Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Богослужение малого освящения воды




Символика водоосвящения

Водоосвящение, или водосвятие, — это обряд, в котором Святая
Церковь призывает благословение Божие на воду. В чинопоследовании
водосвятных молитв и священнодействий воде сообщаются особые благодатные свойства и сила для «отгнания» наветов видимых и невидимых
врагов, освящения храмов, предметов церковного и бытового назначения,
исцеления душевных и телесных недугов. Освященная вода именуется
«святой водой» или иначе — «агиасмой» (святыней).

Освятить что-либо, по мысли священника Павла Флоренского, означает «исполнить его Света присносущного», а сами понятия «святой»,
«святыня» имеют значение «неотмирности», «надмирности», «инобытия».
«В чем именно состоит особенность святого? — спрашивает о. Павел
Флоренский. — Оно есть то, что находится над обычным и что в
обычном является, выступая из себя своим светом, излучениями своими,
своими светоносными энергиями... постигаемое же очами веры святое открывается как Свет»[415].

 

История формирования чина

Обряд водосвятия восходит непосредственно к моменту Крещения
Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордан. В этом Евангельском событии Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение всей водной стихии, самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Помимо великого водоосвящения, совершаемого только в праздник
Богоявления, в Православной Церкви с древнейших времен существует и
малое освящение воды, установленное, по преданию, апостолом Матфеем.
Церковь совершает этот обряд в память освящения воды ангелом в Силоамской купели. Древность обряда малого освящения воды подтверждает Александр, Римский епископ, пострадавший при императоре Адриане (118—138 гг.), который писал в своих сочинениях о том, что освященною водою «расторгаются сети чародейства и прогоняются демоны». Вальсамон, патриарх Антиохийский, живший в XII веке, в своем толковании 65-го правила Шестого Вселенского собора упоминает о малом водоосвящении как о древнем обычае. Он указывает, что отцы этого собора постановили совершать малое водосвятие в начале каждого месяца в противодействие сохранявшемуся в течение длительного времени у христиан языческому обряду празднования новомесячия с возжиганием костров, через которые «по некоему странному обычаю безумно скачут». Чин малого водоосвящения был окончательно оформлен в IX веке Фотием, патриархом Константинопольским.

Почти все молебные песни в обряде малого освящения воды обращены непосредственно к Пресвятой Деве Богородице, которая с глубокой
древности именуется «Живоносным источником» и «Радостию всех скорбящих». Некоторые из молебных песен позволяют предполагать, что малое водоосвящение первоначально совершалось в храме, посвященном
Богоматери. Например, в тропарях чина Церковь восклицает: «Храм
Твой, Богородица, показася, врачевство недугов безмездное и оскорбляемых душ утешение.., Кто притекай в храм Твой, Богородице, не приемлет скоро исцеление, душевнаго вкупе и телеснаго... Водами одождивый Христе источник исцелений во всечестном храме Девы днесь Твоего благословения окроплением, отгонявши недуги немощствующих, Врачу душ и телес наших».

Церковь не ограничивает малое освящение воды каким-нибудь
определенным днем или местом совершения. Оно может производиться в
любое время по принятой традиции или по желанию верующих там, где
это признается нужным — в храме, домах прихожан или — в определенных случаях — под открытым небом. С древнейших времен Церковью установлены два дня, в которые положено совершать малое водосвятие на реках, источниках и других водоемах. Это должно быть 1-гоавгуста — в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и в пятницу на Пасхальной седмице. Кроме того, малое освящение воды положено совершать в среду на четвертойнеделе после Пасхи, в день Преполовения, когда Церковь вспоминает полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). В некоторых храмах малое водосвятие совершается в праздник Сретения Господня, а также во всех храмах — в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и окроплением. В домах прихожан малое водосвятие бывает при основании или освящении нового жилища вместе с молебным пением.

Схема чина

«Благословен Бог наш...»

Псалом 142 «Господи, услыши молитву мою...»

«Бог Господь, и явися нам...» (трижды)

Тропари «К Богородице прилежно ныне притецем...» (дважды) и «Не умолчим никогда, Богородице...»

Псалом 50 «Помилуй мя, Боже...»

Тропари: «Еже радуйся Ангелом приимшая...» (дважды); «Воспеваем Сына Твоего, Богородице...»

Слава и ныне

Тропари архангелам и ангелам, Крестителю Иоанну, апостолам, мученикам и бессребреникам

Слава и ныне

«Милосердия двери отверзи нам...»

«Господу помолимся»

Возглас: «Яко свят еси Боже наш...»

Тропари «Ныне наста время всех освящающее...»

Трисвятое, Прокимен, Апостол, Евангелие

Великая ектения: «Миром Господу помолимся...»

Возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава...»

Молитва «Господи Боже наш, Великий в совете...»

«Мир всем»

Тайная молитва: «Приклони, Господи, ухо Твое...»

Троекратное крестообразное благословение воды погружением в нее
святого Креста с пением тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя...»

Кропление храма (или дома) и всех присутствующих святою водою
при пении тропаря «Источник исцелений...» и «Призри на моление раб
Твоих...»

Сугубая ектения. «Помилуй нас, Боже...»

Господи, помилуй (40 раз)

Возглас: «Услыши ны, Боже Спасителю наш...»

Молитва «Владыко многомилостиве...»

Опуст

 

Содержание молитвословий чина

Священник в малом облачении с Крестом и кадильницею исходит к
месту, назначенному для водосвятия. После начального возгласа и
обычных начальных молитв читается псалом 142 «Господи, услыши молитву мою...», словами которого томящийся дух и унывающее сердце молящегося возносят ко Господу покаянную мольбу пророка Давида о благодатном избавлении от внутренних зол и внешних напастей.

Желая освятить воду, «о еже быти ей целительной душ и телес и
веяния сопротивныя силы отгнательной», Святая Церковь Богослужением
малого водосвятия внушает нам покаяние и смирение, помогающие стяжать спасительную благодать. О смирении как главной христианской
добродетели святитель Тихон Воронежский говорил так: «Вода с высоких
гор на низкие места течет» (Сокр. дух., 40 ст.) — так и благодать Божия от Небесного Отца на смиренные сердца изливается.

Вслед за 142 псалмом читается покаянный 50 псалом «Помилуй мя,
Боже, по велицей милости Твоей...» и поются тропари Богородице, в которых Церковь воинствующая призывает в помощь и заступление всю
торжествующую, Божию Матерь, ангелов, пророков, апостолов,
мучеников, бессребреников, преподобных и всех святых.

После пения тропарей диакон возглашает: «Господу помолимся»,
священник произносит: «Яко свят еси Боже наш» — и поются тропари:

«Ныне наста время, всех освящающее...», имеющие также покаянный
характер. В них Церковь просит Пресвятую Богородицу исправить дела
рук наших и испросить у Господа прощение прегрешений наших.

 

Словами Апостола Церковь говорит нам, что освящение наше произошло через Иисуса Христа, Который «должен был во всем уподобиться
братиям, чтоб быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом для умилостивления за грехи народа» (Евр. 2, 11—18).

В читаемом затем Евангелии (Ин. 5, 1—4) повествуется об Иерусалимской купальне у Овчих ворот, в которой чудесным образом исцелялись больные при возмущении в ней воды Ангелом Господним и напоминается, во-первых, о ветхозаветном освящении воды, во-вторых, о существовании ангелов стихий, «как духовных сил, приставленных к соответственным стихиям и явлениям природы» и, наконец, о причастности воды «тайне строительства Божия, направляющейся на спасение мира» (о. Павел Флоренский).

После Евангелия следует мирная ектения, в которой Церковь воссылает Богу прошения об освящении воды, чтобы она была целительной
для душ и телес наших и чтобы Господь избавил от всякой скорби, гнева
и нужды всех, вкушающих эту воду и окропляющихся ею.

В водосвятной молитве иерей просит Господа освятить воду прикосновением к ней Честнаго Креста: «Причастием воды сея и окроплением Твое благословение нам низпосли, скверну страстей омывающее», затем просит об исцелении недугов душевных и телесных и о даровании спасения живым и умершим предстательством Преблагословенной Девы Марии, небесных сил, апостолов, святителей и чудотворцев-бессребреников.

Вслед за тем священник читает тайную молитву, в которой он, обращаясь ко Господу, Крестившемуся во Иордане и Освятившему воду, просит благословить нас, склонившихся пред ним, и далее восклицает: «Исподоби нас исполнитися освящения Твоего воды сея причащением: и дабудет нам, Господи, во здравие души и тела».

После этих молитв священник благословляет воду, погружая в нееЖивотворящий Крест при пении тропаря, прославляющего силу Креста Господня, спасающего и благословляющего людей, дарующего победы на сопротивных.

Потом священник целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь, а хор в это время поет тропари, восхваляющие Бога — Источника наших исцелений.

Глава X


Богослужение освящения храма

История формирования чина

 

Святая Церковь с глубокой древности установила особые священнодейственные обряды на освящение новосозданного храма, в котором воздвигаются жертвенник и престол Бога Живого. Посвящение храма Богу и освящение его совершалось еще в ветхозаветный период. Патриарх Иаков после явления ему Господа дважды воздвигал во Имя Его каменные алтари и освящал их возлиянием на них елея (Быт. 28, 18; 35, 14). Моисей, соорудив по воле Божией скинию при горе Синайской, торжественно посвятил ее Богу посредством таинственного освящения. И Бог явил в ней видимое знамение Своего присутствия и благоволения: «Покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако» (Исх. 40, 9, 16, 34, 35). Соломон с большим великолепием освятил храм Господа, построенный вместо скинии в Иерусалиме, и праздник освящения длился семь дней в присутствии всего народа (2 Пар. 7, 8—9). После плена Вавилонского «сыны Израилевы, священники, левиты и
прочие» совершили освящение «дома Божия с радостью» (Ездр. 6, 16).
После очищения и освящения храма, оскверненного во время гонений Антиоха, было установлено ежегодное семидневное празднование обновления храма. В Ветхозаветной Церкви освящение скинии и храма совершалось через внесение в них Кивота Завета, пение священных песен, жертвоприношение, возлияние жертвенной крови на алтарь, помазание елеем, молитву и народное празднество (Исх. 40; 3 Цар. 8). Древний обычай освящать храмы Божий унаследован Новозаветной Церковью. Начало освящения собственно христианских храмов для Богослужения указано Самим Спасителем, по велению Которого ученики Его приготовили в Иерусалиме для совершения тайной вечери «горницу
большую, устланную, готовую» (Мк. 14, 15), и в особой горнице «в молитве и молении» единодушно пребывали и получили обещанного им Святого Духа» (Деян. 1, 13—14, 2, 1). Во времена гонений христиане строили церкви в удаленных местах, обычно над гробами мучеников, чем уже освящались храмы. Упоминания об обрядах освящения храмов встречаются у церковных писателей I—III веков. Из-за преследований гонителей и опасности разрушения храмов
обряды освящения совершались не столь торжественно и открыто, как в
последующие века. Пройдя сквозь тяжелое трехвековое испытание, Церковь наконец восторжествовала и с IV века во внешнем убранстве своем достигла благолепия как невеста Христова. Церковный историк Евсевий пишет: «По
прекращении гонения на христиан открылось умилительное зрелище. По
городам начались праздники обновления и освящения вновь устроенных
храмов». На горе Голгофе император Константин основал великолепный
храм Воскресения Христова, для освящения которого он пригласил в 335
году присутствовавших на Тирском соборе епископов, пресвитеров и диаконов. Торжество освящения продолжалось семь дней, по этому случаю в Иерусалим собралось множество христиан из разных мест. В день, назначенный для освящения новосозданного дома Господня, Богослужение
началось с захода солнца и длилось всю ночь. Храм в Антиохии, основанный Константином и оконченный его сыном Констанцием, был освящен отцами Антиохийского собора в 341 году. Начиная с IV века,
обычай торжественного освящения храмов распространился повсеместно в
христианском мире.

Важнейшими элементами чинопоследования освящения храма в Новозаветной Церкви с древнейших времен и до наших дней являются:

1) устройство святой трапезы;

2) омовение и помазание ее;

3) облачение трапезы;

4) помазание стен священным миром и кропление их святою водою;

5) вложение мощей святых мучеников на престол;

6) чтение молитв и пение псалмов.

Полный чин великого освящения новопостроенного храма сложился
не позднее IX века. О времени возникновения отдельных священнодействий и молитвословий, входящих в состав чина, не всегда имеются исторические сведения, поскольку начало формирования его относится к глубокой древности.

Обряд омовения престола принадлежит к числу древнейших. Очищение храма Божия и алтаря было предписано в Ветхом Завете (Лев. 16, 16—20), оно совершалось у древних иудеев через омовение (Исх. 19, 10, Лев. 13, 6, 15, Числ. 19, 7). В ранней христианской Церкви, когда сами храмы по своему внешнему виду не отличались от обыкновенных домов, величайшее Таинство Евхаристии совершалось на простом столе. Важность совершаемого тайнодействия требовала предварительного очистительного священнодействия — омовения престола — для освящения на нем истинного брашна. Святой Златоуст говорит: «Губою омываем церковь, да в чистой церкви вся приложится» (4 нравоуч. Напосл, к Ефес.).

Столь же древним является и обряд миропомазания святого престола и стен храма. Сам Бог учредил эти священнодействия, повелев
Моисею освятить «елеем помазания» алтарь в устроенной им скинии, все
принадлежности скинии и самую скинию (Исх. 40, 9—10). Христианская Церковь, усвоив некоторые ветхозаветные обряды, сообразные с духом Нового Завета, сохранила неизменным и этот обряд при освящении
храма. О помазании миром святого престола упоминает Дионисий Ареопагит. Блаженный Августин, в одной из бесед на освящение храма говорит: «Освящение престола ныне мы празднуем, достойно и праведно
радуясь, празднество в сей день совершаем, в который благословен и помазан камень, на котором для нас божественные тайны совершаются»
(Бес. 4). Выражение «благословен и помазан камень» ясно указывает на
миропомазание святого престола, который в то время, как и теперь на
Западе, обыкновенно созидался из камня.

Известно также, что при освящении храмов не только престол, но и
стены храма помазывались святым миром еще в глубокой древности.
«Церковь тогда делается достопочитаемою, — пишет блаженный Августин, — когда имеет стены освященные и святым миром помазанные».
Феофан свидетельствует о том, что Афанасий Великий во время пребывания своего в Иерусалиме совершал там освящение молитвенных домов посредством молитв и помазания их святым миром.

В раннем периоде существования Церкви возник и обряд облачения
святого престола. Чувство благоговения к святости Евхаристии побудило
христиан покрывать престол нижней напрестольной одеждой —
«срачицей». Оптат Милевитский, епископ Нумидии (ÿ 384), говорит как
о повсеместно принятом обычае покрывать престол чистым полотном:
«Кто из верных не знает, что дерево покрывается полотном и что при совершении самих Таинств можно касаться только покрова, а не дерева? »
Об украшении престола верхней драгоценной одеждой встречаются высказывания у Оригена, жившего в III веке. По свидетельству блаженного
Феодорита, Константин Великий, помимо прочих даров, прислал в Иерусалимский храм и царские покрывала для святого престола. Ясные указания на украшение святых престолов дорогими одеждами имеются у Иоанна Златоуста. В одной из бесед, не одобряя тех, кто заботится только
об украшении храмов и оставляет без внимания дела милосердия, Златоуст говорит: «Какая польза стяжать трапезу Его (Иисуса Христа) златоткаными уборами, а отказывать Ему (в лице нищих) и в нужнейшем
одеянии? Облекая Его в шелковые одежды в храме, не презри вне храма
от глада и наготы страждущего» (Бес. 51 на Матф.).

Антиминс (antimsion — «вместо престола») — это четырехугольный плат из льняной или шелковой материи, на котором изображается положение Христа во гроб; по углам помещается изображение четырех евангелистов, а на верхней вшивается частица мощей.

Употребление антиминсов относится к первым векам христианства,
вероятнее всего, ко временам гонений. Из-за постоянных преследований
христиане не могли иметь во всех молитвенных собраниях твердые престолы, освященные епископами, а освящать их пресвитерам запрещало
Апостольское предание. Антиминс заменял архиерейское освящение престола и в ранней Церкви имел преимущество перед твердым престолом в том, что его легче было предохранить от поругания и осквернения неверных. В древности, по словам патриарха Константинопольского Мануила (ÿ 1216), антиминсы не обязательно должны были полагаться на освященные престолы. «Нет нужды, — писал патриарх, — полагать антиминсы на всех престолах, но надобно полагать их только на тех, о которых не известно, освящены ли они или нет; ибо антиминсы занимают место освященных престолов, посему полагать их на таких престолах, о которых известно, что они освящены, никакой нужды нет»[416]. На престолах, получивших благодать архиерейского освящения, антиминсы не были полагаемы и во времена Симеона Солунского (Гл. 126). В греческих и в
наших древних требниках также предписывается, чтобы святые антиминсы по освящении храмов лежали на престоле только семь дней, в продолжении которых на них должна совершаться Литургия. По истечении
же семи дней антиминсы снимались и Литургия совершалась на одном
илитоне.

Необходимой принадлежностью всякого престола в Русской Церкви антиминс сделался с 1675 года, когда на Московском соборе при патриархе Иоакиме постановлено было полагать антиминс и на освящаемых самим архиереем престолах — только без святых мощей. Как видно из древних требников, антиминс полагался под верхнею одеждою престола и пришивался к срачице, а Дары освящались на илитоне. Илитон, таким образом, известен с самых ранних времен христианства. О нем упоминает святой Златоуст в своей Литургии, указывая время, когда следует раскрывать его[417]. В наши дни, по Уставу Церкви, Дары освящаются на антиминсе, который обычно завертывается в илитон.

Обычай полагать под престолом останки святых мучеников существует в христианской Церкви с глубокой древности. Он был восстановлен
и навсегда утвержден Седьмым Вселенским собором после времен иконоборчества, когда святые мощи выбрасывались из храмов и сжигались.
Амвросий Медиоланский в своем письме к Марцеллине, описывая обретение мощей святых мучеников Гервасия и Протасия, говорит следующее об этом обычае: «Сей (Иисус Христос) на алтаре, — Который за всех пострадал, а те (мученики) — под алтарем, которые искуплены Его Кровию».

В эпоху гонений алтари, на которых совершалось священнодействие
бескровной жертвы, ставились преимущественно на гробах мучеников.
Когда гонения прекратились, христиане, не желая забывать о прежних
бедствиях, стали строить храмы над гробами святых мучеников. Но поскольку не везде были гробницы мучеников, а по мере увеличения числа
христиан росло и количество храмов, христиане стали из отдаленных мест
приносить в свои храмы священные останки и полагать их под святым
престолом.

Перенесение останков святых мучеников и других угодников Божиих Святая Церковь с самых древних времен чтила крестными ходами.
Первоначально святые мощи торжественно переносились в новые храмы
из обычных мест их погребения. Со временем единственным хранилищем
святых останков остались святые храмы, поэтому уже с VI века святые
мощи переносились в новопостроенный храм из ближайших храмов. В
558 году при освящении храма святых Апостолов из другого храма был
Крестный ход. Патриарх Мина ехал на императорской колеснице, держа
три ковчега с мощами святых апостолов Андрея, Луки и Тимофея.

Историческое свидетельство о кроплении святою водою стен и принадлежностей храма впервые встречается у святого Григория Двоеслова, хотя несомненно, что этот обряд установлен значительно раньше, потому что употребление святой воды было известно у христиан еще до времен святого Григория — с апостольского периода.

Если освящение храмов ведет свое начало с момента возникновения
самой Церкви, то так же давно употреблялись при освящении храмов и
молитвы, поскольку они составляют непременный атрибут всякого христианского Богослужения. С IV века до нашего времени сохранилась молитва Амвросия Медиоланского на освящение храма, сходная с нынешней молитвой, произносимой при освящении храма после устроения престола. Относительно других молитв, произносимых в чине освящения храма, не сохранилось никаких исторических следов.

 

2. Схема чинопоследования
освящения храма архиереем


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2186; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь