Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблемы и дилеммы современной футурологии.



Прошлое, настоящее и будущее мировой цивилизации всегда занимало передовые умы человечества. Перспективы развития человеческой цивилизации активно обсуждаются и на пороге XXI века. В настоящее время планетарное общество пытается переосмыслить предшествующий опыт и выработать новую модель развития. Последние десятилетия характеризуются интеллектуальным штурмом этих проблем.

Область научных знаний, охватывающая перспективы цивилизационных процессов, называется футурологией. Футурология приобретает все большее значение для жизни человечества. Теоретическое предвидение будущего стало ведущим социальным императивом, от которого зависит судьба цивилизации. Оно особенно необходимо из-за возникновения и обострения глобальных, региональных и внутригосударственных проблем.

Основные факторы, влияющие на глубину и содержание философских исследований перспектив развития цивилизации:

- исследование прошлого, настоящего и будущего человечества в их единстве и соотнесении с жизненными интересами живущих людей и будущих поколений;

- интерес к изучению будущего возрастает в периоды острых социальных конфликтов, в переломные эпохи, на рубеже веков и тысячелетий;

- человеку присуща целесообразная деятельность, предвосхищение как непосредственных результатов, так и более отдаленных последствий своих действий;

- исследования будущего, их направленность и содержание позволяют в значительной степени сознательно регулировать и изменять жизненные мотивы, систему ценностей, представления о счастье и социальном будущем человечества в связи c новыми естественны­ми и социальными условиями;

- совершенствование прогнозных оценок перспектив мирового сообщества, их учет в жизнедеятельности народов и государств.

Философия решает ряд методологически значимых проблем современной футурологии:

1. Обосновывает понятие «предвидение» и реальный прогностический процесс.

2. Предлагает периодизацию будущего: непосредственное будущее; обозримое будущее; отдаленное будущее, его признаки и процессы.

3. Разрабатывает научные критерии предвидения.

4. Исследует методы социального прогнозирования: экстраполяцию; историческую аналогию; компьютерное моделирование; сценарии будущего; экспертные оценки.

5. Аргументирует структуру научного предвидения: подготовительный процесс; прогностический процесс; завершающий (итоговый) процесс.

6. Осуществляет основные виды прогнозов: поисковые; аналитические; нормативные; прогнозы-предостережения и др.

К разработке футурологических концепций привлекаются крупнейшие математики, экономисты, социологи, философы, политологи, физики, видные политические и государственные деятели. Возрастающий интерес к будущему в эпоху современной научно-технической революции, помимо отмеченных выше причин, объясняется и тем, что никогда ранее человек не становился так сильно зависим от будущего. Никогда ранее перспективы развития мировой цивилизации не определялись степенью решения глобальных проблем.

В этих условиях футурологи начали разрабатывать различные теоретические модели стратегии выживания. Для современных концепций характерен поворот к всестороннему и конкретному анализу факторов мирового развития. В футурологической мысли можно выделить три основных течения: а) экопессимистическое (антисциентистское), б) технооптимистическое (сциентистское) и в) альтернативистское.

Экопессимистическое течение возникло как реакция на серию энергетических, экологических, экономических и других кризисов второй половины XIX - начала XX веков. Течение представлено:

- концепцией замкнутых локальных культур (О. Шпенглер);

- теорией «технологического пессимизма» (Ж. Эллюль, Э. Фрош, Г. Мюллер, Б. Скиннер и др.);

- концепцией «шока» от столкновения с будущим (О. Тоффлер);

- антисциентистскими теориями технофобизма (Л. Мэмфорд, Т. Роззак);

- учениями «консервативного обновления» начала 80-х годов (Д. Нейсбит, А. Азимов, Ч. Мозер).

Технооптимистическое течение. В соотношении с пессимистическим направлением, широкое влияние имеет оптимистическое направление современной футурологии. Технооптимистическоетечение сформировалось в результате критики широкой научной общественностью «экотехнологических» пессимистов, многочисленных просчетов в прогнозах, ошибок и подтасовок в первых глобальных моделях будущего. Быстрый подъем оптимистического течения связан также с растущим осознанием ограниченности «неомальтузианского» подхода и неправомерности сведения вопроса о будущем цивилизации к пределам роста народонаселения.

Основные концепции технооптимистического направления:

- «теория издержек роста» новой, «супериндустриальной» цивилизации (Г. Кан, Н. Луман);

- концепция «информационного общества» (А. Турен, Ю. Хабермас, М. Маклюэн, Д. Белл, Р. Кэртис);

- «стратегия выживания» Римского клуба (А. Печчеи, Дж. Форрестер, Д. Медоуз).

Альтернативистское течение значительно усилило свое влияние в 80-90-е годы ХХ в. В центре его программ находится тезис о необходимости перестройки социально-политической структуры современного общества, его системы ценностей.

Данное течение не имеет еще устоявшихся форм. Оно объединяет широкий спектр идей различных группировок, «альтернативных движений» и политических партий. Его представители в равной степени отвергают как пороки современного западного общества, так и коммунистическую альтернативу общественного развития. Идеологи «альтернативизма» пытаются представить его в виде ростков принципиально новой цивилизации, в центре которой стоит человек и которая должна способствовать наиболее полному и всестороннему раскрытию личности в гармонии с окружающей средой. Среди сторонников «альтернативистов» весьма значительна прослойка представителей движения в защиту окружающей среды, экологистов, членов партии «зеленых», пацифистов.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

Алексеев С. С. Философия права. – М., 1999.

Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. – М., 1996.

Антология мировой философии. – В 4 т. – М., 1969-1972.

Балакина Т. И. История русской культуры. – М., 1995.

Беловинский Л. В. История русской материальной культуры. – М., 1995.

Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. труды. – М., 1999.

Валянский С. И., Калюжный Д. В. Новая хронология земных цивилизаций. – М., 1996.

Велесова книга: Русские веды. – М., 1995.

Георгиева Т. С. История русской культуры. – М., 1998.

Гобозов И. А. Введение в философию истории. – М., 1999.

Гобозов И. А. Философия политики. – М., 1998.

Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота / Научно-теоретический труд. – М., 1999.

Губин В. Д. Основы философии. – М., 1999.

Гуревич П. С. Философия культуры. – М., 1995.

Гуревич П. С. Философская антропология. – М., 1997.

Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. – М., 1999.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.

Дягилев В. В. Занимательная философия. – М., 1996.

Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник. – М., 1999.

Кант И. Критика чистого разума. – М., 1994.

Козлов Н. И. Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности. – М., 1999.

Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия. Учебник. – М., 1999.

Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство. – М., 1996.

Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс. – М., 1998.

Лосский Н. О. История русской философии. – М., 1991.

Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. – СПб., 1997.

Марсель Г. Трагическая мудрость философии. – М., 1995.

Миронов В. В. Философия. Учебник. – М., 1998.

Момджян К. Х. Введение в социальную философию. – М., 1997.

Нерсесянц В. С. Философия права. Учебник. – М., 1998.

Ницше Ф. Воля к власти. – М., 1995.

Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Новая хронология Руси. – М., 1997.

Основы этических знаний. – СПб., 1998.

Островский Э. В. Основы философских знаний. – М., 1998.

Радугин А. А. Философия: курс лекций. – М., 1998.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - В 4 т. – СПб., 1994-1997.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., 1995.

Смирнов И. Н., Титов В. Ф. Философия. Учебник. – М., 1998.

Современная философия: словарь и хрестоматия. – М., 1996.

Соловьев В. С. Оправдание добра. – М., 1994.

Спиркин А. Г. Философия. Учебник. – М., 1998.

Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. – М., 1999.

Сторожев А., Сторожев В. Россия во времени и пространстве. История России с древнейших времен до наших дней. Концепция России. Кн. 1. – Сургут-Москва, 1997.

Тейчман Дженни, Эванс Кэтрин. Философия. Руководство для начинающих / Пер. с англ. – М., 1998.

Тихонравов Ю. В. Основы философии права. – М., 1997.

Тихонравов Ю. В. Философия. – М., 1998.

Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998.

Философия. Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. – М., 1998.

Философия. Учебник. – Ростов-на-Дону, 1995.

Философия. Часть первая: История философии / Под ред. проф. Кириллова В. И., проф. Попова С. И., проф. Чумакова А. Н. – М., 1998.

Философия: 100 экзаменационных вопросов. – Ростов-на-Дону, 1998.

Хрестоматия по философии / Под ред. и сост. Радугин А. А. – М., 1998.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И

ОБЩЕСТВА

1. Философия как особая область знаний и тип мировоззрения ………

2. Философия как наука, ее предмет, структура и функции …………...

 

ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ

1. Зачем необходимо изучать историю философии? ……………………

2. Объективно-идеалистическая философия Платона …………………..

3. Особенности философии Аристотеля …………………………………

4. Номинализм и реализм в философии Средневековья ………………..

5. Философия А. Августина и Ф. Аквинского …………………………..

6. Эмпиризм философии Нового времени (Ф. Бэкон) …………………..

7. Рационализм философии Нового времени (Р. Декарт) ……………….

8. И. Кант как основоположник немецкой классической философии ….

9. Диалектический метод и философская система Г. Гегеля ……………

10. Философия Л. Фейербаха ………………………………………………

11. Характерные черты, особенности и этапы развития отечественной

философии ……………………………………………………………….

12. Современная зарубежная философия ………………………………….

 

ТЕМА 3. ФИЛОСОФСКАЯ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И

РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНЫ МИРА

1. Картина мира и мировоззрение человека ………………………………

2. Философская картина мира и ее роль в мировоззрении человека ……

3. Естественнонаучная картина мира и ее роль в мировоззрении

человека ………………………………………………………………….

4. Религиозная картина мира и религиозное мировоззрение …………...

5. Проблема бытия в философии и мировоззрении ……………………..

6. Структура бытия. Бытие и картина мира ………………………………

7. Материя как вид бытия. Современные знания о структуре

материального мира …………………………………………………….

8. Сознание как субъективное бытие: происхождение и существен-

ные признаки …………………………………………………………….

 

ТЕМА 4. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СВЯЗЯХ И РАЗВИТИИ

МИРА

1. Проблема развития в философии. Основные концепции развития ….

2. Исходные принципы, законы и категории развития ………………….

 

ТЕМА 5. ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ.

ЗНАНИЕ И ВЕРА

1. Проблема познания в философии ………………………………………

2. Диалектика процесса познания …………………………………………

3. Агностицизм и его формы ………………………………………………

4. Соотношение чувственного и рационального в познании ……………

5. Проблема истины в познании …………………………………………..

6. Специфика научного познания: основные этапы, формы и методы …

 

ТЕМА 6. ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-

ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

1. Понятие общества, его системность и структура ……………………..

2. Общая характеристика основных сфер жизни общества ……………..

3. Материально-производственная сфера жизни общества:

сущность, структура и основные функции …………………………….

4. Социальная сфера жизни общества: сущность, структура и

функции ………………………………………………………………….

5. Политико-правовая сфера жизни общества …………………………..

6. Духовная сфера жизни общества ………………………………………

7. Философия истории: сущность и основная проблематика …………..

8. Формационная концепция исторического развития ………………….

9. Цивилизационная концепция общественно-исторического

процесса …………………………………………………………………

10. Культура и культурологическое понимание общественно-

исторического процесса ……………………………………………….

 

ТЕМА 7. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

1. Философская антропология и ее основные проблемы ……………….

2. Философская концепция личности …………………………………….

3. Взаимосвязь личности и общества …………………………………….

4. Человек в мире природы. Проблема жизни и смерти в опыте

человечества …………………………………………………………….

5. Свобода и ответственность личности …………………………………

6. Статус личности как единство ее прав, свобод, обязанностей и

ответственности …………………………………………………………

 

ТЕМА 8. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ.

БУДУЩЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

1. Общество как планетарная цивилизация ……………………………...

2. Глобальные проблемы современности и пути их решения ………….

3. Проблемы и дилеммы современной футурологии …………………..

 

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………….

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь