Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чинопоследование молебна общего



(по Часослову с. 176)

 

Даже при поверхностном знакомстве со структурой православного богослужения можно заметить, что общий молебен ко Пресвятой Богородице, взятый литургической традицией за образец при совершении иных молебных чинопоследований и молебнов в честь святых, рассматривается Уставом в качестве ежедневно совершаемой службы суточного круга, наряду с вечерней, повечерием, полунощницей, часами и утреней. В Часослове, включающем в себя порядок и неизменные тексты служб суточного богослужебного цикла, помещается и молебен ко Пресвятой Богородице. Это обстоятельство свидетельствует об особом значении, какое придается Уставом молебному пению в системе православного богослужения. Отнесение молебна Пресвятой Богородице к службам суточного круга подтверждается общей для всех Афонских монастырей традицией, согласно которой ежедневно, кроме праздничных, субботних и воскресных дней, поется молебен Пресвятой Богородице. В разных монастырях в пении молебна Божией Матери имеются различные особенности, но все обители объединяет то, что молебен воспринимается как обязательная служба суточного круга. Молебен в монастырях Святой Горы Афон может петься в конце вечерни (после «Ныне отпущаеши...»), отдельно от нее (после отпуста), перед Литургией (после 6-го часа), на Литургии (после «Един Свят...» перед пением киноника и после заамвонной молитвы), а также самостоятельно после окончания Литургии.

Говоря о целесообразности рассмотрения порядка общего молебна, нельзя не отметить, что в прикладном отношении совершение всех прочих молебных чинов и молитвословий не вызывает особых сложностей у их совершителей, потому что необходимые уставные указания приводятся с исчерпывающей полнотой в богослужебных книгах. Общий же молебен Уставом излагается на примере Молебного пения ко Пресвятой Богородице, и оно используется в качестве образца, когда молебен совершается в честь какого-либо святого. Кроме того имеется несколько источников уставных указаний по совершению молебнов, что несколько затрудняет задачу для священнослужителей и участников богослужения, желающих совершить чинопоследование молебна в соответствии с литургическими нормами.

К сожалению, приходится констатировать, что из-за стремления к чрезмерному и неоправданному сокращению богослужения общий молебен, наравне с Таинством Крещения и чином отпевания, «пострадал» наиболее серьезно. В современном приходском обиходе молебен часто приобретает совершенно неузнаваемый вид. Будучи сокращаемым за счет важнейших элементов и молитвословий, он превращается в безликое, весьма примитивное чинопоследование, упрощенный вид которого противоречит всему строю православного богослужения, уникальному по богатству форм и внутреннему разнообразию. Такое неутешительное состояние дел в совершении чинопоследований молебных пений на приходах также является причиной подробного рассмотрения данного вопроса.

Устав общего молебна Пресвятой Богородице содержится в Часослове, Октоихе и Следованной Псалтири. В Требнике даются указания, адаптированные к пению молебна какому-либо святому, с приведением особых прошений и молитв для разных случаев. Указания Триоди Постной, содержащей порядок молебна вмч. Феодору Тирону в пяток вечера 1-й седмицы св. Четыредесятницы, также могут быть полезны при рассмотрении вопроса о пении молебнов.

По своей структуре чинопоследование общего молебна уподобляется утрене, от которой сохраняется псалом 142-й, последний в шестопсалмии, Бог Господь и тропари, псалом 50-й, канон, ектении сугубая и малая, и Евангелие со всем, что на утрене предшествует ему и сопровождает, начиная с прокимна и заканчивая возгласом: Милостию и щедротами... Аналогично утрене, молебен «от начала и до отпуста» совершается при открытой завесе царских врат (Типикон, глава 23). В приходской практике существует традиция совершения молебна в торжественных случаях при открытых царских вратах.

Порядок общего молебна ко Пресвятой Богородице Комментарии
Благословен Бог наш… Если в молебне участвует диакон, то перед возгласом священника он произносит: Благослови, владыко.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный… Трисвятое по Отче наш… Возглас: Яко Твое есть Царство… Господи, помилуй (12 раз), Слава, и ныне:
Приидите, поклонимся (трижды); Псалом 142-й; Слава, и ныне: Аллилуиа (трижды)
Бог Господь со стихами Тропари на Бог Господь: К Богородице прилежно… (дважды); Слава, и ныне: Не умолчим никогда, Богородице… Если молебен совершается в честь святого, тропари поются следующим образом: тропарь святого (дважды), «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря (приложение 3-е).
Псалом 50-й
Канон На общем молебне Пресвятой Богородице могут петься два канона: малый молебный, глас 8-й: Воду прошед... (см. в Часослове и Следованной Псалтири в последовании молебна) или великий молебный, глас тот же: Колесницегонителя фараона... (см. канон молебный ко Пресвятой Богородице изрядный в конце Октоиха[406])[407] Канон на молебне поется на 4[408] (без ирмосов), с молебными припевами: Пресвятая Богородице, спаси нас, Преподобне отче (имя рек), моли Бога о нас[409], и т. п. Предпоследний тропарь в каждой песни поется на Славу, последний – на И ныне. По 8-й песни, согласно указанию Октоиха, поется Хвалим, благословим..., и ирмос 8-й песни[410]. На молебне ирмосы канона не поются, кроме ирмосов в 8-й и 9-й песнях (см. приложение Октоиха). Нечетные песни канона, согласно Уставу, начинает петь правый (т. е. 1-й) лик, четные – левый (2-й). Если молебен совершается в честь святого, то поется канон утрени из минейной службы святого с соответствующими припевами.
По 3-й песни канона: катавасия: Спаси от бед... и Призри благосердием...; малая сугубая ектения с прошением «за нихже поется молебен»: Еще молимся о милости, жизни...; Господи, помилуй (15 раз); седален, глас 2-й: Моление теплое... Если молебен совершается Спасителю, то по 3-й и 6-й песнях катавасия – Избави от бед рабы Твоя, Многомилостиве...; если молебен в честь святого, катавасия – Моли Бога о нас, (имя рек), яко мы усердно к тебе прибегаем… Ектения по 3-й песни, согласно Часослову, назначается малая сугубая: Помилуй нас, Боже (см. на утрене в составе двупсалмия) с добавлением особого прошения «за нихже поется молебен»: Еще молимся о милости, жизни..., на которое, в отличие от прочих прошений, хор поет Господи, помилуй (15 раз). Возглас сугубой ектении обычный – Яко Милостив... По указаниям Октоиха, ектения по 3-й песни начинается словами малой ектении: Паки и паки... (остальные прошения и возглас – как в Часослове). Если молебен совершается святому, то по 3-й песни – седален святого (см. в каноне, вслужбе Минеи). «Слава, и ныне» – Богородичен седальна (наряду). Если на молебне по 6-й песни канона поется акафист, возможно перенесение кондака (и икоса) с 6-й песни на 3-ю песнь и пение их перед седальнами.
По 6-й песни канона: катавасия: Спаси от бед... и Призри благосердием...; малая обычная или малая сугубая ектения (см. по 3-й песни); кондак, глас 6-й: Предстательство христиан...; [Акафист] прокимен, глас 4-й: Помяну имя Твое...; стих: Слыши, Дщи, и виждь...; И о сподобитися нам...; Премудрость, прости, услышим... Мир всем, и т. д. Чтение Евангелия – Лк., зач. 4. Слава: Молитвами, Богородицы... И ныне: Молитвами, Богородицы... Помилуй мя, Боже... Стихира, глас 6-й: Не ввери мя человеческому предстательству... Молитва литии: Спаси, Боже, люди Твоя...; Господи, помилуй (12 раз); Милостию и щедротами... По 6-й песни Часослов и Требник указывают произнесение обычной малой ектении: Паки и паки... Заступи, спаси... Пресвятую, Пречистую... с возгласом: Ты бо еси Царь мира... В Октоихе же оговаривается, что обычная малая ектения произносится, если молебен поется «во общую пользу». Если же молебен совершается специально о здравии кого-либо, возглашается малая сугубая ектения (как по 3-й песни). Следованная Псалтирь по 6-й песни также предписывает: «священник поминает, якоже изъявися» (т. е. произносит малую сугубую ектению с особым прошением; см. по 3-й песни). После возгласа ектении поется кондак, к которому может добавляться икос. В случае пения молебна святому, кондак и икос заимствуются из его службы в Минее. Далее, по желанию, может петься акафист Богородице или святому, которому совершается молебен. Акафист по 6-й песни может исполняться как после рядовых кондака и икоса, так и сразу после возгласа ектении (в этом случае рядовые кондак и икос переносятся на 3-ю песнь и поются перед седальнами). После кондака и икоса (или после акафиста, если он пелся) произносится прокимен Евангелия. Прокимен и Евангелие выбираются в соответствии с тем, кому служится молебен. Текст прокимнов и Евангельские зачала приводятся после чина общего молебна в Требнике[411]. Если молебен совершается в честь святого, после прочтения Евангелия на Славу поется: Молитвами (имя рек), Милостиве, очисти... Стихира после чтения Евангелия заимствуется из службы святого (по 50-м псалме); если служба в Минее не полиелейная, стихира берется из любого цикла стихир по усмотрению уставщика. На молитве литии непременно поминается святой, которому совершается молебен, также могут поминаться и святые дня.
По 9-й песни канона – Достойно есть... Пение Достойно есть в периоды попразднств заменяется задостойником праздника (ср.: Триодь Цветная, «Подобает ведати, како поется молебен на Святую Пасху»).
Тропари: Вышшую Небес... («и кадит священник жертвенник [т. е. алтарь. – С. В.] и люди») Тропари Вышшую Небес поются только на молебне в честь Пресвятой Богородицы. Во время пения тропарей совершается каждение. Если молебен совершается какому-либо святому, сразу после Достойно есть читается Трисвятое.
Трисвятое по Отче наш... Возглас: Яко Твое есть Царство…
Тропари, глас 6-й: Помилуй нас, Господи, помилуй нас... Слава: Господи, помилуй нас... И ныне: Милосердия двери... На общем молебне в честь Пресвятой Богородицы по Трисвятом поются покаянные тропари, на других молебнах (напр., какому-либо святому) поются следующие тексты: тропарь святого; Слава: кондак святого; И ныне: Богородичен воскресный по гласу кондака (приложение 3-е).
Ектения: Помилуй нас, Боже... Возглас: Услыши ны, Боже... В последовании молебна в Часослове ектения после тропарей указывается малая сугубая (как по 3-й песни). Согласно Октоиху, после прошения Еще молимся о милости, жизни... добавляется прошение: Еще молимся и о еже сохранитися граду сему... (см. 3-е прошение на литии в Служебнике), на которое хор поет: Господи, помилуй (40 раз). Возглас ектении – Услыши ны, Боже... (см. на литии в Служебнике). Требник в последовании молебна содержит в составе сугубой ектении еще дополнительные прошения (напр., о болящих), произносящиеся в случае необходимости.
Молитва ко Пресвятой Богородице: О, Пресвятая Госпоже…[412] В случае совершения молебна в честь святого, читается молитва святому. После молитвы может петься величание.
Окончание: Премудрость. Пресвятая Богородице, спаси нас. Честнейшую Херувим... Слава Тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды) Благослови. Отпуст. Отпуст на молебне должен произноситься великий[413], подобно отпусту утрени, с поминовением святого, которому совершался молебен (ср.: Триодь Цветная, «Подобает ведати, како поется молебен на Святую Пасху»).

Заключение

 

Завершая обзор существующих в богослужебной практике Русской Церкви молебных пений, а также рассмотрение порядка общего молебна, необходимо заметить, что эти чинопоследования своим содержанием и формой приобщают каждого верующего к бесценному сокровищу Православия – опыту живого Богообщения, каким является наше богослужение. Ведь за содержанием служб, за уставными, зачастую чисто практическими, указаниями богослужебных книг обнаруживаются сокровища догматического, нравственного и литургического богословия. Вот почему для православного христианина естественно благоговейное отношение к богослужению, как к многоценной жемчужине (Мф. 13: 45-46), которую необходимо трепетно хранить и оберегать. Пример именно такого возвышенного отношения к богослужению нам являет видный литургист XX века и великий молитвенник священноисповедник Афанасий (Сахаров): «Неисчислимые богатства духовные, заключающиеся в нашем богослужении, в наших книгах церковных, в своем сочетании представляют дивную гармонию, заключены в чудную оправу священной поэзии. Здесь и величественные хвалебные гимны дивному и высокому, паче всех царей земных, Творцу и Промыслителю Богу. Здесь же за сердце хватающие, способные заставить плакать и зачерствелую душу скорбные элегии, покаянные вопли грешного человечества, на стране далече тоскующего об утраченном отечестве. Богатство смысла и разнообразие содержания наших церковных песнопений облечено в изящные формы изложения, и сила мысли соединяется со стройностью и звучностью слова, с легкостью и красотой выражений»[414].


Поделиться:



Популярное:

  1. В органе внутренних дел формируются дела общего и специального производства.
  2. Вероятные следствия действия естественного отбора путем дивергенции признака и вымирания потомков одного общего предка.
  3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕДИНИЧНОГО И ОБЩЕГО
  4. Взаимосвязь составляющих всеобщего менеджмента качества (TQM).
  5. Выбор источника света для системы общего равномерного освещения цеха и вспомогательных помещений.
  6. Глава 1. Понятие страхового, общего и специального трудового стажа и его юридическое значение
  7. Глава 7. Юридическая концепция общего блага 1. Общее благо как категория права
  8. Двигатели общего назначения: типы, устройство, принцип действия
  9. Дополнительные работы по ТО основных пожарных автомобилей общего применения
  10. Законодательство Республики Беларусь в области организации безопасных перевозок пассажиров транспортом общего пользования. Права и обязанности водителя и пассажира транспорта общего пользования.
  11. Измерение общего уровня виброскорости
  12. Изнашивание и восстановление деталей и узлов общего назначения


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2366; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь