Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
В тот день Он соберёт вас для Дня сбора. Это будет День взаимного обделения.
Сура 64 «Взаимное обделение», аят 9
Этот День назван так потому, что обитатели Рая оставляют в убытке обитателей Огня — они входят в Рай, получают то, что уготовал для них Аллах, и забирают также долю обитателей Огня, которые не попали в Рай. Это самые известные названия Судного дня. Некоторые учёные приводят также другие названия, полученные путём образования существительных от глаголов, упоминаемых в аятах. Они Называют Судный день днём выхода, потому что в аяте говорится: «В тот день люди выйдут толпами» (сура 99 «Сотрясение», аят 6), а также днём спора, потому что в другом аяте сказано: «В тот день каждый человек придёт и будет препираться за себя сам» (сура 16 «Пчёлы», аят 111). В качестве названий некоторые используют описания, которые Всевышний дал этому Дню. Так, они говорят, что «тяжкий день», «великий день», «день, в который все присутствуют», «мрачный и томительный день», «бесплодный день»99 — все это названия Судного дня. Вот ещё несколько названий, которые упоминаются учёными: «день возвращения», «день представления», «день возвышения и принижения», «день отмщения», «день воздаяния», «день дуновения», «день сотрясения», «день содрогания», «день Рога», «день разделения», «день раскалывания», «день рассеивания», «день сожаления» и «день бегства». Есть ещё такие названия, взятые из Корана: «день, в которыйраскрываются тайны», «день, в который одна душа ничем не поможет другой», «день, в который они будут безжалостно ввергнуты в огонь Геенны», «день, в который закатятся взоры», «день, в который
и скажут: " Не помогло вам то, что вы собирали, и ваше высокомерие" » (сура 7 «Ограды», аяты 46-48). 99 То есть лишённый блага. БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 244 несправедливым не принесут пользы их оправдания», «день, в который они не будут говорить», «день, в который не принесут пользу имущество и сыновья», «день, в который они ничего не утаят от Аллаха», «неотвратимый день Аллаха», «день, в который не будет ни торга, ни дружбы», «день, в котором нет сомнений». Отдельные учёные приводят и другие названия, заменяя собственно названия на слова, близкие по смыслу. Аль-Куртуби сказал: «Не обязательно называть этот День только теми словами, которые упоминаются в Коране. Можно использовать для этого слова, которые описывают события, происходящие в этот День: столпотворение, давка, стеснение, бессилие, унижение, позор, нужда... Это " день времени назначенного" " день засады" и так далее» [Куртуби. Тазкира]. Почему у этого дня так много названий? Аль-Куртуби говорит: «Когда событие или предмет велик и значим, у него непременно есть множество описаний и названий — так это закреплено в языке арабов. Например, меч, который в жизни арабов имел огромное значение и приносил им немалую пользу, имеет пятьсот названий. Есть и другие примеры. А поскольку Судный день велик и ужасен, Всевышний Аллах назвал его в Своей Книге разными именами и дал ему множество описаний» [Куртуби. Тазкира].
Глава 2. Гибель всего живого Дуновение в Рог В нашем удивительном и чудесном мире кипит жизнь. Одни живые существа мы замечаем, другие — нет. Вселенная находится в постоянном движении, и так будет продолжаться до того дня, в который Всевышний погубит все живое — кроме тех, кого Он пожелает оставить: «Все на [земле] смертны» (сура 55 «Милостивый», аят 26). Всевышний Аллах также сказал: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика» (сура 28 «Рассказ», аят 88), Когда настанет этот день, ангел подует в Рог, и этот трубныйглас положит конец жизни на земле и в небесах: «Но подуют в Рог, и тогда будут поражены те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить» (сура 39 «Толпы», аят 68). Когда человек услышит этот страшный, разрушительный звук, он не успеет даже оставить завещание и не успеет вернуться к своей семье и друзьям: «Им нечего ожидать, кроме одного только гласа, который поразит их тогда, когда они будут препираться. Они не смогут ни оставить завещание, ни вернуться к своим семьям» (сура 36 «Йа Син», аяты 49-50). В хадисе говорится: «А потом протрубят в Рог, и любой человек, услышавший этот звук, станет внимать ему, поднимая и склоняя голову. А первым услышавшим его станет человек, который будет обмазывать глиной стенки водоёма для поения своих верблюдов. Он будет поражён, и будут поражены другие люди» [Муслим, № 2940]. Посланник Аллаха также сообщил нам о том, как быстро погибнет все живое, когда настанет Судный день: «Когда настанет Час, два человека, расстелившие одежду свою между собой,
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 246 не успеют ни заключить сделку, ни свернуть эту одежду. Когда настанет Час, человек, надоивший молока от своей верблюдицы и унёсший его, не успеет его выпить. И когда настанет Час, человек, обмазывающий глиной свой водоём 100 , не успеет напоить из него своих верблюдов. И когда настанет Час этот, человек, поднёсший ко рту кусок пищи, не успеет съесть его» [Бухари, Цит. по: Фатх Аль-Бари. т. 13, с. 82]. Рог, в который подует ангел Посланника спрашивали о Роге, и он сказал, что слово это следует понимать именно в том значении, которое оно имеет в арабском языке. 'Абдаллах ибн 'Амр ибн аль-'Ас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Однажды к Пророку пришёл один бедуин и спросил: " А что такое Рог? " Он ответил: " Это тот рог, в который дуют" » [Тирмизи; Абу Давуд; Ибн Хиббан; аль-Хаким; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1080]101. Передают, что аль-Хасан аль-Басри читал слово ас-сур («Рог») как ас-сувар, множественное число от слова сура, означающего «образ, фигура, форма». Он считал, что речь идёт о том мгновении, когда Всевышний снова вдохнёт дух в тела. А Абу 'Убайда и аль-Кальби говорили, что ас-сур тоже множественное число от сура, подобно тому, как буср — множественное число от бусра ('недозрелый финик'). Упомянутая версия о том, что под дуновением следует понимать возвращение души (духа) в тело, ошибочна по нескольким причинам. 1. Даже если аль-Хасан аль-Басри читал это слово так, то такое чтение не восходит ни к одному из имамов, чтение которых принимается за образец и считается правильным. 2. Слово сура имеет множественное число сувар, а не сур, как утверждали Абу 'Убайда и аль-Кальби, и лучшее подтверждение
100 Имеется в виду человек, который будет чинить или укреплять стенки какого-то резервуара или ёмкости, из которой он обычно поил своих верблюдов. 101 Аль-Хаким сказал, что это хадис с безупречным иснадом, и аз-Захаби согласился с ним. А ат-Тирмизи сказал о нём: «Хороший достоверный хадис (хасан-сахих)». ГЛАВА 2. ГИБЕЛЬ ВСЕГО ЖИВОГО 247 этому — употребление данного слова в Коране. Так, в аяте «Он придал вам облик и сделал ваш облик прекрасным» (сура 40 «Прощающий», аят 264) ни один чтец не произносил слово сувар (акум) как сур(акум). 3. Пример со словами бусра — буср и ему подобные в данном случаене подходят, потому что буср — это собирательное множественное число, которое всегда отличается от единственного именно такимобразом: буср — бусра, суф — суфа и т. д. 4. Это мнение противоречит убеждениям приверженцев Сунны: они считают, что ас-сур — это Рог, в который подует ангел, возвещая о наступлении Судного дня. 5. Это мнение также противоречит толкованию, данному самим Посланником , который сказал, что ас-сур — это Рог. Существует немало хадисов, указывающих на это значение. 6. Всевышний Аллах сказал: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы