Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Имя «Моисей». Плинфоделание. Фараон книги Исход
Моисей стоял во главе народа Божия в период исхода израильтян из Египта и в продолжение всего странствования по пустыне. Своим именем Моисей обязан дочери египетского фараона, которая вынула его из реки (Исх. 2, 5-10). Одни исследователи связывают имя Моисея с древнеегипетским глаголом mes, что означает «вынимать», другие — со словом mes, которое встречается в именах египетских фараонов (Thot-mes, Ah-mes, Ra-mes, или Rameses, или Рамзес и т. д.) [1]. После множества предложенных толкований этого слова общепринятым стало объяснение, принадлежащее археологу У. Олбрайту: имя Моисей — чисто египетское и происходит от древнеегипетского Mase2. Один из фактов, имеющих отношение к вопросу о притеснениях Израиля в Египте, который некоторые исследователи склонны подвергать сомнению, — использование израильтянами соломы для производства кирпича. В Священном Писании говорится, что фараон, с целью притеснить израильтян, приказал не снабжать их соломой, как это было прежде, но повелел, чтобы они сами занялись сбором соломы. Таким образом, израильтяне были вынуждены обходить египетские поля в поисках жнива (которое остается после уборки хлеба) вместо соломы, которую они использовали при производстве кирпича, причем ежедневная норма его выработки осталась прежней (Исх. 5, 7-13). Некоторые склонны сомневаться в достоверности этого свидетельства, полагая, что в ту эпоху солома крайне редко использовалась для изготовления кирпичей и что нильский ил обладает достаточной вязкостью и нет необходимости прибегать к использованию каких бы то ни было дополнительных материалов для придания кирпичу прочности.
Археологические находки позволили прояснить и эту проблему: в одном древнеегипетском тексте — папирусе Анастаси — излагается жалоба некоего сановника, которому поручили построить здания в приграничном регионе Египта (вероятно, в зоне современного Суэцкого канала). Египтянин жалуется на то, что не может приступить к работе ввиду, как он выражается, «отсутствия необходимого материала. Нет людей, чтобы изготовлять кирпичи, и нет соломы в этой провинции»1. Древний папирус с очевидностью доказывает, что этот управляющий строительством был не в состоянии осуществлять работы из-за отсутствия необходимой для изготовления кирпичей соломы.
Археолог Дж. П. Фри утверждает, что наличие соломы в стенной кирпичной кладке древнеегипетских храмов доказано. То же самое констатирует и египтолог Джон Уилсон из Чикагского университета. Кроме того, американский химик Эдвард Г. Ачесон на основании проведенных опытов и наблюдений пришел к заключению, что ил перерабатывается лучше, если в него добавить определенное количество органических веществ1. Поэтому значение того факта, что в Египте были найдены несколько кирпичей, не содержащих соломы, неоправданно преувеличено теми исследователями, которые оспаривают достоверность исторических свидетельств Ветхого Завета. Как считает Фри, это говорит лишь о том, что использовалась настолько незначительная часть соломы, что ее невозможно было выявить; либо, продолжает он, при изготовлении этих кирпичей брали воду, настоянную в течение нескольких часов на соломе, или же для изготовления кирпичей действительно не была использована солома, что, однако, стоило производителям этих кирпичей больших затрат труда и времени. Так или иначе, но Священное Писание оказывается точным и в данном случае. Но кто же из египетских фараонов угнетал израильтян и кто был фараоном времени исхода Израиля из Египта? В тексте Ветхого Завета не упоминаются их имена. По этому поводу существует множество самых разных мнений, равным образом как и в связи с вопросом о времени исхода. Если согласиться с датой падения Иерихона около 1400 г. до Р. X., то тогда египетским фараоном-притеснителем следует считать Тутмоса III, который управлял Древним Египтом в течение 54 лет (1501-1447 гг. или 1482-1428 гг. до Р. X.), был одним из самых могущественных правителей (а возможно, и самым могущественным) в истории Древнего Египта и был прозван впоследствии «Наполеоном Древнего Египта». Если же в качестве фараона-угнетателя признать Тутмоса III, то тогда фараоном во времена исхода был Аменофис II (1447-1420 гг. или 1428-1401 гг. до Р. X.). Сторонники другой точки зрения полагают, что фараоном-угнетателем был Рамзес II (1292-1225 гг. до Р. X.), а фараоном исхода был его наследник Мернефта (Мернепта, или Мернептах, 1225-1215 гг. или 1234-1225 гг. до Р. X.)2. К сожалению, наши знания относительно этого вопроса, несмотря на все достижения археологической науки, являются пока недостаточными. Поэтому мы можем пока определить время исхода лишь приблизительно, как, впрочем, и имена фараонов, один из которых притеснял израильтян, а другой управлял страной во времена их исхода [2]. В конце 1995 г. появилось сообщение о том, что неподалеку от Луксора был найден ряд захоронений членов семьи Рамзеса II. Это открытие, которое археологи считают одним из самых значительных в XX в., по-новому освещает шестидесятисемилетнее правление (1279-1213/1212 гг. до Р. X.) великого фараона Рамзеса II, умершего в возрасте девяноста двух лет. Найденная гробница включает 67 помещений, в которых захоронены 50 из 52 сыновей Рамзеса И, и является самой большой гробницей из всех обнаруженных когда-либо на территории Египта. Этот археологический памятник уникален по величине и ценности. Хотя это и не царское захоронение, каждое из погребальных помещений занимает площадь до 80 кв. м! В прошлом только в гробнице фараона Сети I, отца Рамзеса II, было найдено помещение подобных размеров. Археологи питают надежду, что исследование археологических находок некрополя поможет ответить на вопрос, кто был фараоном во времена исхода. Французский археолог Пьер Кортэжьяни, сотрудник Французского института восточной археологии в Каире, проявляет большую сдержанность в отношении тайн, которые раскрывает гробница сыновей Рамзеса II. Он заявил: «Вероятность того, что могут быть обнаружены свидетельства о Моисее, существует, поскольку никому еще до конца не довелось разгадать всего, что скрывается в египетской пустыне»1. Итак, нам следует еще подождать.
Примечания 1. В современной науке действительно принято мнение, что имя Моисей произведено от египетского корня со значением «сын», встречающегося в именах фараонов (Тутмос, Яхмос и т.д.), но не следует забывать, что это имя имеет вполне ясную этимологию, указанную в Библии, — от глагола «вынимать» (Исх. 2, 10). 2. Что касается имени фараона, при котором был исход, то древние авторы указывали разные имена. Например, Татиан называл Амазиса (Яхмоса) (см. гл. 38 его «Речи против Эллинов»), св. Феофил Антиохийский считал, что это был Тетмозис («К Автолику», кн. III, гл. 20). Оба ссылались на египетских историков-жрецов: Татиан — на Птоломея, св. Феофил — на Манефона. Манефон связывал исход с изгнанием гиксосов. Птоломей, по свидетельству Татиана, хотя и не делал этого, но косвенно соглашался с Манефоном. Дело в том, что именно Яхмос изгнал гиксосов из Египта. Тетмозис, то есть Тутмос I, третий фараон той же 18-й династии, завоевал Палестину. Если действительно фараоном исхода был тот фараон, который изгнал гиксосов, то это был все-таки Яхмос (Амазис). В пользу этого мнения свидетельствует и совпадение времени его царствования с традиционной датой исхода (начало XVI в. до Р. X.), и то обстоятельство, что его мумия не найдена и не существовало его заупокойного культа и гробницы (египтяне строили в честь умерших фараонов храмы, как в честь богов). Этот последний, удивительный для египтологов, факт легко объяснить, если учесть древнее предание, согласно которому фараон утонул в море вместе со своими воинами (см. кн. св. Феофила «К Автолику», кн. III, гл. 21). Десять казней Еще до повествования об исходе израильтян из Египта Ветхий Завет упоминает о следующих двух событиях: а) о том, что фараон отказался отпустить израильтян для совершения служения истинному Богу в пустыне; б) о десяти казнях, которые Бог насылает в наказание на египтян. Теперь посмотрим на эти события в свете археологических открытий. 1. Моисей и Аарон попросили у фараона разрешения отпустить их народ в пустыню, чтобы они совершили свое служение Богу. Однако фараон отказал им на том основании, что он не знает Бога израильтян и что их просьба — всего лишь предлог для уклонения от работы (Исх. 5, 1-9). На сегодняшний день в распоряжении археологии имеются многочисленные доказательства, свидетельствующие о том, что в Египте работникам полагалось иметь выходные дни (и не только по религиозным мотивам). На глиняных черепках из области Дейр-эль-Медина и из долины Царей в Фивах (Верхний Египет) подробно перечисляются выходные дни. На одном из черепков (40-й год правления Рамзеса II) приводится полный перечень рабочих дней и указывается на отсутствие пятидесяти человек. На другом (6-й год правления Сети II) упоминаются группы работников, бездействовавшие от 8 до 15 дней. В других текстах указаны лица, которые ушли «принести жертвы своему богу»; а другие источники упоминают четыре праздничных дня, предоставленных работникам царского некрополя по случаю какого-то местного празднования1. 2. Десять казней египетских (Исх. гл. 7-12), в сущности, имели нравственную цель. С их помощью Бог хотел продемонстрировать полное бессилие египетских божеств, заставить фараона узнать и признать одного, единственного и истинного, Бога и сделать Израиль прообразом Христа Спасителя, Который придет как Искупитель мира. Десять казней, и особенно последняя из них (смерть первенцев), были чудом, проявлением божественного всемогущества, и в качестве таковых они и представлены в Священном Писании. Однако археология позволяет прийти к убеждению, что это не были просто фантазии или мифы, сочиненные автором книги Исход. В этих событиях не было ничего невозможного и необычного. То есть Бог, как создатель и хранитель природы, использовал для Своего домостроительства вполне естественные явления, причем характерные для Египта. Немецкая исследовательница Грета Хорт в своем замечательном исследовании2 решительно настаивает на том, что первые девять казней представляют собой последствия редкостных и значительных природных явлений, начавшихся с некоего впечатляющего разлива Нила. Однако, и мы особо обращаем на это внимание, даже если девять казней и явились результатом использования Богом природных явлений, нам необходимо иметь в виду следующее: а) Моисей, который повествует об этом, является очевидцем событий; б) Каждая из казней начиналась, когда того хотел Моисей, и прекращалась опять же по желанию Моисея; который действовал, конечно, по велению Божию. По мнению Хорт, тот, кто рассказывает о десяти казнях, является их очевидцем и свидетелем и, следовательно, рисует нам реальную картину происшедшего. Итак, Хорт склоняется к той точке зрения, что десять казней являлись чудесами божественного всемогущества, взявшего на вооружение природные явления Египта. Огромный разлив Нила, по всей вероятности, принес с собой некие микроорганизмы, известные под названием Flaggellates, которые превратили воды Нила «в кровь» и тем самым вызвали гибель рыб в реке (Исх. 7, 21). Разложившуюся дохлую рыбу прибило к берегу, что вынудило жаб, пораженных микроорганизмом Bacillus anthracis выпрыгивать из воды на сушу. Третьей казнью скорее всего могла стать мошкара (скнипы), а четвертой — «песьи мухи» (Исх. 8, 16, 21) — Stromoxys calcitrans. Они с легкостью и быстротой множились в тех условиях, которые возникли в результате наводнения. Под пятой казнью, поразившей только животных (Исх. 9, 3), можно было бы представить «сибирскую язву», причиной возникновения которой стали погибшие жабы. Мухи Stromoxys (четвертая казнь) вызвали у людей и животных «воспаление с нарывами» (шестая казнь). Град и молнии в феврале, возможно, уничтожили полностью посевы льна и ячменя, однако не причинили никакого вреда пшенице и полбе: а пшеница и полба не побиты, говорится в Священном Писании (Исх. 9. 31-32), поскольку к тому времени еще не успели созреть. В свою очередь, пшеница и полба стали добычей полчищ саранчи (восьмая казнь), вторжению которой способствовали обильные абиссинские ливни, как раз и вызвавшие невиданный разлив Нила. Осязаемая тьма (Исх. 10, 21) (девятая казнь), вероятно, была вызвана массой мелкой пыли, которая образовалась из высохшей грязи. Эту пыль поднял хамсин, мартовский ветер в Египте, вместе с песком пустыни1 [1]. Последовательность казней согласуется с естественным чередованием стихийных бедствий, которые еще и сегодня можно наблюдать в Египте. Доктор Джеймс Джонси, комментируя десять казней, пишет, что ему лично довелось стать свидетелем стихийного бедствия, а именно нашествия саранчи, столь многочисленной, что это парализовало жизнь целого города с населением в триста пятьдесят тысяч человек2. Кроме того, египетские слова и названия, которые мы встречаем лишь в данном месте Ветхого Завета (гл. 6-12) и нигде больше, подтверждают тот факт, что это историческое повествование написано человеком, жившим в данной стране и хорошо ее знавшим3. И этим человеком, несомненно, был Моисей.
В. Келлер свидетельствует, что в казнях фараона «нет ничего невозможного и необычного. Они вполне характерны для природных условий Египта(...). Хотя град на Ниле выпадает редко, но подобные случаи известны. Время года, когда имели место описываемые в Библии события, — январь или февраль. Нашествие саранчи — привычное для этих мест бедствие. И внезапно наступившая тьма также не является новостью. Хамсин поднимает огромные массы песка (...), которые застилают солнце (...) и делают светлый день темным. Только смерть первенцев остается казнью, для которой нельзя найти объяснение»4. Археолог Дж. Томпсон из Мельбурнского университета также отмечает: «Сегодня в нашем распоряжении имеется множество материалов, дающих информацию относительно казней, наведенных на фараона»5.
Примечание 1. Объяснение, которое дает г-жа Хорт десяти египетским казням, как и вообще все толкования библейских чудес протестантами, основаны на полной неспособности рационалистического протестантского ума к восприятию феноме на чуда. Чудо не было бы чудом, если бы его можно было запросто объяснить законами природы. Оно как раз и является их нарушением, причем таким нарушением, которое нельзя интерпретировать, исходя из явлений обычного порядка. В этом ощутимо и ярко обнаруживается не только всемогущество Божие, но и то обстоятельство, что Он, как Творец мироздания, является его полновластным Хозяином, распоряжающимся всем по Своему усмотрению: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет» (Богородичен четвертой песни Великого покаянного канона св. Андрея Критского). Если бы все, или даже большинство казней, описанных в книге Исход, легко объяснялись особенностями египетской природы, то египтяне не обратили бы на них должного внимания и не поверили бы вовсе Моисею. Например, знойный ветер хамсин дует в Египте из пустыни регулярно в определенное время года в течение 50 дней (почему и называется по-арабски хамсин, т.е. пятьдесят (дней)), и если бы описываемая в Библии тьма была вызвана именно им, то здесь не было бы никакого чуда. Произвольным является и мнение г-жи Хорт, что первые восемь казней были вызваны необычным разливом Нила. Священное Писание ничего не говорит об этом разливе в связи с казнями, а если бы он имел место, то это непременно было бы отражено в библейском тексте. Утверждение же, что нашествие саранчи было вызвано обильными ливнями в Эфиопии, свидетельствует о плохой осведомленности автора в области биологии. Дожди, и тем более ливни, крайне неблагоприятны для размножения и развития саранчи, напротив, для этого необходимы сильная засуха и жара, когда и происходят нашествия саранчи, причем это бывает обычно летом, а не зимой. Поэтому появление ее в то время года, когда был исход, необычно. Град и особенно упоминаемый в Священном Писании наряду с ним дождь (Исх. 9, 33-34) — явления уникальные для Египта. Дождей в Египте в норме не бывает, и они настолько непривычны для египтян, что в одном древнеегипетском тексте, чтобы объяснить факт орошения Сирии и Палестины дождями, говорится, что там «Нил падает с неба». Примеров того, что десять казней были явлением необычным для данного времени года и для данного региона (т.е. Египта), можно было бы привести достаточное количество. Но необходимо подчеркнуть, что некоторые из казней (не только смерть первенцев, но и превращение воды в кровь, которое было мгновенным, а стало быть, не было вызвано размножением каких бы то ни было бактерий, а также, например, «осязаемая тьма»), не просто необычны, а вообще необъяснимы с точки зрения законов природы. Это обстоятельство и вынудило даже египетских волхвов оценить эти казни как перст Божий (Исх. 8, 19). Из Египта на Синай
Когда израильтяне собрались покинуть Египет, Бог повелел, чтобы каждый из них заколол по ягненку и его кровью окропил косяки дверей в своем доме (Исх. 12, 3-7). Рационалисты и те, кто отрицает историчность свидетельств Священного Писания, утверждали, что все это было заимствовано из какого-то земледельческого праздника, по всей видимости, из языческого, ханаанского. Однако данные археологии убедительно свидетельствуют, что между языческими празднествами ханане-ев и праздниками израильтян существует огромная пропасть. Одним из сенсационных открытий, проливающим яркий свет на языческие религиозные обычаи Ханаана и Сирии, стали таблички с письменами из Рас-Шамры, которая в древности называлась Угаритом. В 1929 году в этой средиземноморской гавани (расположенной на финикийском побережье, в Северной Сирии) какой-то крестьянин случайно обнаружил подземный ход, а в нем — глиняные таблички. Благодаря этим табличкам стало известно о сладострастном, совершенно плотском языческом культе бога Эла, обладателя множества жен1. Олбрайт, отмечая большое значение сведений, которые содержат таблички из Угарита в отношении интересующего нас вопроса, пишет следующее: «С каждой новой публикацией мифологических текстов хананеев пропасть, отделяющая религию хананеев от религии израильтян, увеличивается все больше и становится еще более очевидной»2. Когда израильтяне покинули Египет, они не пошли «по пути земли Филистимской» (Исх. 13, 17), то есть по общеизвестной и проторенной в те времена дороге, соединявшей Египет с Палестиной и ведущей в Азию. Этот путь был для них опасен, как изрек им Господь. Израильтяне двинулись в южном направлении. Из Раамсеса (Таниса), который находился в восточной части Дельты, они направились на юг к городу Сокхоф, а затем в Ефам и достигли Ваал-Цефона, расположенного неподалеку от побережья Красного моря (Исх. 12, 37; 13, 20; 14, 2). Этот маршрут подвергается сомнению со стороны рационалистов и критиков. Однако и в данном случае библейская археология помогает подтвердить точность Священного Писания. Археологическая наука доказала, что упомянутые в Священном Писании в связи с этим путем города находились в северной части побережья Красного моря. Сегодня в этой местности расположены Телль-эль-Маскута (отождествляемая с Сокхофом), Вади-Тумилат (отождествляемый с древнеегипетским словом hetem, что означает «крепость, башня») и холм Джебель Абу-Хасан (в 25 км к северу от Суэца), отождеств-ляемый с городом Мигдолом (Исх. 14, 2)1. Благодаря новейшим археологическим данным египтолог Алан Гардинер, который прежде отвергал историческую достоверность маршрута исхода, опираясь на топографические наблюдения, в 1933 году снял все свои возражения2. В связи с изменением точки зрения Гардинера Олбрайт пишет: «То, что сегодня известно о топографии восточной части дельты, позволяет считать рассказ об отправной точке пути израильтян, как он представлен в Ветхом Завете (Исх. 12, 37 и 13, 20), совершенно логичным и убедительным в отношении топографии... Сейчас можно легко и в преизбытке предоставить свидетельства о действительной историчности повествования об исходе и странствиях по Синаю, Мадиаму и Кадесу, поскольку наши знания в области исторической топографии и археологии за последнее время весьма увеличились. Нам только остается с удовлетворением отметить, что больше нет поводов для серьезной научной критики, восстававшей на исторические предания Израиля»3. Более того, археолог Кайл в связи с затрагиваемой темой отмечает следующее: те путешественники, которые двигались вдоль побережья Красного моря, пытаясь повторить путь исхода, не нуждались ни в каких иных путеводителях, кроме Священного Писания. Вся топография этой местности полностью соответствуют тому, что изложено в библейском рассказе4. Чудесный переход через воды Красного моря (Исх. 14, 21-22) занимает умы не одного поколения. В этой связи В. Келлер пишет: «То, на что наука и научные исследования до сего дня бессильны пролить свет, — это вовсе не бегство, для которого имеется множество действительных подтверждений. Спорным остается лишь место данного исторического события, которое трудно определить с точностью»1.
По поводу того, что Красное море расступилось, воды встали стеной по правую и по левую сторону, чтобы облегчить проход народу Израиля, специалисты отмечают, что аналогичные явления случались и прежде. Так, например, генерал Туллох сообщает, что как-то напор ветра заставил отступить воды в озере Мензале на семь миль. По словам археолога М.Г. Кайла, подобные разделение-отступление воды и возвышение-преграда, возникающие в результате сильного напора ветра, известны и в других случаях; Кайл обращает внимание на то, что вода, бывает, поднимается и на 2, 1-2, 4 м2. Но особенно замечательно то, что в библейском повествовании указаны время и продолжительность этого явления. В этом месте Священного Писания ясно говорится, что в течение ночи Господь наслал на море стремительный южный ветер, сделал море сушею и расступились воды (Исх. 14, 21). Очевидно, что в данном случае мы имеем дело с непредвиденным вмешательством всемогущего Бога-Творца в действие законов природы, Им же самим установленных. Так что речь идет не об обычном природном явлении, а о чуде. О чуде, которое имело место тогда, когда пожелал всемогущий Господь, а именно тогда, когда Моисей, подняв свой жезл, разделил Красное море. О чуде, которое длилось ровно столько, сколько необходимо было для прохода через море богоизбранного народа, по численности приближавшегося к двум миллионам, поскольку море вновь стремительно сомкнулось, как только в него вошли египтяне! Была предпринята не одна попытка уточнить маршрут пути, проделанного израильтянами по Синайскому полуострову и занявшего сорок лет. Все эти попытки, основанные на обнаружении стоянок, о которых сообщается в Ветхом Завете, не приносили результата, хотя еще с древнейших времен пользовалась известностью дорога, ведущая из дельты Нила на Синай, по которой проследовал богоизбранный народ и которая, вне сомнения, пролегала вдоль западного побережья Синайского полуострова. Одну из наиболее удачных попыток составить представление о маршруте Израиля содержит «Вестминстерский исторический атлас». По мнению археолога Дж. П. Фри, Мерра (Исх. 15, 23) с горькой водой отождествляется с современным селением Айн Хавара. В этой местности расположено озерцо диаметром 1, 5 м с солоновато-сернистой водой [1]. Местечко Елим, в котором находились двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев (Исх. 15, 27), некоторые из исследователей отождествляют с Вади Гарадел (7, 5 км от Хавары). Гора Синай, или гора Хорив, отождествляется без каких-либо серьезных возражений с горой Джебель Муса (что значит «гора Моисея»). У ее основания находится равнина площадью около 1, 5 кв. км, где, вероятно, и раскинули свои шатры израильтяне1. Помимо этого, английский археолог сэр Уильям М. Флайндерс Петри отождествляет библейскую Дофку, или Рафаку (Чис. 33, 12), с современным Серабит-эль-Хадемом, где находились «древнеегипетские медные и бирюзовые копи». Рефидим (Исх. 17, 1, 8) отождествляется с современным Фейраном, или Фарраном, который арабы называют «жемчужиной Синая». «Защищенный голыми и разноцветными скалами, окружающими его, этот миниатюрный рай на протяжении многовековой истории выглядит застывшим во времени. В рощице финиковых пальм можно скрыться от палящего солнца. Сегодня, как и в эпоху далеких предков, кочевники пригоняют сюда стада на водопой и для отдыха на мягком травянистом ковре». По мнению Флайндерса Петри, амаликитяне, совершившие в этом месте нападение на израильтян (Исх. 17, 8), «стремились защитить Вади-Фейран от вторжения чужеземцев», то есть от израильтян.1 В раннехристианскую эпоху в том месте, где Израиль одержал победу над амаликитянами, поселилось множество монахов и пустынников. Впоследствии они выстроили в Фейране храм, а в сорока километрах южнее оазиса, у подножья горы Джебель Муса — небольшую часовню. В период правления Юстиниана, в 530 г., эта часовенка была перестроена и окружена стенами, с тем чтобы обеспечить безопасность монахов, и это место превратилось в знаменитый монастырь святой Екатерины, который по сей день находится у подножия горы Синай.
На вершине горы Синай Бог передал Моисею скрижали с десятью заповедями. Так благодаря божественному откровению Моисей, рожденный и выросший в Египте, где почитали бога солнца Амона и где почиталось множество других языческих божеств, провозгласил веру в Одного и Единственного Истинного Бога. Как видим, археологическая наука предоставляет многочисленные сведения о той среде, где родился, возмужал, вступил на путь свершения великих дел великий Моисей, и таким образом эта наука весьма обогатила наши знания. Примечание В тексте книги Исход говорится, что Моисей, бросив дерево в воды Мерры, сделал их сладкими, но не говорится, что они после того вновь стали горькими. Поэтому отождествление источника в Айн Хавара с Меррой не бесспорно.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы