Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Продолжи ритм (Ю. и М. Шевченко)
Цель: развитие слухового восприятия, сенсомоторной координации. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: двое и более. Описание игры: дети заучивают какой-то ритмический рисунок, а затем они должны воспроизвести его совместными усилиями: каждый ребенок после своего соседа хлопает в ладоши один раз. Если он хлопнет два раза или не выдержит необходимую паузу, он выбывает. Комментарий: игра требует некоторой подготовки, которую лучше проводить попарно со взрослым, а потом уже в группе детей. Игра не должна начинаться, пока дети не освоят ритмический рисунок. Для лучшего запоминания можно предлагать детям: — прокричать рисунок, — прошептать рисунок, — прохлопать громко, — прохлопать тихо, — прохлопать быстро, — прохлопать медленно. Такая смена темпа, громкости и способа концентрирует внимание детей на ритмическом рисунке и помогает быстрее и лучше его запомнить. Сравнения Цель: развитие творческого мышления. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один и более. Описание игры: ребенку предлагается придумать, с чем можно сравнить: птичку, реку, ветер, варежки, снежинку, утюг и т. д. Очень важно, чтобы в процессе ответов дети использовали образные выражения. Комментарий: дети дошкольного возраста испытывают большие трудности при необходимости подбора ассоциаций, так как их речь еще бедна. Лучший способ обогащения речи — это совместное чтение. Да — нет Цель: развитие речи и мышления. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: двое, кратное двум. Описание игры: ребенок загадывает какое-либо существительное, другие дети задают ему вопросы (не более 15) на которые он отвечает «да» или «нет». Вопрос, на который ведущий ответить не может однозначно, не зас-читывается. Цель игры — отгадать задуманное слово, задав как можно меньше вопросов. Комментарий: взрослый должен следить за тем, чтобы вопросы задавали все дети, обращая внимание на малоактивных. Найди общее Цель: развитие наблюдательности, умения анализировать предметы и явления. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один и более. Необходимые приспособления: карточки с названием или изображением любых предметов. Описание игры: ведущий показывает по две карточки, а дети должны сказать, что общего между этими предметами. Например самолет и машина. Оба эти предмета сделаны руками человека, могут ездить, они из железа, топливо для них — бензин, не помещаются в квартире, больше человека, шумят, когда заводятся и т. д. Комментарий: в тех случаях, когда для рассмотрения детям предлагаются предметы, на первый взгляд, не имеющие ничего общего, ведущий должен простимулировать мыслительную деятельность детей наводящими вопросами, касающимися свойств, размеров, действий с этими предметами. Помоги художнику Цель: развитие мышления, восприятия. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: простые рисунки, на которых не дорисован какой-либо элемент (ручка у чайника, ножка у стула и т. д.). Описание игры: ребенку показывают рисунок, на ко- тором есть недорисованный элемент. Он должен сказать, чего не хватает. Комментарий: для детей 3-4 лет можно подбирать простые рисунки, на которых нарисован предмет без какой-либо важной детали (например, лицо человека без губ, собаку без лапы и т. д.). Детям более старшего возраста необходимо предлагать картинки с предметами, у которых непрорисованы второстепенные, менее заметные детали. Фигуры Цель: развитие внимания, мелкой моторики, воображения. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: один. Необходимые приспособления: счетные палочки. Описание игры: взрослый раскладывает счетные палочки в виде определенной фигуры. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Сложность задания все время увеличивают: сначала показывают простые фигуры, затем более сложные; сначала ребенок составляет фигуры, глядя на образец, затем образец убирают, дав ребенку возможность запомнить фигуру. Комментарий: счетные палочки можно заменить спичками с обрезанными головками. Эту игру можно использовать наиболее эффективно в работе с детьми, испытывающими трудности при сосредоточении, характеризующимися расторможенностью. Собери картинку Цель: развитие мышления и восприятия. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 2—3 года. Количество играющих: один. Необходимые приспособления: карточки с изображением какого-то предмета, разрезанного на несколько частей. Описание игры: ребенку предлагают собрать картинку из частей, разложенных на столе так, чтобы получился весь предмет. Для самых маленьких дают картинку, разрезанную на две части, детям постарше предлагают картинку, состоящую из 3-4 частей, затем задание усложняют, добавляя части других картинок. Можно использовать кубики. Комментарий: детям 2-3 лет нужно предлагать простые картинки с крупным изображением. Детям более старшего возраста будет уже доступна игра со сложными картинками со множеством деталей. Игра аналогична игре С пазлами. Но их можно сделать и самим, например, подобрать серию вырезок из журналов, обложек альбомов и тетрадей. Если бы да кабы... Цель: развитие воображения. Нарушение: ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один или более. Описание игры: взрослый говорит: «Если бы на улице было солнце, мы бы пошли гулять». И потом предлагает детям поиграть в «если бы», т. е. продолжить предложения, начинающиеся словами «если бы»: Если бы крокодилы жили в городах... Если бы кошки умели летать... Если бы мальчики стали девочками... Если бы мы были инопланетянами... Если бы паутину плели слоны... Если бы люди никогда не ссорились... Если бы мы оказались на необитаемом острове... Комментарий: перед игрой детям можно прочитать стихотворение Эдуарда Успенского «Если был бы я девчонкой»: Если был бы я девчонкой — Я бы время не терял! Я б на улице не прыгал, Я б рубашки постирал, Я бы вымыл в кухне пол, Я бы в комнате подмел, Перемыл бы чашки, ложки, Сам начистил бы картошки, Все свои игрушки сам Я б расставил по местам! Отчего я не девчонка? Я бы маме так помог! Мама сразу бы сказала: «Молодчина ты, сынок! » Затем нужно настроить детей на то, что в этой игре может произойти все что угодно. Поэтому они могут дать волю собственной фантазии и предлагать самые необычные окончания фраз. Приниматься должны все варианты. Самые нестандартные обязательно должны быть отмечены взрослым. Попробуй угадай Цель: развитие восприятия. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: картинки, разрезанные на две, три, четыре части. Описание игры: ребенку показывают часть картинки, а он должен угадать, что на ней изображено. Комментарий: если малышу трудно догадаться с первой попытки, можно помочь ему наводящими вопросами: «На что это может быть похоже? ». В случае неудачи нужно добавить еще одну деталь. Подбор прилагательных Цель: развитие речи и мышления. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: любой. Количество играющих: один и более. Необходимые приспособления: для самых маленьких детей — игрушка или картинка с изображением предмета. Описание игры: ведущий показывает игрушку (называет слово), а играющие называют признаки, характерные для этого предмета. Выигрывает тот, кто придумает больше слов. Кукла: красивая, новая, пластмассовая, любимая, веселая, смеющаяся, интересная и т. д. Комментарий: игру лучше проводить в высоком темпе, иначе интерес детей будет низким. Можно усложнить задачу, если предложить детям описывать только какую-то деталь предмета (например одежду куклы, ствол дерева и т. д.). Что бывает? Цель: развитие речи и мышления. Нарушение: ЗПР. Возраст: любой. Количество играющих: два или больше. Описание игры: ведущий придумывает прилагательное, а задача играющих — назвать как можно больше существительных, обладающих этим признаком. Радостный: праздник, случай, день, человек и т. д. Красный: арбуз, помидор, мак, роза, нос, день календаря и т. д. Комментарий: в игре можно использовать мячик, тогда игра будет проходить веселее, так как вносится эффект неожиданности. Дети должны располагаться в кругу, ведущий называет исходное прилагательное и затем бросает мяч кому-то из детей. Поймавший называет слово и бросает мяч другому ребенку и т. д. Таким образом, участники концентрируются на игре. Что потом? Цель: развитие творческого мышления. Нарушение: ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один или больше. Описание игры: ребенку предлагается придумать как можно больше вариантов событий, которые наступили после того, как... Папа поймал большую рыбу... После этого: — Пруд стал мелкой лужей. — Рыба перекусила леску и уплыла. — Семья целый год ела рыбу. — Рыбу разрезали, а в ней оказалась еще рыба, а в той — еще рыба, а в следующей — еще, и т. д. Белоснежка кормила голубей... Папа Карло стругал полено-Аннушка пролила масло... Воробьишка выпал из гнезда... - Бабушка испекла пирожки... Комментарий: если ответы детей однотипны, взрослый может включиться в игру, изменить ход мыслей детей, дать им образец нестандартного предложения. Пуговичная поляна Цель: развитие воображения, внимания, образного мышления. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 3-9 лет. Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: пуговицы всевозможных форм и размеров. Описание игры: ребенку предлагается из пуговиц «нарисовать» какой-нибудь предмет, а затем целую картину. Потом детям можно предложить обменяться «картинами» и угадать, что на них «нарисовано». Комментарий: чтобы задуманные картины не распадались, можно выкладывать их на палитрах с пластилином. Игра может стать основой для придумывания сказок. Другим вариантом может стать предложение детям добавлять свои детали в уже начатую картинку или предмет. Это хороший способ ненавязчивого включения застенчивых детей в процесс общения. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы