Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Воистину, Аллах любит творящих добро.
Сура 3 «Семейство 'Имрана», аяты 133-134
В Судный день Господь призовёт тех, кто сдерживал гнев, перед всеми остальными творениями, для того, чтобы они выбрали себе любую гурию, какую они пожелают. Сахль ибн Му'аз ибн Джабаль передаёт от своего отца такой хадис: «Того, кто сдерживал свой гнев, когда мог дать ему волю, призовёт Аллах перед всеми творениями в Судный день для того, чтобы он выбрал себе любую из чернооких гурий» [Тирмизи; Абу Давуд; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 6394]. Те, кто давал свободу рабам-мусульманам. Среди благородных деяний, помогающих человеку преодолеть препятствия, возникающие на пути людей в Судный день, — освобождение рабов. Всевышний сказал: «Он не стал преодолевать крутую тропу. Откуда ты мог знать, что такое крутая тропа? Это — освобождение раба» (сура 90 «Город», аяты 11-13). Ибн Касир в своём комментарии к этой суре приводит хадисы, содержащие пояснение к этим аятам. Вот они. Имам Ахмад сказал: «Меккий ибн Ибрахим передаёт от 'Абдаллаха [ибн Са'ида ибн Абу Хинда], слышавшего от Исма'иля ибн Абу Хакима, вольноотпущенника семейства аз-Зубайра, которому рассказал Са'ид ибн Марджана, что он слышал от Абу Хурайры, как Посланник Аллаха сказал: " Если человек освободит верующего раба, Аллах за каждую часть тела освобождённого раба избавит от Огня соответствующую часть его собственного тела: руку — за руку, ногу — за ногу, а половые органы — за половые органы" . 'Али ибн аль-Хусейн спросил: " Ты слышал это от Абу Хурайры? " Са'ид сказал: " Да". Тогда Али ибн аль-Хусейн сказал самому проворному из своих слуг: " Позови ко мне Мутаррифа". А когда тот пришёл, он сказал ему: " Иди, ты свободен ради Аллаха! " » Этот хадис приводится у аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и ан-Насаи от Са'ида ибн Марджаны, а в версии Муслима упоминается о том, что этого раба, которого 'Али ибн аль-Хусейн Зайн-аль-'абидин отпустил на волю, он купил за десять тысяч дирхемов. Катада передаёт от Салима ибн Абу аль-Джа'да, слышавшего от Ми'дана ибн Абу Тальхи, которому Абу Наджих рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Если мусульманин освободит раба-мусульманина, за каждую кость избавленного от рабства Аллах избавит кость того, кто освободил его, от Огня, и если мусульманка освободит рабыню-мусульманку, за каждую кость избавленной от рабства Аллах избавит кость той, которая её освободила, от Огня». Этот хадис приводит Ибн Джарир. А Абу Наджих — это 'Амр ибн 'Абаса ас-Сальми. Имам Ахмад сказал: «Нам передал Хайва ибн Шурайх со слов Бакийи, слышавшего от Баджира ибн Са'да, которому рассказывал Халид ибн Ми'дана, слышавший от Касира ибн Мурры, которому рассказывал 'Амр ибн 'Абаса, что Пророк сказал: " Тому, кто построит мечеть для того, чтобы в ней поминали Аллаха, построит Аллах дом в Раю. А тому, кто освободит верующего раба, он послужит откупом от Огня. А для того, кто дожил до седин в исламе, эта седина станет светом в Судный день" ». Ахмад сказал: «Шурахбиль ибн ас-Симт сказал 'Амру ибн 'Абасе: " Расскажи нам такой хадис, в который ничего не добавлено и из которого ты ничего не забыл". 'Амр сказал: " Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: < Для того, кто освободит раба-мусульманина, он станет избавлением от Огня, так что за каждую часть тела этого раба будет избавляться от Огня соответствующая часть тела его освободителя. Для того, у кого появилась седина на пути Аллаха, она станет светом в Судный день. А тот, кто пустил стрелу [на пути Аллаха] и поразил цель или промахнулся, подобен освободившему раба из числа сынов Исма'иля> ". Этот хадис приводит Абу Давуд, а ан-Насаи приводит часть его». Ахмад передаёт: «Абу Умама сказал: " Я попросил его ('Амра ибн 'Абасу ас-Сулями): < Расскажи нам хадис, который ты слышал от Посланника Аллаха , и который ты помнишь полностью, и в который не добавлено ничего постороннего. Он ответил: < Я слышал, как он сказал: 'Того, у кого родились в исламе три ребёнка, которые умерли, не достигнув совершеннолетия, Аллах введёт в Рай из милосердия к ним. Для того, кто дожил до седин на пути Аллаха, его седина станет в Судный день светом. Тому, кто выпустил стрелу на пути Аллаха, целясь во врага, запишется награда, подобная награде за освобождение раба, независимо от того, поразила эта стрела цель или нет. Если верующий даст свободу верующему рабу, Аллах за каждую часть тела этого раба избавит соответствующую часть его тела от Огня. А тому, кто отдаст на пути Аллаха две вещи, Аллах откроет восемь врат Рая и введёт его через те врата, через которые он пожелает'> ". У этого хадиса хорошие сильные иснады... А вся хвала принадлежит Аллаху». Абу Давуд сказал: «Аль-Гариф ибн 'Айяш ад-Дайлями рассказывал: " Мы пришли к Василе ибн аль-Аска' и сказали ему: < Расскажи нам хадис, из которого не было бы ничего изъято и в который не было бы ничего добавлено. Он разгневался и сказал: < Поистине, вы сами читаете, и хотя свитки ваши подвешены в ваших домах, вы добавляете или убавляете что-то! > 141» Мы сказали: < Мы хотели только, чтобы ты рассказал нам хадис, который ты слышал от Посланника Аллаха >. Тогда он сказал: < Однажды
141 То есть ошибаетесь и забываете, несмотря на то, что в своё время записывали эти хадисы своей рукой и эти свитки по-прежнему хранятся в ваших домах.
ГЛАВА 8. ПОЛОЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ В СУДНЫЙ ДЕНЬ 371 мы пришли к Посланнику Аллаха вместе с одним нашим товарищем, который был на грани попадания в Ад, поскольку совершил убийство, и он сказал: 'Освободите за него раба, и Аллах за каждую часть тела освобождённого избавит соответствующую часть его тела от Огня'> " ». Этот хадис приводит также ан-Насаи среди хадисов от Ибрахима ибн Абу 'Абля, которые тот слышал от аль-Гарифа ибн 'Айяша ад-Дайлями, пересказавшего их со слов Васили. Ахмад сказал: «'Укба ибн 'Амир аль-Джухани передаёт, что Посланник Аллаха сказал: " Тому, кто освободит раба-мусульманина, он послужит откупом от Огня" . 'Абд-аль-Ваххаб аль-Хаффаф передаёт, что Са'ид слышал от Катады: " Нам сказали, что Кайс аль-Джузами передаёт от 'Укбы ибн 'Амира, что Посланник Аллаха сказал: < Кто освободит верующего раба, тому он послужит избавлением от Огня> " ». В таком виде этот хадис передаёт только Ахмад. Имам Ахмад сказал: «Яхья ибн Адам и Абу Ахмад передают: " 'Иса ибн 'Абд-ар-Рахман аль-Баджли из племени бану Буджайля, входящего в бану Суляйм, передаёт со слов Тальхи ибн Муаррифа, что тот слышал от 'Абд-ар-Рахмана ибн 'Ауджаса слышанное тем от Бара' ибн 'Азиба: < Один бедуин пришёл к Посланнику Аллаха и сказал: 'О Посланник Аллаха ! Научи меня такому делу, которое введёт меня в Рай'. Он ответил: 'Ты сказал немного, но при этом хорошо поставил вопрос... Освободи раба или помоги рабу обрести свободу'. Тот человек сказал: 'О Посланник Аллаха! А разве это не одно и то же? ' Он ответил: 'Нет. Освободить раба — это когда ты лично освобождаешь его, а помочь человеку обрести свободу — значит внести свой вклад в освобождение раба. Также давай в пользование дойных животных и оказывай благодеяние родственникам, которые относятся к тебе несправедливо и обижают тебя. Если же ты не сможешь сделать это, тогда корми голодающего, пои жаждущего, побуждай к одобряемому, удерживай от порицаемого. Если не сумеешь сделать и это, тогда удерживай язык свой от всего, кроме благого'> " » [Ибн Касир. Тафсир]. Среди тех, кто будет иметь преимущество перед остальными людьми в Судный день, — муаззины 142. У них в Судный день будут самые длинные шеи. Му'авия ибн Абу Суфьян передаёт:
142 То есть люди, произносящие азан. БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 372 «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: " У муаззинов будут самые длинные шеи в Судный день" » [Муслим, № 387]. А длинная шея — это красота, к тому же это свойство прекрасно сочетается с их делом в этом мире: ведь они доносили до людей своими голосами слова азана, который объявляет о единобожии и созывает людей на молитву. В этот День все, кто слышал голос муаззина в этом мире, будут свидетельствовать в его пользу. Абу Са'ид аль-Худри сказал 'Абд-ар-Рахману ибн Са'са'а: «Я вижу, ты любишь овец и пастбища... Когда будешь рядом со своими овцами или рядом со стоянками бедуинов и станешь произносить призыв на молитву, повысь голос, ибо, поистине, каждый джинн, человек и вообще все, что слышало голос муаззина, будет свидетельствовать в его пользу в Судный день» [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 518]. Те, кто дожил до седин в исламе. Эта седина станет в Судный день светом, если человек был мусульманином. Об этом говорится в достоверных хадисах. Например, Ка'б ибн Мурра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Для того, кто поседел, будучи мусульманином, эта седина станет светом в Судный день» [Насаи; Тирмизи; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 6183]. 'Амр ибн 'Абаса передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Кто поседел на пути Аллаха, для того эта седина станет светом в Судный день» [Ахмад; Тирмизи; Насаи; Ибн Хиббан; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 6184]. 'Абдаллах ибн Амр (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт такой хадис: «Седина — свет верующего. Если человек поседел, будучи мусульманином, за каждый седой волос ему запишется одно благое дело и будет возвышена его степень» [Байхаки; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1243]. Есть ещё один хадис с похожим смыслом, от Абу Хурайры: «Не выщипывайте седые волосы, ибо они станут светом в Судный день. Тому, кто поседел в исламе, за каждый седой волос будет записано одно доброе дело и будет возвышена его степень» [Ибн Хиббан]. Фадаля ибн 'Убайд передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Седина — свет лица мусульманина, и кто желает [выщипывать седые волосы], выщипывает свет свой! » [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1244]. Достоинства малого омовения. Тех, кто внял призыву Посланника , совершал молитву и малое омовение так, как велел им их Пророк, в Судный день призовут, и те части тела, которые они омывали во время совершения малого омовения, будут сиять. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, моя община будет названа в Судный день гурран мухаджжалина» [Бухари]. Ибн Хаджар сказал: «Гурран — множественное число от слова агарр, то есть обладатель гурры. Слово гурра некогда означало 'белая отметина на лбу лошади' (которую ещё называют звездой), однако позже стало употребляться для указания на красоту и добрую славу. Здесь имеется в виду, что лица членов общины Мухаммада будут светиться. Когда их позовут в присутствии всех остальных людей, их позовут именно так — гурран мухаджжалина — и при этом у них действительно будет этот отличительный признак. А слово мухаджжалина происходит от слова тахджиль, которым обозначают белизну (отметины) на трёх ногах коня. Основа этого слова — слово хиджлъ, которое означает украшение наподобие браслета, которое женщина надевает на ноги. В данном случае это слово также означает 'свет'» [Фатх Аль-Бари, № 236]. Эти сияющие отметины будут украшением верующего в Судный день. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Украшения верующего будут доходить до тех мест, до которых доходила вода при совершении им малого омовения» [Муслим; Миш-кат аль-масабих, № 291]. Этим украшением, этим сиянием исламская община будет выделяться среди всех остальных общин в Судный день, и именно по нему узнает свою общину Посланник Аллаха . И такими будут не только его сподвижники. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха , придя на кладбище, сказал: «Мир вам, о пребывающие в обители верующие, мы же, если пожелает Аллах, присоединимся к вам, и я бы хотел, чтобы мы увидели наших братьев! » Люди спросили: «А разве мы не являемся твоими братьями, о Посланник Аллаха? » Он сказал: «Вы — мои сподвижники, а мои братья — это те, кто ещё не пришёл в мир этот» . Они спросили: «Как же ты узнаешь тех членов твоей общины, которые ещё не пришли в мир этот, о Посланник Аллаха? » Он сказал: «Скажите мне, если у человека есть лошади с белыми звёздами во лбу и белыми отметинами на ногах, которые смешались с вороными лошадьми без отметин, разве не узнает он своих лошадей? » Они сказали: «Конечно, узнает, о Посланник Аллаха! » Тогда он сказал: «Поистине, благодаря омовению они придут с сияющими отметинами, а я уже буду ожидать их у водоёма» [Муслим; Мишкат аль-масабих, № 298]. Абу ад-Дарда передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Мне первому будет позволено совершить земной поклон в Судный день, и мне первому будет позволено поднять голову. И я посмотрю вперёд и узнаю свою общину среди других общин, и позади меня будет столько же, и справа столько же, и слева столько же» . Один человек сказал: «О Посланник Аллаха! Как ты узнаешь свою общину среди общин, ведь там будут все, от общины Нуха до твоей общины? » Он ответил: «У них будут сияющие отметины от омовения, которых не будет ни у кого, кроме них. К тому же я узнаю их по тому, что им дадут свитки с записью их дел в правую руку, и я узнаю их по тому, что перед ними будут идти их потомки» [Ахмад; Мишкат аль-масабих, № 299].
Глава 9. Заступничество
Когда страдания людей в этот великий и ужасный День станут невыносимыми и они устанут от своих поисков человека, занимающего высокое положение, чтобы он заступился за них перед их Господом, попросив о том, чтобы начало расчёта и избавление людей от ужасов и тягот этого Дня ускорились, им наконец-то будет даровано облегчение. Сначала они придут к своему отцу Адаму, желая, чтобы он походатайствовал за них перед Аллахом. При этом они станут перечислять его достоинства и говорить о том почёте, который оказал ему Всевышний. Однако Адам откажется заступаться за них и скажет, что не может сделать этого, потому что сам он ослушался Господа своего, когда съел плод с запретного дерева. Затем он посоветует им пойти к Нуху, первому из посланников Аллаха к людям, которого Всевышний назвал благодарным рабом. Однако Нух тоже откажется заступаться за них, упомянув о некоторых своих проступках и упущениях по отношению к Господу. Так посланники будут направлять людей друг к другу до тех пор, пока они не придут к последнему из посланников — Мухаммаду , которому простил Аллах все его грехи, и он займёт место, из-за которого его будут восхвалять первые и последние, и тогда станет очевидным его высокое положение. Он попросит у Всевышнего разрешения на заступничество, и Он позволит ему заступаться. Потом он восхвалит Всевышнего и походатайствует перед ним за свою общину, и его ходатайство будет принято. Это потому, что Всевышний даровал каждому пророку возможность обратиться к Нему с мольбой за свою общину, пообещав, что мольба эта не будет отвергнута. Все пророки поспешили обратиться с такими мольбами к Аллаху ещё в этом мире, и только наш Пророк оставил эту мольбу на этот День, на этот час, в который его община больше всего нуждается в его мольбе. И да благословит его Аллах и да БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 376 приветствует, поистине, он добр и милосерден по отношению к верующим — так сказал о нём сам Всевышний. Анас ибн Малик передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Каждый пророк попросил о чём-то для своей общины в этом мире, я же приберёг свою мольбу, чтобы использовать её для заступничества за мою общину в Судный день» [Бухари; Муслим]. Джабир ибн 'Абдаллах (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Пророк сказал: «У каждого пророка была мольба, связанная с его общиной, с которой он обратился к Аллаху. Я же отложил мольбу свою на потом, чтобы заступиться за мою общину в Судный день» [Муслим]. Абу Хурайра передаёт такой хадис: «Каждому пророку дарована была мольба, которая не остаётся без ответа. Все пророки поспешили со своей мольбой, а я отложил её на Судный день, чтобы заступиться за свою общину, и она объемлет — если будет на то воля Аллаха — всех тех из моей общины, кто умер, никого и ничего не придавая Аллаху в сотоварищи» [Бухари; Муслим; Тирмизи; Джами' аль-усуль. № 8011]. А Анас передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Я буду заступаться за тех из моей общины, кто совершил великие грехи» [Тирмизи; Абу Давуд; Джами' аль-усуль, № 8012].
Хадисы о заступничестве До нас дошло множество хадисов, в которых описывается величайшее заступничество. Мы приведём те из них, которые собрал Ибн аль-Асир в «Джами' аль-усуль». 1. Ма'бад ибн Хиляль аль-'Анзи передаёт: Мы отправились к Анасу ибн Малику и взяли с собой Сабита (чтобы он ввёл нас к нему). Когда мы пришли к нему, он совершал молитву-духа. Сабит попросил для нас разрешения войти, и мы вошли к нему. При этом Сабита он усадил рядом с собой, и тот сказал ему: «О Абу Хамза, твои братья из числа жителей Басры просят тебя пересказать им хадис о заступничестве». Анас сказал: «Мухаммад рассказал нам следующее: " Когда настанет Судный день, людей охватит волнение, и они будут в смятении обращаться друг к другу, после чего
ГЛАВА 9. ЗАСТУПНИЧЕСТВО 377 придут к Адаму и взмолятся: < 3аступись за своё потомство перед твоим Господом! > Он скажет: < Я недостоин того, чтобы быть заступником, а вам следует пойти к Ибрахиму, ибо, поистине, он — халиль Аллаха! > Тогда они придут к Ибрахиму, который скажет: < Я недостоин того, чтобы быть заступником, а вам следует пойти к Мусе, ибо, поистине, Аллах говорил с ним! > Тогда они придут к Мусе, который скажет: < Я недостоин того, чтобы быть заступником, а вам следует пойти к 'Исе, ибо, поистине, он — дух от Аллаха и Его слово! > Тогда они придут к 'Исе, который скажет: < Я недостоин того, чтобы быть заступником, а вам следует пойти к Мухаммаду! > Тогда они придут ко мне, и я скажу: < Я заступлюсь за вас! > И я попрошу у своего Господа разрешения начать заступничество, и Он разрешит мне. Я встану пред Ним, и воздам Ему хвалу, произнося такие слова восхваления, которые я не смог бы произнести, если бы Он не внушил их мне. А потом я склонюсь перед нашим Господом в земном поклоне, и Он скажет: < О Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято! > Тогда я скажу: < О Господь мой, моя община, моя община! > И мне будет сказано: < Ступай и выведи из Огня тех, у кого в сердце была вера хоть на вес пшеничного или ячменного зерна! > И я пойду и сделаю это. Потом я вернусь, снова воздам Ему ту же хвалу и склонюсь перед Ним в земном поклоне, и мне будет сказано: < О Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято! > Тогда я скажу: < О Господь мой, моя община, моя община! > И мне будет сказано: < Ступай и выведи из Огня тех, у кого в сердце была вера хоть на вес горчичного зерна! > И я пойду и сделаю это. Потом я вернусь и снова воздам Ему
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 378 ту же хвалу, после чего склонюсь перед Ним в земном поклоне, и мне будет сказано: < О Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято! > Тогда я скажу: < О Господь мой, моя община, моя община! > И Он скажет мне: < Ступай и выведи из Огня тех, у кого в сердце была вера хоть на вес мельчайшего горчичного зерна! > И я пойду и сделаю это" ». Это хадис, который пересказал нам Анас. Мы вышли от него и, когда дошли до верхней части кладбища, решили зайти к аль-Хасану, который скрывался (от аль-Хаджжаджа) в доме Абу Халифы. И мы зашли к нему, поприветствовали его и сказали ему: «О Абу Са'ид, мы пришли к тебе от брата твоего Абу Хамзы. Мы никогда не слышали хадис о заступничестве, который он нам пересказал». Он сказал: «Расскажите мне». Мы пересказали ему услышанный хадис, и он сказал: «Продолжайте». Мы сказали: «Он ничего не прибавил, когда пересказывал нам этот хадис» Он сказал: «Этот хадис он рассказывал нам ещё двадцать лет назад. Тогда он был ещё не старым, крепким и здоровым человеком. А сейчас он опустил часть хадиса, и я не знаю, забыл ли он или просто не захотел говорить вам то, из-за чего вы могли отказаться от всяких действий, положившись на то, что вас ждёт». Мы сказали: «Расскажи же нам! » Он улыбнулся и сказал: «Поистине, человек создан нетерпеливым... Я сказал вам об этом не иначе как для того, чтобы пересказать оставшуюся часть». После этого он сказал: «...а потом я вернусь к моему Господу в четвёртый раз и снова воздам Ему хвалу, после чего склонюсь перед Ним в земном поклоне, и мне будет сказано: " О Мухаммад, подними голову, говори, и тебя выслушают, проси, и тебе будет даровано, обращайся с заступничеством, и оно будет принято! " Тогда я скажу: " О Господь мой, позволь мне заступиться за тех, кто говорил: < Нет божества, кроме Аллаха>! " И Он скажет:
ГЛАВА 9. ЗАСТУПНИЧЕСТВО 379 " Это не для тебя. Но клянусь Своей славой и величием, Я обязательно выведу оттуда тех, кто говорил: < Нет божества, кроме Аллаха>! " » [Бухари; Муслим].
А в версии, которую передаёт Катада от Анаса, говорится, что Посланник Аллаха сказал: «Соберёт Аллах людей в Судный день, и придёт им в голову такая мысль: " Вот бы нам найти кого-нибудь, кто походатайствовал бы за нас перед нашим Господом, чтобы Он избавил нас от стояния в этом месте! " Тогда они пойдут к Адаму и скажут: " Ты Адам, отец всех людей, Аллах создал тебя рукой Своей, и вдохнул в тебя от духа 143 Своего, и повелел ангелам пасть ниц пред тобою. Заступись же за нас пред нашим Господом, чтобы Он избавил нас от стояния в этом месте! " Однако Адам скажет: " Я не тот, кто вам нужен". И он упомянет о своём грехе, за который ему стыдно перед Господом, и скажет: " Идите к Нуху, первому посланнику, которого направил Аллах к обитателям земли". Люди отправятся к Нуху, но он скажет им: " Я не тот, кто вам нужен". И он упомянет о своём грехе, за который ему стыдно перед Господом, и скажет: " Идите к Ибрахиму, которого Аллах избрал для Себя халилем". Тогда они отправятся к Ибрахиму, но он скажет: " Я не тот, кто вам нужен", — и он упомянет о своём грехе, за который ему стыдно перед Господом, и скажет: " Идите к Мусе, с которым говорил Аллах и которому Он даровал Тору". Тогда они отправятся к Мусе, но он скажет им: " Я не тот, кто вам нужен", — и он упомянет о своём грехе, за который ему стыдно перед Господом, и скажет: " Идите к 'Исе — духу от Аллаха и слову от Него". Тогда они придут к 'Исе, но он скажет им: " Я не тот, кто вам нужен. Идите к Мухаммаду — рабу Аллаха, которому Он простил все ранние и поздние грехи". Тогда они придут ко мне, и я попрошу у Господа моего разрешения, и Он разрешит мне, и, когда увижу я Его, совершу земной поклон, и Он оставит меня в таком положении, сколько пожелает, а потом мне будет сказано: " О Мухаммад! Поднимись и говори, и ты будешь услышан, проси, и тебе будет дано, заступайся, и заступничество твоё будет
143 Ac-Сади сказал: «То есть один из духов (душ), которые Он создал и дополнил достоинствами и благими нравственными качествами».
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 380 принято! " После этого я подниму голову, воздам хвалу моему Господу так, как Он меня научит, и буду заступаться, и мне будет установлен предел, и я выведу соответствующее число людей из Огня и введу их в Рай. Затем я вернусь и снова паду ниц, и Аллах оставит меня в таком положении, сколько пожелает, после чего мне будет сказано: " Поднимись, о Мухаммад! Говори, и ты будешь услышан, проси, и тебе будет дано, заступайся, и твоё заступничество будет принято.'" И я подниму голову, воздам хвалу моему Господу так, как Он меня научит, а потом буду заступаться, и мне будет установлен предел, и я выведу из Огня соответствующее число людей и введу их в Рай. И я не знаю, в третий или в четвёртый раз я скажу: " Господи, не осталось в Огне никого, кроме тех, кого задержал Коран, и тех, кто обречён на вечное пребывание там" » [Бухари; Муслим]. Аль-Бухари приводит похожий хадис от Катады со слов Анаса: что Пророк сказал: «Будут задержаны верующие в Судный день...» Далее следует хадис примерно такого же содержания, как тот, который приведён выше, только конец его звучит так: «Не осталось в Огне никого, кроме тех, кого задержал Коран, — то есть тех, кто обречён на вечное пребывание в Огне» . После этого Пророк прочитал следующий аят: «Быть может, Господь твой возведёт тебя на хвалимое место» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 79). После этого он пояснил: «Это и есть то " хвалимое место", которое было обещано вашему Пророку» . А в другой версии имеется добавление: «Выйдут из Огня те, кто говорил: " Нет божества, кроме Аллаха", и в чьих сердцах при этом было благо хотя бы на вес ячменного зёрнышка. Потом выйдут из Огня те, кто говорил: " Нет божества, кроме Аллаха", и в чьих сердцах при этом было благо хотя бы на вес пшеничного зёрнышка. А затем выйдут из Огня те, кто говорил: " Нет божества, кроме Аллаха" и в чьих сердцах при этом было благо хотя бы на вес пылинки» . Язид ибн Зурай' говорит: «И я встретил Шу'бу, и рассказал ему хадис, а он сказал: " Катада передал нам со слов Анаса ибн Малика от Пророка такой хадис..." При этом Шу'ба вместо слова зарра (" пылинка" ) упомянул слово зура (" зерно сорго" )». Язид сказал: «Абу Бистам допустил в нём описку». Такова версия Язида от Шу'бы в сборнике Муслима. Аль-Бухари сказал: «Абан передал от Катады нечто подобное. Только там стоит слово " вера" вместо слова " благо" и ещё добавлено, что Пророк , говоря о том, как верующие будут просить заступничества, сказал: " Они придут ко мне, и я попрошу разрешения обратиться к Господу моему, и мне будет дано разрешение" » . Аль-Бухари приводит часть этого хадиса от Хумайда со слов Анаса: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: " В Судный день я буду заступаться и скажу: < Господи! Пусть войдут в Рай те, в чьих сердцах была вера хотя бы на вес горчичного зёрнышка>, — и они войдут. После этого я скажу: < Пусть войдут в Рай те, в чьих сердцах было хоть сколько-нибудь веры> " » . Анас сказал: «И я как будто смотрю на пальцы Пророка ». 2. Абу Хурайра передаёт: «Однажды мы сидели у кого-то в гостях вместе с Пророком , и ему дали верхнюю часть бараньей ноги, так как он любил её. Он откусил кусочек, а потом сказал: " Я стану господином всех людей в Судный день. А знаете ли вы о причине этого? Аллах соберёт первых и последних на одной обширной равнине так, что всех их можно будет охватить взором и все они смогут услышать глашатая. И солнце приблизится к ним, и охватит их такая скорбь, печаль и тревога, что положение их станет невыносимым. Тогда люди станут говорить друг другу: < Разве вы не видите, до чего вы дошли? Не поискать ли вам того, кто заступится за вас перед вашим Господом? > И одни люди скажут другим: < Вам следует пойти к вашему отцу Адаму! > После этого они придут к Адаму и скажут ему: < Ты — отец людей; Аллах создал тебя Своей рукой и вдохнул в тебя от Своего духа, и по Его велению ангелы склонились перед тобой до земли, и Он поселил тебя в Раю... Заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении, и разве не видишь, до чего мы дошли?! > Адам скажет: < Поистине, сегодня Господь мой разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не разгневается уже никогда больше, и, поистине, запретил Он мне вкушать плоды райского древа, а я ослушался Его! Ах, сам я, сам я, сам я [нуждаюсь в заступничестве]! Идите к другому, ступайте к Нуху! > После этого они придут к Нуху и скажут ему: < О Нух, поистине, ты — первый из посланников Аллаха к обитателям земли, и Аллах назвал тебя благодарным рабом: разве не видишь ты, в каком мы положении?! Заступись же за нас перед твоим Господом! > Он скажет: < Поистине, мой Господь сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не разгневается уже никогда больше, и, поистине, мне была предоставлена возможность обратиться к Аллаху только с одной мольбой, и я обратился к Нему с мольбой о том, чтобы Аллах погубил мой народ; сам я, сам я, сам я [нуждаюсь в заступничестве]! А вы идите к другому, ступайте к Ибрахиму! > После этого они придут к Ибрахиму и скажут ему: < О Ибрахим, ты — пророк Аллаха и Его халиль, избранный Им среди живших на земле, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?! > Он скажет им: < Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше; что же касается меня, то я ведь трижды солгал! Сам я, сам я, сам я [нуждаюсь в заступничестве]! А вы идите к другому, ступайте к Мусе! > После этого они придут к Мусе и скажут ему: < О Муса, ты — посланник Аллаха, и Аллах отдал тебе предпочтение перед другими людьми, ибо Он вручил тебе Своё послание и говорил с тобой непосредственно, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?! > Он скажет: < Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше. А я убил человека, которого мне не было велено убивать! Сам я, сам я, сам я [нуждаюсь в заступничестве]! А вы идите к другому, ступайте к 'Исе! > После этого они придут к 'Исе и скажут: < О 'Иса, ты — посланник Аллаха, и Его Слово, которое Он даровал Марьям, и дух от Него, и ты говорил с людьми ещё тогда, когда лежал в колыбели, заступись же за нас: разве не видишь ты, в каком мы положении?! > 'Иса скажет: < Поистине, Господь мой сегодня разгневался так, как не гневался Он никогда раньше и как не будет гневаться уже никогда больше! > Однако он не станет упоминать о каких-либо грехах. < Сам я, сам я, сам я [нуждаюсь в заступничестве]! А вы идите к другому, ступайте к Мухаммаду ! > После этого они придут к Мухаммаду и скажут: < О Мухаммад, ты — посланник Аллаха и последний из пророков, и Аллах простил тебе и ранние, и поздние грехи, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?! > И тогда я пойду к подножию Трона и склонюсь в земном поклоне перед моим Господом. Затем Он откроет мне такие слова восхваления и прославления Его, каких никому до меня не открывал, а потом будет сказано: < О Мухаммад, подними голову! Проси, и будет даровано тебе, заступайся, и твоё заступничество будет принято! > И тогда я подниму голову и скажу: < Моя община, о Господь мой, моя община, о Господь мой, моя община, о Господь мой! > Тогда будет сказано: < О Мухаммад, введи через правые врата из числа врат Рая тех из твоей общины, кому не предстоит расчёт 144 , но они могут входить вместе с людьми и через другие врата! > ". А потом Пророк сказал: " Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, расстояние между каждыми двумя створками райских врат равно расстоянию между Меккой и Хаджаром 145 ! " » [Бухари; Муслим; Тирмизи]. А в другой версии хадиса говорится: «Перед Посланником Аллаха поставили блюдо с саридом и мясом, и он взял верхнюю часть бараньей ноги — а он больше всего любил именно её, — откусил отнеё кусочек и сказал: " Я буду господином людей в Судный день" . Потом снова откусил от неё кусочек и сказал: " Я буду господином людей в Судный день" . Увидев, что его сподвижники ни о чём не спрашивают, он сказал: " Вы не спрашиваете, как? " Тогда они спросили: " Как, о Посланник Аллаха? " Он сказал: " Люди предстанут пред Господом миров..." Далее следует хадис, очень похожий на приведённый выше, только к истории Ибрахима добавлено: «И он упомянет о том, как он сказал на звезду: " Это мой Господь! " — и его слова о разрушении их идолов: " Это сделал их старший! " — и его слова: " Поистине, я болен".. Клянусь тем, в Чьей длани душа Мухаммада, Поистине, между каждыми двумя створками райских врат, от косяка до косяка, такое же расстояние, как между Меккой и Хаджаром...» Этот хадис передают аль-Бухари, Муслим и ат-Тирмизи, только у Муслима каждый пророк говорит «Сам я, сам я...» дважды, у аль-Хумайди — так, как мы упомянули, а в версии ат-Тирмизи каждый пророк говорит «Сам я, сам я, сам я...» трижды. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы