцию тройственной низшей природы в активную сознательную личность перед слиянием последней с душой. Мы должны иметь в виду, что 346] говорим об аспекте проявленного сознания и о том, как оно понимает цель и истину. Поскольку мы всегда склонны мыслить с позиции формы и её активности, то приходится вновь и вновь напоминать о необходимости мышления с позиций сознания и осведомлённости, что ведёт к конечному осознанию. Осознание этих цели и истины становится причиной прямого конфликта между волей личности (обособленного индивида, руководствующегося конкретным, аналитическим умом) и волей души, тождественной воле Иерархии Душ, или Царства Божия. Четвёртым, человеческим, царством правит желание, завершающееся устремлением. Пятым, духовным, царством управляет божественная цель, или воля Бога. Когда-нибудь эта цель, свободная от того, что называется желанием, будет осуществлена любовью, выражаемой преданностью и служением, которые получают полное выражение на физическом плане.

Естественного предположить, что для каждого из семи Лучей техника интеграции своя. И отвечает за неё дремлющий на ранних стадиях в форме Луч Эго, или души, который оккультно применяет собственные средства. Душа по самой сути своей является интегрирующим фактором, и на ранних, бессознательных стадиях это выражается в виде способности жизненного принципа удерживать формы во время воплощения в связанном состоянии. Позднее, на сознательных стадиях это выражается в виде способности подчинить и привести к единению личность. Но душа не будет делать этого и человек не сможет этим воспользоваться до тех пор, пока не станет интегрированной личностью. Но об этом часто забывают, и люди притязают на ученичество и на статус посвящённого, даже не достигнув личностной интеграции. Это уже привело к весьма негативным последствиям, из-за которых тема ученичества и посвящения получила дурную славу.

Нелегко доходчиво объяснить природу и 347] цели этих техник. Мы можем лишь описать техники каждого из семи Лучей в применении к быстро выравнивающимся телам низшего человека. Для ясности и лучшего понимания разделим тему на две части. В первой я расскажу о действии на формальную природу аспекта Первого Луча, вызывающего разрушение через кристаллизацию. Это несёт «смерть форме», чтобы она могла «воскреснуть к жизни». Вторая часть посвящена действию Второго Луча, при котором происходит перестройка, растворение и осознание формы в свете, изливающемся на личность и окружающем её со всех сторон. Во свете том человек видит Свет[40] и становится в конце концов носителем света.

Интегрирующее воздействие каждого Луча на личности относящихся к нему индивидов будет описано посредством формулы интеграции. Она сама состоит из двух частей, описывающих процессы интеграции личности во времени и пространстве.

В каждом случае эти процессы описываются такими словами, как выравнивание, кризис, свет, откровение, интеграция. Таким образом, в связи с каждым Лучом мы рассмотрим:

1. Формулу интеграции.

2. Два её аспекта разрушения и перестройки с кратким описанием процесса и результата.

3. Заключительную стадию процесса, на которой человек

а. Добивается выравнивания трёх тел.

б. Проходит через кризис отклика, в результате которого он согласно «Бхагавад Гите» «проявляется магической силой души».

348]

в. Вступает в фазу света, позволяющую ясно видеть следующий необходимый шаг.

г. Получает откровение о Плане и о своей роли в нём.

д. Интегрирует три тела в одно синтетическое целое и в результате становится готовым к Слиянию, соответствующему его лучевому типу.

Это позволит нам перейти к разговору о Технике Слияния и об активизации личностного Луча.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.066 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь