Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура и культурологическое понимание общественно-исторического процесса.



Понятие «культура» употребляется в разных смыслах. Это связано со сложностью культуры как явления общества и трудностью ее познания, с многообразием значений термина в разговорном языке. Но полисемантизм категории «культуры» связан и с тем, что она входит в понятийный аппарат многих наук: философии, культурологии, истории, этнографии, социальной психологии, филологии, археологии и др. Социальная философия рассматривает культуру как одну из важных характеристик социального бытия, бытия индивида и истории общества.

Существует две основных точки зрения на происхождение термина «культура». Многие считают, что культура берет начало от религиозного термина «культ». В данном значении культура рассматривается как развитие религиозной духовности людей, укрепляющей их действительную практическую жизнь. Не менее многочисленны исследователи, считающие, что культура возникла в связи с возделыванием, обработкой человеком земли, выращиванием культурных растений.

Из этимологии термина «культура» следует, что он применим только к процессу и результатам человеческой жизнедеятельности. Все, что создано человеком, его трудом, является элементами содержания культуры. В свою очередь, все естественно-природное, не впитавшее человеческого труда, не относится к культуре.

Признаки культуры в этом плане являются и признаками общества. Культура, цивилизация, формация, история – важнейшие характеристики общественной жизни, ее содержания и исторической динамики. Поэтому культурологический анализ исторического процесса имеет свои признаки и принципы.

В зависимости от удовлетворения материальных или духовных потребностей людей, культура делится на два вида: материальную и духовную. Распространенной типологией культур является историческая типология. Существуют культуры исторических эпох: культура Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Нового времени и современная культура XX в. Разработаны и многие другие подходы дифференциации культуры человеческого общества.

Культурологический подход к анализу развития общества весьма распространен и многообразен. В человеческой истории культуры выделялись по различным основаниям, среди которых заслуживают внимания:

- концепция обособленных «локально-исторических типов» культур.

- теория «замкнутых культур».

Обе концепции имеют много общего, хотя разрабатывались в разное время. Понимание локально-исторического типа культуры разработал Н. Я. Данилевский (1822-1885). В своей работе «Россия и Европа» он выделяет 10 культур. Новой, по его мнению, и наиболее перспективной является славянская культура, ведущим элементом которой выступает русская культура. В основу своей концепции Н. Данилевский положил идею обособленных, не переходящих друг в друга «локально-исторических типов культуры». По его мнению, культурно-исторические типы аналогичны живым организмам, находятся в борьбе между собой и средой. Из-за своей обособленности у различных культур отсутствует общая система ценностей, которая могла бы их объединять. Каждый культурно-исторический тип, как полагал Данилевский, в своем эволюционном развитии проходит три стадии: этнос - государство - цивилизация. Сам же ход истории представляет смену культурно-исторических типов, которые как бы вытесняют друг друга. Русская культура как «душа» славянской культуры, восприняла, как считает Данилевский, христианство от иудейской культуры, философию и искусство – от древнегреческой культуры, государственность и право от древнеримской культуры. От европейской культуры она переняла развитие науки и техники. Эти признаки, соединившиеся с самобытностью русской культуры, с ее евразийством, дают существенные преимущества прогрессивного развития.

Концепция «замкнутых культур» О. Шпенглера (1880-1936) представляет противопоставление культуры и цивилизации как целого и части.

Он поддержал подход Н. Я. Данилевского, считая культуру самодостаточным организмом. В книге «Закат Европы» О. Шпенглер обосновал цикл тысячелетнего существования культур, прохождение ими стадий зарождения («весна»), расцвета («лето»), окостенения («осень») и умирания («зима»). Стадию «зимы» культуры он назвал цивилизацией, отождествлял ее с кризисным состоянием европейской культуры в конце XIX – начале ХХ вв. В истории общества Шпенглер насчитывает всего 8 культур. Другие народы, по его мнению, еще не достигли или уже не достигли в прошлом уровня культуры. Предпочтение отдавал новой, зарождающейся русско-сибирской культуре. И в этом позиция О. Шпенглера созвучна Н. Я. Данилевскому. История у Шпенглера зафиксирована замкнутыми локальными культурами, достигшими полноты своего развития. Он занимал антисциентистские позиции, критически относясь к научно-техническому прогрессу. Считал, что европейское общество должно сдерживать рост городов и развитие техники, так как они подавляют человека, преодолеть государственную бюрократию, быть ближе к природе, не ставить перед собой сложных задач и не разрабатывать длительных программ. Он предлагал заменить христианские нормы светскими или обновить их. «Философия жизни» по Шпенглеру должна содержать все обновленческие элементы, способствующие преодолению кризиса и сохранению европейской культуры. Тогда человек может обрести подлинную свободу и проявить себя.

Социологические концепции культуры разрабатывали П. Сорокин, М. Вебер, А. Вебер и др. Психоаналитические концепции культуры представлены в работах З. Фрейда, Э. Фромма и др. Существует много других концепций.

Так, например, П. Сорокин (1889-1968) понимает культуру не только как период истории, не просто как конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а как «единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность… Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры».

В своей концепции «социокультурной динамики» при анализе исторического процесса Сорокин выделяет три динамично взаимодействующих социокультурных потока: идеациональный, идеалистический и чувственный.

По мнению П. Сорокина, культура не погибнет, пока живо человечество, и что возрождение культуры неизбежно. Оно будет проходить на базе дальнейшей гуманизации общества и человеколюбия.

Сегодня наиболее распространены следующие определения культуры. Во-первых, культура означает способ и содержание жизни людей, характеризующиеся воспроизводством, распределением и потреблением материальных и духовных ценностей, нормами и принципами жизни, социальными институтами и системой общественных отношений. Во-вторых, культура есть более высокий уровень развития общества по сравнению с дикостью и варварством. В-третьих, культура означает особую характеристику жизни этнической общности. В этом значении культура часто отождествляется с цивилизацией. Иногда термин «цивилизация» отражает более высоко развитую этническую культуру в соотношении с другими этническими культурами. В-четвертых, понятие «культура» используется для раскрытия содержания, признаков, структуры и особенностей функционирования искусства, а в более широком плане – всей художественно-эстетической жизни общества.

На основе рассмотренных и других концепций культуры можно назвать некоторые общие принципы культурологического анализа общественно-исторического процесса: анализ локальных культур; изучение общих характеристик мировой культуры; обоснование способов и содержания жизни людей; религиозная, экономическая и иная детерминация культурного процесса, структурность и др.

Можно сказать, что формационная, культурологическая и цивилизационная концепции развития общества изучают социально-исторический процесс с различных сторон. Но эти концепции находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Взаимосвязь общественно-экономической формации и цивилизации заключается в следующем:

- во-первых, цивилизация выступает как выражение определенного качественного уровня человеческой истории, этапы которой образуют общественно-экономические формации;

- во-вторых, общественно-экономическая формация выступает не только этапом цивилизационного исторического процесса, но и способом выражения его конкретного содержания;

- в-третьих, содержательная характеристика определенного этапа цивилизации представляет собой качественную оценку конкретной формации;

- в-четвертых, формация и цивилизация с разных сторон характеризуют один и тот же объект философии - общество. Но общественно-экономическая формация раскрывает сущность и содержание общества определенного типа, категория «цивилизация» выражает преимущественно аксеологический (ценностно-качественный) смысл феномена «общество».

Взаимосвязь цивилизации и культуры может быть представлена так:

- во-первых, цивилизация становится необходимым условием и этапом существования зрелой культуры;

- во-вторых, культура выражает особый, деятельностный способ освоения человеком мира и самого себя. Цивилизация вскрывает меру и качество самореализации индивида, его статус в обществе, осуществление на практике прав и свобод, меру и качество саморазвития социальной общности, класса, слоя, группы;

- в-третьих, цивилизация не самодостаточна в выборе ориентиров своего развития, смысл и перспективу ее развития привносят культура и формация посредством определения целей, формирования ценностных ориентаций и воплощения их на практике по пути прогресса.

 

ТЕМА 7. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь