Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Свет в «темных» местах Ветхого Завета
Археология пролила свет и на те три обстоятельства, которые послужили поводом считать некоторые места богодухновенного текста Ветхого Завета «темными», или лишенными смысла. Вот эти три пункта: 1) В Ветхом Завете говорится, что израильтяне поразили и истребили своих врагов убийством (рус. текст — острием) меча (Исх. 17, 13; Втор. 13, 15; 20, 13; Чис. 21, 24). В древнееврейском тексте в этом месте говорится: они поражали и пожирали их «устами меча». Как подтвердили археологические находки, эти слова с точностью передают то, каким способом израильтяне убивали своих врагов: раскопки позволили обнаружить мечи, ножи больших размеров, боевые топоры и другое оружие, которым пользовались в бою и рукоятки которого по большей частибыли сделаны в виде разверстой пасти разъяренного зверя, так что казалось, будто смертоносное острие выдвигается из пасти дикого зверя. Таким образом, выражение «поразить их или пожрать устами меча» является весьма точным1. 2) Моисей заповедал израильтянам, что не следует заключать союза, смешиваться или вступать в родство с народами Ханаана после того, как они поселятся в их земле; он подчеркнул также, что не следует щадить эти народы, но беспощадно уничтожать, равно как и их идолов и святилища. Иными словами, следовало истреблять язычников и язычество. Он пояснил, что это было необходимо сделать, потому что израильтяне были богоизбранным и святым народом: «Тебя избрал Господь, Бог Твой, чтобы ты был собственным Его народом (Втор. 7, 1-6), который посвятил себя Богу. Поэтому не следует оскорблять своего Благодетеля, но блюсти чистоту, поскольку от тебя, от этого народа произойдет Мессия, Христос, Искупитель рода человеческого». Вне сомнения, эти требования показались богоизбранному народу весьма суровыми. Вполне возможно, что именно из-за этого израильтяне не выполнили до конца эту заповедь и в результате подверглись Божией каре. Разобраться и в данном случае помогает археология, которая результатами своих открытий подтверждает, что хананеи действительно представляли для богоизбранного народа смертельную опасность. Археологические находки неопровержимо доказали, что хананеи в те времена совершали человеческие жертвоприношения (они закалывали и приносили в жертву младенцев), их храмы были притонами, где царила отвратительная безнравственность, и нравы их отличались невообразимо низким уровнем; и, следовательно, богоизбранный народ подвергался серьезной духовной опасности2. Чтобы спастись, ему необходимо было уничтожить хананеев. Жестокими и свирепыми были божества хананеев и филистимлян — Астарта и Анат, богини плодородия и войны. В эпическом тексте из Угарита, посвященном богу Ваалу и обнаруженном в результате археологических раскопок, упоминается среди прочего и о том, что богиня Анат «погружалась по колена, по шею в кровь. В ногах ее были человеческие головы, вокруг нее, как стая саранчи, трепетали человеческие руки. Она вешала отрубленные головы своих жертв в качестве украшений на спину, а их отрубленные руки — себе на талию. Когда она была удовлетворена сделанным, то вымывала свои руки в потоках человеческой крови, чтобы вновь возвратиться к оставленным ею делам». Языческая богиня Анат была сестрой и супругой Ваала, бога бури и дождя1. Хананеи представляли опасность для богоизбранного народа еще и по другой причине. На нее указывает профессор археологии Дж. А. Томпсон, который пишет: «Очевидное преимущество хананеев в сфере ремесел, архитектуры, торговли и в других областях жизнедеятельности, несомненно, производило на израильтян сильное впечатление. И, стало быть, не следует удивляться тому, что кое-кто из представителей богоизбранного народа вообразил, будто превосходство хананеев обусловлено превосходством их религии. Это предположение открыло израильтянам путь к тому, чтобы перенять языческую религию хананеев»2. Однако все эти данные — гедонистический религиозный культ хананеев, превосходство в области ремесел и торговли — оставались неизвестными до той поры, пока археологические открытия не позволили познакомиться с культурой хананеев и финикийцев из Рас-Шамры. «Лишь после того, как были опубликованы результаты научных исследований, посвященных хананейскому пантеону богов и религии финикийцев, можно по-настоящему оценить ту нравственную борьбу, которую пришлось выдержать израильтянам. Насколько же велико было искушение для простого пастушеского народа и насколько опасным был брошенный им вызов! Множество раз культ бога Ваала оказывал свое воздействие, проникая в святилище истинного Бога и достигая даже до святая святых»1.
В результате исследований археологических материалов не остается никаких оснований сомневаться, почему Бог заповедал Моисею не только запретить избранному народу смешиваться с хананеями, но и повелел истреблять их. 3) Среди запретительных законов, предназначеных богоизбранному народу, есть один, который трижды упоминается в Пятокнижии. Эта заповедь гласит: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23, 19; 34, 26; Втор. 14, 21), т.е. ты не должен варить козленка в молоке его матери, либо, до тех пор пока козленок питается молоком матери (пока сосет молоко), ты не должен приносить его в жертву и употреблять в пищу; либо — нельзя варить козленка, оторвав его от матери, потому что тем самым ты доставишь страдание его матери. Эта заповедь большинству комментаторов и критиков Священного Писания казалась неясной; она представлялась им лишенной смысла. Однако все сомнения были устранены опять-таки благодаря находке глиняных табличек из Рас-Шамры. В 1928 г. один крестьянин, распахивавший свой участок земли на побережье, обнаружил подземный ход, ведущий в гробницу. Это была купольная гробница микенского типа. Открытие побудило Клода Шеффера начать раскопки в Рас-Шамре, о которых мы уже упоминали и которые позволили обнаружить множество глиняных табличек с ценнейшими свидетельствами о древней цивилизации на побережье Леванта в период примерно второй половины XII в. до Р. X. Так, в некоторых из этих глиняных табличек, помимо всего прочего, говорится и о языческих жертвоприношениях. В текстах прямо сказано: если кто-то рассчитывает на милость или благосклонность божества, ему надо «заколоть ягненка (или козленка) в молоке его матери» и принести его в жертву божеству. Из вышесказанного становится ясно, что Моисей в своих словах имеет в виду этот жестокий языческий обычай. Единственное отличие заключается в том, что в тексте Священного Писания употреблены глаголы «приготовить» или «варить», а в тексте табличек из Рас-Шамры — «заколоть»1. Это несущественное отличие не меняет, безусловно, общего смысла. Таким образом, становится понятным, почему Бог предписал подобный запрет Своему народу: таким способом Бог призывал израильтян не подражать язычникам-хананеям и не перенимать их языческих обрядов. Все вышесказанное приводит к выводу, что без закона, данного Богом Моисею, а также без твердой приверженности народа этому закону Израиль не смог бы устоять перед вызовом и удержаться от опасного искушения Ваалом, Астартой, Анат и другими языческими богами [1].
Примечание
1. О кровавом и безнравственном характере религии и культуры хананеев любой читатель может узнать из Библии. Священное Писание неоднократно перечисляет гнусные обряды и обычаи этих народов и свидетельствует, что именно из-за них Бог руками израильтян наказал эти народы (См.: кн. Второзаконие, гл. 18, ст. 9-14; кн. Левит, вся 18-я гл., особенно ст. 24-30). Археологические находки лишь подтверждают справедливость свидетельства Священного Писания. Между прочим, Господь, предрекая Аврааму, что его потомки будут жить в земле не своей... четыреста лет, говорит о том, что в четвертом роде возвратятся они сюда, ибо мера беззаконий Амореев доселе еще не наполнилась (Быт. 15, 13, 16). Это свидетельствует о том, сколь велики милосердие и долготерпение Божие, если Господь еще целых четыреста лет готов был терпеть гнусные злодеяния хананеев. Скиния свидения Последние шестнадцать глав книги Исход в основном посвящены описанию устройства скинии свидения [1]. Назначение ее раскрывается в словах Бога Моисею: И устроят они (сыны Израилевы) Мне святилище, и буду обитать посреди их (Исх. 25, 8). Противники исторической достоверности Священного Писания оспаривают факт существования скинии. Но они не правы. Как отмечает профессор археологии Дж. А. Томпсон, «идея переносного священного ковчега завета не была чем-то необычным или свойственным только Израилю. Изображения алтарей (или святилищ-шатров) обнаружены среди археологических находок, датируемых III в. до Р. X., и древнегреческий историк Диодор Сицилийский сообщает, что в VII в. до Р. X. финикийцы возили с собой и использовали в военное время алтари-шатры. Эти алтари-шатры, конечно, относятся к более позднему времени, тем не менее их существование указывает на то, что они были известны в древнем мире». Томпсон добавляет: «Конструкция и устройство скинии свидения были привычными и знакомыми другим современным Израилю народам, в особенности хананеям. Использованные (для изготовления ковчега завета. - Н. В.) материалы без труда можно было найти в местах странствования израильского народа. Дискуссии последних лет, касающиеся темы скинии свидения в целом, убедили исследователей в том, что к сообщению Священного Писания о скинии свидения в пустыне следует отнестись с большим уважением, чем относились (исследователи и критики. — Н. В.) в прошлом веке»1. В связи со спорами, которые раздаются по поводу материалов, использовавшихся при устройстве скинии свидения, остановимся на рассмотрении двух аргументов, приведенных археологами. Один из них касается четвертого покрывала скинии свидения, а другой — медных зеркал. По поводу четвертого покрывала, изготовленного из тюленьей кожи, как об этом сообщается в древнееврейском тексте, археолог Дж. Фри замечает: «Древнееврейское слово tahash одни переводят как " тюлень", другие, как " дельфин", а третьи - " морской кит". Надо сказать, все эти три разновидности морских животных обитают в море неподалеку от Синайского полуострова, так что все эти варианты для перевода слова tahash возможны»1. При устройстве священных предметов для скинии свидения в качестве основного материала использовалась медь (Исх. 25, 3; 35, 5, 24). В книге Исход говорится, что для изготовления медной умывальницы и подставки для нее были использованы медные зеркала женщин, которые постились неподалеку от входа в святую скинию (Исх. 38, 26 по греч. тексту; в слав, тексте нумерации стихов нет). Оппоненты утверждают, что в эпоху Моисея не существовало медных зеркал и, следовательно, эта часть текста книги Исход относится к более позднему времени. Однако археология сегодня имеет в своем распоряжении ряд находок, которые удостоверяют, что в Древнем Египте пользовались медными или бронзовыми зеркалами в период между 1500 г. и 200 г. до Р. X. Этот период в истории Древнего Египта хронологически соотносится с эпохой Моисея и исходом Израиля из Египта. При археологических раскопках в Египте было обнаружено множество подобных зеркал. Это подтверждает, что подобная разновидность зеркал использовалась в те далекие времена и что у израильских женщин наверняка они были. Возможно даже, как предполагает археолог Дж. Фри, что израильтяне обладали большим, чем надо, количеством зеркал, ввиду того что накануне бегства израильтян египтяне щедро одарили их (Исх. 11, 1-3; 12, 35, 36), поскольку стремились скорее избавиться от израильтян, чтобы избежать больших бедствий. Во всяком случае, такие древнеегипетские зеркала может увидеть каждый желающий в крупных археологических музеях США, таких, как Чикагский музей естественной истории и Музей института востоковедения Чикагского университета1. Примечание 1. «Скиния свидения», т.е. по-русски «скиния свидетельства» — термин, употребляемый в качестве названия ветхозаветного святилища-палатки в книге Деяний апостолов (Деян. 7, 44) и в других местах Писания (38-й главе кн. Исход в переводе LXX и славянском переводе).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы