Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Таблички с изображениями сцен времен Ветхого Завета
Благодаря археологии сегодня накопилось множество материалов, позволяющих более полно судить о быте и нравах израильского народа во времена Ветхого Завета. Эти данные, которые составляют содержание красочных атласов и роскошно изданных альбомов, воскрешают перед нами жизнь народов того далекого времени. На многочисленных памятниках Древнего Египта и особенно Ассирии были обнаружены прекрасно сохранившиеся (иногда даже нанесенные яркими красками) изображения исторических событий, религиозных церемоний и сцен повседневной жизни, выполненные в технике живописи или запечатленные в скульптуре. Так, на многих древнеегипетских изображениях в гробницах или храмах воспроизводятся фигуры людей в белых одеждах и с выбритыми лицами. Все эти изображения служат подтверждением сказанному в книге Бытия: фараон повелел позвать Иосифа, которого освободили из-под стражи, побрили, сменили ему одежду, и в таком виде (выбритый и переодетый) Иосиф предстал перед фараоном. И фараон одел Иосифа в льняную одежду из дорогого виссона (белоснежная, тонкая и мягкая древнеегипетская льняная ткань) и возложил золотую цепь на шею ему (см.: Быт. 41, 14, 42). Это могло произойти только в Древнем Египте, тогда как в обычае семитов и других народов западной Азии было принято носить ухоженные длинные бороды и нередко — пестрые одежды.
Сцены с такого рода изображениями встречаются на древнеегипетских и ассирийских памятниках культуры. Эти же сцены иллюстрируют и поясняют то, о чем упоминает Священное Писание. О бороде, например, в псалмах говорится: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову» (Пс. 132, 1-2). В другой книге Ветхого Завета читаем: Аннон схватил посланных Давидом слуг и, чтобы унизить их, обрил им бороды; еще до возвращения в Иерусалим Давид приказал им задержаться в Иерихоне до тех пор, пока не отрастут снова их бороды, чтобы они не чувствовали себя обесчещенными (2 Цар. 10, 4, 5). В книге Судей читаем, что женщины, чтобы утешить мать Сисары, говорят ей, что если она выйдет навстречу своему сыну, то увидит, как он делит добычу, состоящую из пестрых и вышитых одежд (Суд. 5, 28-30). На одной из стен гробницы царевича Хнемхотепа (1920-1900 гг. до Р. X.), обнаруженной археологами в Бени-Хасане (315 км южнее Каира), сохранились изображения нескольких фигур семитов-кочевников, прибывших в Египет около 1900 г. до Р. X.' Всего их насчитывается 37 человек, и их предводитель носит чисто семитское имя Авесса. Это имя — Авесса — встречается в тексте Священного Писания: именно так звали сына Саруи и брата старшего военачальника Иоава (1 Цар. 26, 6). Кроме того, пестрая одежда и оружие этих людей замечательным образом свидетельствуют о том, как одевались, какими вещами пользовались в то время семиты. Мужчины были одеты в шерстяные хитоны, доходившие до колен, в то время как платье женщин было намного длиннее и края его касались лодыжек. Эти одежды состояли из полос ткани яркой расцветки и применялись в качестве накидки, при этом оставалось открытым левое плечо. Такие изображения одежды напоминают знаменитый пестрый хитон, который Иаков подарил любимому сыну Иосифу (Быт. 37, 3). На той же фреске мужчины изображены с ухоженными остроконечными бородами, а женщины с длинными черными волосами, ниспадающими на плечи и на грудь. На ногах мужчин — сандалии, а у женщин — темно-коричневые сапоги. Воду они несут в красиво раскрашенных бурдюках. В качестве оружия у них луки, стрелы, палицы и копья. На ослах сидят маленькие дети и навьючен товар, например, — уголь, или сурьма, — черная краска, используемая для подкрашивания бровей и ресниц1. Археолог Олбрайт отмечает, что изображение этой группы семитов в общем помогает прояснить историю древнего семейства Ламеха. Члены этой семьи, как сказано в Ветхом Завете, были опытными и знающими людьми в области скотоводства, музыки, кузнечного дела и обработки металлов (Быт. 4, 19-22). Группа людей, изображенных на фреске в Бени-Хасане, использует домашних животных для перевозки плавильного горна так же, как и мастера-медники в более позднее время. Один из мужчин играет на восьмиструнной лире. Вождь семитов Авесса предлагает в дар египетскому правителю козла, между рогами которого помещен пастушеский посох. Поскольку, как отмечает Олбрайт, изображенная на фреске одежда вряд ли претерпела в последующие два века существенные изменения, то не будет ошибкой предположить, что все выглядело так же и во времена Иакова2. Таким образом, эти и другие подобные материалы подтверждают историческую достоверность сведений Священного Писания, касающихся времени патриархов, судей, а также Давида.
Закон Ветхого Завета
По пути следования израильтян в Ханаан Бог явился Моисею на горе Синай и вручил ему скрижали, содержащие закон. Рационалисты и противники исторической достоверности свидетельств Священного Писания утверждали следующее: «Закон, известный по книгам Исход, Левит, Числа и Второзаконие, является позднейшим изобретением. Он не был издан около 1500-1400 гг. до Р. X. Основные его положения были записаны и кодифицированы лишь около 500-450 гг. до Р. X.». Главный аргумент скептиков сводился к тому, что свод законов в том виде, как о нем говорится в упомянутых выше четырех книгах Ветхого Завета, был труднодоступен для восприятия и понимания малокультурных людей, какими были в то время израильтяне, и, стало быть, нет оснований полагать, будто они получили столь глубоко разработанный свод законов. Тем не менее и этот довод оппонентов был опровергнут благодаря пяти важным археологическим находкам: 1) кодекса законов государства Эшнунны; 2) кодекса законов Липит-Иштара; 3) кодекса законов Би-лаламы; 4) кодекса законов Хаммурапи; 5) клинописных табличек из Рас-Шамры. Рассмотрим прежде всего археологические свидетельства, а затем на основании их сделаем необходимые выводы. 1. Кодекс законов города-государства Эшнунны (современный Тель-Асмар, расположенный примерно в 90 км к северо-востоку от Багдада) был найден сравнительно недавно. Он древнее кодекса законов Хаммурапи, однако обладает рядом схожих с ним характерных черт. 2. Кодекс законов царя Липит-Иштара старше кодекса законов Хаммурапи на два столетия и содержит аналогичные кодексу Хаммурапи статьи законов1. 3. Несколько глиняных табличек были обнаружены при археологических раскопках, проводившихся в 1945 году и в последующие годы в Тель-Хермеле, расположенном в окрестностях Багдада. Эти глиняные таблички содержат законы времени Билаламы (1900 г. до Р. X.). Один из этих законов напоминает положение закона Моисея, которое гласит: если чей-нибудь вол забодает до смерти соседского вола, пусть продадут оставшегося в живых вола и разделят пополам полученные за него деньги; мясо погибшего вола следует также поделить между ними (Исх. 21, 35)2. Кодекс законов Билаламы состоит из введения и 59-ти статей, определяющих торговые отношения, тарифы цен и оплаты и наказания за невыполнение экономических или других обязательств. Другая часть статей касается уголовного и брачного права, вкладов, продажи, а также ущерба, нанесенного людьми, животными или предметами3. 4. Кодекс законов знаменитого аморейского царя Вавилона Хаммурапи (1728-1686 гг. до Р. X.)4 увековечен на черном базальтовом столбе, который был найден в результате раскопок 1901 г. в Сузах. Этот кодекс содержит 247 статей уголовного и гражданского права, а также статьи по административному праву и законы, регламентирующие торговые отношения и другое. Он вобрал в себя основные положения предшествующих статей законов города Эшнунны и царя Липит-Иштара. Знаменитый кодекс Хаммурапи, записанный на несколько веков ранее законов Моисея (который жил около 1500-1400 гг. до Р. X.), содержит также некоторые статьи законов, схожие с теми, что вошли в свод законов Моисея.
5. Глиняные таблички из Рас-Шамры были открыты французскими археологами, работавшими (с 1929 г. и в последующие годы) под руководством профессора археологии «Коллеж де Франс» Клода Ф. А. Шеффера. На месте современной гавани Рас-Шамры (Северная Сирия, напротив острова Кипр) располагался некогда древний город-государство Угарит. Этот город был знаменитой Белой Гаванью финикийского побережья, в которой процветала хананейская цивилизация. Помимо остатков двух языческих храмов, посвященных богам Ваалу и Дагону, Шеффер обнаружил остатки жилищ зажиточных торговцев и дом, принадлежавший верховному жрецу Угарита. У этого человека была богатая библиотека, о чем свидетельствует собрание многочисленных и хорошо сохранившихся глиняных табличек, одна из которых исписана уникальным алфавитным клинописным письмом (около 1300-1200 гг. до Р. X.). Таблички из Угарита, который был полностью разрушен около 1200 г. до Р. X., стали настоящим сокровищем, редчайшей находкой, датируемой около 1400 г. до Р. X. Эти открытия пролили свет на неведомую доселе историческую эпоху и во многом способствовали обогащению наших сведений о политеистической религии и языческих обычаях хананеев и финикийцев. В результате открытий в Рас-Шамре стало известно о богах и богинях (Ваал, Эл, Дагон, Ашера), о храмах и языческих обрядах, религиозных гимнах, молитвах и мифах хананеев-язычников. Судя по описаниям, некоторые из обрядов напоминают религиозные обряды израильтян и статьи законов Ветхого Завета1. Остановимся несколько подробнее на этих пяти археологических находках, поскольку и в дальнейшем нам предстоит возвращаться к ним снова и снова. Они оказались существенным подспорьем в опровержении точки зрения противников достоверности Священного Писания, в частности, в связи с тем утверждением, что будто бы Моисеев закон появился лишь в 500-400 гг. до Р. X. 1. Пять кодексов законов (из Эшнунны, Липит-Иштара, Билаламы, Хаммурапи и из Рас-Шамры), содержащие статьи законов и религиозные законоположения, значительно древнее (выше была приведена их датировка), чем закон Моисея. Следовательно, если народы Месопотамии и хананеи Угарита были настолько цивилизованными, что использовали столь глубоко разработанные законы (естественно, языческие), содержащие множество подробных статей, некоторые из которых схожи со статьями закона Моисея, то спрашивается, почему израильтяне не могли иметь свои собственные законы? Израильтяне не были настолько диким и отсталым народом, каким их считают все те, кто отвергает Священное Писание. По уровню развития культуры они ни в чем не уступали народам Месопотамии и Угарита. Они проживали в одном из плодороднейших регионов Египта — в Гесеме, поддерживавшем теснейшие связи с Ханааном. Кроме того, вполне естественным представляется то обстоятельство, что народу, которому в ближайшем будущем предстояло прочно обосноваться в «земле обетованной», были дарованы законы, соответствовавшие жизни аграрного общества. Закон Моисея соответствовал как раз тому, что требовалось израильтянам. Весьма характерно суждение одного из рационалистов — профессора Йельского университета Миллара Барроуза. Он заметил: «Некоторые ученые полагают, что уровень развития общества и уровень морали, отраженные в законах Моисея, слишком высоки для той древней эпохи. Однако сведения, которые содержатся в древних кодексах законов вавилонян, ассирийцев и хеттов, а также высокие идеалы, которые нашли отражение в древнеегипетской «Книге мертвых» и в древней книжной мудрости египтян, окончательно опровергают это утверждение»1. Тот же автор отмечает, что «некоторые термины, которые в Ветхом Завете употреблены для обозначения различных видов жертвоприношений, можно встретить на табличках из Рас-Шамры, например: кровавая жертва, жертва всесожжения, жертва умилостивительная, жертва мирная»2. 2. Сходство содержания заповедей Моисея и кодексов законов ассирийцев, вавилонян и хананеев дает повод оппонентам достоверности сведений Священного Писания утверждать, что Моисей позаимствовал свои законы из кодекса Хаммурапи. Однако тщательное и детальное изучение кодекса Хаммурапи в последнее время показало, что в действительности не существует заимствования или какой-либо связи между законами Моисея и Хаммурапи. Это признал и профессор-рационалист Пенсильванского университета Джордж А. Бартон, который пишет: «В целом сопоставление кодекса Хаммурапи с законами Пятикнижия при всем их кажущемся сходстве убеждает исследователя в том, что законы Ветхого Завета, по существу, не заимствованы из вавилонских законов»1. К тому же кодекс законов Хаммурапи содержит своеобразные статьи, которые, например, касаются воинов, сборщиков налогов и торговцев вином... 3. Но как тогда объяснить некоторое сходство содержания законов Моисея с законодательством ассирийцев, вавилонян, хеттов? И особенно сходство содержания клинописных табличек из Рас-Шамры с изложением закона в книге Левит? На этот вопрос профессор археологии Дж. П. Фри отвечает двояко. Он пишет: «Во-первых, возможно, законодательство Израиля распространилось в Ханаане благодаря израильскому народу, когда заповеди были открыты Моисею (около 1450 г. до Р. X.) и использовались хананеями и населявшими Сирию народами еще до того, как были записаны на глиняных табличках из Рас-Шамры (1400—1350 гг. до Р. X.); во-вторых, возможно, законы, открытые Богом в очень древние времена (и переданные позже Моисею в кодифицированном виде) были предназначены для разных народов; однако со временем в законы были внесены изменения, различного рода поправки и искажения со стороны язычников. В результате передачи законов " из рук в руки" и " от народа к народу" они оказались записанными на глиняных табличках из Рас-Шамры»2. Мнение профессора Дж. П. Фри о том, что закон был открыт народу Израиля в древнейший период (еще до Моисея), а затем передан другим народам, и после ряда изменений его содержание было воплощено в том виде, что известен нам по глиняным табличкам из Рас-Шамры, может быть основано на данных Священного Писания. Бог пообещал Исааку, который жил намного раньше Моисея: «Благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам, отец твой, послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт. 26, 4-5). «Повеления», «уставы», «законы» являются синонимами и означают божественную заповедь или заповеди, которые Бог открыл патриарху Аврааму (эпоха патриархов приблизительно датируется периодом между 2000 г. и 1800 г. до Р. X.). Итак, как отмечает профессор археологии Дж. А. Томпсон, не стоит особенно удивляться сходству содержания законодательства Моисея с кодексом Хаммурапи. Ведь «поскольку семья патриарха происходила из Месопотамии, вполне естественно, что она принесла с собой и некоторые из законов общества, к которому она принадлежала до того времени, как покинула Месопотамию. Насущную необходимость подобных законов испытывала любая общественная система, и можно предположить, что они были утверждены Богом»1. Кроме того, сэр Фр. Кеньон, не отличающийся консерватизмом высказываний, отмечает: «Клинописные тексты из Рас-Шамры, посвященные описанию различных типов религиозных обрядов, подводят к мысли, что в основе тех частей Пятикнижия, которые в свете филологической критики выглядят недавно составленными, может лежать более древний письменный источник»2. Поскольку язык текстов из Рас-Шамры является родственным древнееврейскому, то представляется естественным, что встречающиеся в них термины относительно жертвоприношений, типов обрядов и т. п. нередко схожи с аналогичными выражениями текста Ветхого Завета3. 4. Все это позволяет прийти к выводу, что происшедшее на божественной горе Синай было уникальным явлением с последствиями во всемирно-историческом масштабе. Моисей, родившийся среди евреев, но воспитанный в языческой среде и получивший редкое образование, поскольку вырос во дворце фараона, стал провозвестником монотеизма. Именно он провозгласил с Синайской горы веру в Единого Бога. Получив божественное откровение, он обновил завет, заключенный Богом еще с патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом, и вручил каждому из израильтян десять заповедей, то есть божественный закон, который в своих основополагающих пунктах не имел прецедента и представлял собой нечто уникальное для всего мира4. До этого момента человечество приложило некоторые усилия для обращения к монотеизму. Одну из таких попыток предпринял египетский фараон Аменофис IV (Аменхотеп IV, или Эхнатон) периода правления 18-й династии (1703-1462 гг. до Р. X.). Следуя устремлениям своего отца (Аменофиса III), он попытался утвердить монотеизм в виде культа бога Солнца вместо культа Амона. Другая попытка была предпринята в Месопотамии, где решили объединить всех языческих богов в одного — Нинурту, бога войны. Однако эти вполне человеческие и всецело языческие устремления, это сильное желание человеческой души связать себя с единым истинным Богом любви, с Которым она была разобщена, ни к чему не привели. Между тем вера в истинного Бога, в единого Бога Авраама, Исаака и Иакова, вера в Господа Бога Вседержителя, безсмертного Бога мира и в Его священный, совершенный и вечный закон, изложенный с непререкаемым величием в десяти заповедях, покорила мир. С тех пор народ Божий (в Ветхом Завете народ Израиля, в Новом Завете — новый Израиль благодати, т.е. Церковь Христова, которая содержит закон Ветхого Завета, дополненный и завершенный проповедью Мессии-Христа) отправился в путь через пустыню мира и шествует к «земле обетованной», к вышнему Иерусалиму, имея своим долгом избегать греха и жить в соответствии со святейшей волей Вседержителя Бога, Который являлся Аврааму, Исааку и Иакову, а затем Моисею на горе Синай, пророкам и, наконец, явился всему миру как Богочеловек Господь во времена царя Иудеи Ирода и римского императора Августа. Это тот Самый Господь Бог, Сын Человеческий, Который придет и во второй раз, чтобы судить мир на основе святого, человеколюбивого и спасительного закона, т.е. того самого закона, который Бог открыл Моисею и который позже восполнил самым совершенным образом Богочеловек Господь Иисус.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы