Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Разве вам не читали Мои аяты, а вы считали их ложью?



Сура 23 «Верующие», аяты 103-105

 

БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 396


В этих аятах речь идёт, несомненно, о неверующих и всех тех, ктопридавал Аллаху сотоварищей.

Что же касается того, зачем их подвергнут расчёту и взвесят их дела, несмотря на то что дела эти тщетны и отвергнуты Аллахом, то на это имеется несколько причин.

1. Довод против них и демонстрация справедливости Аллаха к ним. Никто не любит иметь довод так, как Всевышний Аллах, ведь Он — Обладатель абсолютной справедливости. Именно поэтому Он спрашивает людей и подвергает их расчёту, а также показывает им свитки с записью их дел. А Весы показывают, как много зла они сделали и как много отвратительных поступков совершили: «В День Воскрешения Мы установим справедливые Весы, и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдётся нечто весом с горчичное зёрнышко, Мы принесём его. Довольно того, что Мы ведём счёт! » (сура 21 «Пророки», аят 47).

 

Всевышний Аллах сказал:

 
 


Будет положена книга, и ты увидишь, как грешники будут трепетать от того, что в ней. Они скажут: «Горе нам! Что это за книга! В ней не упущен ни малый, ни великий грех — все подсчитано». Они обнаружат перед собой всё, что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо.

Сура 18 «Пещера», аят 49

 

Аль-Куртуби сказал: «Создатель спрашивает с людей как в этом мире, так и в мире вечном, и в этом — получение довода против них и проявление мудрости» [Куртуби. Тазкира].

2. Аллах подвергнет неверующих расчёту для того, чтобы высказать им порицание и опозорить их. Ибн Таймийя говорит: «Под расчётом подразумевается ознакомление неверующих с их делами и выражение им порицания за эти дела. Под расчётом подразумевается также взвешивание благих и дурных дел. И если брать расчёт в его первом значении, то неверующие подвергаются расчёту и в этом не может быть никаких сомнений. Если же брать расчёт в его втором
ГЛАВА 10. РАСЧЁТ И ВОЗДАЯНИЕ 397


значении, то если сказать, что у них остаются их благие дела, за совершение которых они заслуживают входа в Рай, то это очевидная ошибка» [Маджму' аль-фатава].

Это порицание и упрёк ясно прослеживается во многих аятах. Например, слова Всевышнего: «Если бы ты только увидел их, когда их остановят перед их Господом. Он скажет: " Разве это не истина? " Они скажут: " Конечно, клянёмся нашим Господом! " Он скажет: " Вкусите же мучения за то, что вы были неверующими! " » (сура 6 «Скот», аят 30).

 

Всевышний также сказал:

 
 


Мы скажем: «О сонмище джиннов и людей! Разве к вам не приходили посланники из вашей среды, которые читали вам Мои аяты и предупреждали вас о встрече с этим вашим днём? » Они скажут: «Мы свидетельствуем против самих себя». Жизнь ближняя обольстила их, и они принесут свидетельство против самих себя о том, что они были неверующими.

Сура 6 «Скот», аят 130

 

Он также сказал: «А Ад будет показан заблудшим. Им скажут: " Где же те, кому вы поклонялись" » (сура 26 «Поэты», аяты 91-92).

Кроме того, Всевышний сказал: «Им скажут: " Призовите своих сотоварищей! " Они призовут их, но те не ответят им, и тогда они увидят наказание. О, если бы они следовали прямым путём! » (сура 28 «Рассказ», аят 64).

Ибн Касир сказал: «Что же касается неверующих, то их дела будут взвешены, даже если у них и не будет благих дел, которые можно было бы противопоставить их неверию, для того чтобы показать, в каком бедственном положении они оказались, и опозорить их в присутствии всех остальных людей» [Ибн Касир. Фитан].

3. Неверующие обязаны соблюдать и основы Шариата, и ответвления его, и с них спрашивают за всё, что они не выполняли, и за все, в чём они противоречили истине. Аль-Куртуби сказал: «В Коране имеются указания на то, что на них возложена обязанность соблюдать
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 398


всё то, что именуется ответвлениями Шариата, и с них будет спрошено за неисполнение этих обязанностей, и они будут подвергнуты за это расчёту и их ожидает суровая кара за пренебрежение этими обязанностями. Всевышний говорит: " И горе многобожникам, которые не выплачивают закят" (сура 41 " Разъяснены" аяты 6-7).

Это угроза тем, кто отказывается выплачивать закят. Всевышний также сообщил нам о том, что таким людям в Судный день будет сказано: " Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: < Мы не были в числе тех, которые совершали молитву. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Судный день> " (сура 74 " Завернувшийся", аяты 42-46).

Из этих аятов видно, что придающие Аллаху сотоварищей и поклоняющиеся кому-то наряду с Ним также обязаны соблюдать то же, что обязан соблюдать верующий, совершать молитву и выплачивать закят и что с них будет спрошено за всё это и они будут подвергнуты наказанию за неисполнение этих обязанностей» [Куртуби. Тазкира].

4. Неверующие отличаются друг от друга в том, что касается их неверия, грехов и ослушания Аллаха, и мучения в Огне, которые ожидают их, будут соответствовать положению каждого из них. В Аду много слоев, находящихся друг под другом, точно так же как и в Раю много степеней, находящихся друг над другом. Чем сильнее было неверие человека и его заблуждение, тем более тяжкое наказание его ожидает. Некоторые неверующие окажутся в самом нижнем слое Огня. Среди них — лицемеры: «Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня» (сура 4 «Женщины», аят 145).

Шейх Ислама Ибн Таймийя говорит: «Наказание тех, у кого было больше скверных дел, будет тяжелее, чем наказание того, у кого скверных дел было меньше, а тем, у кого были благие дела, наказание облегчится. Так, наказание Абу Талиба будет не столь тяжким, как наказание Абу Ляхаба... Расчёт нужен для того, чтобы выявить тяжесть заслуженного наказания, а вовсе не для того, чтобы ввести этих людей в Рай» [Маджму' аль-фатава].

А вот что говорит аль-Куртуби о взвешивании дел: «Вариант первый: на одну чашу Весов положат неверие неверующего и его скверные дела, и он не найдёт ни одного благого дела, чтобы положить его на вторую чашу, и чаша с дурными делами, конечно же, перевесит, поскольку чаша, где должны быть добрые дела, будет пустой. Вариант второй: все благие дела неверующего, включая поддержание
ГЛАВА 10. РАСЧЁТ И ВОЗДАЯНИЕ 399


родственных связей, милостыню, утешение людей, поддержка их и сочувствие им, будут положены на ту чашу Весов, которая предназначена для благих дел, однако чаша с его дурными делами все же перевесит по причине его неверия и придавания Аллаху сотоварищей (ширка)» [Куртуби. Тазкира].

Правильным является первый вариант, потому что придавание Аллаху сотоварищей и поклонение кому-либо наряду с Ним делает тщетными все дела человека: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния» (сура 39 «Толпы», аят 65).

И Всевышний Аллах сказал: «А если кто из вас отступит от своей религии и умрёт неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они — обитатели Огня и останутся там вечно» (сура 2 «Корова», аят 217).

А в одном из хадисов говорится: «Поистине, Аллах принимает дело человека только в том случае, если оно было совершено с искренним намерением и ради Него» [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, №52].

К тому же в достоверном хадисе говорится, что неверующий получает за свои благие дела удел в этом мире, а в Судный день он приходит, не имея ни одного благого дела. Посланник Аллаха сказал: «Поистине, Аллах ни в чём не ущемит верующего, совершившего благие дела, и дарует ему за них удел в мире этом и воздаст ему за них благом в мире вечном. Что же касается неверующего, то он получит свой удел в мире этом за благие дела, совершённые им ради Всевышнего Аллаха. Но когда он окажется в мире ином, то не будет у него там ни одного благого дела, за которое он мог бы получить награду» [Муслим; Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, №53].

 

 

Анализ аятов, в которых говорится о том, что с неверующих не будет спрошено за их дела

Кто-то может сказать: вот, вы говорите, что с неверующих будет спрошено за их дела и они будут спорить, говорить и оправдываться, а что вы скажете об аятах, которые указывают на обратное? Например, Всевышний сказал: «Грешники не будут спрошены об их грехах» (сура 28 «Рассказ», аят 78). Кроме того, Всевышний сказал: «В тот день ни человек, ни джинн не будет спрошен о его грехе» (сура 55 «Милостивый», аят 39). Он также сказал: «В тот день они будут безмолвствовать, и не будет им позволено оправдываться» (сура 77 «Посылаемые», аяты 35-36). Есть и другие похожие аяты.

БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 400


Мы можем сказать в ответ лишь одно: между доказательствами, которые привели мы, и этими аятами нет никаких противоречий. Учёные согласовали их, предложив несколько вариантов.

1. Неверующих спросят об их делах не для того, чтобы они успокоились и перестали тревожиться, а для того, чтобы жёстко упрекнуть их и высказать им порицание: зачем сделали вы то-то и то-то?! То же самое можно сказать о разговоре с ними и их оправданиях: Аллах не будет говорить им то, что они хотели бы услышать и что пришлось бы им по душе, но слова Его, обращенные к ним, будут выражением порицания [Куртуби. Тазкира].

2. Им не будут задавать вопросы с целью узнать об их делах, потому что Аллах и так знает обо всём, что они совершили, но это будут вопросы, в которых уже содержится утверждение: зачем делал ты то-то? Аль-Хасан и Катада сказали: «Их не будут спрашивать об их грехах, потому что Аллах и так помнит все их грехи, кроме того, их записали ангелы» [Лявами' аль-анвар аль-бахиййа].

3. Они будут спрошены в определённое время, но не будут спрошены в другое время. Аль-Куртуби сказал: «В Судный день будут разные периоды. В одни из них будут иметь место вопросы и разговор, а в другие — нет» [Куртуби. Тазкира].

Ас-Сафарини сказал: «Говорят также, что они будут спрошены в определённые периоды, а в другие — нет. Это мнение 'Икрима передаёт от Ибн 'Аббаса... Положение людей в Судный день будет меняться, и в аятах это разъясняется. Поэтому имам Ахмад, отвечая на поставленный вопрос посредством коранических аятов, сказал: " В течение шестидесяти лет после воскрешения люди не будут говорить и им не будет позволено оправдываться, а потом им будет позволено говорить, и они станут говорить. Поэтому в аяте говорится: < Господь наш! Мы увидели и услышали. Пошли нас обратно, и мы будем поступать достойно и праведно». И когда им будет позволено говорить, они начнут говорить и спорить. Всевышний сказал: < А потом, в День Воскрешения, вы будете препираться у своего Господа>. Это произойдёт во время расчёта и сведения счётов между людьми. Тогда будет сказано: < Не препирайтесь предо Мной. Я предупреждал вас заранее>. То есть в этом мире. После этих слов их ждёт неминуемое наказание" » [Лявами' аль-анвар аль-бахиййа].

4. Аль-Куртуби сказал: «В словах Всевышнего " Грешники не будут спрошены об их грехах" имеется в виду вопрос, цель которого — отличить неверующих от верующих. Ведь ангелам нет нужды спрашивать кого бы то ни было в Судный день о том, какова его
ГЛАВА 10. РАСЧЁТ И ВОЗДАЯНИЕ 401


религия и что он делал в этом мире, для того чтобы из его ответа понять, верующим он был или неверующим. Верующие будут в этот День радостными, с сияющими лицами, в то время как лица дурных людей будут тёмными, чёрными, выражающими скорбь. И когда ангелам будет велено отвести обитателей Огня в Огонь, они узнают их по внешнему виду и им не придётся спрашивать этих людей об их религии...» [Куртуби. Тазкира].

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. А теперь предлагаю вам вернуться к главе 3 – к списку других видов посреднической деятельности. Думаю, вас посетит множество новых идей.
  2. А.Ч. Бхактиведанте Свами Шриле Прабхупаде
  3. Анализ равновесия между активами предприятия и источниками их формирования. Оценка финансовой устойчивости предприятия
  4. Аудит операций с денежными средствами
  5. Аудит операций с денежными средствами.
  6. Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами
  7. БЕЗОПАСНО ЛИ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ РАЗГОВАРИВАТЬ С ВАМИ?
  8. Белки является способность образовывать более высокого порядка структуры, такие как разветвленные сети.
  9. В какой экономической теории источником богатства считали сферу обращения, а богатство отождествлялось с деньгами?
  10. В какой экономической теории источником богатства считали сферу производства?
  11. В течение семи дней пытайтесь непрерывно проводить этот эксперимент. И тогда, я скажу вам, вы никогда больше не будете испытывать печаль - ведь тогда вы будете знать ключ.
  12. В чем заключается посвящение, и какими качествами надо обладать для этого?


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь