Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Некоторые проблемы психологии



ВВЕДЕНИЕ

То, что я собираюсь сообщить здесь, должно представлять интерес для всех. Я намерен писать как можно проще, избегая специальной лексики академической психологии и описывая психологические проблемы человека с такой ясностью, которая сделает излагаемую информацию реально полезной для многих. Наше время изобилует трудностями, и порой кажется, что необходимая адаптация к окружению столь трудна, а оснащение столь неадекватно этой задаче, что от человечества требуют невозможного. Люди словно отступают, терпя поражение, как будто человеческая структура впитала в себя всю физическую немощь, весь эмоциональный стресс, унаследовала 402] все болезни и избыточную чувствительность. По отношению людей к прошлому, настоящему и будущему можно подумать, что им незачем существовать, не на что надеяться и неоткуда ждать помощи.

Я говорю, конечно, в порядке широкого обобщения. Есть и такие, кто под это обобщение не подпадает, но даже они, если интересуются состоянием человеческих дел, социальных условий и человеческим оснащением, склонны впадать в сомнения, а порой и в отчаяние. Жизнь слишком трудна сейчас; люди испытывают огромное напряжение; будущее рисуется в самых ужасных красках; а массы пребывают в невежестве, болезнях и унынии. Я развертываю перед вами столь мрачную картину в самом начале разговора, чтобы ничего не упустить, не заражать вас глупым оптимизмом, вводя тем самым в заблуждение, и не обещать вам лёгкий выход, который лишь глубже заведёт нас в мрачную чащобу человеческих заблуждений и иллюзий.

Однако - если бы только мы могли это осознать – нынешнее состояние само показывает и собственную причину, и выход из него. Уверен, что после того, как мы исследуем проблему (бегло, ибо на большее рассчитывать и не приходится), я смогу указать вероятный выход и предложить такие практические рекомендации, благодаря которым в кромешной тьме для вас загорится свет и вы увидите, что будущее готовит удивительные перспективы, а настоящее носит характер великого эксперимента, способствующего совершенствованию и пониманию.

Главной наукой сегодня является психология. Пока она проходит период младенчества, но способна решить судьбу человечества и (при правильном развитии и применении) может спасти его. Её сила и польза объясняются тем, что она акцентирует отношение единицы к целому, к своему окружению и контактам. Изучая оснащение человека и его аппарат для этих контактов, она ищет способы 403] правильной адаптации, интеграции и координации, благодаря которым человек сможет реализоваться в своей жизни и прожить её с пользой и в служении.

Трудности при осмыслении выводов бесчисленных школ психологии объясняются нежеланием этих школ согласовать друг с другом свои взгляды. Как в отдельном человеке или в религиозной сфере, так и в рамках самой этой науки наблюдается всё тот же раскол и даже война. Здесь можно увидеть неспособность и к синтезу, и к сопоставлению результатов и тенденцию превозносить один из установленных аспектов истины над другими, не менее важными, её аспектами. Рассматривая самое слабое или слабые места в оснащённости индивида или его образа жизни (а также группы или общественного строя), умалчивают или вообще отрицают другие, не столь явные, но столь же уродливые явления. Предрассудки, внушённые пристрастным научным образованием, часто не позволяют смотреть непредубеждённо и изъян в оснащении самого психолога сводит на нет его попытки помочь своему пациенту. Неспособность сегодняшнего образования учесть интересы всего человека или дать возможность для выражения интегрирующего центра, центральной точки сознания, определяющего фактора в механизме того, кому требуется помощь в адаптации к условиям жизни, – вот где корень большинства проблем. Чисто материалистическая позиция в науке, признающая лишь то, что бесспорно доказано или может быть доказано с помощью подходящей гипотезы, привела к огромной потере времени. Когда в каждой сфере человеческой мысли будет задействовано творческое воображение, на свет выступит масса нового, того, что признаётся пока лишь умами религиозными 404] или первопроходческими. И одной из первых областей научных исследований, которая получит от этого пользу, будет психология.

На организованной религии лежит, увы, большая вина, поскольку её фанатичное отношение к своим догмам и угрозы карами тем, кто не признаёт её авторитета в этом, привели к тому, что приближение человека к Богу и к реальности превратилось в объект насмешек. Её чрезмерное внимание к недостижимому и многовековое культивирование чувства греховности явились причиной множества бед, внутренних, уродующих жизнь конфликтов, психических расстройств, изуверства, самодовольства и, наконец, отчаяния, которое есть отрицание истины.

Когда между правильным образованием (как наукой правильной адаптации), правильной религией (как культивированием сознания божественности) и правильным научным раскрытием (как правильным распознанием формы или форм раскрытия субъективной божественной жизни) будет найдено правильное соотношение, при котором они будут дополнять выводы и усилия друг друга, можно будет говорить о полноценном обучении и развитии человека во всех частях его природы. Тогда люди будут одновременно и гражданами царства душ, и творческими членами великой семьи человечества, и крепкими животными с животным телом, развитие которого на внешнем плане жизни сделает его инструментом, способным к восприятию божественного, человеческого и животного откровения. Это произойдёт в грядущем Новом Веке и к этому люди сегодня сознательно или бессознательно готовятся.

Разделим проблемы психологии на следующие группы:

1. Проблемы Раскола, часто выражающиеся в разнообразных видах бегства и составляющие большинство современных комплексов.

405]

2. Проблемы Интеграции, доставляющие немало трудностей более продвинутым людям.

3. Проблемы Наследственности, расовой, семейной и так далее, включая проблемы наследственных заболеваний, ведущих к неполноценности индивида.

Третьей группы мы коснёмся очень кратко. Сделать тут можно немного и лучше оставить поиски решения до времени, когда будет накоплена большая мудрость, а пока попытаться облегчить положение человека, улучшить работу желез и насколько возможно обучить самоконтролю и помочь в развитии физического проводника. В недалёком будущем каждый ребёнок будет очень рано проходить определённые тесты и становиться объектом искусного попечения, направленного на то, чтобы сделать аппарат контакта как можно более практичным, приспособленным и крепким. Но хочу напомнить, что физическое оснащение не может быть развито сверх возможного для конкретной жизни предела – предела, обусловленного эволюционной стадией, расовыми факторами, качеством тонкой, или субъективной, природы, предшествующим опытом, контактом с душой (нескорым, близким или уже установленным) и ментальным оснащением.

Для правильного понимания предмета и моего подхода к нему приведу четыре основных положения:

1. Во времени и пространстве человек двойственен и состоит из души и тела, из разумной жизни и формы, из духовной сущности и аппарата контакта – телесной природы, посредством которой эта сущность может осваивать феноменальные миры и состояния сознания, отличные от присущих её собственному уровню осведомлённости.

2. Телесная природа состоит из внешней физической формы, 406] совокупной жизненности, или эфирного тела (которое быстро обретает научное признание), эмоционально-чувственного тела, или тела желаний, и ума. Через физическое тело осуществляется контакт с окружающим осязаемым миром; от витального тела поступают импульсы, управляющие физической активностью; в проводнике чувств астральная, или эмоциональная, природа рождает подавляющее большинство желаний и импульсов, управляющих неразвитым или средним человеком, которые можно назвать импульсами или жизнью желания индивида; благодаря уму появляется, наконец, осмысленное понимание и начинается жизнь, руководствующаяся целью и планом, а не желанием.

3. Человеческое раскрытие осуществляется в ходе ряда процессов интеграции и координации, или синтеза, обязательно сопровождающихся (особенно когда начинает преобладать интеллект) ощущением раскола и двойственности. Эти процессы интеграции, по отношению к человечеству, происходили в далёком прошлом, происходят в настоящем, и предстоят в будущем.

Прошлая Интеграция

Между животным и витальным телами.

Между этими двумя и природой желаний и чувств.

Между этими тремя и низшим конкретным умом.

Нынешняя Интеграция

Между этими четырьмя аспектами, рождая координированную личность.

Будущая Интеграция

Между личностью и Душой.

Есть и другие, более высокие виды интеграции, но мы не будем 407] их затрагивать. Они достигаются через посвящения и служение. Для нас сейчас важно, что в истории человечества много видов интеграции уже произошло бессознательно в результате жизненной стимуляции, эволюционного тяготения, обычных жизненных процессов, накопления опыта благодаря контакту с окружением, а также удовлетворённости, приводящей к пресыщению природы желания. Но как в расовом раскрытии, так и в индивидуальной жизни наступает время превращения слепой эволюционной покорности в живое сознательное усилие, и как раз в этой точке и находится сейчас человечество. С этим связано и понимание человеческой проблемы в терминах современной психологии, огромное и повсеместное страдание человеческих единиц, усилия современного образования, а также широкое выявление во всех странах и рост числа людей трёх видов:

Сознающих раскол.

С большими страданиями и трудностями достигающих интеграции.

Личностей, или людей интегрированных и потому доминирующих.

4. В то же время в каждой стране люди приближаются и достигают ещё более высокого синтеза – синтеза души и тела. Это даёт осознание судьбы, индивидуальной и расовой, осознание цели и плана, а также раскрытие интуиции (сублимации интеллекта, который сам явился сублимацией инстинктивной природы) и последующее принятие высших идей и идеализма и тех принципиальных истин, распространение которых среди мыслящих людей приведёт к огромным ментальным и материальным изменениям с их переходными составляющими и сумятицей хаоса, экспериментов, разрушений и перестроек.

408] Человечество предоставляет поле опыта для всех типов людей, то есть для тех, кто уже освоил предыдущие виды интеграции, и тех, кто ещё только проходит те же процессы, чтобы стать мыслящим человеческим существом. Два первых вида интеграции: между витальным телом и физической формой и между ними обоими и природой желания, уже завершены. Они пройдены всеми и, опустившись ниже порога сознательной активности, остались далеко позади в расовой истории. Теперь их можно изучать только на повторяющем историю периоде детства, когда самым наглядным образом демонстрируются движение в ответ на действие аппарата чувств и выражение желания. Те же процессы можно отметить и у младенческих, первобытных рас. А вот изучение интеграции третьего вида – постепенного ментального развития – не только возможно, но и весьма скрупулезно происходит, поскольку как раз сейчас она быстрыми тепами и осуществляется. Современное образование почти исключительно связано с этим её видом, и когда педагоги прекратят развивать клетки мозга и тренировать память, когда они перестанут считать мозг и ум одним целым и научатся различать их, это станет большим прогрессом. Когда ребёнка будут учить контролировать ум, а ум – руководить природой желания и мозгом, обеспечивая управление физическим проводником с ментального уровня, тогда все три вида интеграции будут проходить быстро и чётко. Внимание тогда будет направлено на интеграцию личности, позволяющую трём её аспектам функционировать как одно целое. Итак, мы имеем:

1. Детское состояние, в котором осуществляются три первых вида интеграции и задача образования заключается в обеспечении их с минимальными трудностями.

2. Человеческое состояние, когда все аспекты интегрируются 409] в единую, функциональную, самосознательную и самостоятельную личность.

3. Духовное состояние, когда происходит интеграция личности с душой, дающая сознание Целого. По её завершении самосознание дополняется групповым сознанием, что знаменует второй большой шаг на пути к сознанию Бога.

Сегодня трудность состоит в том, что со всех сторон находятся люди, проходящие всевозможные стадии процессов интеграции; все они пребывают в «состоянии кризиса» и все представляют проблемы для современной психологии.

С наибольшей точностью эти проблемы можно отнести к трём основным категориям:

а. Проблемы Раскола, которые сами подразделяются на два вида:

1. Проблемы интеграции.

2. Проблемы, связанные с ощущением двойственности.

Ощущение двойственности как результат сознаваемого раскола создаёт целый ряд трудностей: от столь частого явления, как «расщепление личности», до трудностей мистика, сосредоточенного на любящем и возлюбленном, искателе и искомом, Боге и Его дитя.

б. Проблемы Интеграции, создающие немало трудностей более продвинутым людям.

в. Проблемы Стимуляции, возникающие в результате достижения синтеза и интеграции, вызывающих приток непривычной энергии. Приток может выражаться в напористой амбициозности, в ощущении своей силы, в желании утвердить личностное влияние или же в подлинно духовной мощи и силе. Но в любом случае 410] требуется понимание происходящего и самое внимательное отношение.

Из этих проблем вытекают в свою очередь:

1. Проблемы ментальные. После интеграции ума с тремя низшими аспектами появляются вполне определённые комплексы, которые полезно чётко представлять себе.

2. Болезни Мистиков, которые связаны со складом ума, сложными идеями и «духовными свершениями», свойственными людям, склонным к мистицизму, или тем, кто переживает духовный дуализм, о котором Св. Павел писал в Послании к Римлянам:

«Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.

Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.

Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр.

А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.

Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.

Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.

Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;

Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.

411] Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? ” (К Римлянам VII, 14-24)

Трудности эти потребуют особого внимания по мере продвижения расы к личностной интеграции, а от неё – к контакту с душой.

Итак, вы видите, сколь обширен и важен наш предмет. Ясно также, что весь процесс последовательных синтезов или слияний сопровождается множеством нервных заболеваний, сдерживания, подавления, покорения или противоположных им аспектов.

Здесь нужно сделать два замечания. Первое: всякий раз, говоря о человеческом существе – и как о человеке, и как о духовной сущности, – мы в действительности рассматриваем сложнейший агрегат дифференцированных энергий, через которые или в числе которых действует сознание. Поначалу сознание представляет собой не более чем смутную, расплывчатую осведомлённость, неопределённую, неотождествлённую и совершенно не имеющую никакого фокуса внимания. Позднее оно становится более пробуждённым и осознанным и концентрируется на сфере эгоистического желания, на удовлетворении и насыщении последнего. Такому состоянию вместе с его целью – личным счастьем – можно дать общее название «жизни желания». Это личное счастье в конце концов венчается высшим желанием, осуществление которого, правда, откладывается до смерти и называется «небом». Позднее (опять же, благодаря интеграции умственной природы с другими, более развитыми аспектами) появляется бесспорно самосознательная сущность и активное выражение получает наделённое интеллектом чисто человеческое существо. Внимание по-прежнему фокусируется на удовлетворении желания, но это желание к познанию, воля к пониманию через исследование, различение и анализ.

Наконец приходит пора личностной интеграции, когда 412] проявляется воля-к-власти, направляя самосознание на обуздание низшей природы ради господства над окружением, над большим или меньшим числом других людей и над обстоятельствами. Когда это улавливается и осмысливается, фокус внимания переносится в сферу высших энергий и всё сильнее активизируется и выступает душевный фактор, обуздывая и дисциплинируя личность, давая иное понимание её окружению и осуществляя доселе не известный синтез между двумя царствами природы: человеческим и духовным.

Во всех этих процессах соединяется множество характеризующихся теми или иными качествами видов энергии, которые – при взаимодействии друг с другом – становятся прежде всего причиной трудного периода хаоса и анархии. Позднее наступает период синтеза, организованной активности и более полного выражения божественности. Но ещё долго остаётся необходимость распознавания и правильного использования энергий.

Второе замечание заключается в том, что контакт с этими внутренними энергиями устанавливается через посредство витального, или эфирного, тела, состоящего из энергетических потоков, которые действуют через семь фокусов, или силовых центров, этого тела. Энергетические центры расположены в непосредственной близости от семи главных рядов желез и имеют с ними тесную взаимосвязь. Это:

1. Шишковидная железа.

2. Гипофиз.

3. Щитовидная и паращитовидная железы.

4. Вилочковая железа.

5. Поджелудочная железа.

6. Надпочечники.

7. Половые железы.

413] Центры таковы:

1. Головной центр.

2. Центр между бровями.

3. Горловой центр.

4. Сердечный центр

5. Центр солнечного сплетения.

6. Центр у основания позвоночника.

7. Сакральный центр.

Центры тесно связаны с эндокринной системой, на которую оказывают определяющее и обусловливающее воздействие согласно качеству и источнику протекающей через них энергии. Поскольку я подробно говорил об этом в других книгах, то мы не будем здесь задерживаться. Хочу лишь обратить ваше внимание на связь между силовыми центрами эфирного тела, процессами интеграции, которые активизируют их один за другим, и конечным контролем души после соединения личности воедино.

Только когда современные психологи дополнят своё удивительно интересное знание о низшем человеке западной интерпретацией восточного учения о силовых центрах, через которые должны выражаться субъективные аспекты человека – низшие, личностные и божественные, – они решат человеческую проблему и постигнут механику раскрытия и интеграции, что приведёт их к осмысленному пониманию и мудрому разрешению трудностей и правильной интерпретации тех особенностей, с которыми им часто приходится сталкиваться. А когда помимо этого психологическая наука займётся ещё и изучением семи главных человеческих типов, то ещё на один шаг приблизится к своему истинному назначению главного инструмента в технике человеческого совершенствования. Огромным подспорьем для неё станет также изучение астрологии с точки зрения энергетических контактов, 414] линий наименьшего сопротивления и определяющих влияний и особенностей разбираемого типа. Я говорю не о составлении гороскопов с целью предсказания будущего или выбора успешного образа действий. Данный аспект астрологической интерпретации будет утрачивать своё значение, по мере того как люди будут учиться контролировать свои звёзды и управлять ими[47], определяя собственную жизнь. Но я говорю о выяснении астрологических типов, их особенностей, качеств и тенденций.

Обращаясь с сделанному ранее анализу различных аспектов человеческого существа, которые в ходе эволюции постепенно сливаются в единую интегрированную личность, будем помнить, что такое слияние и сопутствующие ему изменения суть результат неуклонного переноса сознания, благодаря чему оно становится всё более вмещающим. Речь идёт не столько о формальном аспекте, сколько о сознательности обитателя тела. Вот с чем связаны наши проблемы, и именно с этим развивающимся сознанием приходится прежде всего иметь дело психологу. С точки зрения всеведущей души, сознание ограничено, беспокойно, замкнуто, эгоцентрично, искажено, неустойчиво и поначалу теряется в заблуждениях. Только когда процессы развития достигают сравнительно высокого уровня и начинает ощущаться двойственность, возникают реальные проблемы, основные трудности и опасности, и человек сознаёт своё положение. А до того он имеет трудности иного рода, которые связаны главным образом с физическим оснащением и объясняются медлительностью жизненных реакций и низменными желаниями животной природы. На данной ступени человеческое существо скорее и представляет собой животное, сознательный же человек глубоко сокрыт и заточён. Доминируют жизненный принцип и побуждения, и всем управляет инстинктивная природа. Сознание находится 415] в солнечном сплетении, а голова и мозг бездействуют.

Здесь также уместно вспомнить, что (как я неоднократно говорил) реальность, которую мы называем душой, в сущности является выражением трёх типов энергии: жизни, любви и интеллекта. К приёму этих трёх энергий низшая тройственная уже природа подготовлена, и интеллектуальный принцип отражается в уме, природа любви – в теле эмоций-желаний, а принцип жизни – в эфирном, или витальном, теле и через него. Что касается плотного выражения физического тела (ибо эфирное тело есть тонкий аспект, или выражение, физического), то душа закрепляется в нём в двух контактных точках двумя энергетическими потоками: потоком жизни в сердце и потоком сознания в голове. Сознание само по себе двойственно, и то, что мы называли самосознанием, постепенно раскрывается и совершенствуется до пробуждения аджны, или центра между бровями. Дремлющее же групповое сознание, дающее постижение большего Целого, бездействует на протяжение большей части эволюционного цикла, пока благодаря интеграции не появляется подлинная личность. Тогда начинает пробуждаться головной центр и человек становится сознательным в более широком смысле. Голова соединяется с сердцем, и духовный человек получает более полное выражение.

Я понимаю, что вам уже известно всё это, но краткий повтор вносит дополнительную ясность. Исходя из этих предпосылок и не вдаваясь в упомянутые трудности, начнём с трудностей и состояний современного человека, которые всем нам, к сожалению, знакомы.

А. Проблемы раскола

Сегодня мыслители начинают сознавать трудности этого рода и сильно обеспокоены широким распространением расколов человеческой природы и 416] их глубоким укоренением в самой структуре расы. Расколы представляются принципиальными и вызывают размежевания, которые мы постоянно наблюдаем между расами и между религиями и которые можно отнести к фундаментальному условию проявления: так называемым отношениям между положительным и отрицательным, мужским и женским, и, выражаясь эзотерически, между солнцем и луной. Сама тайна пола связана с восстановлением ощущения единства и равновесия, полноты и целостности. В своём более высоком человеческом аспекте половое различие является лишь символом, низшим выражением раскола или разделения, который сознаёт мистик и который заставляет его искать единения с тем, что он называет божественностью. А между физическим расколом и духовным стремлением к божественности располагается широкой ряд меньших расколов, которые последовательно ощущает человек.

За всеми этими расколами проходит ещё более фундаментальный раскол – раскол между человеческим царством и царством душ, раскол скорее в сознании, нежели в физической действительности. Раскол между человеческим и животным царствами в основном преодолевается благодаря признанию физической идентичности животной природы и одинакового выражения инстинктивной природы обоих. У человечества различные расколы, которые доставляют человеку столько неприятностей, будут устранены, когда ум научится контролировать и доминировать в сфере личности и когда, покончив с критицизмом, различением и обособлением, он превратится в аналитический, интегрирующий фактор. Правильное использование интеллекта играет существенную роль в исцелении личностных расколов. Раскол между личностью и душой аннулируется благодаря правильному использованию:

417]

1. Инстинктивного ощущения божественности, побуждающего к переориентации в правильном направлении. Это приводит к –

2. Сознательному использованию ума таким образом, что он начинает познавать душу и законы душевного раскрытия.

3. Интуитивному постижению реальности, благодаря которому осуществляется слияние разрозненных частей в одно целое и происходит просветление.

4. Просветление открывает принципиальное единство, царящее на внутренней стороне жизни, и прекращает внешнюю видимость разделения.

Очевидно, что расколы «исцеляются» правильным, разумным использованием качественного аспекта формальной природы:

1. Инстинкт характеризует автоматическую физическую природу, витальный, или жизненный, проводник и природу желания. Он действует через солнечное сплетение и органы воспроизведения.

2. Интеллект характеризует умственный аспект, или ментальный проводник, и действует через расчётную палату мозга, а также через аджну и горловой центр.

3. Интуиция характеризует душевную природу и действует через ум, сердечный и головной центры. Из этих трёх главных точек душа в конце концов начинает управлять личностью.

Я советую вам внимательно рассмотреть эти идеи и уверяю, что при правильном понимании они помогут разрешить проблемы, связанные с различными расколами в человеческой природе.

В настоящее время не бывает расколов между витальным и физическим телами. Иногда наблюдается лишь частичный раскол, так называемая «слабая связь». Два потока живой энергии – жизни и сознания – 418] обыкновенно закрепляются в сердце и голове соответственно. Но в случае некоторых форм идиотизма поток сознания вообще не доходит до тела, и только поток жизни закрепляется в сердце. Поэтому нет и самосознания, нет возможности к централизованному контролю и способности к осмысленному действию или к какому бы то ни было осуществлению жизненной программы или плана, есть только отзывчивость на аспекты инстинктивной природы.

«Слабой связью» обусловлены и некоторые формы эпилепсии. При этом известные эпилептические симптомы и тяжёлые состояния в виде припадков вызываются периодическим удалением, или отделением, потока или энергетической нити сознания. В меньшей степени и без устойчивых опасных последствий та же основная причина вызывает так называемые «petit mal»[48] и некоторые виды обмороков; последние обусловлены удалением на короткое время энергетической нити сознания. Следует помнить, что при отделении и удалении сознания из проводника сознательного контакта, всё, что мы понимаем под словом «сознание», а именно: самосознание, желание и ум, отделяется и остаются только жизнь и сознание клеток физического тела.

Как правило рядовой человек сегодня – это крепко спаянная функциональная единица. (Это верно для неразвитых масс и для материалистически мыслящих граждан мира.) Он прочно интегрирован физически, эфирно и эмоционально. Его физическое и витальное тела и природа желания (поскольку эмоции лишь отражают те или иные желания) крепко связаны друг с другом. В то же время эфирная интеграция может быть слабой, что выражается в виде пониженной жизнеспособности, отсутствия импульсов желания, неспособности адекватно реагировать на динамические побуждения, незрелости, а иногда 419] навязчивости или одержания. Нередко так называемое отсутствие воли и ярлык «слабовольного» или «бесхарактерного» в действительности не имеют никакого отношения к воле, но являются скорее результатом непрочной интеграции и слабой связи между сознанием и мозгом, из-за чего человек невосприимчив к импульсам желания, которые обычно поступают в мозг, побуждая физический проводник к какой-либо активности.

Воля, которая проявляется, как правило, через программу или план, исходит от ума, а не с уровней осознанных желаний, и программа осуществляется благодаря пониманию направления и твёрдой ориентации воли на исполнение поставленной задачи. Поэтому в таких случаях не воля является причиной трудностей. Проблема объясняется проще и зарождается ниже. Решение при устранении подобных трудностей нужно искать в сфере чисто материальной природы и нередко всё преодолевается повышением физической жизнеспособности и укреплением эфирного тела благодаря солнечному свету, насыщенной витаминами пище и упражнениям, а также правильному лечению и приведению к равновесию эндокринной системы. Многое сегодня делается в этих направлениях, и наименее серьёзные формы эфирных расколов быстро излечиваются. Пониженная жизнеспособность, незрелость, отсутствие интереса к жизни и депрессия из-за слабости витальной связи (столь распространенные ныне) будут встречаться всё реже.

Я не могу подробно описывать здесь проблемы одержания, связанные с удалением аспекта самосознания обитателя тела. В результате отделения остаётся только живая скорлупа, пустой дом. В подобном трактате пришлось бы объяснять слишком много. Учёному-психологу не просто принять посылку о вытеснении сознанием инородной сущности 420] сознания того, кто оказался неспособен твёрдо сохранить связь со своим мозгом. Между тем, а я знаю, что говорю, подобные случаи не редкость и вызывают множество проблем так называемого «расщепления личности», когда физическим телом на самом деле владеют две сущности, из одна которых удерживает (закреплённый в сердце) поток жизни, другая – (закреплённый в мозге) поток сознания и, стало быть, контролирует тело, управляет его активностью и выражает себя через органы речи. Иногда доли владения меняются между обеими индивидуальностями. Иной раз одно и то же физическое тело используют не две, а сразу несколько сущностей на внутренней стороне жизни. Тогда личность многолика. Объясняется же это либо слабостью эфирной структуры законного обитателя, либо его сильным неприятием физического воплощения, либо каким-нибудь шоком или потрясением, резко обрывающем нить сознания, восстановить которую уже невозможно. Каждый случай нужно диагностировать и лечить индивидуально, предпочтительно имея дело с законным обитателем, когда он «дома, в собственном жилище». Более того, сознание этого обитателя подчас так устойчиво ориентировано в направлении фокуса сознательных интересов, отличном от физического существования, что следует процесс отделения. Это нежелательная сторона, или выражение, той же способности к отделению, что позволяет мистику созерцать свои видения и участвовать в небесных событиях, а продвинутому адепту – входить в состояние Самадхи. В одном случае проводник бросается без защиты и становится добычей любого визитёра, в другом – он надёжно охраняется и абсолютно послушен велениям и тональности своего владельца.

421] Свои объяснения я могу давать лишь с помощью намёков, направляя непредубеждённых исследователей, готовых к принятию необычных гипотез, на путь, способный привести их в долину понимания. Успех в устранении такого рода трудностей могут обеспечить предродовые меры и изучение наследственных особенностей; мощными предрасполагающими факторами являются сифилис и прочие венерические болезни. Надлежащая забота о развитии телесной природы после рождения и привитие ребёнку твёрдого ощущения собственного естества, утверждающего в нём уверенность в себе и способствующего осознанию своей индивидуальности, – всё это хорошее подспорье для искоренения данного вида проблем. Положительную роль сыграет также распространяющаяся тенденция заботится о сбалансированности питания и содержании в нём витаминов.

Однако подлинное ощущение раскола и по-настоящему серьёзные трудности связаны с двумя следующими обстоятельствами:

1. Самосознание человека достигло того уровня, когда господство и неодолимость его желаний заставляет его осознать их силу и одновременно признать свою неспособность полностью удовлетворить их. При этом он ощущает в себе некий аспект, которому это вообще не нужно. Тогда им овладевает фрустрация и он мучительно сознаёт, чего ему хочется и кем он мог бы стать в случае удовлетворения своих желаний. Он разрывается в двух направлениях: влекомый этими желаниями ум не выпускает его из сферы страстных побуждений, надежд и соблазнов, тогда как мозг и физическая природа склоняют его к убеждению в том, что ничто из желаемого им невозможно, а если и возможно, то хочется ли ему этого на самом деле? Это верно для человека, нацеленного на удовлетворение материальных влечений, или для того, кто ищет интеллектуального или духовного удовлетворения. 422] В первом случае раскол начинает проступать в низших аспектах природы желания, во втором – выявляется в высших аспектах, но и там, и там линии раскола видны чётко. Конфликт начался и впереди две возможности:

а. Он полностью пасует и кончает жизнь ощущением пустоты, глубокой депрессией и фрустрацией, широко варьирующихся от покорности обстоятельствам до многочисленных способов бегства, которые выталкивают человека в мир грёз, в страну иллюзий, в нигилизм и даже за рубеж смерти через саморазрушение.

б. Яростный конфликт из-за отказа смиряться с давлением обстоятельств или окружения. Человек либо добивается успеха и достигает желаемого, либо перемалывается жерновом жизни, физически или ментально.

2. Человек оказывается неспособным использовать данный ему Богом интеллект и потому не может отличить существенное от несущественного, правильное направление от ложных целей, те аспекты своей низшей природы, которые нужно удовлетворять, от тех, которые удовлетворять не нужно, и, наконец, высший полюс двойственности от низшего. Он должен понять разницу между:

а. Покорностью неизбежному и покорностью своим желаниям.

б. Способностями реальными и способностями потенциальными. Многие конфликты были бы разрешены благодаря учёту, осмыслению и правильному использованию своих «активов», что позволило бы отказаться от недостижимых целей, ведущих к неизбежной фрустрации. Когда эта часть конфликта преодолена, 423] можно переходить к осмыслению и выражению потенциального.

в. Индивидуальными и групповыми целями, между общественной и антиобщественной направленностью. Здесь многое делается, но пока с акцентом на индивидуальность, а не на группу. Когда же будет наоборот, появятся и антиобщественные группы.

Я упомянул лишь три из множества возможных отличий, которые помогут преодолеть раскол у подавляющего большинства сознающих его. Вероятнее всего, многие расколы, связанные с природой желания и приводящие к фрустрации и разрыву непрерывной цепи жизненных интересов, будут устранены благодаря:

1. Вниманию прежде всего к физическому оснащению и железам, особенно к щитовидной, а также к сбалансированному питанию.

2. Вниманию к физической координации пациента, поскольку она является внешним выражением процесса внутренней интеграции, и тренировке, которая позволяет многого достичь.


Поделиться:



Популярное:

  1. II Проблемы рационального питания
  2. II. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
  3. II.1.2. Глоссарий исследования «семиотика кино и проблемы киноэстетики»
  4. III. Проблемы внешней политики Турции
  5. XIII. Церковь и проблемы экологии
  6. XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма.
  7. А потом он обратился к ним с увещанием в связи с тем, что они смеялись, когда кто-нибудь испускал ветры, и сказал: «Почему некоторые из вас смеются над тем, что делают и сами?»
  8. А. Проблемы пробуждения и стимуляции центров
  9. Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта.
  10. Актуальные проблемы правовой статистики
  11. Актуальные проблемы совершенствования деятельности налоговых органов РФ для реализации промышленно-торговой политики РФ в современных условиях хозяйствования
  12. Актуальные проблемы совершенствования деятельности налоговых органов РФ для реализации промышленно-торговой политики РФ в современных условиях хозяйствования.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.087 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь