Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ковчег в храме Дагона. Разрушение Силома



 

В Первой книге Царств сказано, что когда филистимляне овладели ковчегом завета, то принесли его в город Азот и поместили в храме Дагона рядом со статуей этого языческого бога (Дагон являлся вер­ховным божеством филистимлян; верхняя часть его туловища была как у человека, а нижняя — как у рыбы). На следующее утро они нашли его павшим ниц перед ковчегом. Филистимляне вновь поставили статую бога на прежнее место, но утром они опять увидели обезглавленного и обезображенного Дагона распростертым на земле на том же самом мес­те. Вдобавок ко всему жителей Азота поразил мучительный недуг: на теле у них появились наросты. Все это привело филистимлян в ужас, и они в конце концов возвратили ковчег завета израильтянам (1 Цар. 5, 1-4; 6, 7).

Археология пролила свет на это событие. В финикийском городе Угарите (который впоследствии стал называться Рас-Шамра) был най­ден храм Дагона. О том, что это сооружение имеет отношение к верхов­ному божеству филистимлян, свидетельствуют надписи. Кроме того, были также обнаружены две колонны, посвященные этому богу. Дагон упоминается как отец Ваала также и в табличках из Рас-Шамры4.

Археолог Олбрайт утверждает, что в действительности Даган (от этого слова легко могло произойти имя Дагон) был одним из древней­ших богов аккадцев, которому поклонялись племена в бассейне реки Евфрат с 2500 г. до Р. X. Даган считался богом растительного мира, или плодородия, хотя первоначальное значение его имени остается пока не­известным1.

После того как ковчег был избавлен от рук филистимлян, израиль­тяне перенесли его в Кириаф-Иарим (14 км на северо-запад от Иеруса­лима) (1 Цар. 7, 1). Но Священное Писание не объясняет, почему ковчег не был возвращен в Силом. Почему же, в самом деле, израильтяне не вернули его в священное, предназначенное для него место? Причина в том, что Силом был разрушен. Возможно, это произошло после битвы при Авен-Езере (1 Цар. 7, 11-12) или немного позднее. Во всяком слу­чае, пророк Иеремия ясно свидетельствует о том, что в его времена, т. е. около 600 г. до Р. X., Силом лежал в руинах (Иер. 7, 12, 14; 26, 6, 9). Вполне вероятно, что его разрушили филистимляне около 1050 г. до Р. X.2

И на этот раз археология предоставляет нам сведения, подтвер­ждающие события, описанные в Священном Писании. Раскопки, прове­денные датской экспедицией под руководством Аагера Шмидта в 1923— 1931 гг.3, показали, что Силом был заселен с XIII по XI вв. до Р. X. Этот вывод датских археологов полностью согласуется с Ветхим Заветом, так как израильтяне хранили ковчег в XIV или XIII вв. до Р. X. в Силоме (Нав. 18, 1), который позднее был разрушен и лежал в руинах вплоть до времени Иеремии. Г.Л.Робинсон отмечает: «Действительно, все на­ходки датских археологов в Силоме точно соответствуют тому, что как бы подразумевается в Ветхом Завете»4. Это вынужден признать и скеп­тически настроенный Файфер5.

Археологические находки в Силоме имеют большое значение, так как те, кто отрицал историческую точность Ветхого Завета, утверждали, что все написанное в Библии о жертвеннике в Силоме, — позднейшая выдумка. Но датские археологи доказали, что Силом достиг зенита сво­ей славы в период судей (о чем свидетельствует и Ветхий Завет) и что это святое место было истреблено огнем в дни священника Илия и су­дьи и пророка Самуила, 1 т.е. около 1050 г. до Р. X. Таким образом, стало ясно, что мнение скептиков и рационалистов — это совершенная глу­пость!

 

Царь Саул и музыкант Давид

 

Когда Израиль пребывал в величайшей опасности из-за набегов фи­листимлян и постоянно требовал от состарившегося пророка Самуила поставить над ними царя, как у прочих народов, Самуил не хотел подчи­няться этому требованию. В то же время он предупредил народ Израи­ля о таких действиях царской власти как обязательная воинская служ­ба, реквизиция имущества подданных и т.д. (1 Цар. 8). Сомневающиеся в историчности Ветхого Завета настаивают на том, что эти слова Свя-щенного Писания означают «осуждение и отрицание» института цар­ской власти. Они полагают, что в этих словах отразился горький опыт бедствий, произошедших в результате царского правления, так что это место восходит к намного более поздней эпохе, чем та, в которую жил Самуил.

Но археология опровергает подобное мнение. Сравнение вышеупо­мянутого текста Ветхого Завета (1 Цар. 8) с текстами, найденными при раскопках в Угарите и Алалахе, показывает, что Самуил открыл изра­ильтянам Божию волю и одновременно известил их об обычных поли­тических правах (не злоупотреблениях), которыми обладает земной царь в силу того, что является правителем. Он просто своими словами разъяснил израильтянам дорогую «цену» монархии, которая состоит в том, что народ сам себя обречет на обязательную воинскую повинность, принудительные работы и на исполнение других обязанностей, под­вергнется конфискации имущества и будет платить налоги. Все это под­тверждается фактами из жизни угаритских и алалахских правителей, живших на территории современной Сирии задолго до времени Самуи­ла. Следовательно, все эти явления имели место в том районе в течение многих лет. Кроме того, в табличках из Угарита и Алалаха указывается на некоторые установления, связанные с царской властью (главным об­разом, десятина, трудовая повинность и др.), которые точно соответст­вуют обязательствам, взятым на себя израильтянами в отношении сво­его царя1.

Сомневающиеся в историчности Священного Писания оспаривали и то место Ветхого Завета, в котором Давид представлен как музыкант (1 Цар. 16, 17-23) и организатор музыкальных ансамблей, играющих во дворце и в храме (1 Пар. 23, 5, 6). Они полагали, что это было невозмож­но в столь раннюю эпоху, так как, по их мнению, подобные музыкаль­ные коллективы возникли после 538 г. до Р. X. Тем не менее уже в 1942 году археолог Олбрайт отмечает: «Год или два года тому назад было трудно опровергнуть это мнение, потому что у нас полностью отсутст­вовали внешние свидетельства»2. Но с 1942 года благодаря археологии положение дел изменилось.

Раскопки показали на конкретных примерах, как происходило раз­витие музыки и музыкальных инструментов не только во времена Давида (около 1000 г. до Р. X.), но и в более раннюю эпоху. Об этом говорилось в своем месте1. В по­гребениях в Бени-Хасане (Еги­пет), датируемых примерно 1900 г. до Р. X., мы видим изображения азиатских семитов, которые неко­гда пришли в Египет и принесли с собой музыкальные инструменты. За тысячу лет до Давида один из них привез лиру. В погребении № 38 в Фивах (Верхний Египет), датируемом примерно 1420 г. до Р. X., найдены изображения деву­шек, одна из которых представле­на с лирой, а другая — с двойным гобоем (деревянный музыкальный духовой инструмент, сходный с кларнетом). На вазе из Мегиддо (около 1025 г. до Р. X.) изображе­на лира, которая, скорее всего, вос­ходит к эпохе Давида. В общем, ар­хеологические находки в Египте, Месопотамии и Палестине показывают высокий уровень развития музыкальных инструментов, начало которого относят к 2000 г. до Р. X., а продолжалось оно во времена Да­вида и позднее2.

Кроме того, тексты из Рас-Шамры предоставили нам множество ре­лигиозных поэм. В текстах часто упоминаются служители храмов, кото­рые называются sarim (сарим) и являются почти тем же самым, что и аэды (певцы) эпохи Давида и последующих веков3.

Олбрайт полагает, что о древности музыкальных хоров свиде­тельствуют и ханаанские имена музыкантов, составлявших эти священ­ные хоры. Упоминаемое в Ветхом Завете имя музыканта Халкола встре­чается и в надписях из Мегиддо, которые датируются XIII в. до Р. X. Имена двух других музыкантов — Ефам и Еман (1 Пар. 15, 19) — похо­жи на имена музыкантов из Рас-Шамры и других мест археологических раскопок, относящихся примерно к 2000 г. до Р. X. Олбрайт считает, что эти имена полностью подтверждают точность Священного Писания в рассказе о музыкальных ансамблях1. По мнению археолога Томпсона, «по крайней мере, некоторые из этих ханаанских имен (о которых гово­рит Олбрайт)2 являются, вероятнее всего, именами коренных жителей страны. Следовательно, мы можем предположить, что Давид заставил некоторых местных жителей служить ему в качестве музыкантов, по­добно тому как он принудил прочих представителей подчиненных им народов служить в других сферах жизни»3 [1].

 

Таким образом, музыка, музыкальные инструменты и музыкальные группы (хоры, певческие коллективы и ансамбли) существовали задол­го до времен Давида.

 

Примечание

1. Данное утверждение Томпсона противоречит тексту Ветхого Завета (1 Пар. 23, 1-6), в котором ясно сказано, что певцы и музыканты в храме были левитами и, следовательно, отнюдь не являлись представителями местного по­коренного населения (впрочем, последние могли служить Давиду во дворце). Однако сходство имен певцов и музыкантов с именами местных жителей, оби­тавших здесь задолго до Давида, все же имеет силу косвенного доказательства верности сведений Священного Писания, т.к. если подобные имена бытовали в Ханаане до Давида и в его время, то и сообщение Библии о музыкантах, носив­ших такие исторически подтвержденные имена, достойно доверия. Причем следует иметь в виду, что израильтяне иногда носили те же имена, что и хананеи, поскольку в языковом отношении эти народы мало отличались друг от друга. Например, Авимелех, сын Гедеона, носил то же имя, что и царь филистимского Герара во времена Авраама (Быт. 20, 2; Суд. 8, 30-31).

 

Ужасная смерть Саула

 

Жизнь Саула, первого израильского царя, была наполнена продол­жительной борьбой с жившими по соседству врагами Божиего народа. В Ветхом Завете сказано, что во время военных действий против фили­стимлян столицей и ставкой Саула являлся его родной город Гива (1Цар. 10, 26; 11, 4; 13 и т.д.).

Начало царствования Саула было многообещающим, но закончи­лось оно трагически. Это произошло потому, что он неоднократно выка­зывал Богу неповиновение и непочтительность. Кроме того, его дейст­вия часто приводили к напряженному противостоянию самых влия­тельных людей Израиля. В конце концов в ожесточенном сражении с филистимлянами на Гелвуйской горе (Северная Палестина) войска Саула были разбиты, обращены в бегство и уничтожены. Сам Саул после гибели трех сыновей совершил самоубийство, пав на свой меч, чтобы избежать пленения. Обнаружив тело Саула, филистимляне сня­ли с него доспехи, обезглавили и пригвоздили к стене города Бефсана. Голову Саула они поместили в храм Дагона, а доспехи положили в храм Астарты (1 Цар. 31, 1-10. 1 Пар. 10, 10).

Археологические находки подтверждают эти сообщения:

1) Исторические источники и раскопки показывают, что Астароф была одной из самых известных языческих богинь плодородия. В неко­торых районах Ближнего Востока ее называли Астарт, или Астартой, а вавилоняне звали ее Иштар. В Вефиле археологи нашли печать, на ко­торой запечатлен ее облик1.

2) Раскопки стены в Бефсане, той самой стены, к которой филистим­ляне пригвоздили обезглавленное тело Саула, показали, что Бефсан (70 км к северу от Гивы) был разрушен в период с 1050 по 1000 гг. до Р. X. Эти даты совпадают со временем жизни и деяний Саула и Давида2.

3) В результате раскопок в Гиве (современное местечко Телль-эль-Фул, что значит «фасолевый холм», в 5 км к северу от Иерусалима) были получены интересные сведения. Раскопки проводились под руко­водством американского профессора археологии В.Ф. Олбрайта и про­должались одиннадцать лет (1922-1933 гг.). Эти раскопки показали следующее.

Первоначально городок Гива был разрушен пожаром во времена су­дей (см.: Суд., главы 19 и 20). Место оставалось незаселенным в течение века. Позднее на нем была построена небольшая крепость, в которой размещалось командование войсками Саула. Штаб Саула не отличался роскошью убранства, хотя и обладал определенным «сельским уютом». Крепость представляла собой двухэтажное здание. Внутри помещения были найдены разнообразные глиняные сосуды, в числе которых много кухонной посуды значительных размеров и один железный плуг, что указывает на обработку земли в окрестностях крепости. Олбрайт утверждает, что на этом месте находилось очень удобное четырехугольное ук­репление с башнями на каждом из углов, которое использовалось Сау­лом как крепость. Эта крепость, построенная из обтесанного камня, существовала (во всяком случае, по мнению Олбрайта) в период с 1025 по 950 гг. до Р. X. и служила полевым оборонительным сооружением и штабом Саула, в котором он разрабатывал планы походов против фили­стимлян. В результате дальнейших раскопок в Гиве в юго-западном уг­лу крепости была обнаружена башня. Но следует учесть то, что раскоп­ки еще не были произведены во всем районе1.

4) Археологическая экспедиция университета Пенсильвании, рабо­тавшая в Бефсане в течение двенадцати лет (с 1921 по 1933) под руко­водством Кларенса С. Фишера, Алана Роу и Г.М. Фицжеральда, обнару­жила руины двух храмов. Древний Бефсан находился под большим холмом Тель-эль-Хусн на краю долины Иезрееля.

В руинах этих двух храмов «были также найдены, главным образом, металлические предметы культа и небольшие ящички с изображениями змей», которые четко указывают на то, что «храмы посвящены богине плодородия Астарте и главному богу филистимлян Дагону»2.

Археолог Томпсон, комментируя находки в Бефсане, отмечает: «Мы могли быть уверены, что один из двух храмов, обнаруженных в резуль­тате раскопок, произведенных вышеупомянутой экспедицией, был хра­мом Астарты. В Бефсане находились характерные для того времени храмы, в которых поклонялись богам Ханаана. В них были обнаружены различные предметы культового характера. Тем не менее невозможно сказать, какой из этих двух храмов принадлежал Астарте, о святилище которой говорится в Первой книге Царств Ветхого Завета. При всем этом сегодня достаточно ясно, что в те дни в Бефсане существовал язы­ческий храм»3.

Археолог Фри относительно вышеупомянутых находок высказался категоричнее Томпсона. Описывая расположение и размеры двух хра­мов, он добавляет: «Археологи, производившие раскопки в Бефсане, отождествили этот храм с храмом Астарты, в который (филистимляне) поместили доспехи Саула (1 Цар. 31, 10). Храм был найден на южном склоне высокого холма и сооружен, как показали раскопки, до эпохи Саула. Длина его составляет примерно 24 м, ширина — 19 м. Храм по­строен в направлении с запада на восток и включает в себя большое центральное помещение с тремя круглыми каменными опорами по сторонам. В основании средней колонны были найдены хранилище и сосуд с металлическими пластинами, кольцами и серьгами, выполненными из золота и серебра. Внутри храма был обнаружен монумент из базальта с изображением богини Астарты (...). Археолог Роу (один из трех руково­дителей раскопок) полагает, что все данные, имеющиеся в нашем распо­ряжении, свидетельствуют о том, что храм был построен египтянами — жителями Бефсана в честь богини Астарты»1.

По поводу храма Дагона, в который, как указывает Ветхий Завет (1 Пар. 10, 10), филистимляне поместили голову Саула, профессор Фри пишет: «В ходе раскопок к югу от храма Астарты был обнаружен храм, который Роу отождествляет с храмом Дагона, упоминаемом в Священ­ном Писании. Роу приходит к выводу, что в Первой книге Паралипоменон Ветхого Завета подразумевается наличие двух храмов в Бефсане, относящихся к периоду филистимлян, и раскопки подтверждают это»2.

Следовательно, городские стены древнего Бефсана и стены двух языческих храмов, обнаруженных в ходе раскопок, в самом деле были свидетелями поругания тела царя Саула, о чем повествуется в двух кни­гах Ветхого Завета: Первой книге Царств (31, 1-10) и Первой книге Паралипоменон (10, 10).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь