Четверток седьмой седмицы по пасхе
Древняя Русь имела еще один день, в который, главным образом по
городам, совершалось особое поминальное моление. Это был четверг
перед праздником Святой Троицы. В этот день русские люди совершали
дело братской любви к усопшим, к совершенно незнаемым, даже к злодеям, в разбое убитым грабителям и казненным преступникам. О них совершается все напутственное заупокойное чинопоследование, которым обычно провожаются из этой жизни все благочестиво скончавшиеся православные христиане.
До второй половины XVIII века у нас не было общих городских
кладбищ вдали от храмов. Не было и сельских кладбищ вдали от храмов.
Для погребения неизвестных, - например, неизвестно откуда пришедших,
убитых близ города или селения проезжих, а также для погребения убитых в разбое и казненных, отводились особые места, где строились специальные здания, где собирались тела таких умерших до погребения. А погребение их происходило без совершения каждый раз церковного погребального последования. Это здание с прилегающими к нему кладбищами называлось «скудельница», «убогий дом», «Божий дом», «Божедомка». Наблюдение за этими домами и кладбищами поручались особому приказчику, который вел соответствующие записи, занося в особый список имена этих усопших.
В четверток перед праздником Святой Троицы православные стекались на «убогие дома», принося с собой все необходимое для заупокойного богослужения: свечи, ладан, коливо, одежды, саваны, гробы для еще
не погребенных, а также разные снеди для устройства поминальной трапезы. Накануне, в среду 7-й седмицы по Пасхе, в ближайшем к убогим
домам храме после вечерни совершалась по усопшим панихида, а в
четверток Литургия. Совершалась она собором духовенства. По
окончании Литургии духовенство и «всенародное множество» с крестным
ходом и колокольным звоном исходили из храма на скудельницу, где и
совершался чин погребения, на котором поминались по именам те, чьи
имена известны. А если имен этих людей не было, то, по прочтении
имен, поминали: «Помяни, Господи, души преставльшихся раб Своих, их
же имена Ты, Господи, Сам веси, иже зде лежащих и повсюду православных христиан, о них же поминание творим: и прости им всякое согрешение». И все до конца бывает погребение по обычаю. По погребении покрываются тела умерших полотном, и по полотну игумен и священники посыпают землю. Потом поставляют стол и на нем кутью и начинают панихиду, и на ектениях поминают умерших такожде, якоже и на погребении, и на прежних, умерших их же хощет и поют панихиду по уставу.
По обстоятельствам времени многие православные христиане, часто
вопреки их желанию, остаются без церковного погребения. Поэтому желательно было бы, чтобы установлено было в четверток пред днем Святой Троицы совершать последование мирских человек, совершать заочное отпевание всех в течение года погребенных без отпевания, с поминовением во всех местах всех православных христиан в мимошедшем году скончавшихся и оставшихся без церковного погребения, «ихже имена Ты Сам, Господи, веси».
Поминовение убогих
В этот же четверток 7-й седмицы по Пасхе на Руси совершалось
поминовение усопших нищих и сирот и всех не имеющих родных, которые
бы их могли помянуть. Для этой цели имена таких людей записывались в
синодики и поминались на домашней молитве и, особенно на Божественной Литургии, подавали за них милостыню и творили нарочитое поминовение в указанный четверток. Тем, кто поминает убогих, Церковь испрашивает: «Воздаждь им (Господи) богатыми Твоими и небесными даровании. Даруй им вместо земных небесная, вместо временных вечная, вместо
тленных нетленная» (Молитва на Литургии святого Василия Великого).
Й, 9-й, 40-й день и година
Сверх общих дней поминовения усопших из глубокой первохристианской древности идет обыкновение совершать о каждом усопшем в отдельности нарочитое поминовение в некоторые дни, ближайшиек их кончине. Устав церковный упоминает о поминовении в 3-й, 9-й, 40-й дни по кончине. Иногда у нас выделяется как особо поминальный день и двадцатый. Кроме того, как живые обычно отмечают нарочитой молитвой и братской трапезой дни своего рождения и именин, установился обычай ежегодно совершать поминовение наших близких усопших в день кончины (рождение в новую жизнь) и день тезоименитства.
Устав при совершении частных поминовений не допускает никаких
изменений и отступлений от точного исполнения всего положенного в этот
день на общественном богослужении, никаких заупокойных дополнений
сверх того, что им разрешено для данного дня. И Большой Московский
собор 1666—1667 годов, говоря о поминовении усопших в эти дни, ограничивает поминовение совершением панихиды накануне после вечерни, чтением на Литургии заупокойных Апостола и Евангелия и совершением литии по заамвонной молитве и вторично по отпусте Литургии на гробе, если последний находится вблизи.
Гласное нарочитое заупокойное моление всегда приноравливается к
тем будничным дням, когда его можно совершать в полном согласии с уставом. Если день поминовения приходится на праздник, то заупокойное
моление отодвигается на два дня вперед, чтобы не только праздники, но
и кануны их были освобождены от могущей быть совершенной не в связи
с общественным богослужением панихидой.
Сорокоуст
Основной смысл сорокоустного поминовения в том, чтобы усопший
был помянут при совершении сорока Литургий, хотя бы это поминовение
ограничилось лишь тайным поминовением на проскомидии и по освящении Святых Даров.
Сорокоуст — это сорок Литургий. Устав церковный предписывает
совершать Литургии «до исполнения дней четыредесяти приношения»,
что значит — до исполнения 40 Литургий. Поэтому если поминовение
началось не в самый день кончины или если оно совершалось не непрерывно изо дня в день, то оно должно быть продолжено и после сорокового дня до исполнения полного числа 40 литургий, хотя бы их пришлось совершать спустя продолжительное время после сорокового дня. Самый же сороковой день должен быть справлен в свое время или в ближайший к нему день, когда таковое поминовение может быть совершено.
Обычные субботы
Каждая суббота, особенно когда поется Октоих, среди остальных
дней седмицы является по преимуществу днем поминовения усопших.
Святая Церковь избрала эти субботы преимущественно для воспоминания
всех ее чад, почивших от земных трудов, как тех, кого она имеет в числе
своих святых молитвенников, так и всех остальных, хотя и грешных, но в
вере поживших и в надежде воскресения скончавшихся. И в положенных
на субботу песнопениях она дерзновенно объединяет всех усопших как
православных, так и неправославных, ублажая первых и призывая их молиться за вторых.
В субботу может быть отправляема и заупокойная служба по чину,
изложенному в 13-й главе Типикона. Но такая служба может быть совершаема, если в данную субботу не будет памяти великого святого или
вообще не будет праздника, которому положена служба со славословием.
На основных службах общественного богослужения Церковный Устав в обычные субботы разрешает сравнительно немного из заупокойного.
Но зато в дополнение к суточному кругу служб накануне субботы в пяток после вечерни назначается великая панихида, на которой стихословится 17-я кафизма с особыми заупокойными припевами и поется заупокойный канон Октоиха рядового гласа.
Поминовение воинов 29 августа
В 1769 году по распоряжению императрицы Екатерины II установлено совершать в этот день поминовение православных воинов совершением панихиды после Литургии. Это поминовение, назначенное на такой
исключительный день в году, когда устраняются все заупокойные моления
со всех служб, даже с полунощницы, находится в полном противоречии с
Церковным Уставом и есть печальный свидетель начавшегося с XVIII
века отхождения от Церкви и от жизни по Ее заветам, игнорирования
уставов и традиций церковных в угоду сильным мира сего.
Популярное: