Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Иосиф и израильтяне в Египте
Широко известна история об Иосифе, которого братья, побуждаемые завистью, продали купцам — измаильтянам и мадианитянам. Те увели его в Египет и продали там Пентефрию (Потифару), начальнику телохранителей фараона (Быт. 37, 28-36). Далее в книге Бытия рассказывается о том, что Иосиф снискал благосклонность египетского фараона, был наделен огромной властью в Египте, а когда разразился голод, переселил отца со всем семейством в страну Нила. Археологические находки пролили свет и на эти события. Сегодня нам многое известно в подробностях об истории и культуре древних египтян, об уровне их образования и законах наследования правителей Египта. С достаточной точностью известна и хронология событий древнеегипетской истории. От одних царей дошли до нас исторические сведения, от других — только имя, от третьих — мумии, хранящиеся в Каирском или в каком-либо другом музее мира. Одно из лучше всего сохранившихся захоронений фараонов — гробница Тутанхамона, жившего в близкую ко временам Моисея эпоху и правившего всего три года, было открыто археологом Говардом Картером. С большой степенью вероятности можно утверждать, что египетский фараон, благоволивший Иосифу, принадлежал к династии гиксосов. Историки насчитывают около тридцати или более династий египетских фараонов, правивших в период с 3000 г. до Р. X. и вплоть до возникновения Римской империи. Весьма вероятно, что во времена патриархов в Египте у власти находилась 12-я династия, правление которой завершилось к 1786 г. до Р. X. За ней последовали правители 13-й и 14 -й династий, избравшие своей резиденцией Фивы (Нижний Египет). Незадолго до конца правления 13-й династии в Северный Египет вторгся народ, который позднейшие историки назвали гиксосами. Гиксосы господствовали в стране Нила около 150 лет (1720-1580/70 гг. или 1750-1600/ 1550 гг. до Р. X.) и основали в Египте 15-ю и 16-ю династии. В это же время в Фивах продолжали оставаться египетские правители, однако они подчинялись власти гиксосов. Столицей гиксосов был город Аварис (позднее названный Пер-Рамсес), расположенный в дельте Нила. В конце концов египетские правители восстали против господства гиксосов и снова стали хозяевами своей страны. Несмотря на то что нам в подробностях известна история Древнего Египта, тем не менее дошедшие до нас египетские документы не предоставляют никаких свидетельств о жизни и пребывании Иосифа на территории Египта. Египтологи пока не обнаружили ни археологических памятников, ни письменных источников той эпохи. История страны Нила в период с 1750 г. и вплоть до 1550 г. до Р. X. окутана мраком. Что же произошло?
Археологическая наука владеет сегодня многочисленными данными, подтверждающими, что около 1700 г. до Р. X. (или несколько ранее) Древний Египет захлестнула волна нашествий. Часть племен проникла в эти земли мирным путем, в то время как другая, напротив, вторглась в Египет на боевых колесницах в период правления бессильной 13-й династии. Вновь пришедшие поселенцы явились из Палестины и поселились здесь, пролив в Египте море крови и произведя невиданные доселе разрушения. Сперва они захватили область дельты Нила, а затем распространили свое господство на всю страну. Непокоренный до того Нильский колосс превратился в их раба! Происхождение этих завоевателей неизвестно, однако мы знаем, что большая часть их принадлежала к семитским племенам, населявшим Ханаан и Сирию. Имена, выгравированные на амулетах в виде священных жуков-скарабеев, дошедших от периода правления гиксосов, по большей части являются семитскими1. Мы столь подробно остановились на рассмотрении периода правления гиксосов в связи с тем, что в заключительных главах богодухновен-ной книги Бытия повествуется о том, что семья патриарха Иакова поселилась в Египте с одобрения фараона. И лишь впоследствии, когда в Египте правил другой фараон, который не знал Иосифа (Исх. 1, 8), начались страдания израильтян. Египтологи пришли к выводу, что фараон, сделавший Иосифа вторым после себя человеком в стране, происходил из династии гиксосов, правивших в рассматриваемый нами период. В книге Бытия говорится, что всякий пастух овечьего стада являлся «мерзостью» (то есть считался презренной и отвратительной личностью) для египтян (Быт. 43, 32; 46, 34), а между тем Иосиф, его отец и братья, являясь пастухами, были благосклонно приняты египетским фараоном. По мнению египтологов, это обстоятельство служит подтверждением того, что поселение Иакова в Египте падает на период правления семитов-гиксосов, чье наименование в переводе означает «цари-пастухи», поскольку, как передает Иосиф Флавий, «гик» означает царь, а «сое» — пастух2. Для семитов-гиксосов было естественным, отмечают египтологи, оказывать предпочтение соплеменникам при назначении на высшие должности3. Но, поскольку мы лишены достоверных свидетельств об Иосифе, спрашивается, каким образом археологические данные могут быть согласованы с письменными свидетельствами книги Бытия? Правление династии гиксосов — «чужеземных царей», как их называли сами египтяне, надолго осталось в памяти народа Египта. И не только из-за того, что те прошли с огнем и мечом по Египту, но еще и потому, что семиты-гиксосы возводили чужеземцев (своих соплеменников) на высшие должности в управлении Египтом и подвергали гнету коренное население. Память о материальной и культурной катастрофе, постигшей страну Нила, и о притеснениях населявшего ее народа надолго осталась в сознании египтян, как свидетельствует о том яркое описание тех событий египетским историком Манефоном4. По причине того, что этот период в истории страны был тяжелым, едва только египтяне освободились от владычества династии гиксосов, они стали систематически уничтожать все следы, указывавшие на пребывание «чужеземных царей» на их земле. Особые усилия по искоренению следов пребывания гиксосов в Египте приложили фараоны 18-й династии — касалось ли это письменных источников, построек или каких-либо других памятников культуры. Именно это, по мнению египтологов, и привело к отсутствию прямых свидетельств, подтверждающих факт пребывания Иосифа и израильтян в Египте1. Однако несмотря на суровое обращение гиксосов с египтянами, они тем не менее привнесли в Египет некоторые полезные новшества. В качестве правителей одного из обширнейших государств, которое простиралось от границ Северной Сирии до границ Нижнего Египта, гиксосы поддерживали торговые отношения со всеми странами Ближнего Востока. Общепризнанным сегодня стало то, что благодаря гиксосам в Египте появились лошади, боевые колесницы, новые типы сабель и мечей, мощные азиатские луки, они познакомили египтян с новыми типами крепостных сооружений; особенно впечатляющими были укрепления, за которыми укрывались боевые колесницы. Как уже отмечалось, непосредственные свидетельства о появлении и пребывании Иосифа и его семьи в Египте отсутствуют. Но наличие множества косвенных доказательств и веских аргументов все-таки подтверждает историческую достоверность событий, изложенных в 40-50-й главах книги Бытия, а также того обстоятельства, что Иосиф действительно около 1700 г. до Р.Х. пользовался почетом и уважением в Египте. 1. Мы уже говорили, что гиксосы были семитами. Однако семитами были и дети Иакова, вследствие чего они пользовались благосклонностью со стороны гиксосов в Египте. Особых сомнений не вызывает и то, что малочисленный род Иакова со временем разросся и в период правления династии гиксосов превратился в народ Израиля. К подобному заключению можно прийти и на основании повествования книги Бытия. В Ветхом Завете говорится, что израильтяне оставались в Египте на протяжении четырехсот лет [1]. Если согласиться с тем, что исход израильтян из Египта произошел немногим позже 1300 г. до Р. X. (подробнее этот вопрос мы намерены рассмотреть в дальнейшем), и прибавить к этой дате 400 лет, то получим дату 1700 г. до Р. X., то есть период правления в Египте гиксосов. Появление Иосифа в Египте, а также Иакова и его семьи приходится, таким образом, на период правления в Египте семитов-гиксосов. 2. Иосиф — далеко не единственный азиатский семит, проданный в Египет около 1700 г. до Р. X. (Быт. 37, 36; 39, 1). Один из древних папирусов, хранящийся в Бруклинском музее, содержит список 79 рабов некоего влиятельного египетского вельможи, из которых 40 происходили из Азии и имели семитские имена1. Из древнеегипетских документов известно также, что рабов из Сирии египтяне покупали по высоким ценам. Слово канаму, или хананей, было синонимичным слову раб в древнеегипетских документах2. 3. В книге Бытия приводятся различные должности и титулы, широко распространенные в Древнем Египте. Например, звания главный виночерпий и главный хлебодар действительно встречались, согласно данным археологии, среди египетских царедворцев. Должность, которую Пентефрий предоставил Иосифу, — он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его (Быт. 39, 4) - существовала в действительности и имела место в хозяйствах египетских вельмож во времена Иосифа3. 4. Некоторые из исследователей оспаривают то обстоятельство, что У жены Пентефрия была возможность довольно часто общаться с Иосифом и провоцировать его на близость ежедневно (Быт. 39, 10), поскольку помещения, занимаемые Иосифом в качестве главного управляющее го и смотрителя Пентефрия, располагались якобы на значительном отдалении от покоев самого Пентефрия и его жены. Однако археологические раскопки в Телль-эль-Амарне (Центральный Египет) явили свету многочисленные руины жилых построек, планировка которых указывает на то, что хозяйственные помещения находились в задней части дома и, следовательно, чтобы пройти в них, надо было сначала миновать главную часть дома. Так было и в доме Пентефрия. Таким образом, Иосиф, исполняющий обязанности главного управляющего и смотрителя, ежедневно проходил через весь дом, чтобы попасть в хозяйственные помещения своего господина1. Поэтому вполне естественным представляется то, что он ежедневно мог беседовать с женой Пентефрия, терпя ее настойчивые домогательства.
5. После известной истории, когда жена Пентефрия оклеветала Иосифа, он был заключен в темницу, как об этом говорится в книге Бытия (Быт. 39, 17). Многочисленные археологические исследования говорят о том, что в период пребывания Иосифа в Египте уже существовали большие тюрьмы. В какую из таких темниц был помещен Иосиф? Немецкий египтолог Эберс отождествляет место заточения Иосифа с крепостью в городе Мемфисе, носившей название «Белая Стена». В еврейском тексте Библии темница Иосифа обозначается словом sohar, что переводится буквально как «круглый дом». Вероятно, здесь имеется в виду круглая башня, которая использовалась в качестве государственной темницы. тюремное помещение в Фиивах (Нижний Египет), куда п приказу египетского фараона Тутмоса III (1501 — 1447 гг. или 1482-1428 гг. до Р. X.) были помещены сирийские пленники, называлось su han Найт отмечает, что семитское sohar соответствует в египетско языке лексеме suhan. А. Яхуда приводит египетское слово, похожее в sohar и нередко встречающееся в многочисленных надписях. Этим слс вом обозначалась крепость-тюрьма, расположенная неподалеку от грг ницы с Палестиной. В ней содержались важные преступники, а таюк высокопоставленные лица, обвиненные в различных злоупотребления: взяточничестве и т.п. Яхуда допускает, что именно в этой крепости скс рее всего и содержался Иосиф1. 6. Не вызывает сомнения и существование должностей главног виночерпия и главного хлебодара, о которых говорится в Священно] Писании, что они были заключены в тюрьму вместе с Иосифо] (Быт. 40, 1-3). Древнеегипетские документы предоставляют богаты фактический материал, свидетельствующий о наличии в общественнс экономической жизни Древнего Египта должностей экономов (управ ляющих домашним хозяйством), надсмотрщиков, пекарей. Все стади приготовления хлеба, начиная с замешивания теста и т.д., отражены сюжетах настенной живописи египетских гробниц. На этих настенны росписях изображены экономы и другие слуги, несущие на голова корзины с хлебом и другими мучными изделиями. Это такой спосо переноски хлеба, описание которого дал Иосифу главный хлебода (Быт. 40, 16-17). 7. Некоторые исследователи высказывают сомнения по поводу воз можности назначения Иосифа на столь высокую должность, какую, согласно Священному Писанию, предоставил ему фараон. Однако и этот вопрос освещен археологической наукой. Прежде всего необходимо отметить, что упомянутые в Священном Писании высокие титулы, которые Даны были Иосифу, исключительно египетского происхождения. Обращает на себя внимание следующая фраза фараона: «Ты будешь господином над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой» (Быт. 41, 40). Иосиф стал отцом фараону и господином во всем доме его, и владыкою во всей земле Египетской (Быт. 45, 8). Иосиф занимал пост наподобие премьер-министра Древнего Египта, хотя в действительности его должность была более высокой, — он занимал второе после фараона место в государственной иерархии1. Между прочим, профессор египтологии из Ливерпуля Т. Эрик Пит и Г. А. Бартон подтверждают историческую достоверность существования в этот период в Египте таких имен, как Асенеф, бывшего у супруги Иосифа, женившегося, когда он стал царедворцем, и Пентефрий — имя ее отца (Быт. 41, 45)2. Перейдем теперь к рассмотрению вопроса о том, возможно ли, чтобы хананейский раб вроде Иосифа был удостоен столь высоких должностей. Вне всякого сомнения, Бог покровительствовал Иосифу; вместе с тем и археологическая наука подтверждает, что это не было чем-то невозможным. Данные археологических раскопок в Египте свидетельствуют, что чужеземцы, среди которых были и хананеи, на протяжении всего исторического периода существования Древнего Египта неоднократно выдвигались на высшие должности. А. Эрман утверждает, что «среди придворных чинов нередко встречались чужеземцы, которые, возможно, были рабами». Один из таких хананеев был «главным глашатаем Его Величества» и при дворе носил египетское имя «Рамзес храма Ре»3. Это свидетельство перекликается с тем, что сказано в книге Бытия, а именно, что фараон дал Иосифу египетское имя Цафнаф-паниах (Быт. 41, 45), что означает «дающий пищу народу», или «спаситель народа», или «основоположник жизни», или «владеющий тайным знанием и открывающий сокровенное». Другой хананей, по имени Дуду, также достиг высокого положения при дворе египетского фараона, о чем свидетельствует дошедшее до нас благодаря археологии послание, которое направил ему какой-то аморей. Еще один хананей — Мери-Ра — стал адъютантом фараона. Должности, схожей с Иосифовой, удалось добиться хананею Янгхаму. Он был уполномоченным фараона в одной из египетских провинций, которая была житницей Древнего Египта. Кроме того, археолог Уильям Ф. Олбрайт в результате проведенных раскопок обнаружил свидетельства, указывающие на то, что Иосиф был не единственным семитом, назначенным фараоном премьер-министром: некий семит, носящий явно древнееврейское имя Хур, занимал в XVII в. до Р.Х. то же место, что и Иосиф1. Таким образом, археологическая наука предоставляет целый ряд доказательств, подтверждающих, что назначение Иосифа на столь высокий и ответственный пост в Египте было вполне возможным. 8. Другим доводом в пользу исторической достоверности Священного Писания стало содержащееся в нем подробное описание церемониального этикета, где говорится о поставлении Иосифа вторым после фараона. Вот как пишет об этом боговидец Моисей: «Фараон, сняв со своей руки перстень с личной печатью, надел его на руку Иосифа. Затем одел Иосифа в виссонные одежды и возложил на его шею золотую цепь. Вслед за этим фараон поставил его на вторую из своих колесниц, перед которой шел глашатай, трубивший и призывавший народ преклонять колени пред Иосифом, а также назначил Иосифа князем всей Египетской земли» (Быт. 41, 42-43). Эта церемония нашла отражение в настенной росписи и рельефах Древнего Египта. Дошедшая до нас замечательная табличка изображает, как египетский фараон подобным образом воздает почести некоему мужу; она датируется временем правления фараона Сети I (1308-1209 гг. до Р. X.). Кроме того, упоминание о том, что Иосиф вступил на вторую колесницу, то есть занял наиболее почетное, второе после фараона, место в иерархии власти, указывает, по мнению археологов, на то обстоятельство, что это происходило в период правления гиксосов. Ведь именно с приходом гиксосов в Египте появились быстроходные боевые колесницы, так что до нашествия гиксосов подобного обычая в придворных церемониях не существовало.
9. В Ветхом Завете говорится о том, что, прежде чем представить Иосифа фараону, его побрили (Быт. 41, 14) [2]. Эта подробность является историческим свидетельством, проистекающим из египетского источника, и заслуживает особого внимания, потому что у древних евреев было принято носить бороды, а у египтян, напротив, бриться. 10. Сохранилось множество письменных свидетельств о периодах голода в Древнем Египте. Особенно интересна надпись с острова Эле-фантина, расположенного неподалеку от Асуана, в которой говорится о семилетнем периоде засухи, поскольку Нил за все это время ни разу не разливался. Это случилось около 2700 г. до Р. X., во время правления знаменитого фараона Джосера. Джосер отправил на Элефантину послание вместе с правителем области Нильских порогов, в котором говорилось следующее: «Я очень беспокоюсь о тех, кто находится во дворце. Сердце мое сжимается от горя, потому что вот уже семь лет Нил не выходит из берегов. Фруктов очень мало, овощей нет, не хватает всякого рода съестных припасов. Каждый крадет у соседа, дети плачут, юноши бездельничают. Сердца стариков опечалены, члены их расслаблены, они сидят на земле. Придворные пребывают в растерянности. Закрома открыты, но то, что там находилось, оскудело»2. В результате археологических раскопок на территории Египта были найдены многочисленные остатки хранилищ зерна, подобных упомянутым выше. Таким образом, свидетельства Священного Писания о приказах по сбору зерна (Быт. 41, 33-36 и 47-49) в полной мере соответствуют тому, что в подобных случаях происходило в Египте. Схожие свидетельства предоставляет и барельеф, датируемый приблизительно 2400 г. до Р. X., с изображением обессилевшего от голода бедуина с выступающими ребрами. Другая характерная надпись относится к сановнику Беби, жившему несколько позже Иосифа. Текст надписи гласит: «Когда много лет был голод, то каждый голодный год я поставлял зерно в свой город». Чиновники Иосифа делали, несомненно, то же самое, чтобы во всех городах Египта накормить народ. 11. Другим подтверждением точности и исторической достоверности Священного Писания относительно пребывания Иосифа и Иакова в Египте является тот факт, что люди, жившие за пределами Египта, во времена голода направлялись в плодородную страну Нила с целью закупить там зерно. Так, например, один из папирусов, обнаруженных в результате археологических раскопок, содержит донесение египетского офицера, пограничного стража времени правления фараона Сети II (около 1210 г. до Р. X.), о некоем эдомитянине, то есть жителе области Эдом, по имени Бэду, которому в период голода было дано разрешение перейти границу. Донесение гласит: «Мы позволили перейти кочевни-кам-эдомитянам через караульную заставу Менефта (...) в Феку до болот Пифом Менефты (...), чтобы они и их стада находились во владениях фараона...»1. Египтологи отмечают, что подобные инциденты происходили и раньше, и, таким образом, то, что говорится в отношении Иакова и Иосифа в 42-44-й главах книги Бытия, было довольно обычным явлением на протяжении веков2. 12. В Священном Писании нередко упоминается о египетских магах (волхвах) и о их волхвованиях (Быт. 41, 8. Исх. 8, 7; 9, 11 и т.д.). В самом деле, археологические находки подтверждают, что занятие магией действительно было весьма распространенным в Древнем Египте. 13. Еще один факт — древнеегипетская практика мумифицирования (бальзамирования) тел умерших знатных лиц. В книге Бытия говорится о бальзамировании «врачами» (слав. — «погребателями») Иакова, а затем и Иосифа (Быт. 50, 2-3, 26). Основываясь на свидетельстве древнегреческого историка Геродота, который побывал в Египте, мы можем подтвердить, что описанный в книге Бытия обычай мумификации является чисто египетским. В Ханаане, Месопотамии и среди родственников Иакова этот обычай был совершенно неизвестен. 14. Другой довод — использование государством рабского труда на тяжелых принудительных работах, таких, как, например, изготовление кирпичей, а также ежедневные притеснения, о которых говорится в книге Исход (1, 14). Все это подлинные черты повседневной жизни Египта. Кроме того, знаменитые десять казней имеют специфические египетские черты3 (подробнее о них см. ниже). 15. То обстоятельство, что купившие Иосифа купцы-измаильтяне везли на продажу в Египет стираксу, бальзам и ладан (Быт. 37, 25), является другим важным свидетельством исторической достоверности Священного Писания, поскольку в Древнем Египте существовал большой спрос на товары подобного рода. Их использовали в церемониях поклонения языческим богам, «когда душистые травы возжигали в храмах в качестве фимиама»; их применяли также для лечения больных и при бальзамировании покойников1. 16. Другое свидетельство — празднование дня рождения фараона (Быт. 40, 20) и наличие большого числа виночерпиев и пекарей, из которых назначались главный виночерпий и главный хлебодар (Быт. 40, 1, 2). 17. Наконец, отметим то обстоятельство, что древнеегипетские слова и имена (такие, как Пентефрий, Асенеф), упоминаемые в этих главах Священного Писания и отсутствующие в других его книгах, свидетельствуют о том, что тот, кто записал эти имена и исторические события, жил в Древнем Египте и хорошо его знал. Никакой книжник времен Ездры, живший в Вавилоне или Иудее, не был в состоянии описать все это с такой точностью и настолько подробно. Подобные обычаи и исторические факты присущи только для Египта, они имели место в то время, когда здесь жили израильтяне. А записал эти исторические события в книгах Бытие и Исход боговидец Моисей. Подводя черту под этими аргументами, подтверждающими историческую достоверность свидетельств Ветхого Завета о пребывании Иосифа и израильтян в Египте, приведем слова археолога Уильяма Ф. Олбрайта: «Факт пребывания Израиля в Египте имеет жизненно важное значение для древнего исторического предания Израиля и не может быть отвергнут, поскольку это оставит в нем необъяснимый пробел. Напротив, судя по египетским именам Моисея и некоторых из потомков Аарона, мы видим, что часть израильского народа довольно долгое время оставалась в Египте. Кроме того, существует множество подтвержденных наукой географических и археологических подробностей, которые были бы необъяснимы, если бы эти места Библии были сочинением более позднего времени. Особое впечатление производит очевидная связь пребывания в Египте Иосифа, а затем и Израиля с нашествием гиксосов. По всей видимости, другой царь Египта, который не знал Иосифа (Исх. 1, 8) и угнетал израильтян, был одним из фараонов эпохи Нового царства, наступившей после изгнания из Египта ненавистных азиатов (то есть гиксосов)»2.
Примечания 1. Относительно количества лет пребывания Израиля в Египте существует устойчивая святоотеческая традиция, что этот период насчитывал около 215 лет. В еврейском тексте книги Исход, действительно, сказано, что израильтяне обитали в Египте 430 лет, но в переводе LХХ добавлено: «и в земле Ханаанской» (Исх. 12, 40). Это дополнение снимает противоречие, которое возникло бы ввиду утверждения апостола Павла, что со времени обетования Божия Аврааму до дарования закона прошло 430 лет (Быт. 15, 13; Гал. 3, 17). Кроме того, Священное Писание свидетельствует, что от переселения Израиля в Египет до Исхода сменилось только четыре поколения (Исх. 6, 16-20). Чтобы столько поколений сменилось за 430 лет, нужно было бы, чтобы тогдашние люди рождали детей по достижении возраста свыше ста лет, но они умирали как раз примерно в этом возрасте (см. вышеуказанное место книги Исход). Это, как и подсчет лет жизни патриархов, тоже говорит в пользу древнего святоотеческого толкования. Стало быть, число 430 необходимо поделить пополам и первую половину отнести к годам странствования патриархов в Ханаане, а вторую — ко времени пребывания Израиля в Египте (так, например, поясняет это место преподобный Ефрем Сирин в толковании 13 главы книги Исход). Этого толкования придерживался и Иосиф Флавий (см.: «Иудейские древности». II, 15, 2). 2. В русском синодальном переводе в данном месте сказано: «он остригся», в славянском переводе — «остригоша его». Как в еврейском, так и в греческом текстах здесь употреблены глаголы, которые на русский язык можно перевести как стричь(ся) или брить(ся). В еврейском тексте, которому следует и русский синодальный перевод, Иосиф сам остригся, в греческом, которому следует славянский перевод, «его остригли». Оба варианта перевода (стричься и бриться) вполне допустимы, ибо, судя по изображениям, египтяне не только брились, но и коротко стригли волосы. Израильтяне в земле Гесем В книге Бытия говорится, что после того как отец Иосифа и его братья (всего 75 человек) пришли в Египет, они поселились в земле Гесем (Быт. 46, 28 и далее). Наименование Гесем, которое нигде более, кроме Священного Писания, не встречается, фигурирует и в качестве варианта «Гошен» — обозначение города или страны (Нав. 15, 51; 10, 41) [1]. Предположительно, этим словом индоиранцы обозначали «пастбища» (схожие лексемы встречаются в языках современной Индии), а гиксо-сы, заимствовав у них это слово, принесли его в Египет, когда его завоевали1. Во всяком случае, является очевидным, что библейская земля Гесем, располагавшая обильными пастбищами, находилась в районе современного Вади-Тумилата в восточной части дельты Нила. Это место представляет собой узкую долину протяженностью в 30-40 миль, которая лежит между руслом Нила и озером Тимсах («озеро Крокодилов»). Это одна из плодородных областей и в Священном Писании совершенно точно названа лучшей землей (Быт. 47, 1, 6, 11)1. В последующие годы семиты подвергались унижению и угнетению со стороны египтян, так как невольно служили горьким напоминанием о былом угнетении египтян гиксосами, принадлежавших также к племенам семитов. Но особенно следует отметить, что пастухи были «мерзостью» для египтян (Быт. 43, 32; 46, 34), то есть людьми ненавистными и вызывающими отвращение, поскольку, по-видимому, выпасом овечьих стад в Египте всегда занимались люди очень низкого социального положения, может быть, даже чужеземцы (не египтяне). Как уже отмечалось, в период господства гиксосов в Египет прибыло большое число семитов (прежде всего хананеев и амореев из Палестины), говоривших на том же языке, что и члены семьи Иакова. Так, например, судя по надписям на изображениях священных египетских жуков-скарабеев, датируемых временем правления гиксосов, один из гиксосских принцев носил имя Иаков-хур, один из премьер-министров — Хур. По замечанию М. Барроуза, «все современные историки единодушны во мнении, что сложившиеся в период правления гиксосов обстоятельства благоприятствовали назначению Иосифа на влиятельную должность, а также поселению Иакова в Египте»2. После того как египтяне изгнали правителей-гиксосов и взяли в собственные руки управление своей страной, семиты оказались под пристальным надзором и контролем египтян по двум причинам: а) из-за того, что семиты-гиксосы были ненавистными тиранами на их земле; б) из-за опасений, что семиты могут вновь обрести силу и власть в Египте. То, что случилось со всеми семитами, произошло и с израильтянами, потомками Иакова. Поэтому в 1-й главе книги Исход мы читаем о том, как египтяне стали угнетать израильтян. Невозможно в достаточной мере точно установить продолжительность исторического периода, на который приходятся излагаемые в 1-й главе Исхода события. Скорее всего, этот отрезок времени составлял около четырехсот лет, однако Священное Писание умалчивает об этом [2]. В течение этого периода политическая и этническая структура населения в стране претерпела значительные изменения. История, повествующая о назначении Иосифа на одну из высших должностей в Египте, приходится на время около 1700 г. до Р. X. Царская резиденция Древнего Египта в это время располагалась неподалеку от Гесема, что можно заключить из содержания 46-й и 47-й глав книги Бытия, из которых явствует, что путь из дворца фараона в землю Гесем занимал незначительное время. Как уже отмечалось в предыдущей главе, столицей гиксосов был Аварис, расположенный в дельте Нила, тогда как и до и после периода господства гиксосов столицей Древнего Египта были Фивы — город, находившийся на юге страны. Характерно, что в древних источниках не найдено никаких свидетельств, относящихся к этому периоду. Единственным источником остается 1-я глава Исхода, к подробному рассмотрению которой с привлечением данных археологии мы приступим ниже. Но, прежде чем завершить эту главу, укажем на два обстоятельства, которые могут объяснить недостаток свидетельств относительно пребывания израильтян в Египте: а) египтяне презирали израильтян и после изгнания гиксосов уничтожили все, что было с ними связано; б) израильтяне находились в отдаленном Гесеме, никогда, однако, не теряя своей самобытности и сохраняя в чистоте свою религию и собственную веру в Бога отцов. Примечания 1. Видный советский востоковед И.М. Дьяконов сообщает, что оба варианта названия района Египта, где поселились израильтяне, встречающиеся в еврейском и греческом текстах Библии, «отождествлены в египетских текстах» (см. раздел «Сирия, Финикия и Палестина в Ш-П тысячелетиях до н.э.» в кн. «История древнего мира», кн. 1, М., 1989, с. 250, прим. 5). Таким образом, археология и здесь помогла подтвердить реальность существования в Египте упоминаемых в Библии топонимов. 2. С этим утверждением автора никак нельзя согласиться. Во-первых, как уже отмечалось (см. примечание [1] к предыдущей главе), святые отцы и вообще древние толковники полагали, что весь период пребывания Израиля в Египте обнимал отрезок времени в 215 лет, за который сменилось четыре поколения. В четвертом поколении («роде»), как и обещал Господь Аврааму (Быт. 15, 16), израильтяне вышли из Египта. Во-вторых, в книге Исход все-таки есть некоторые ориентиры, на которых мы можем основывать свои предположения о том, сколько приблизительно времени продолжалось притеснение израильтян. Оно началось, котла умер Иосиф и все братья его и весь род их (Исх. 1, 6) и восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа (Исх. 1, 8), а сыны Из-раилевы. расплодились и размножились, и...наполнилась ими земля та (Исх. 1, 7). Все это, очевидно, говорит о достаточно большом промежутке времени. Весь род Иосифа, очевидно, как минимум, включал его сыновей и племянников, а скорее всего и внуков. Таким образом, притеснение израильтян должно было прийтись на время жизни, самое раннее, третьего поколения потомков Иакова (не считая его самого), ведь должно было пройти еще время, чтобы умножилось число израильтян, а для египетских фараонов Иосиф и его деяния стали бы отдаленным и потому забытым прошлым (если, конечно, под «новым царем» не понимать представителя совсем другой династии). Другим указанием на время начала притеснения является то обстоятельство, что тот же самый царь, который начал притеснять израильтян, отдал приказ убивать новорожденных еврейских мальчиков, и именно при нем, как явствует из текста книги Исход, родился Моисей (см.: 1-2 главы). Это уже довольно ясное указание на третье поколение израильтян, поскольку именно к этому поколению принадлежал отец Моисея (см.: 1 Пар. 6, 1-3). Притеснение продолжалось и при жизни Моисея до исхода Израиля из Египта, который случился, когда Моисею было 80 лет (ибо он умер, согласно Священному Писанию, в возрасте 120 лет после того, как Израиль с ним блуждал по пустыне 40 лет (Втор. 34, 7; Исх. 16, 39; Нав. 5, 10-12)). Из всего вышесказанного можно заключить, что период притеснения Израиля длился около ста лет, то есть около половины срока пребывания евреев в Египте. Блаженный Августин полагал, что от смерти Иакова и Иосифа до исхода из Египта прошло 144 года («О граде Божием». М., 1994. Т.З. Кн. 16, гл. 43. С. 215). Города Пифом и Раамсес В 1-й главе книги Исход кратко говорится о переселении израильтян в Египет и отмечается, что по прошествии некоторого времени численность израильского населения в той земле значительно возросла (Исх. 1, 1-7). В 8-м стихе сообщается о том, что восстал... новый царь, который не знал Иосифа и который, решив пресечь увеличение израильского населения, приказал предавать смерти новорожденных мальчиков (Исх. 1, 15-16). В Священном Писании не называется имя этого египетского фараона, но этот исторический период довольно хорошо освещен с точки зрения археологии. На основании исторических и археологических свидетельств известно, что около 1580 г. до Р. X. коренное население изгнало из Египта гик-сосов после почти 150-летнего (с 1730/1720 г. по 1580/1570 г. до Р. X.) тиранического правления их в стране Нила1. Считается общепризнанным, что египетский фараон, о котором упоминается в книге Исход и который не знал Иосифа, принадлежал к коренному населению египтян и был первым фараоном 18-й династии, сменившей династию гик-сосских правителей. По мнению Дж. П. Фри, этого фараона звали Ахмосис I (или Амосис, или Амасис)1, и он стоял во главе государства с 1580 по 1557 гг. до Р. X.2 В. Келлер замечает, что «новым царем, который ничего не знал об Иосифе, был, по всей видимости, Рамзес II (1290-1224 гг. или 1324-1258 гг. до Р. X.) или, по крайней мере, один из его предшественников»3. К этому В. Келлер добавляет, что «незнание» фараона об Иосифе «вполне объяснимо, поскольку Иосиф жил за несколько веков до него, в эпоху господства гиксосов, а египтяне вовсе не желали помнить имена ненавистных им правителей и тем более имена их вельмож и князей. Поэтому если фараон, принадлежавший к новой династии, будь то Рамзес II (которого греки называли Сезострисом) [1] или кто-либо из его предшественников, не знал Иосифа, то он ничего не знал о нем», как и «любой добросовестный египтянин»4. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы