Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Схема чинопоследования панихиды в пяток вечера



В притворе храма по Типикону

(глава 14)

I часть

«Благословен Бог наш...»

Трисвятое по «Отче наш...»

«Господи, помилуй» (12)

«Приидите, поклонимся...» (3)

Псалом 90: «Живый в помощи Вышняго...».

Ектения: «Миром Господу помолимся».

Возглас: «Яко Ты еси...», «Аллилуиа», глас 8-й со стихами

Тропари «Глубиною мудрости...» и «Тебе и Стену, и Пристанище
имамы...»

Кафизма 17 «Блаженни непорочнии...» (разделенная на две статии)

По первой статии ектения малая заупокойная ектения

По второй — тропари по Непорочных с припевом «Благословен
еси Господи...»

Ектения малая заупокойная

Седален «Покой, Спасе наш...» и Богородичен «От Девы возсиявый миру...»

Псалом 50

 

II часть

Канон Октоиха по гласу

После 3-й песни ектения, седален «Воистину суета всяческая...»

После 6-й песни ектения, кондак «Со святыми упокой...» и икос
«Сам Един еси Бессмертный...»

По 9-й песни «Богородицу и Матерь Света...», Людие: «Дуси и
души праведных...» и ирмос 9-й песни

 

III часть

Лития

Трисвятое по «Отче наш...»

Тропари «Со духи праведных скончавшихся...»

Ектения: «Помилуй нас, Боже...», молитва: «Боже духов...»

Премудрость. Пресвятая Богородице, «Слава Тебе, Христе Боже...»

Отпуст: «Воскресый из мертвых...»

«Во блаженном успении вечный покой...»

«Вечная память...»

 

Лития об усопших

Лития (греч litai — усиленное всенародное моление) об усопших
короче панихиды, она бывает вместе с панихидой и совершается при выносе тела умершего из дома. Кроме того, лития об усопших совершается
на литургии после заамвонной молитвы, а также после вечерни и утрени.
Как при совершении панихиды, так и литии в память усопшего на
особом месте ставится кутия, иначе называемая коливо — сваренные
зерна пшеницы, смешанные с медом. Значение кутии, которая приготовляется не только при погребении, но и при всяком поминовении усопшего, состоит в следующем. Семена заключают в себе жизнь. Чтобы образовать колос и дать плод, они должны быть положены в землю и там истлеть. Так и тело умершего должно быть предано земле и испытать тление, чтобы восстать потом для будущей жизни (1 Кор. 15, 36—38). Мед знаменует сладость благ будущей жизни. Таким образом, кутия есть видимое выражение уверенности живых в бессмертии почивших, в их воскресении и блаженной вечной жизни через Господа Иисуса Христа, даровавшего Своим верным рабам воскресение и жизнь. Симеон Солунский пишет: «Мы приносим Богу семена с другими различными плодами, выражая тем, что и человек, как и семя пшеницы, полагаемое в земле, опять восстанет Божественною силою и, как бы прозябши, приведен будет ко Христу, живым и совершенным. Как малейшее семя, погребенное в земле, возрастает впоследствии и приносит обильный, зрелый и совершенный плод, так и человек, предаваемый смертию земле, опять восстанет» (Новая скрижаль).

 

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Текст чинопоследования утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года (журнал № 87).

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Тимофея 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

 

 

Схема чинопоследования чина молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

 

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене.

Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:

Слава: Господи, помилуй нас:

И ныне: Милосердия двери:

Псалом 50-й.

Антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122: 3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52: 1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Слава:

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

И ныне:

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Господу помолимся.

Господи, помилуй.

Молитва

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Премудрость.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Честнейшую Херувим:

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

 

 

Поминовение усопших
по уставу православной церкви

Молитва за усопших

Святая Церковь исповедует, что не только прославленные угодники
Божий «живут по смерти», но и все верующие не умирают, но «живут
вечно о Господе». Умирающие о Господе православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя с Нею и со всеми остальными Ее чадами самое реальное и живое общение.

Богослужение и молитва являются по преимуществу той сферой, где
верующие вступают в теснейшее, наиболее заметное для внешних чувств
и вместе с тем возвышеннейшее и таинственное единение со Святой Церковью и друг с другом.

Молитву о собратиях живых и усопших Святая Церковь считает
необходимой, неотделимой частью как общественного богослужения, так и
келейного, домашнего правила. Она особенно побуждает молиться об
усопших, когда при последнем прощании с ними, в день погребения,
влагает в уста отходящего в иной мир прощальное обращение к живым:
«Прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся ко Христу Богу»
(стихира на последнее целование).

Устанавливая определенный порядок молитвы о живых и умерших,
Святая Церковь руководствуется началом «меры и правила» и дает
стройную, последовательную систему поминовения.

Умножая в будничные дни покаянные и просительные моления о
своих живущих на земле членах и от их лица, Церковь сокращает таковые моления в праздники. И чем больше праздник, тем меньше прошений
о нуждах верующих, даже о прощении грехов. Просительные молитвы
уступают место молитвам благодарственным и хвалебным.

Устав Церковный довольно подробно и точно определяет, когда и
какие заупокойные моления могут быть совершаемы, а верным чадам
Церкви остается с любовью, смирением и послушанием подчиняться
мудрому руководству своей святой Матери.

Своими правилами о поминовении усопших Святая Церковь предлагает испытание послушания своих чад, искренности их любви ко Господу
и бескорыстия любви к ближним. Это как бы своего рода древо познания
добра и зла, данное для воспитания и укрепления воли христиан. Не забывай своей обязанности молиться об усопших, чаще поминай их, но
только в те времена и в тех формах, которые даны Святой Церковью.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь