Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Приемы творческого воображения



Виды воображения

а) пассивное воображение(выступает как замена деятельности; в этом случае человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться там от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать):

непроизвольное воображение (непреднамеренное)связано с непреднамеренным (спонтанным) возникновением в сознании человека каких-либо образов без всякого участия воли. Иногда оно может даже выступать как замена деятельности, когда человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений и получает от этого какое-то удовлетворение. При этом он не ощущает себя активным субъектом. Типичным примером могут служить мечты, фантазии, сновидения, видения, грезы.

произвольное воображение (преднамеренное)характеризуется тем, что человек по собственному желанию целенаправленно усилием воли создает новые образы. Оно очень характерно для деятельности художников, конструкторов, композиторов, режиссеров и других представителей творческих профессий.

б) активное воображение (используется как условие творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего):

репродуктивное (воссоздающее), в котором реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, т. е. примерно так, как она была воспринята субъектом. Поэтому оно больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении книги в воображении воссоздаются воспринимаемые из описания образы героев того или иного художественного произведения. Но созданы они были не читателем, а автором произведения.

продуктивное (творческое)воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных и ценных субъективных продуктов (процесс художественного творчества). В результате творческой деятельности создаются произведения искусства и литературы, которые представляют собой творческое преобразование образов, взятых из реальной жизни.Связь процесса творчества с воображением. Два вида творческой фантазии: конкретный (образный) и абстрактный (логический), их связь с доминированием у человека правого и левого полушарий мозга. Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния. Использование данного факта при конструировании проектных методик изучения личности типа ТАТ и теста Роршаха

Приемы творческого воображения

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуретворческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй -операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способнывходить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческоговоображения.

Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных. единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частными чисто случайным сходством.

 

 

Виды мышления.

I. По форме:

• Наглядно-действенное – непосредственное восприятие предметов, реально преобразованное в процессе действий с предметами.

• Наглядно-образное – характеризуется опорой на представления и образы.

• Словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

II. По характеру:

• Теоретическое – решение теоретических проблем.

• Практическое – решение конкретных задач.

III. По степени развернутости:

• Дискурсивное – развернуто во времени, этапы четко выражены, максимально осознанно.

• Интуитивное – отсутствие четко выраженных этапов, протекает быстро, минимально осознанно.

IV. По степени новизны:

• Репродуктивное – воссоздающее, нетворческое.

• Продуктивное – творческое.

 

Формы мышления, их виды.

Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений. Во всяком слове, носителе понятия, легко можно выделить как эмоционально-образные наглядные компоненты, так и систему логических связей. Т.е. понятие – это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений, в основе которых лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Принято различать общие и единичные понятия. Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. В общих понятиях отражаются признаки, присущие всем предметам, которые объединены соответствующим понятием. Единичными называют понятия, обозначающие какой-либо один предмет. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Виды: искусственные, житейские, научные. Они отличны как по происхождению так и психологическому строению. Житейские (дерево, кошка, ручка) формируются ребенком в практическом опыте, преобладающее место имеют наглядно-образные связи. Научные приобретаются в процессе школьного обучения (государство, глагол, млекопитающее и т.д.) формулируются учителем, а затем заполняются конкретным содержанием. Формируются с участием вербально-логических операций.

Суждение как форма мышления основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями или между их свойствами и признаками. Т.е. устанавливая связи и отношения между понятиями, суждения являются высказываниями кого-то о чем-то. Суждения бывают общими, частными или единичными. В общих суждениях что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данной группы, класса (все рыбы дышат жабрами). В частных утверждение или отрицание относится к некоторым предметам (некоторые ученики отличники), в единичных – только к одному (этот ученик плохо выучил урок). Суждения образуются двумя способами: непосредственно, когда выражают то, что воспринимается (этот стул деревянный) и опосредствованно, т.е. путем умозаключений или рассуждений (например теоретическое обоснование каких-либо свойств). (Виды: истинное, ложное – не нашла в книгах – это классификация Казанцевой).

Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой, из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Виды: индуктивное, дедуктивное.

Индуктивное – переход от частных случаев к общему, которое охватывает собой частные случаи.

Дедуктивное – противоположное индуктивному. Это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения (например, опираясь на медицинские знания, можно предположить ту или иную болезнь).

Развитие мышления

Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления. В практическом аспекте развитие интеллекта традиционно рассматривается в трех направлениях: филогенетическом, онтогенетическом и экспериментальном. Филогенетический аспект предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества. Онтогенетический включает исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении жизни одного человека, с рождения до старости. Экспериментальный подход к решению этой же проблемы ориентирован на анализ процесса развития мышления в особых, искусственно созданных (экспериментальных) условиях, рассчитанных на его совершенствование.

Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, получила название «операциональной» (от слова «операция»). Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция)»1.

В развитии операционального интеллекта у детей Ж.Пиаже выделил следующие четыре стадии:

1. Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период жизни ребенка от рождения до примерно двух лет. Она характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках.

2. Стадия операционального мышления, включающая его развитие в возрасте от двух до семи лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления.

3. Стадия конкретных операций с предметами. Она характерна для детей в возрасте от 7—8 до 11—12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми.

4. Стадия формальных операций. Ее в своем развитии достигают дети в среднем возрасте: от 11—12 до 14—15 лет. Данная стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое

Язык и речь.

 

Речь – это исторически сложившаяся форма людей, посредством языка речевое общение осуществляется по правилам конкретного языка. В свою очередь этот язык – это системы фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык – это сложное диалектическое единство. Т.к. речь под влиянием ряда факторов (пример: развитие науки и т.д.) изменяется и совершенствуется. Речь сама по себе в фонетике – это генерация различных акустических явлений (звуков) на основе работы артикуляционного аппарата. Речь это сложное явление.

 

Язык должен быть одинаковым для всех людей данного этноса. Язык допускает индивидуальное своеобразие, в речи каждого человека выражается его собственная личность, его психологическая сущность. Язык отражает психологию народа, который его создал, связан с культурно-экологическим аспектом. Язык развивается независимо от конкретного человека, хотя отдельный человек может придумать слово и комбинацию слов, которая в дальнейшем войдет в состав языка (Маяковский придумывал слова).

 

В онтогенезе усваивая язык как общественно фиксированную систему ребенок одновременно с языком овладевает логической формой и операциями мышления (речь как средство реализации разных операций мышления) – анализ, синтез, класс – речь делиться на продуктивную и рецептивную. Это пассивное слушание речи и обязательное ее понимание, включая возможное проговаривание слушателем конкретного слова (человек может проговорить за тем, кого слушает), в этом случае достигается полное понимание речи.

 

Отличия речи и языка: 1) язык относительно стабилен, речь ситуативна, 2) язык - надиндивидуального происхождения (нет автора), 3) речь индивидуальная, 4) характер научения: язык - теоретически, речь – стихийно, без организованного обучения. 2 гипотезы: жесткая – родной язык влияет на человека, определяет его мышление, мягкая – язык влияет на мышление, против этих гипотез: область цветоразличения: в разных языках разное кол-во слов обозначающих цвета, оттенки. Поэтому нельзя точно определить: культура влияет на мышление или наоборот.

 

Виды и функции речи.

Виды речи:

 

Внешняя и внутренняя речь. Внешняя – громкая, устная речь. Внутренняя формируется из внешней. Внутренняя речь имеет функцию планирования, регулирования. Она предикативна: намечает, составляет схему, план. Свернута, протекает короткими вспышками.

 

Диалогическая и монологическая речь. Диалогическая – попеременно с кем-то другим. Более ранняя и простая. Монологическая – речь одного лица, обращенная к другим. Более сложная. Содержание и внутренние ресурсы должны быть очень большими, потому что никто не подскажет и не поможет.

 

Устная и письменная речь. Устная – более ранняя, простая, ситуативная. Ей человек обучается обычно сам. Письменная – более поздняя, сложная, контекстная речь. Ей учатся у других людей.

 

Описательная речь – связана с восприятием и представлением, самый сложный вид речи.

 

Функции речи:

 

Коммуникативная – средство общения или сообщения.

 

Экспрессивная – выражение эмоционального состояния, это проступает в ритме, паузах, интонациях, модуляциях, стилистических особенностях.

 

Регуляторная – человек с помощью речи регулирует свои и чужие действия и психические процессы, состояния.

 

Интеллектуальная – подвиды: индикативная (указание), номинативная (называние), сигнификативная (обозначение), программирующая – построение смысловых схем речевого высказывания.

 

Виды воображения

а) пассивное воображение(выступает как замена деятельности; в этом случае человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться там от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать):

непроизвольное воображение (непреднамеренное)связано с непреднамеренным (спонтанным) возникновением в сознании человека каких-либо образов без всякого участия воли. Иногда оно может даже выступать как замена деятельности, когда человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений и получает от этого какое-то удовлетворение. При этом он не ощущает себя активным субъектом. Типичным примером могут служить мечты, фантазии, сновидения, видения, грезы.

произвольное воображение (преднамеренное)характеризуется тем, что человек по собственному желанию целенаправленно усилием воли создает новые образы. Оно очень характерно для деятельности художников, конструкторов, композиторов, режиссеров и других представителей творческих профессий.

б) активное воображение (используется как условие творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего):

репродуктивное (воссоздающее), в котором реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, т. е. примерно так, как она была воспринята субъектом. Поэтому оно больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении книги в воображении воссоздаются воспринимаемые из описания образы героев того или иного художественного произведения. Но созданы они были не читателем, а автором произведения.

продуктивное (творческое)воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных и ценных субъективных продуктов (процесс художественного творчества). В результате творческой деятельности создаются произведения искусства и литературы, которые представляют собой творческое преобразование образов, взятых из реальной жизни.Связь процесса творчества с воображением. Два вида творческой фантазии: конкретный (образный) и абстрактный (логический), их связь с доминированием у человека правого и левого полушарий мозга. Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния. Использование данного факта при конструировании проектных методик изучения личности типа ТАТ и теста Роршаха

Приемы творческого воображения

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуретворческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй -операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способнывходить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческоговоображения.

Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных. единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частными чисто случайным сходством.

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. ПРИЕМЫ ИЗМЕРЕНИЙ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
  2. I.4.7. ЗАКОНЫ И ПРИЁМЫ КИНОПОВЕСТВОВАНИЯ
  3. II.1. Приемы изложения научных материалов
  4. VI. ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
  5. АНО «Центр творческого развития «ТВОЙ УСПЕХ» г. Москва – Россия
  6. Биография Г.И. Успенского. Начало творческого пути.
  7. Вопрос 4. Психологические приемы влияния на собеседника в деловом общении. Психологическое влияние на партнера
  8. Вопрос 48.Психологические приёмы вступления в общение, развития и поддержания диалога, выхода из общения.
  9. Вопрос 5. Приемы освобождения от раздражения и гнева.
  10. Вопрос 52.Психологические приёмы и методы разоблачения лжесвидетеля в конфликтной ситуации допроса.
  11. Глава 16. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
  12. Глава 2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ, СУЩЕСТВОВАВШИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО XIV — XV ВЕКОВ


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2291; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь