Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Когда это бывает? (А. Бондаренко)⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Цель: развитие речи, внимания, находчивости, выдержки. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: группа детей. Необходимые приспособления: картинки с изображением времен года (на каждое время года 2—3 картинки), стрелка. Описание игры: дети садятся вокруг стола, каждому дается картинка. Картинки нельзя показывать друг другу. Затем по движению стрелки ребенок, на которого она указала, рассказывает, что нарисовано на его картинке, и вращает стрелку. Тот, на кого покажет стрелка, должен отгадать, какое время года описал его товарищ. Другие дети в это время должны сидеть тихо, подсказывать нельзя. Подсказавший выбывает из игры. После того как дан ответ, первый ребенок показывает свою картинку, чтобы все дети убедились, что ответ правильный. Рассказать о своих картинках должны все дети. Комментарий: перед игрой можно провести беседу с детьми о временах года, о том, чем люди занимаются в зависимости от времени года и каковы особенности погоды каждого сезона. Игру можно построить немного по-другому: взрослый читает отрывки из художественных произведений о временах года, а дети должны найти подходящие картинки. Такую работу необходимо вести систематически, так как развитие временной ориентировки является одной из сложных задач в обучении дошкольников. Это объясняется тем, что время — понятие абстрактное и труднодоступное для детей дошкольного возраста. Поезд (И. Томашпольская) Цель: развитие мышления, операций анализа и синтеза. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 4, 5—8 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: набор картинок с изображением всевозможных объектов. Описание игры: картинки складывают в центре стола, дети стоят вокруг него. Затем ведущий предлагает построить поезд из картинок, складывая их на основе сходства каких-либо признаков: «Я прикрепляю помидор к огурцу, потому что это овощи», «Я прикрепляю мячик к солнышку, потому что они круглые», — и т. д. Поезд можно строить в обоих направлениях. Комментарий: необходимо стимулировать детей к поиску нестандартных решений, чтобы в поезд вошли все картинки, предложенные взрослым. Если поиск объединяющих признаков вызывает затруднения, взрослый помогает наводящими вопросами. Дорисуй фигурку (И. Томашпольская) Цель: развитие фантазии, мелкой моторики. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: от 3-х лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: бумага, карандаши, образцы с элементами рисунков (кружочками, черточками и т. д.). Описание игры: детей вводят в игровую ситуацию: клоун собрался прийти к нам в гости, в качестве подарка он хотел принести рисунок, но не успел его дорисовать. Нужно помочь клоуну дорисовать фигурку. Комментарий: заготовки могут быть сделаны на каждого ребенка. Но можно предложить участникам один большой лист для всех игроков. Это будет интересно, а также поставит детей перед необходимостью рисовать вместе и договариваться между собой. Муха (И. Томашпольская) Цель: развитие цветовосприятия, умения ориентироваться на плоскости. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: от 2-х лет. Количество играющих: 4—5 человек. Необходимые приспособления: квадрат размером 5x5 клеток, окрашенных в разные цвета, фишка, на которой нарисована муха. Описание игры: фишку с мухой ставят на центральную клетку, затем ведущий говорит, что муха вышла погулять и называет маршрут мухи (в каком направлении и насколько она продвинулась). После 3—4 ходов дети должны сказать, на клетке какого цвета сидит муха, клетка какого цвета находится справа, слева и т. д. Комментарий: вопросы взрослый задает детям вразброс, а не по очереди, чтобы они удерживали внимание и были сосредоточены. Кроме того, детям младшего возраста игра поможет освоить эталоны цвета. Обезьянки (И. Томашпольская) Цель: развитие внимания, памяти, координации движений. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 1, 5—7 лет. Количество играющих: 4—5 человек. Необходимые приспособления: счетные палочки. Описание игры: ведущий (взрослый) предлагает детям поиграть в обезьянок. Обезьяны любят повторять движения, передразнивать. Ведущий складывает из счетных палочек какую-либо фигуру, а затем предлагает детям повторить ее. Комментарий: чтобы повысить эмоциональную насыщенность игр, можно увеличить ее темп. Для детей 6-7 лет игру можно усложнить, если не предлагать готовый образец, а описывать задуманное. Например: «Я хочу построить домик, основой которого будет прямоугольник, а крыша будет треугольной», — и т. д. Цветные фоны (И. Томашпольская) Цель: развитие умения различать и называть цвета, расширение кругозора детей. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 1, 5-3 года. Количество играющих: 4-5 человек. Необходимые приспособления: листы цветной бумаги разных цветов, изображения разных предметов — по 4— 8 шт. каждого цвета. Описание игры: детям предлагается пойти в волшебный лес, где на полянах определенного цвета живут предметы такой же окраски. Задача ребенка — сложить все предметы одного цвета на лист цветной бумаги того же цвета. Комментарий: игра помогает детям освоить эталоны цвета, развивает навыки цветового соотнесения. Она может использоваться и как самостоятельная игра, и как элемент занятия. Узнай по голосу Цель: развитие слухового восприятия. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: 5-20. Описание игры: выбирают водящего, ему завязывают глаза. Дети становятся в круг (водящий — в центр круга) и идут вправо или влево, напевая: Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто назвал тебя, узнай. Во время движения ведущий-взрослый должен дотронуться до какого-нибудь ребенка. После окончания песенки этот ребенок зовет водящего по имени, изменив голос. Если водящий узнает ребенка и правильно назовет его имя, он становится играющим, а если нет — игра продолжается с тем же водящим. Комментарий: игра помогает детям лучше узнать друг друга. Эффективна в процессе адаптации детей к условиям детского сада или развития групповой сплоченности. Путаница (И. Климина) Цель: развитие внимания, зрительной памяти. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: мольберт и картина. Описание игры: автор картины становится спиной к мольберту, на котором она установлена. Остальные дети пытаются сбить художника с толку. Автор картины должен сообразить, что не так описывают зрители, и исправить их ошибку. Например, ребенок утверждает: «Твоя картина — пейзаж», — хотя на самом деле это портрет, или: «У девочки в руках яблоки», — в то время как на картине изображены груши. Комментарий: дети с удовольствием придумывают такие путаницы. Скорее всего, им не понадобится помощь взрослого. Но если дети будут испытывать затруднения, взрослый может включиться в игру, давая детям образец вопросов-путаниц. Измени конец сказки (И. Климина) Цель: развитие воображения. Нарушение: ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: все необходимое для рисования. Описание игры: ребенок в процессе рисования картины на сюжет какой-нибудь сказки должен придумать ее новое окончание, а затем рассказать его. Комментарий: в игру можно ввести дополнительное правило: ребенок не рассказывает о своем рисунке, за него это сделает кто-то другой, а автор или подтвердит его версию, или опровергнет ее. В любом случае, будет интересно услышать несколько версий одного рисунка. Лабиринт (И. Томашпольская) Цель: развитие мелкой моторики, умения ориентироваться, развитие слухового внимания. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: 6-7 человек. Необходимые приспособления: карандаши, бумага в крупную клетку. Описание игры: дети отмечают начальную точку, из которой человеку (или кошке, или попугаю) надо добраться до какого-то места. После этого ведущий дает команды, куда двигаться (две клетки вправо, одну влево, три вперед и т. д.). Ведущий зарисовывает маршрут у себя на листике, но не показывает его детям, пока не дойдет до конца. Затем маршруты сверяют. В процессе движения линии могут пересекаться, образовывать какую-то фигуру. Дети должны сказать, на что она похожа. Комментарий: эта игра особенно полезна детям, которые готовятся пойти в школу, так как основная ее цель — развитие умения действовать по словесной инст- рукции, что является одним из навыков, необходимых для успешного обучения. Подходят — не подходят (И. Климина) Цель: развитие воображения, грамматического строя речи. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 7—8 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: листы-карточки со словами-характеристиками. Описание игры: дети рисуют портреты сказочных героев, а затем им раздают карточки со словами. Карточки нужно разложить на две стопки, ориентируясь на то, подходят они или нет герою повествования. Комментарий: игра подходит для уже умеющих читать детей. Для детей, которые читать не умеют, можно приготовить карточки с условным изображением эмоций. Ребенок, предложивший ту или иную карточку к определенному герою, должен объяснить свой выбор. Похоже — непохоже (И. Климина) Цель: развитие внимания, мышления. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: любое четное. Необходимые приспособления: две картины. Описание игры: рядом ставят две картины. Дети делятся на две команды, одна из которых должна найти сходство между ними, а другая — различия. Комментарий: детям дается время, в течение которого идет групповое обсуждение. Затем выходят по одному участнику от команд и начинается «поединок». Капитаны могут обращаться за помощью к своей команде. Побеждает та команда, которая нашла больше отличий (или сходных черт). Аудиозагадка (И. Климина) Цель: развитие слухового и зрительного внимания. Нарушение: СДВГ, агрессивность, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: аудиозаписи с рассказами детей о своих картинах на тему «Кошки», рисунки детей. Описание игры: дети внимательно слушают рассказ, записанный на магнитофон, а затем они должны по голосу определить автора картины и найти саму картину. Комментарий: игра требует от взрослого объемной подготовки (сделать аудиозапись рассказов детей, подготовить рисунки). Но тем более она будет интересна для детей. Путешествие в страну звуков (М. Сигимова) Цель: развитие слухового восприятия, воображения. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: 6 человек. Необходимые приспособления: аудиокассеты с записями звуков леса и голосов птиц и т. д. Описание игры: во время прогулки взрослый обращает внимание детей на звуки, раздающиеся вокруг: голоса птиц, шум ветра, звук льющейся воды и т. д., предлагая сравнить их со звуками, которые издают известные детям музыкальные инструменты. Затем дети могут попробовать изобразить какой-либо звук на импровизированных музыкальных инструментах — бутылках, кастрюлях, ложках... Комментарий: восприятие окружающего мира детей отличается искренностью, нестандартностью. И часто в ответ на привычный для взрослых «стимул» дошколята дают нетипичный «ответ», ставящий родителей и воспитателей в тупик. Лучший пример этому — игра «Путешествие в страну звуков». Если попросить детей нарисо- вать те образы, которые у них возникают под воздействием тех или иных звуков, можно получить очень оригинальные рисунки и ассоциации. Угадайка (И. Климина) Цель: развитие внимания. Нарушение: СДВГ, ЗПР, Возраст: 3—4 года. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: рисунки. Описание игры: взрослый описывает какую-нибудь картинку, а дети должны найти ее. Комментарий: взрослый готовится к игре вместе с детьми, их задача — нарисовать картинки. Затем взрослый может разложить рисунки детей по комнате, подвесить или прикрепить к чему-нибудь. Дети должны внимательно выслушать описание картинки, а затем уже найти ее. Эта игра способствует развитию умения концентрировать свое внимание, соотносить услышанное и увиденное. Сложи сказку (И. Климина) Цель: развитие воображения, мышления. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: 6-7 человек. Необходимые приспособления: рисунки-иллюстрации к сказкам. Описание игры: 1. Дети должны сложить несколько рисунков в таком порядке, в каком развивается сюжет. 2. Дети отбирают рисунки самостоятельно, а потом, объединив их какой-то темой, придумывают сюжет. Комментарий: первый вариант игры подходит больше для детей 4-х лет, а второй лучше использовать в работе с более старшими детьми. В ходе игры дети способны сочинять самые невероятные истории и объединять абсолютно разных героев. Главное — дать им возможность оторваться от стереотипов.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы